Выучила ли Россия уроки столетия?: Известные авторы об итогах 2017 года и перспективах 2018-го в контексте осмысления Царской Голгофы

 Выучила ли Россия уроки столетия?: Известные авторы об итогах 2017 года и перспективах 2018-го в контексте осмысления Царской ГолгофыОчередной год подошел к концу, и мы обратились к нашим авторам – священнослужителям, представителям православной общественности, историкам, журналистам, писателям, деятелям культуры и искусства – с просьбой кратко ответить на вопросы: «Каковы, на Ваш взгляд, итоги 2017 года в контексте осмысления столетия революции в России? Какие выводы, открытия Вы для себя сделали? Что еще нам всем необходимо осмыслить, над чем работать?» Опрос получился достаточно объемным, но, как нам кажется, очень интересным: каждый участник раскрыл собственные неповторимые грани минувшего и происходящего, внес свою ценную лепту в общее дело православно-патриотического просвещения.

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ВАХРОМЕЕВ
С Рождеством Христовым! С чувством духовной радости приветствую вас, всех сотрудников и читателей газеты «Православный Крест»*, в эти славные и спасительные дни великих праздников Рождества Христова и Святого Богоявления!
Возблагодарим Господа нашего за Его милость к нам, грешным, за Его долготерпение, которое продолжается вот уже 2018 лет! Сын Божий смирился нашего ради спасения и принес Себя в жертву, угодную Богу Отцу, чтобы искупить род человеческий от проклятия и смерти. Этот подарок мы получили от Спасителя нашего, Иисуса, Помазанника Божия, по Его великой любви и милосердию к людям, погибающим от насилия лжеца и человекоубийцы – диавола. Но, к сожалению, не все люди приняли дар свободы Христовой и вместо благодарности воздвигают против Бога вражду, ложь, клевету, злобу и ненависть.
То же самое происходит у нас на Руси. Служители зла, дети диавола, продолжают лгать на святого Царя, Помазанника Божия, который, подражая Иисусу Христу, смирил себя ради нас, обманутых и погибающих Русских людей, потерявших понятие о смирении и отрекшихся от своего Царя-батюшки, искупителя наших клятвопреступных грехов. И теперь злодейская ложь справляет столетие своего господства. Именно поэтому мы все быстрее и быстрее приближаемся к завершению истории земной жизни.
Для нас, христиан, это призыв к покаянию и исправлению мыслей. Мы в эти праздничные дни вместе с Ангелами воздадим хвалу Создателю нашему и Его Помазаннику, Царю Николаю, и пойдем по стопам смирения пред Богом и войной против лжи, клеветы и обмана, за свободу от рабства диаволу и детям его.
Следующий год – решающий в нашей Русской судьбе. Как только народ осознает, что Царь наш – святой, и что он не отрекался от своей власти, а передал ее в руки Божией Матери и тем самым исполнил Промысл Божий о вразумлении Русских людей, потерявших живую истинную веру, как только это дойдет до сознания, – то сразу же начнется духовное обновление, и в нашей стране появятся такие руководители, которые будут угодны Богу и людям и при которых будет отсрочено на какое-то время пришествие антихриста и продлится возможность верующим спасаться для Жизни Вечной.
Нам надо умножить и усилить молитвенные предстояния пред Державной Царицей Небесной и пред великим Мучеником Царем Николаем. Они нас зовут к безстрашию перед всеми силами зла и вдохновляют на подвиг веры, любви и стояния в Истине.
Пусть событие Рождества воссияет для вас светом разума, миром души, здравием, благополучием, и всех вас да помилует и укрепит Спаситель Христос!
ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН БУФЕЕВ
Уходящий 2017 год всем Русским православным людям дал повод для переживания и осмысления трагических событий столетней давности: свержения последнего православного Императора и вытекающего из этого преступления отказа от монархического государственного строя в пользу февральского «революционно-демократического». Именно в этих «безкровных» событиях видится начало того кошмара, который известен как «октябрьская революция» и развязанный ею террор, направленный большевиками против народа и Церкви.
Размышления над этой темой приводят к необходимости признать (наряду с ролью других изменников и бунтарей против законной власти) самую действенную роль в этом отречении от Государя членов Святейшего Синода, понудивших всю Русскую Православную Церковь принести присягу на верность «благоверному» Временному правительству.
Вместо сдерживания разгула революционной бесовщины, при официальном признании вначале власти А. Ф. Керенского, затем – совершивших очередной переворот большевиков, Поместный Собор 1917–1918 годов принял роковое решение об изъятии из чина Торжества Православия 11-го анафематизма: «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, Анафема» (здесь и далее – выделения авторов, – примеч. ред.).
После этого зверская расправа над Государем и его Семейством стала рассматриваться не как убийство Помазанника Божия, но как смерть «гражданина Романова».
Стали ли мы мудрее за сто лет? Не знаю. Царственные Страстотерпцы, слава Богу, прославлены. Но как редко можно встретить их почитание! В молитвах на литии их имен в перечне множества других святых нет. Даже в Иверской часовне на Красной площади их имена не включены в чинопоследование молебного пения.
Знаковый фильм «Матильда», несмотря на громкую риторику в СМИ, был допущен к показу. И ни светские, ни церковные власти не смогли защитить народ от этого осквернения. В главном магазине страны – в ГУМе, на главной площади России, устроена экспозиция костюмов, в которых снимались актеры этого кощунственного фильма… Так что дух февральской революции 1917 года продолжает витать в нашем обществе и сегодня.
Освещать эти события честно, исторически правдиво, без ложного благодушия и без трусливого уклонения от темы – долг и призвание православных журналистов.
Выучила ли Россия уроки столетия?: Известные авторы об итогах 2017 года и перспективах 2018-го в контексте осмысления Царской Голгофы
ИЕРОМОНАХ МИХАИЛ (ТРУБАЧЕВ)
Завершающийся год – печально юбилейный, год трагической катастрофы для нашего Отечества, – к нашей скорби, ничему нас не научил. Имею в виду прежде всего наше священноначалие.
В 1917–1918 годах Поместный Собор, проходивший в период госпереворота, губительной революции и уничтожения Богом благословленного Самодержавия, зверской расправы над святой Царской Семьей, начала разрушения святых храмов, расстрелов священства, – как слепой, не увидел разразившейся катастрофы. Мало того – рукоплескал губителям Отечества, Православия и народа, членам масонского временного правительства. Хотя в этой катастрофической ситуации Собор должен был призвать православный народ к всенародному покаянию, о чем прежде вопиял святой рупор покаяния, пророк последних дней отец Иоанн Кронштадтский. Но вместо этого обсуждались вопросы распределения денежных средств, внедрения музыкального сопровождения в виде католических органов в наши богослужения и т. п.
Так и сейчас, по прошествии ста лет, мы находимся на пороге катастрофических событий, о чем сказал в одном из последних своих выступлений наш Патриарх, – что только слепой не видит надвигающейся апокалиптической катастрофы. Но только что прошедший Архиерейский Собор также не призвал православных к всенародному покаянию – единственному средству, способному отвратить излияния Божия гнева, заслуженного нами по нашим грехам.
Поэтому призываем предстоящий год объявить Годом всенародного покаяния. По милосердию Божию тогда излиется на нашу Церковь, наш народ и Отечество благодать Духа Святаго. Аминь.
ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ТАРАСОВ
Несмотря на кажущуюся временную близость российской Смуты начала ХХ века, она осознается уже в одном ряду с ключевыми библейскими событиями – Потопом, Исходом, Вавилонским пленом. С высоты минувшей сотни лет нам сегодня открывается величественная картина милости Бога, явленной народу Третьего Рима, когда Он, сойдя на Русскую землю, прерывает построение на ней нового Вавилона и, проведя через горнило гонений и скорбей, очищает душу народа от морока социальных утопий, готовя его к заключительной духовной битве с драконом и ангелами его.
И последний Помазанник, Царь Мученик Николай, видится на этом переломе эпох в подобии древнего пророка, высотой своего подвига веры являющего обезумевшему народу глубину его падения.
Сегодняшнее народное почитание святого Царя свидетельствует о вразумлении православного народа и задает одну из опорных точек духовной силы в грядущих битвах.
Уходящий 2017 год ознаменовался продолжением предопределенного Промыслом апостасийного процесса в мире и в Церкви.
В этом году я, благодаря пребыванию в долгосрочном отпуске, как бы заново познакомился с чудным Ефремом Сирином и вдохновенным Симеоном Новым Богословом, подружился с Игнатием (Брянчаниновым) и записался в послушники к Нилу Синайскому и Максиму Исповеднику. Множество и других Святых Отцов, мучеников и исповедников напомнили мне, где истинная Церковь.
Имея пред очами такие светильники, я теперь по-другому смотрю на продолжающуюся в темном углу мышиную возню экуменистов и приближающееся рыкание зверей Апокалипсиса за окном. Им никогда не одолеть Святой Христовой Церкви! Только бы нам не оказаться вне ее спасительной ограды, обольстившись прелестью привычного комфорта или провалившись в волчью яму раскола.
Имея в Православной Церкви великий облак свидетелей всепобеждающей силы Христовой (ср.: Евр. 12, 1), не убоимся, ниже смутимся от событий последнего времени, в которое Господь определил нам проходить земное поприще. Кто нас разлучит от любви Божией? (ср.: Рим. 8, 35). Будь верен до смерти, и дам тебе венец Жизни (Откр. 2, 10). Ей, гряди, Господи Иисусе! (Там же. 22, 20).
ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ ОЗЕРОВ
В 2017 году, к сожалению, реального осмысления причин революции для исправления современной ситуации не произошло. Поэтому есть надежда, что, может быть, хоть в столетнюю годовщину беззаконного убиения святых Царственных Мучеников здравые силы православного Русского общества возобладают.
Мы живем надеждой, что так или иначе, рано или поздно, после катаклизмов и испытаний, которые преодолеет наш народ, будет у нас православный Русский Царь, Богом данный Помазанник, избранник Божий, через которого Святая Русь духовно воспрянет, и, согласно пророчествам, он наведет порядок и в Церкви.
СЕРГЕЙ АСТАХОВ,
ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЦАРСКОЕ ДЕЛО»
Безусловно, этот год прошел под знаком драматических событий столетней давности в истории нашего Отечества. Конечно, я имею в виду в первую очередь насильственное свержение с престола Государя Николая II путем заговора, клятвопреступный бунт народа против законного Помазанника Божия, две революции и начало страшной Гражданской войны. Многое на эту тему было в этом году сказано с самых разных трибун, много выпущено книг, создано фильмов, сериалов, теле-, радиопередач, газетных и журнальных публикаций – все это было. Но вот, к сожалению, на мой взгляд, все-таки остались еще невыученными многие уроки т. н. «русской революции».
Что я имею в виду? Мне кажется, что мало было уделено внимания именно духовным причинам драматических событий 1917 года. Безусловно, у революции были свои политические, экономические, социальные предпосылки, был заговор элит, иностранное влияние. Но главным, как мне представляется, все-таки стало вероотступничество Русского народа – именно так бы я это охарактеризовал, – причем всех его социальных слоев. И как результат этого вероотступничества – клятвопреступление против Бога и Царя, т. е. нарушение соборной клятвы 1613 года. И вот как раз раскрыть эту тему, донести ее до наших соотечественников и в первую очередь до православных Русских людей – на мой взгляд, одна из важнейших задач, решать которую нужно всей полноте Русской Православной Церкви, от мирян до священнослужителей. И, по-моему, эта задача до конца не выполнена. Революция ведь стала в первую очередь бунтом против Бога и против Церкви. Это было такое сатанинское, диавольское действие, разрушительные последствия которого мы испытываем до сих пор. И именно духовную оценку этим событиям – честную, открытую и мудрую – должна все-таки дать Русская Православная Церковь. Таковы, на мой взгляд, итоги уходящего года столетнего юбилея клятвопреступного бунта.
А что касается грядущего года, то это год столетия со дня другого жесточайшего преступления в Русской истории – убийства Царской Семьи. Это год Царской Голгофы. Поэтому, думаю, мы должны максимально осмысленно подойти к этой дате. Необходимо всем ясно осознать жертвенный подвиг Царского служения и помнить о том, что святой Царь Мученик вместе со всей Царской Семьей принес себя в жертву за грехи Русского народа. Мы должны как можно чаще и усерднее молитвенно обращаться к святым Царственным Мученикам и просить их благодатной помощи и заступничества перед Богом за нас, грешных, и за наше Отечество.
Выучила ли Россия уроки столетия?: Известные авторы об итогах 2017 года и перспективах 2018-го в контексте осмысления Царской Голгофы
ВИКТОР САУЛКИН, ЖУРНАЛИСТ, ИКОНОПИСЕЦ,
ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РАДИО «РАДОНЕЖ»
 
Сто лет назад Россия лишилась Православного Царя. Это стало началом величайшей Русской трагедии – кровопролитную братоубийственную войну, разгоревшуюся после крушения Российской Империи, иначе как трагедией не назовешь.
Сто лет назад, в марте 1917 года, святой Царь Мученик вместе с Августейшей Семьей начал восхождение на Екатеринбургскую Голгофу. Это событие определило не только судьбу России в ХХ столетии, но и судьбу Вселенской Православной Церкви, а следовательно, – всего мира.
Сто лет назад начинались процессы, которые привели к гонениям в нынешней «постхристианской» Европе на тех, кто сохранил веру. Сатанинская глобализация несет миру дыхание ада – парады содомитов, эвтаназию, уничтожение семьи под видом ювенальной юстиции, т. е. происходит полная утрата людьми человеческого облика и подготовка к приходу антихриста.
Все эти процессы начались сто лет назад с изуверского убийства Православного Царя – Помазанника Божия, первого мирянина и защитника Церкви Христовой.
От того, обратятся ли Русские люди в молитве к святому Царю, зависит не только судьба России, но и будущее всего мира. Поэтому «интернационал ростовщиков» в этом году пытался повязать наш народ ритуальной клеветой на Царскую Семью под видом т. н. «исторического блокбастера». Сопротивление православной общественности сорвало намерение этих наследников изуверов-цареубийц. Кощунственный фильм все же вышел на экран, но полностью провалился в прокате – отвратительную ложь отвергло даже большинство наших невоцерковленных соотечественников.
Не удалось в минувшем году определенным силам продавить и признание т. н. екатеринбургских останков мощами Царственных Мучеников и Страстотерпцев. Об этом свидетельствуют результаты конференции в Сретенском монастыре. Обнадеживают и слова официальных лиц о том, что будет внимательно изучаться версия ритуального убийства Царской Семьи.
Наше общество должно знать всю правду о цареубийстве, о том, какие силы стояли за екатеринбургским злодеянием, кто был заказчиком этого преступления. Важно, чтобы сегодня не только православные люди, но все наши соотечественники понимали, кто готовил гибель Российской Империи, кто развязал две мировые войны в ХХ столетии, организовал распад Советского Союза, тем самым расчленив на т. н. «независимые государства» территорию исторической России.
Наше общество должно ясно понимать, какие вызовы брошены России в ХХI веке, с кем мы находимся в смертельном противостоянии. В Сирии мы сражались не с псевдоисламским халифатом, а с тем же «интернационалом ростовщиков», который стоит за США и остальными спонсорами террористов. Современный Карфаген поставил задачей уничтожение последнего оплота Церкви Христовой – России. Ради этого – все санкции, приближение НАТО к нашим границам, лютая русофобия во всех западных СМИ, невиданная даже в годы «холодной войны». Больше всего Карфаген страшит возрождение Православной России – Третьего Рима.
К сожалению, история с кощунственным фильмом, который поддерживали весьма влиятельные силы в российской власти и осквернение сцены Большого театра откровенной пропагандой содомитов – свидетельствуют о том, что в т. н. современной российской элите очень много тех, кто верно служит этому новому Карфагену. Поэтому в 2018 году, когда православная Россия вспоминает столетие христоподражательного подвига Царственных Мучеников, нас ожидает еще более ожесточенное противостояние с наследниками цареубийц. И, к сожалению, – с современными цареборцами внутри Церкви.
Россия в противостоянии с богоборцами и христоненавистниками одержит победу, если мы будем молиться Царице Небесной, Царственным Мученикам, Новомученикам и Исповедникам Российским и всем Святым, в земле Русской просиявшим. Осенью 1941-го митрополит Николай (Ярушевич) сказал в проповеди в день праздника Покрова Матери Божией: «Мы победим под знаменем Пресвятой Богородицы!» Будем помнить, что сто лет назад, в 1917 году, не только произошло крушение Российской Империи, но в эти страшные дни православному народу была явлена Державная икона Царицы Небесной. Пресвятая Богородица простирает Свой Омофор над Русской землей, а значит, нам не страшны все козни богоборцев, если сохраним чистоту Православной веры.
АЛЕКСАНДР ПОРОЖНЯКОВ,
РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЦАРСКИЙ КРЕСТ»
На мой взгляд, итоги 2017 года скорее положительные, чем отрицательные. Начнем с того, что он стал для нас полем баталий за честь и достоинство святой Царской Семьи в связи с фильмом «Матильда», когда скандал вышел на самый широкий уровень – от простых людей до президента – и действительно обличил, обнажил лица многих – и общественников, и чиновников, и депутатов, показал степень духовных разногласий и противоречий. И, безусловно, судя по тому, что происходило, как развивалась ситуация, стало еще более очевидным то, что, как сто лет назад, так и сегодня, Русский человек может рассчитывать только на Бога.
«Матильда» связала нас с 1917 годом – получилось некое зеркальное отражение тех событий; через сто лет мы опять сражались за нашего Царя, за нашу Россию, ее историю. Конечно, кощунственный фильм вышел, но я не скажу, что мы потерпели поражение, потому что за прошедший год удалось провести большую работу многим общественным деятелям и заинтересовать обычных людей в том, чтобы они постарались узнать правдивую историю Царственных Мучеников.
Далее. В этом году остро встал вопрос об абортах. Как вы знаете, было собрано 1200 000 подписей, которые, к сожалению, нашими властями тоже никаким образом не восприняты, на них не обратили внимания, и, судя по повестке и направлению прямой линии с президентом, запрет абортов в ближайшие несколько лет не намечается.
Что касается православной общественности, в этом году было много шансов объединиться, найти общий язык друг с другом, но, к сожалению, мы ими не вполне воспользовались. Нет, увы, сегодня даже среди верующих соборности, необходимой нам для того, чтобы адекватно реагировать на всевозможные провокации, кощунства, беззакония и вседозволенность, которые проникают как в общественную, так и в духовную жизнь.
Наступающий 2018 год еще более серьезный, чем 2017-й, – это столетие убийства Царственных Великомучеников. И наша задача заключается в том, чтобы как можно больше людей открыли в своем сердце место для Царской Семьи, осознали и поняли их подвиг. И тут не столько даже просвещение необходимо, сколько требуются реальные дела.
Мне думается, самая лучшая и самая важная инициатива на 2018 год, которую мы можем попытаться осуществить, – это переименовать наконец станцию метро «Войковская». Этим вопросом давно занимались общественники Москвы, но в последний момент по неизвестной указке «сверху» процесс остановился. И было бы логично в год столетия убийства святой Царской Семьи это справедливое и благое дело довершить – убрать наконец имя убийцы и, например, дать станции название «Николаевская». Мы будем пытаться осуществить эту инициативу.
Еще один вопрос – как мне видится, самый острый сегодня из стоящих перед нами – вынос тела Ленина с Красной площади. Иначе получится, что ни к каким конкретным итогам столетие революционных событий нас не сподвигло. Чиновники его осмысление проигнорировали, и, думаю, это еще для них так или иначе отзовется. Потому что если мы оправдываем убийц, то рано или поздно станем их жертвами.
Что касается ситуации в Церкви, то Архиерейский Собор, который был приурочен к столетию Поместного Собора 1917–1918 годов, увы, не сказал главного. По-прежнему остаются неуслышанными слова протоиерея Владимира Востокова, прозвучавшие в 1918 году: «Духовенству необходимо говорить правду, и прежде всего о том, что единственное спасение для Русского народа – православный Русский мудрый Царь. <…> Пока же у нас его не будет, не будет и порядка, а будет литься народная кровь».
К сожалению, духовенство все еще продолжает прежнюю линию, замалчивая и оправдывая факты предательства Царя. В том числе в архиерейской среде не было сделано никаких выводов касаемо того, что в первую очередь Синод сто лет назад предал Царя, благословил Временное правительство и в итоге, поддавшись искушению «свободы», стал ее первой жертвой. Для многих было, пожалуй, самым главным именно эти выводы услышать от Архиерейского Собора. Но, как ни печально, его участники не обратили на данный вопрос внимания. И с ними – уже не в первый раз – это тоже может сыграть злую шутку.
Положительно то, что с Божией помощью в 2017 году не состоялось признание екатеринбургских останков Царскими мощами. Слава Богу, что Архиерейский Собор очень мудро себя в этой ситуации повел и отложил решение на неопределенный срок. Будем надеяться, что в 2018 году истина восторжествует и полностью подтвердится, что эти останки не принадлежат Царской Семье.
2018-01-02_014409.jpg
АНДРЕЙ МАНОВЦЕВ, ПУБЛИЦИСТ
Боюсь, я не могу считать себя компетентным в предлагаемых вопросах. Но поделиться соображениями согласен. Я смотрю одновременно и оптимистически, и пессимистически. Сначала про второе. Россия не покаялась в цареубийстве. Ни в 2000 году, ни десять лет назад, ни сейчас, в преддверии такой значимой даты, как столетие со дня мученической кончины Царской Семьи. При этом покаяние в данном случае означает стремление к истине, небезразличие к собственному прошлому и к ключевой личности в нашей недавней и берущей нас за живое истории. А именно безразличие, к сожалению, показало расположение многих (и слишком многих) к фильму «Матильда». Положительная реакция общества на этот фильм есть по сути обнаружение проказы, но прокаженный («общество») не только не хочет быть здоров, но даже рад своей болезни – взять хотя бы отзыв думцев: «Хороший фильм. Царь стал нам ближе…» Невольно вспомнишь у Пушкина: «Подл, как мы, низок, как мы».
Все это грустно. Но не «ужасно», поскольку почитание Царственных Мучеников постепенно, постепенно, но «вскисает». Еще не ушло поколение (к которому я и себя отнош