ТАКОЙ “АРТ” НАМ НЕ НУЖЕН: ПИР МИЛЛИОНЕРОВ-ИЗВРАЩЕНЦЕВ ВО ВРЕМЯ СПЕЦОПЕРАЦИИ

Особенности культурного партнёрства

В столице завершается художественная ярмарка “Арт Москва” – масштабное дорогостоящее мероприятие, включающее в себя выставки классического и современного искусства, мажор-проект “Ювелирная улица”, интеллектуально-культурный форум “Арт Москва” и даже ралли на исторических автомобилях. Мероприятие, ранее бывшее ежегодным, прошло впервые в 2013 году.

Генеральные информационные партнёры – телеканал “Мир” (учредители – страны СНГ) и “Радио Jazz”. В списке “просто партнёров” мы видим несколько СМИ, онлайн-магазины предметов искусства и прочую неинтересную мелочь. Забавный участник – находящаяся в стадии ликвидации культур-барахолка ООО “ЦДХ-Онлайн”, принадлежащая Василию Бычкову, бывшему директору ЦДХ и организатору “Арт Москвы”. Судя по списку, за исключением “Мира”, ни одного государственного или муниципального предприятия не пострадало. А с ним тоже не всё так просто – председателем совета директоров этой телерадиокомпании является самый разговорчивый либерал России Дмитрий Песков, более известный как глава пресс-службы Кремля.

И всё же гламурное мероприятие для миллионеров в сердце Москвы просто не может состояться без явной поддержки высоких персон. Организовавшее выставку ООО “Экспо-Парк Выставочные Проекты” на своём сайте бодро заявляет, что

… ежегодно проводит от 6 до 12 выставок и специализированных ярмарок, которые проходят под патронатом Министерства культуры РФ, правительства Москвы, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектуры), а также при поддержке Департамента СМИ и рекламы города Москвы, ТПП РФ, МТТП и других отраслевых министерств и ведомств.

Особенности культурного патроната

Как видим, ласкового телёнка множество маток патронируют. И в качестве примера такой “выставки под патронатом” в первом же пункте идёт “Арт Москва”. К слову, сам термин “патронат”, отсутствующий в юридическом лексиконе, подобран специально для маскировки степени участия госструктур в частных проектах.

Самые тесные связи у устроителей выставки – со столичными властями. В частности, Москомархитектура любит заказывать у них “услуги по организации конференций”. Кроме того, множество мероприятий “выставочных проектов” проходят, опять же, под патронатом столичного Комитета по архитектуре.

Бычков

ОСНОВАТЕЛЬ ЯРМАРКИ “АРТ МОСКВА” ВАСИЛИЙ БЫЧКОВ НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЁННОЙ ЯРМАРКЕ КЛАССИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА “АРТ МОСКВА” В ГОСТИНОМ ДВОРЕ. ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ / АГН “МОСКВА”

А главное – единоличного владельца ООО “Экспо-Парк Выставочные Проекты” Василия Бычкова мы постоянно видим на различных мероприятиях, которые проводятся при прямом участии или под патронажем московских властей. В частности, именно этот широких талантов человек руководит выставкой-форумом “АРХ Москва” (одна буква разницы с нынешним мероприятием), которую проводят в том же самом Гостином Дворе под прямым руководством (официально – опять же “патронажем”) Москомархитектуры. ЦДХ закрыт, но лично деловые отношения Бычкова с главой ведомства Юлианой Княжевской никуда не делись.

Особенности культурной спецоперации

Элегантная госпожа Княжевская возглавляет Москомархитектуру с 2014 года – несмотря на то что не имеет ни художественного, ни инженерного образования, – она юрист, причём, согласно официальной биографии, начала работать в суде за год до совершеннолетия.

Именно на юристе Княжевской лежит прямая ответственность за извращения программы реновации. Она санкционировала превращение здравой самой по себе мысли обновления жилого фонда в строительство сверхвысоких человейников, избыточного жилья для мигрантов. Напомним, как изначально нам обещали рост метража на 10-20%, а по факту на тех же землях возводится на 200%, то есть в три раза больше квадратных метров. Притом что вынужденным переселенцам дарить их никто не собирается.

Деяния Княжевской выглядят особенно цинично, если учесть, что она, в отличие от своего бывшего шефа идеолога многоэтажек и мигрантов Марата Хуснуллина сама родилась в Москве и прожила здесь всю жизнь.

Интересная деталь из жизни главы Москомархитектуры: в 2010 году она прошла краткосрочное повышение квалификации в Академии менеджмента по программе “Особенности деятельности руководителей в условиях социально-экономических преобразований”. У нас есть серьёзное подозрение, что это “повышение квалификации” проведено исключительно для галочки – иначе Юлиана Владимировна понимала бы, что наша страна сейчас находится на пороге крупнейших социально-экономических преобразований с 1992 года, и главной “особенностью деятельности руководителей” в этих условиях должен быть предельный рационализм, работа исключительно на результат, причём не личный, а коллективный.

В действиях главы Москомархитектуры, равно как и всего московского правительства, этого понимания не прослеживается.

Понимания того, что, когда говорят пушки, бордюры не перекладывают и антиквариатом не хвастают – разве что без лишней помпы распродают, если надо для военных нужд.

Понимания того, что за свой колоссальный бюджет (примерно равный бюджету 50 менее успешных регионов России) столица должна нести колоссальную ответственность, поскольку деньги для Москвы зарабатываются всем русским миром.

Понимания того, что приставка “арт” в такое время может означать только “артиллерийский”.

А что мы увидели в русском Гостином Дворе, управляемом грузинской группой Михаила Хубутии? Тяжёлый пир с “санкционкой” во время спецоперации.

Особенности культурных инвестиций

Классический анекдот гласит:

– Я совсем не понимаю это современное искусство.

– Да нет ничего проще. Если произведение можно обойти вокруг, то это скульптура. А если висит на стене – значит картина.

На выставке-ярмарке “Арт Москва” много чего висело, стояло и лежало. И многое из этого, надо признать, было без дураков – “художественно питательно” или хотя бы просто радовало глаз, приятно удивляло. И не только из старого, но и нового. Однако модный принцип непременного ведра дёгтя в благоухающем саду искусств был выдержан безупречно.

В прошлый раз “Арт Москва” проходила в 2013-м. Её создатель и организатор Василий Бычков – человек в художественном и околохудожественном мире известный. Помимо уже перечисленных регалий, это член Общественной палаты России, председатель разных советов и комиссий, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, лауреат национальной книжной премии “Иванушка-2001” в номинации “Альтруист года”. Кроме того, сам Бычков известен как его большой энтузиаст и “движитель”, страстно желающий, по его словам, “помочь одной седьмой части суши вернуться в мировой контекст”.

В момент принятия решения о возобновления выставки Бычков ещё не знал, что возвращаться будет уже некуда. Как тут быть модным галерейщиком, ориентированным на “продвинутую” западную “общечеловеческую” публику с перекрёстными экспозициями там и здесь? Очевидно, что надо как-то перестраиваться, менять приоритеты.

выст

ЯРМАРКА КЛАССИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА “АРТ МОСКВА” В ГОСТИНОМ ДВОРЕ. ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ / АГН “МОСКВА”

Новая “Арт Москва” стала “компотом” – коммерческим симбиозом искусства старых мастеров, большой антикварной лавки, ювелирного салона и современных художников. С упором, как сейчас модно, на инвестиции – у некоторых людей скопилось слишком много рублей, которые так заманчиво вложить в произведения искусства (акции, биткойны, пирамиды ГКО…)

В условиях волатильности и нестабильности курса вложения в “вечное” привлекают многих, ведь хорошее искусство дорожает на 25% в год – этого ни в одном банке не найдёшь. По нашему опыту, в такие периоды покупают именно классические произведения,

– объяснил на пресс-конференции такой “сбор по сосенке” Василий Бычков.

Особенности культурного базара

Что ж, такой “инвестиционный” вариант вроде бы и неплох: богатые любители скупят произведения искусства в надежде на 25% годовых, но гарантий никто не давал, всё на собственный страх и риск. Три зоны – “Антиквариат”, “Ювелирная улица” и “Современное искусство” дополняли друг друга, давая посетителям возможность смотреть (а кому-то и прицениваться) по своему вкусу. Произведения и предметы выставили более 40 антикварных галерей и частных коллекционеров из России.

Радетелей “чистого искусства”, конечно, немного смущало, что картины в первом разделе висят в павильонах не как на выставке, а как в лавке антиквара – вперемешку с мебелью, подсвечниками и другими старинными вещицами. Профессиональной подсветкой картин при этом мало кто заморачивался.

Зато, присмотревшись, здесь можно было увидеть вещи многих великолепных русских мастеров первого ряда и некоторых европейцев – второго, третьего ряда, которые не встретишь в прославленных музеях. От Дмитрия Левицкого до Бориса Кустодиева, от Ивана Айвазовского до Ивана Шишкина, от Константина Коровина до Василия Поленова. Галерея “Метрополитэн”, например, представила великолепные статуэтки Романа Эрте в стиле ар-деко.

выставка

ЯРМАРКА КЛАССИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА “АРТ МОСКВА” В ГОСТИНОМ ДВОРЕ. ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ. ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ / АГН “МОСКВА”

Многие рассматривали картину “Спаситель” Владимира Маковского, написанную в 1890 году по личному заказу императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны, после чудесного спасения семьи Романовых при крушении поезда в 1888 году. Привлекали внимание поясные портреты русских императоров и батальные сцены Франца Рубо, русский пейзаж и великолепный бюст Александра Суворова работы Евгения Вучетича. В отдельной витрине с подсветкой выставлен “Туалетный прибор императрицы Марии Фёдоровны”.

Всё, конечно, пестровато, эклектично: серебряный чайник семьи Столыпиных – а рядом блюдо с портретом Сталина, бесконечные фарфоровые сервизы и настольные приборы – ярмарка есть ярмарка! Хотя местами это больше напоминало базар, за который, по нашему обычаю, неплохо бы ответить…

Особенности культурного гвоздя

Но вот посетитель переходил в раздел современного искусства – и сразу становилось грустновато, скучновато, а местами и противно. Талантливые или хотя бы интересные в художественном смысле вещи можно пересчитать по пальцам. Большинство – пусто, бессюжетно, “смысл их тёмен”. Не умеешь рисовать – привлекай кичем на грани провокации: Христос на пачке “Мальборо” с надписью “Marlboro Not guilty”, чёрный всадник с сатанинской звездой на башке и с копьём в руке, скачущий на Кремль.

выставка

ФОТО: АНДРЕЙ САМОХИН / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Неужто это и всё, на что способно “актуальное искусство”, всё, что способны патронировать наши госструктуры? Даже “старички” этого направления Оскар Рабин, “Комар и Меламид” на этом фоне кажутся богатырями живописи.

выставка

ФОТО: АНДРЕЙ САМОХИН / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

А самое главное – организаторы выставки, словно в продолжение темы импортозамещения, приготовили “концептуальный гвоздь”, на что недвусмысленно намекали видные отовсюду три огромных баннера, дабы привлечь посетителя к созерцанию выставленных “шедевров”. Их автор глумливо взирал сверху в образе безумного Хоттабыча над московским Сити. Имя его известно достаточно хорошо, особенно тем, кто в сознательном возрасте прожил 1990-е: Олег Кулик. Да-да – тот самый. Незадачливый самодеятельный “скульптор” из Киева, который, отчаявшись в 1980-е покорить столицу своими художествами, придумал более эффективный способ – публичный скандал с оскорблением.

выставка

ФОТО: АНДРЕЙ САМОХИН / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

В 1992-м вместе с группой “Николай” в галерее “Риджина” Кулик публично зарезал поросёнка, которого потом пожарили и съели. Перед этим “художник” объявил, что эта свинья – Россия, напичканная комплексами. Через два года в мясном ряду Даниловского рынка тот же Кулик в облике (прости Господи!) Христа-мутанта – в терновом венце и в красной мантии, с копытами вместо рук и с молочным поросёнком на руках – влез на разделочный пень и громко мычал несколько минут. И никто тогда не отреагировал по-мужски – в отличие от ситуации с куликовским дружком-акционистом Тер-Оганьяном, который на выставке “Дар Марата” в Третьяковке измывался над иконами.

Но истинная слава пришла к Кулику после того, как он голый, на четвереньках изображал бешеную собаку, кусая прохожих, прыгая на автомобили и испражняясь у галереи своего покровителя Марата Гельмана. Ставший известным как “человек-собака”, Кулик объехал потом пол-Европы со скандалами повторяя там свой “номер”.

Но прошли годы, и постаревшему Кулику надоело бегать голым, тем более что ещё одного “акциониста на всю голову” Петю Павленского ему всё равно не удалось переплюнуть. И тогда из Олега Кулика начали лепить респектабельного “актуального художника”. И слепили.

Особенности культур… Нет, это не культура

То, что Кулик выставил в Гостином Дворе в самом центре Москвы, не просто омерзительно. Жирную, нереально уродливую голую бабу с мечом (прозрачный намёк на “Родину-мать”) воздвигают, напрягаясь, на пьедестал, держат растяжками такие же голые уродцы, у которых отваливаются части тела. Называется эта хрень “Большая Мать”. Огромный пояснительный текст на стенде выдержан в духе наркотического бреда со сказочно-былинными русскими аллюзиями.

выставка

ФОТО: АНДРЕЙ САМОХИН / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

При всех “фигурах прикрытия” налицо смачный плевок в лицо России и русского народа.

Рядом красуется полноразмерная деревянная скульптура “Адам и Дева”, где изображён некий гермафродит, изо рта которого торчит змеиный язык, завиваясь в проволочный протуберанец. На стенде – такой же бредовый и навязчивый текст, имеющий явной целью не пояснить замысел, а затуманить мозги решившегося это читать.

выставка

ФОТО: АНДРЕЙ САМОХИН / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Повторим, разделу Кулика отведено отдельное пространство, висящие баннеры привлекают издалека. То есть это не экспонаты “для экзотики”, а целенаправленная акция. И её вполне можно назвать идеологической диверсией.

Что с того?

Вот он, тот самый “мировой контекст”, о котором говорил г-н Бычков. Именно он сподвиг отдать в своё время под персональную выставку Кулику 10 тысяч квадратных метров на три этажа в ЦДХ, чему сам “человек-собака” немало подивился. Именно он обязал директора Третьяковской галереи г-жу Трегулову выставлять на фоне бессмертной картины Александра Иванова “Явление Христа народу” распяленную на подложке “Ветку” “актуалиста” Андрея Монастырского. И он же сподобил г-на Пиотровского согласиться, чтобы в залах Эрмитажа развесили выпотрошенные чучела животных бельгийского пакостника Яна Фабра.

Наверное, этот же контекст довлел над московскими властями, когда они установили на Болотной набережной большую кучу №4 швейцарца Урса Фишера. И когда санкционируют и “патронируют” все многочисленные проекты господина Бычкова, которому явно дан карт-бланш – на арендованных им территориях “альтруист года” творит что хочет.

Под благодарные аплодисменты государственных и муниципальных служащих.

АНДРЕЙ САМОХИН, МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ

Источник: Царьград.тв

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники