«Крематорий ассоциируется с фашизмом и концлагерями»

Епископ Сарапульский Антоний выступил против появления в Сарапуле печей для сжигания покойников

5 марта епископ Сарапульский и Можгинский Антоний направил открытое письмо главе Удмуртской Республики Александру Владимировичу Бречалову в связи со строительством в Сарапуле крематория, сообщает пресс-служба Сарапульской епархии.

«С удивлением узнал из средств массовой информации о принятом Вами решении о строительстве в городе Сарапуле крематория, – говорится в обращении владыки. – К великому сожалению, такой деликатный, затрагивающий морально-этические и религиозные чувства граждан вопрос, был принят без обсуждения с жителями».

Он напомнил, что официальная позиция Русской Православной Церкви к вопросу кремации отражена в журнале № 30 заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года в документе «О христианском погребении усопших».

В нём говорится, что «Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле».

«Испокон веку усопших на Руси хоронят в землю, – пишет епископ Антоний. – Так делают не только православные, но и мусульмане, и иудеи. Даже у людей атеистических взглядов, поминая покойного, принято говорить “Пусть земля будет пухом”. Если обратиться к истории, то в нашей стране массовая кремация началась после революции 1917 года. Именно в то время новая власть стала активно бороться с Церковью, а также с вековыми традициями России. Вместо них навязывались нововведения, в том числе и сжигание в крематориях. Причём организовывались они зачастую на месте разрушенных или осквернённых храмов. Поэтому сегодня для верующих Сарапула решение о строительстве такого сооружения – это новое напоминание о богоборчестве».

«Есть ещё одна важная деталь, связанная с историей, – считает он. – В сознании большинства жителей России слово крематорий ассоциируется с войной, фашизмом и концлагерями. Всё это еще очень живо в памяти старших поколений, и, безусловно, строительство подобного объекта на территории Сарапула, также вызовет негативную реакцию у этих людей».

По его словам, «вызывает много вопросов и сама идея строительства крематория в маленьком городе. Можно понять, когда подобные объекты появляются в мегаполисах, где умирает больше людей, и, соответственно, нужны достаточные земельные территории для захоронений. Если посмотреть на Сарапул – то население у нас далеко не миллионное. Земли у нас тоже хватает, слава Богу».

«Другой момент — моральный. Одно время, живя в Санкт-Петербурге, я проезжал мимо крематория.  Даже не заходя внутрь, испытываешь очень неприятные ощущения, – поделился архипастырь воспоминаниями. – И мне сложно представить, как у нас будут жить люди недалеко от этого сооружения. А ведь там большой населенный пункт Сарапульского района – Смолино, с его чистыми родниками, воду из которых набирают не только местные жители, но и многие сарапульцы. А новый, активно развивающийся городской район – Пастухово, практически в километре. Как жители будут себя ощущать, зная, что по соседству сжигаются тела людей?»

«Также возникают вопросы по экологической безопасности. Делалась ли какая-то экологическая экспертиза по этому вопросу? Насколько надежное оборудование там будет использоваться? Какая санитарная зона вокруг объекта и как учитывается роза ветров? – задаётся вопросами епископ Антоний. – И не приведет ли это к ситуации, как, например, в Нижнем Новгороде, где проживающие рядом с крематорием люди, жалуются на очень неприятный стойкий запах палёных человеческих волос. Кто-то даст гарантии, что такого не случится в Сарапуле?»

«Говорят, что будут инвестиции, которые, как нам обещают, придут в экономику города, благодаря крематорию. Но любой вопрос имеет две стороны медали. Да, вероятно появятся несколько новых рабочих мест. Но если на другую чашу весов положить все озвученные выше вопросы, то возможно морально-этические и религиозные чувства людей, их благополучное проживание на родной земле перевесят чьи-то коммерческие интересы», – отметил владыка.

«И еще. Почему-то тема строительства крематория в Сарапуле возникает в такое сложное и в политическом и экономическом смысле время. На мой взгляд, сегодня нужны поводы и темы, которые могут объединять, а не разъединять граждан. Кроме того, принятие властями решений, касающихся важных сторон жизни большого числа людей без обсуждения с общественностью, ведут к снижению авторитета этих властей и отражаются на протестных настроениях в обществе», – полагает архиерей.

«Резюмируя вышесказанное, обращаюсь к Вам, Александр Владимирович, от имени православных верующих,  с предложением вынести вопрос строительства крематория в Сарапуле на обсуждение жителями г. Сарапула и Сарапульского района и уже после этого принять соответствующее решение.

Нам всем жить на этой земле, нам дышать этим воздухом, нам  эту землю и этот город передавать детям и внукам. Мы сегодня с благодарностью вспоминаем наших предков, оставившим нам в наследство город с богатой историей, прекрасной архитектурой, первым в регионе водопроводом и электричеством, железной дорогой и многими другими благами. А по каким великим делам будут вспоминать потомки нас? Неужели памятником нашего времени станет крематорий?» – заключил епископ Сарапульский и Можгинский.

Тем временем председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда согласился с Сарапульской епархией, выступившей против строительства крематория, сообщает РИА Новости.

В своем Telegram-канале Легойда отметил, что со времен «атеистического режима» в некоторых городах России сохранились крематории, «есть немногие люди, которые, следуя своим убеждениям, сознательно предпочитают кремацию скончавшихся родных».

«Однако сейчас мы живем во времена, когда большинство представителей традиционных религий придерживаются сложившегося за века обычая погребения умерших. И для власти естественно прислушиваться к их мнению. Аргументы, что в крупных городах не хватает земли для захоронения, место на кладбище стоит крайне дорого, известны. Однако сценарий, когда в каждом российском городе будет построен крематорий, предоставляющий дешевые “услуги”, видится неприемлемым»,- написал Владимир Легойда.

Он напомнил, что Церковь «никогда не отказывала в заупокойном поминовении кремированных, зная о том, что многие родственники усопших вынуждены принимать такое решение, не имея выбора», однако «принадлежность к христианству не предполагает сознательного выбора в пользу предания тел огню».

«Власти призваны создать все условия, чтобы погребение родственников было материально и организационно доступно для тех, кто придерживается соответствующих религиозных традиций. Поэтому призываю прислушаться к аргументам Сарапульской епархии Русской Православной Церкви против строительства крематория», – подчеркнул Владимир Легойда.

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники