Глава иерархии РПЦ считает, что “возрождение народного пения – это один из путей воцерковления нашего народа”
Как сообщает ТАСС, “Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал возродить в храмах за богослужением народное пение.
Он выступил в храме Христа Спасителя на первом после 1917 года Международном съезде руководителей церковных хоров (регентов) и певчих Русской Православной Церкви, который проходит в Москве 30 ноября – 2 декабря.
“Возрождение народного пения – это один из путей воцерковления нашего народа. Потому что человек, участвующий в пении, слышащий вот эти мощные звуки справа, слева, спереди, сзади, как бы погружается в особую стихию молитвы, он чувствует, что такое их приход и что такое община, он чувствует свое участие в божественном служении. Поэтому я очень бы призвал лиц, ответственных за церковное пение, возрождать народное пение”, – сказал Патриарх.
Он напомнил, что “когда в советское время было ясно, что если вообще пресечется традиция хорового профессионального пения, то нужно возрождать пение народное”.
“И в той же самой Ленинградской духовной академии мы его начали возрождать. Народ наш умеет петь, но, чтобы возвести пение до масштаба всей Литургии, мы ставили в народ наших мальчиков и девочек певчих, и они вместе с народом пели. И практически большая часть Литургии пелась народом”, – рассказал Патриарх.
“Все те, кто посещал тогда храмы Ленинградских духовных школ, были поражены этим пением – настолько это поднимало дух”, – вспомнил первоиерарх. Он отметил, что возрождать народное пение, “может, не следует на 100% и оставить пространство для профессионального пения, которое тоже имеет большое эстетическое и духовное влияние на человека”. “Но нужно начать расширять пространство народного пения в нашей богослужебной практике”, – отметил Патриарх Кирилл.
К участию в Съезде приглашены все епархии РПЦ и Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), монастыри и профильные духовные учебные заведения. В Москве собрались около 200 официальных делегатов из более 20 стран. Съезд готовился около года.”
Комментарий «Аминь. SU»
Патриарх Кирилл, как всегда, формулирует свои идеи красиво и убедительно. И, как всегда, эти, на первый взгляд, безупречные формулировки, тщательно маскируют его подлинные цели – радикальную модернизацию церковной жизни, в данном случае ее сакральной сердцевины – богослужения. Те, кто владеет темой, хорошо знают, что под все эти разговоры происходит дальнейшая (на наш взгляд, стремительная) профанация богослужения. Так, например, в целом ряде приходов с подачи Патриарха Кирилла вводятся особые “детские литургии”, за которыми поет детский хор. Оно бы было вполне нормально, но при этом сокращается даже евхаристический канон (детям, дескать, тяжело вынести службу по полному чину), что делать абсолютно недопустимо, поскольку во время богослужения священники должны успеть прочитать в алтаре свои тайносовершительные молитвы. Претворение Святых Даров возможно лишь в контексте полного чина анафоры и молитв эпиклезы. А здесь само таинство(!) приносится в жертву неким миссионерско-учебным целям (что вполне типично для современного церковного модернизма). Продолжается ползучая русификация богослужебных текстов, постепенный переход с сакрального церковно-славянского языка на современный русский, что тоже есть несомненная профанация. С подачи Патриарха Кирилла последовательно размывается строгая православная традиция, что было начато еще в 1980-е годы в первую очередь в возглавлявшихся им тогда Ленинградских духовных школах, представляющих собой настоящее гнездо церковного модернизма и неообновленчества. Уже в то время эти учебные заведения славились необычной для консервативной Русской Православной Церкви свободой нравов. Именно оттуда вышел один из самых злостных неообновленцев наших дней, матерый ересиарх, заштатный клирик Московской епархии Георгий Кочетков. Именно там до сих пор процветает литературный власовец в рясе протоирей Георгий Митрофанов. То, что именно опыт этого «гнезда птенцов Никодимовых» был обозначен Патриархом Кириллом в его программном выступлении в качестве образца, вряд ли несет в себе серьезный позитив для дальнейшего развития нашего церковного пения.
Так зачем надо было тратить народные деньги для сбора из 20-ти стран с тем, чтобы пустить “пыль в глаза” и завуалировать своё непререкаемость решение; перенаправить деньги общины для хора в карман чиновников Патриархии?! Мало того: зачем обнажать патриарший скудный культурный уровень, когда можно разрушить высокий уровень хоров тихой сапой, междусобойчиком?! Вообще, стыдно за Патриарха и горечь за без-словесное стадо Церкви Православной (народ, в большинстве своём, не умеет петь, а интонационно передаёт звуки – которые ошибочно трактуются пением и “это поднимало дух” гордыни и забвения сакрального соучастия в молитве). Полностью согласен с комментарием сайта «Аминь. SU»!
Служу православным священником не первый десяток лет и понимаю о чём сказал патриарх Кирилл. Хорошее пение в храме – это прекрасно, но есть еще клирос и народ, которые так же должны внести свою лепту. Умиляюсь, когда от души и молитвенно поет народный хор на клиросе, а когда на молебне поёт весь храм, кажется и ангелы поют, и Сам Господь это слышит. Да, не у всех есть слух и голос, но когда сливается несколько сот голосов – это особое состояние душ и радости нет предела у всех от того, что все едино во Христе, без укоров, споров и недостатков в любви к Богу. Храни Всех Бог!
Из трудов Иоанна Златоуста по устройству богослужения (введение всенощных бдений в Константинополе: Сократ, Церковная История 6,8; составление некоторых молитв чина елеосвящения) наибольшей известностью пользуется составленная им литургия [перевод ее на русский язык с предисловием см. в «Собрания древних литургий восточных и западных», вып. 2-й (Спб. 1875), стр. 109—119; 120—132]. Древнейшее свидетельство о ней принадлежит преемнику Иоанна Златоуста по константинопольской кафедре патриарху Проклу. Отметив в своем трактате «О предании божественной литургии» утомление современников Василия Великогопродолжительностью литургии и факт ее сокращения последним, он непосредственно за этим замечает: «спустя немного времени, опять златословесный отец наш Иоанн, как пастырь, ревностно заботящийся о спасении овец и обращающий внимание на леность человеческой природы, захотел исторгнуть с корнем всякий сатанинский предлог; посему и исключил многое из литургии и учредил, чтобы она совершалась сокращеннее» (Migne gr. LXV, 850; Собрание древних литургий II, стр. 237).
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/svjatitel-ioann-zlatoust-i-ego-liturgija/
Это значит, что в апостольские времена литургии, как и другие службы, были значительно дольше! Вечерня перетекала в утреню, а та в обедню.
То что сейчас у нас осталось из служб нужно беречь как зеницу ока! И уж тем более, преступление не оставить места для евхаристических молитв…
P.S.: оказывается, что п.Гундяев неожида
н
но содрал деньги с участников “Международного съезда руководителей церковных хоров (регентов) и певчих Русской Православной Церкви” за
”
тёплый
”
приём
…
p.s.P.S.: в семидесятых годах прошлого века, Патриарха Пимена заставили разогнать профессиональные хоры и навязать “народное пение”; Церковь много лет не могла придти в себя от ужасов “народного пения”
Комментарий «Аминь. SU»:
“…Те, кто владеет темой, хорошо знают, что под все эти разговоры происходит дальнейшая (на наш взгляд, стремительная) профанация богослужения. Так, например, в целом ряде приходов с подачи Патриарха Кирилла вводятся особые “детские литургии”, за которыми поет детский хор. Оно бы было вполне нормально, но при этом сокращается даже евхаристический канон (детям, дескать, тяжело вынести службу по полному чину), что делать абсолютно недопустимо, поскольку во время богослужения священники должны успеть прочитать в алтаре свои тайносовершительные молитвы. Претворение Святых Даров возможно лишь в контексте полного чина анафоры и молитв эпиклезы. А здесь само таинство(!) приносится в жертву неким миссионерско-учебным целям (что вполне типично для современного церковного модернизма). Продолжается ползучая русификация богослужебных текстов, постепенный переход с сакрального церковно-славянского языка на современный русский, что тоже есть несомненная профанация. …”