Замечания Каменец-Подольской епархии УПЦ касательно проекта документа Всеправославного Собора

Замечания Каменец-Подольской и Городокской епархии Украинской Православной Церкви в отношении документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятого V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015, и опубликованного в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

Уже само название документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» вызывает целый ряд вопросов.

1. Например, из названия можно сделать вывод, что существует некий «христианский мир», всего лишь частью которого является Православная Церковь. Таким образом, совершенно размытым становится понимание термина «Церковь», а также вводится чуждый для святоотеческой традиции и Предания термин «христианский мир».

2. Также из названия можно сделать вывод, что христианином можно быть и вне Православной Церкви.

3. Кроме того, совершенно непонятно, идет ли речь в документе о единой Церкви, или о Православной Церкви и «Церкви», в которую входит «остальной христианский мир».

Поэтому, уже в первых строках этого документа нужно провести четкое различие между Церковью Христовой, каковой и является Православная Церковь, и другими религиозными организациями, которые называют себя «христианскими». «Христианский мир» – это скорее предмет научного религиоведческого изучения, который не имеет никакого отношения к церковно-догматическому пониманию этого термина. Вне Церкви не может быть никакого «христианского мира», ведь сама Церковь и является, в собственном смысле этого слова, этим миром. А вот «остальной», так называемый «христианский мир», во все века именовался Церковью еретиками, раскольниками и отпадшими от общения со Христом. Не называя вещи своими именами, документ в данном случае свидетельствует о ложной и никому не нужной толерантности. Кроме того, церковный термин («христианский мир») наполнен нецерковным содержанием (якобы этот «мир» может существовать помимо Церкви Христовой). Но если ересь не называть ересью, а именовать «остальным христианским миром», то и надежды на покаяние еретика и возвращение его в Церковь быть не может.

Православная Церковь содержит всю полноту истины. Поэтому, необходимо внести в текст изменения, чтобы у пребывающих вне церковной ограды людей не создалось впечатления, «что нет необходимости искать пути возвращения в лоно «Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви – Церкви Православной».

1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.

Это утверждение совершенно лишено смысла, так как Церковь не может быть Единой и в то же время занимать какое-либо место в «движении к единству». Создается впечатление, что существует некое несовершенство (всего лишь) в единстве истинных христиан. В то же время, в нашей Церкви уже существуют определенные богословские формулировки, которые более точно выражают место Церкви в современном мире. В документе под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятого Архиерейским Собором в 2000 году, говорится: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым. <…> Церковь Христова едина и единственна» (1.1, 1.2). Это означает, что единство всех христиан возможно только на основании православной веры и только в Православной Церкви и нигде больше.

4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.

В этом пункте можно увидеть неоправданное смешение сложных взаимоотношений Церкви Христовой с различными древними сообществами, которые назвали себя христианскими, и теми религиозными организациями, которые возникли в новейшее время на волне экуменического движения, и которые имеют к христианству самое отдаленное отношение или вообще его не имеют. Кроме того, использование термина «экуменический», как уже давно скомпрометировавшего себя и потерявшего изначальный смысл, видится ошибочным. Тем более что в данном случае он вообще не упоминает о христианстве, а также не говорит о единстве в Истине, содержащейся в Православии, а поэтому может быть наполнен как христианским, так и секулярным содержанием.

Кроме того, выражение: «Православная Церковь… принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие» не соответствует действительности, потому что, во-первых, не вся Церковь принимала участие в этом движении, а во-вторых, мы знаем об огромном количестве святых и мирян Церкви, которые выступали и выступают против этого движения.

Термин «экуменический» может быть принят только в том случае, если он будет пониматься в соответствии с этим утверждением: «Православный экуменизм, таким образом, предполагает возможность подлинного единства христианских церквей лишь при условии единства веры, единства основ духовной жизни, единства принципов церковного устройства, единства Священного Предания – то есть всего того, что в своих главных чертах характеризует Церковь Бога живаго (1 Тим. 3, 15).» (http://apologet.in.ua/apologetika/ehkumenizm-i-sinkretizm/ehkumenizm/rabota-ob-ehkumenizme/1748-pravoslavnoe-ponimanie-ehkumenizma—-aleksejj-ilich-osipov.html). В противном случае, этот термин из документа лучше изъять вообще.

Далее, слова о том, что Православная Церковь «первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа» вступают в явное противоречие с каноническим правом Церкви, святоотеческим преданием и, наконец, с евангельским учением. Дело в том, что Церковь не искала и не ищет «пути и способы» единства, по той причине, что такой путь уже давно найден и заключается он в покаянии, отречении от заблуждений и ереси, а также в жизни по Евангелию и учению Церкви.

5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

Эта фраза противоречит не только учению святых отцов, но и элементарной логике. Как уже говорилось выше «православное самосознание» уже давно владеет методом «восстановления единства христиан» (покаяние и отказ от заблуждений), который как раз и зиждется на основе веры и предания Церкви. Тогда о каком поиске идет речь?

6. «Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель – подготовить путь к единству».

В этом пункте вновь содержится очевидное противоречие. Сначала утверждается, что «Единство, которым обладает Церковь… не может быть нарушено», и в то же время Церковь «констатирует существование в истории других, не находящихся в общении с ней, христианских церквей и конфессий». Но, если «единство не может быть нарушено» (что является истиной), то все те, кто находятся за границами этого единства, вместе с этим пребывают и вне Церкви. Если какая-либо религиозная организация не находится в общении с Церковью, то и называть, а тем более констатировать ее как «церковь» нельзя. А утверждение о том, что Церковь «благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще», как уже говорилось выше, является ложным.

Пункт 6 заканчивается фразой о том, что Церковь готовит «путь к единству». О каком именно единстве идет речь? И самое главное – о единстве в чем? Если о единстве во Христе и в Православной вере, то об этом прямо и нужно говорить. Единство должно быть только с истинной Церковью, потому что в ином случае под «единством» может пониматься все, что угодно. Выражение «Православная Церковь констатирует существование в истории других, которые не находятся в общении с ней, христианских церквей» является откровенным отступлением от вероисповедной нормы Вселенского Православия, выраженной в Символе Веры – «Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Мы в определенной степени привыкли употреблять термин «церковь» во множественном числе, прежде всего в силу определенных исторических причин: формируя отношения с христианскими формациями, мы вводим в оборот их аутентичные названия, которыми эти формации назвали себя в определенные моменты истории, для примера: Католическая Церковь, протестантские церкви, дохалкидонские церкви и т.д. Но то, что является выражением переговорного этикета в общении, не может иметь места в документе Всеправославного Собора, потому что принятые собором положения примут силу нормативных актов Вселенского Православия. Данная коллизия указывает на необходимость не размывать понятие «границы Церкви» вплоть до полной эманации в букете «христианских церквей», асоборно сформировать понятие «границы Церкви Христовой», что Вселенским Православием не было сделано до сих пор, и именно поэтому создает возможность догматических спекуляций.

Принципы отношений с «остальным христианским миром» в духе данного документа сформированы на основании каких-то надуманных лично-унизительных позиций, являются попыткой избежать обвинений в узко-конфессиональном фанатизме и показать, что православные христиане занимают достойное место в мире общехристианских ценностей. Однако, такую позицию необходимо сопоставить с екклезиологической платформой Католической Церкви, которая представлена в пунктах № 815, №8 16, № 833, №835 и №836 Катехизиса Католической Церкви:

815 “Единственная Церковь Христова (…) та, которую наш Спаситель по воскресении Своем поручил пасти Петру, и ему же и другим апостолам вверил ее распространение и управление (…). Эта Церковь, основанная и устроенная в мире как общество, существует в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним”:

816 Декрет II Ватиканского Собора об экуменизме разъясняет: “Ибо только через Католическую [Кафолическую] Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту средств для спасения. Мы верим, что Господь вверил все богатство Нового Завета только одному Собору апостолов, во главе с Петром, с тем, чтобы создать на земле единое Тело Христово, в которое надо вполне включиться всем, кто уже некоторым образом принадлежит к Народу Божию”.

833 Отдельные Церкви – полностью вселенские через общение с одной из них: Римской Церковью, “которая первенствует в любви”. “Ибо с этой Церковью, по причине ее более превосходных начал, необходимо должна согласовываться каждая Церковь, то есть верующие повсюду” 6. “Действительно, вот нисхождения к нам Слова воплощенного все христианские Церкви повсюду считали и считают великую Церковь, которая здесь (в Риме), единственной основой и основанием, ибо, по самым обещаниям Спасителя, врата адовы никогда не одолели ее”.

835 Кто принадлежит к Вселенской Церкви?

“К вселенскому единству народа Божия (…) призваны все люди; к нему по-разному принадлежат или предназначены и верные католики, и другие верующие во Христа, и, наконец, все люди без различия, призванные благодатью Божиеюко спасению”.

836 “Полностью включаются в общество Церкви те, кто, имея Духа Христова, принимают целиком ее строй и все средства спасения, в ней установленные, и соединены, в видимом организме Церкви, благодаря узам исповедания веры, таинств, церковного управления и общения, со Христом, Который управляет ей через Верховного Первосвященника и епископов. Однако даже тот, кто состоит в Церкви, не спасается, если, не пребывая в любви, остается в Церкви, ,,телом”, а не ,,сердцем”.

837 “С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в ее целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам”. “Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью”. С Православными Церквами это общение так глубоко, “что малого недостает, чтобы оно поспело до полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней”.

Из процитированного видно, что Единая Церковь Христова – только в Католической Церкви, все остальные «вселенские» через общение с Католической, полностью включены в сообщество Церкви – католики, а с теми «кто крещен и носит прекрасное имя христиан… но не хранит единства общения с преемником Петра» – то есть с православными – Католическая Церковь лишь чувствует себя связанной по многим причинам.

В сравнении с принципиальностью католической позиции, в документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» содержится готовность уступить в вероисповедной норме ради призрачного диалога и всепримирення «христианских церквей».

Считаем:

Введение в нормативно-вероисповедный оборот терминов вроде «христианские церкви» и употребление их для формирования каких-либо концептуальных позиций, является недопустимым.

Вместо призрачных экуменических диалогов между «христианскими церквями» стоит сконцентрировать все усилия на понимании и воплощении в жизнь основной задачи Церкви Христовой – спасении человека.

Не боясь никаких обвинений в узко конфессиональном фанатизме и принимая во внимания четкие и однозначные соответствующие положения католицизма, необходимо выработать, наконец, понятие «границы Церкви», в которых выразить четкие критерии реализации Церкви Христовой в Единой Православной Церкви, и лишь на базе этого формировать свои отношения с представителями христианского мира.

7. «В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9: 12)».

Данный пункт содержит целый ряд противоречий. Так, в первом предложении утверждается, что «все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах», но ниже, в пункте 16, это утверждение опровергается. Оказывается, что не все в этих диалогах участвуют. Так, «Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав Всемирного Совета Церквей (ВСЦ): первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах». Поэтому, возникает резонный вопрос – зачем говорить о том, что все участвуют в диалогах, если это неправда?

Далее, нужно обязательно сказать и об осуждении экуменического движения и об отказе в членстве в ВСЦ Русской Православной Церкви на Всеправославном Совещании 1948 г. в Москве. Документы свидетельствуют: «С 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Православных Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской Церквей, представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской и Польской Православных Церквей. Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, была тема отношения к экуменическому движению (осенью 1948 года состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 года посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; высказались за сохранение Александрийской пасхалии…

В Резолюции Всеправославного Совещания 1948 года по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь» сказано:

– целеустремления экуменического движения, выразившиеся в образовании “Всемирного Совета Церквей” с последующей задачей организации “Экуменической Церкви”, в современном нам плане не соответствуют идеалу христианства и задачам Церкви Христовой, как понимает Православная Церковь;

– направление своих усилий в русло социальной и политической жизни и к созданию «Экуменической Церкви», как международной влиятельной силы, есть как бы падение пред искушением, отвергнутым Христом в пустыне, и уклонение Церкви на путь уловления душ человеческих во мрежи Христовы нехристианскими средствами…

– современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения … благодатными путями и средствами;

– снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая по слову апостола, доступна и бесам (Иак. 2:19; Мф. 8:29; Мк. 5:7), – и, констатируя такое современное положение, наше Совещание предстоятелей и представителей Православных автокефальных Церквей, молитвенно призвав содействие Святого Духа, определило: сообщить “Всемирному Совету Церквей”, в ответ на полученное всеми нами приглашение к участию в Амстердамской Ассамблее в качестве членов ее, что все Православные Поместные Церкви, участники настоящего Совещания, принуждены отказаться от участия в экуменическом движении, в современном его плане»[1].

11. «Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий».

В этом пункте вновь встречаются выражения, которые противоречат вере отцов и Церкви. «Методология ведения богословских диалогов» должна быть направлена не на разрешение «богословских различий», а на выяснение возможности или невозможности присоединения иноверных общин, именующих себя христианскими, к Православной Церкви. Да, эта методология предполагает предварительное выяснение сходных и различающихся элементов веро- и нравоучения, молитвенной и духовной практики, но делается это только для того, чтобы облегчить еретику путь к единению с Церковью.

Далее, в документе говорится, что эта методология «предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога». Но, слово «предполагает» в корне отличается от слова «обязывает». Это означает, что данное информирование может в определенных случаях посчитаться неуместным. Известно, что именно народ Божий всегда считался в Церкви хранителем веры и Истины. Любое решение, а тем более решение по тому или иному догматическому вопросу, должно согласовываться не только с высшим церковным руководством, но и с хранителем церковного Предания, то есть, с народом. В противном случае нежелание информировать Церковь о том, какие решения принимаются, может спровоцировать не только недовольство народа Божия, но и многочисленные церковные проблемы. Поэтому, в пункте 11 слово «предполагает» надо заменить на слово «обязывает».

12. «Очевидно, что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех диалогов одна».

Как видно из этого пункта, «цель у всех диалогов одна» – «окончательное восстановление единства в правой вере и любви». Но, как и раньше, мы в данном случае встречаемся с достаточно размытой формулировкой, которая предполагает большое наличие толкований. Например, о какой именно вере идет речь? Что такое «правая вера»? Это вера во Христа вообще, или это все-таки вера во Христа по разуму Православной Церкви? Что означает словосочетание «единство в любви»? Имеется ли в виду необходимость проявлять любовь со стороны христиан в различных житейский ситуациях, свидетелями которых они становятся, или же проявление «любви» в вопросах веры? Кроме того, хорошо известно, что так называемые «всеправославные богословск