100-летие революции 1917 года. Некоторые религиозно-мессианские аспекты в художественном прочтении
Когда б на то ни Божья воля…
Ю.М. Лермонтов
Не будь на то Господня воля, обошла б стороной Революция Россию, растаяла б как дым. Но не растаяла, ударила светлыми молниями, умыла, кожу до крови сдирая ливнями. Всё было сотрясено до матричной основы и погребено в хаосе потопа. Но был и ковчег. Матрица Святой Руси уцелела. Бог спас.
Мы должны знать – для чего.
Мы должны знать – с какой силой столкнулись, от какой силы отбились. Если отбились.
1. Формула
На Западе десятки лет изучались наша Революция. И однажды смекнули, что Февраль можно воссоздавать искусственно – в нужной точке планеты. Более того, отточив технологию, можно штамповать революции как голливудские блокбастеры. О том, что это так, не даёт усомниться век цветных революций.
Какова же формула революции? На заключительном этапе, несомненно, компоненты «адской бомбы» таковы:
– Десакрализация власти – завершена;
– Многоуровневый симбиоз финансовой олигархии и радикалов – достигнут;
– СМИ поставлены на службу революции;
– Военные элиты готовы к измене;
– Несколько тысяч возбуждённых людей, умеющих стрелять, закрыты в стеснённом пространстве (в казарме, на майдане, проспекте);
– Вывод на улицу значительных масс «оскорблённых» (несговорчивостью властей, заводчиков, отсутствием белого хлеба или хамона, возмущённых кровью беззащитных, например, при проведении акции «рабочая демонстрация» или акции «онижедети»);
– Неожиданные смерти (убийства офицеров, полицейских, революционеров, «беркутов», «активистов» – стрельба «загадочных пулемётчиков», «неизвестных снайперов»), высвобождение демонов ада.
Оболочка, детонатор, взрывчатая смесь, удар – огонь – взрыв!!!
Но главное: для создания «адской бомбы» необходим могущественный выгодоприобретатель. Назовём его здесь «Химик». Он всегда имеет свои особые цели, свою повестку дня или даже повестку века, сокрытую от тех, кто является компонентом революции.
2. Рифмы революции
Разрушение Российской империи готовилось сто лет – если считать от Павла Пестеля, давшего декабристскому «Союзу спасения» антимонархический «Статут» в 1817 году. Последние полвека подготовка шла с особым остервенением – если считать от Дмитрия Каракозова, вышедшего из общества «Ад» и пустившего в 1866 году пулю в императора Александра II. Первый устав, составленный по западному образцу, и первое покушение на Помазанника Божия – рифмы революции.
Изначально в революционной среде присутствовала «бесовщинка» (можно и без кавычек). В организации «Ад» «не только допускалась, но даже требовалась всякого рода безнравственность, – пьянство, обман, воровство».
«Первым революционером был дьявол!» – глядя в наставленный ему в глаз ствол, вразумлял убийц митрополит Владимир (Богоявленский), первый из епископов, убитых Революцией. Это будет январь 1918. До убийства императора Николая Александровича останется всего нечего – полгода. И тогда вскроются реки крови.
Здесь заметим… Просто как факт. По теории вероятности почти невозможно, но первые сборища «Ада» проходили в московском доме некоего Ипатова. Словно б уже тогда запредельные сущности подбирали к названию «Ипатьевский монастырь», колыбели династии, некий противовес, выраженный и фонетически, позже реализованный словосочетанием «подвал дома Ипатьева».
С какого-то момента в обществе стало насаждаться мнение, что революция в России неизбежна. Революцию ждали, её призывали. Отчаивались. От нетерпения занялись террором.
Лев Тихомиров, прошедший путь от народовольца до идейного монархиста, вспоминал о 1870-х: «…мир развивается революциями – это было в эпоху моего воспитания аксиомой, это был закон. Нравится он кому-нибудь или нет, она придет в Россию, уже хотя бы по одному тому, что её ещё не было; очевидно, что она должна прийти скоро» <1>. Передовое общество, терявшее религиозное отношение к жизни, набухало ожиданием как пакля пролитым маслом, жаждало огня.
Для понимания, как воспринималась в последней трети ХIХ века грядущая буря, здесь уместно на помощь призвать художественное слово – пусть кому-то покажется и неожиданным – «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина <2>. Революционность своего старшего брата Бунин угадывал в «вечной легкомысленности, восторженности, что так присуща была дворянскому племени и не покидала Радищевых, Чацких, Рудиных, Огаревых, Герценов даже и до седых волос…» Ими двигал «…праздник “преступной”, а потому сладостно-жуткой причастности ко всяким тайным кружкам, праздник сборищ, песен, “зажигательных” речей, опасных планов и предприятий…» Но при этом для рядового русского человека царь «всё ещё оставался образом “земного бога”, вызывал в умах и сердцах мистическое благоговение» – и до и после убийства Александра II. Слово «социалист», которое так же произносилось «мистически», содержало в себе «великий позор и ужас, ибо в него вкладывали понятие всяческого злодейства». В следующем десятилетии революционеры выглядели вполне похоже на нынешних разрушителей. «Известно, что это была за среда, – говорит Бунин, – … жили, в общем, очень обособленно от прочих русских людей, даже как бы и за людей не считая… и имели все свое, особое и непоколебимое: свои дела, свои интересы, свои события, своих знаменитостей, свою нравственность, свои любовные, семейные и дружеские обычаи и свое собственное отношение к России: отрицание её прошлого и настоящего и мечту о её будущем…»
Нынешние революционеры ждут «конца Путина» как их предшественники ждали «конца монархии», с нетерпением, работая на это, создавая в обществе особую атмосферу. Ждали с года на год.
Замутилось в 1905. Но и быстро сгинуло. В октябре 1906 Александр Блок, видя вялость смуты, взывал: «Займём огня у Бакунина! Только в огне расплавится скорбь (!), только молнией разрешится буря…» <3>. Юная Марина Цветаева в 1908 (ей почти 16) плакалась: «Как примириться с мыслью, что революции не будет? Ведь только в ней и жизнь?.. Неужели эти улицы никогда не потеряют своего мирного вида? Неужели эти стекла не зазвенят под камнями?» <4> Лепет прекраснодушной обезбоженной интеллигенции создавал электричество в атмосфере России.
3. О повестке столетия
Говорить о конспирологических мотивах революции до сих пор считается плохим тоном, «не комильфо», так воспитаны. Но вот уж и наша Церковь легитимизировала разговоры о тайне Революции. Патриарх Кирилл в Неделю о Страшном Суде (19.2.2017) произнёс на проповеди в Храме Христа Спасителя: «Революция была великим преступлением. И те, кто обманывал народ, кто вводил его в заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка дня, о которой люди совсем даже не помышляли».
Поговорим не о конспирологических теориях, но о конспирологической практике. Оглянемся: ибо что было, то и будет <5>. То, что было, позволяет сфокусировать взгляд на том, что есть и хоть гадательно узнать, что может из этого выйти.
Сто лет вырабатывалось электричество ненависти, весёлой злобы, буйного помрачения, всего того, что вытекает из отвержения Божиих заповедей и порождает революционный фанатизм. Деловые люди особого склада однажды сообразили, как использовать эту энергию для решения своих прикладных задач. В хаос процесса были влиты их ресурсы и сформирован «невидимый стержень». Революционная энергия была поначалу направлена на разрешение пресловутого еврейского вопроса. Заметим, эта цель оказалась единственно вполне достигнутой. Словно б она и была истинной.
В иудейской среде бытует представление, что в каждом поколении евреев должен быть свой Моисей. В 1880-1920 годы таким фигурой стал Джейкоб Г. Шифф – родственно и финансово связанный с домом Ротшильдов, очень крупный банкир и, как сообщают о нём его биографы, – «главный еврейский лидер Америки с 1880 по 1920 годы». Роль Шиффа в разогреве русской революции и, как мы увидим, в её техническом исполнении исключительна. Еврейский биограф Шиффа <6> видит причины оголтелой русофобии Шиффа в его религиозности: «Банкир настойчиво сравнивал положение евреев в России с библейской историей Египетского исхода, а себя самого, без сомнения, видел новым Моисеем». Биограф называет отношение Шиффа к России «личной войной, которая с годами превратилась во всепоглощающую страсть». Шифф был фанатик, видевший свою миссию в уничтожении России. Его цель, воспринятую из древних книг, мы можем уразуметь лишь через много лет после завершения его «адовой работы». Поводом, но не причиной, начала его личной войны стало ограничение прав иудеев, оказавшихся в Российском подданстве наряду с поляками и литовцами, так же ограниченных в правах, в результате разделов Польши 1793 и 1795. После убийства Александра II, в 1881 году произошло несколько еврейских погромов (власти их мгновенно пресекли) и правительство ввело «Временные правила 3 мая 1882 года» <7>. С лёгкой руки публицистов «освободительного направления» эти временные правила стали именоваться «антиеврейскими законами». Между тем один из трёх пунктов Временных правил уравнивал иудеев с христианами, воспрещая производить торговлю в воскресные дни и двунадесятые христианские праздники. Два первых пункта ограничивали права иудеев получать неправомерную выходу, используя некоторые свои этнические особенности. Правила применялись «лишь в губерниях постоянной оседлости евреев». Очевидно, что при нормальном развитии событий, эти правила были бы скорректированы и упразднены естественным путём как и для других народов. Но не это было нужно. Судьбы простых евреев его не интересовали.
Когда глава МВД России В.К. Плеве приступил к ослаблению еврейских законов (например, был снят запрет на проживание иудеев в 101 городке «с оживленной торгово-промышленной деятельностью и торговлей хлебом» <8>), террорист убил Плеве бомбой. Биограф Шиффа говорит примечательную вещь: «Именно крестовому (правильнее бы антихристовому. – Авт.) походу против России Шифф обязан своему возвышению на невиданную прежде для еврейского лидера высоту».
По прошествии века можно точно сказать, что отмена «антиеврейских законов», в том числе отмена черты осёдлости, были промежуточной целью, лишь одним лестничным маршем в череде подобных, ведущих к цели вселенской величины. Следующим этапом стало получение евреями привилегированного положения в России, в последующем – главенствующего. Еврейская энциклопедия сообщает: «После Февральской революции 1917 г. евреи впервые в истории России заняли высокие посты в центральной и местной администрации. В различных составах Временного правительства…» Они играли важную роль «во влиятельном Петроградском Совете» и в Московском Совете <9>.
В большой игре вдолгую целью стало – ни много ни мало – получение мирового владычества. И эта цель, как мы видим уже в ХХI веке, почти достигнута.
Начинал Шифф в 1880-е с финансирования американского ежемесячника «Свободная Россия», который был трибуной «Общества американских друзей российской свободы». Ныне преемники Шиффа так же уделяют первостепенное значение «просветительской работе». Дальше – больше. Шифф организовывал в Нью-Йорке бойкот русского военного корабля, визит которого изначально предполагался дружеским, сеял вражду, выступая против представления займа России, был инициатором того явления, которое ныне называется «санкциями». Всё это хорошо известно, имеет литературу, повторяться не будем. Лишь напомним, что самым известным политико-экономическим предприятием Шиффа стало предоставление кредита Японии в 1904-1905 годы на сумму в 200 мил. дол. (эквивалент 32,2 млрд. дол. в 2015 года – по данным США). Риск был велик. Ни одна европейская держава прежде не терпела поражения в большой войне от неевропейской нации. Шифф выиграл. Неудачи России, при освещении событий в нужном Закулисе свете, внесли свой заряд и дали вспышку новой русской смуте. Это был этап.
Появление в 1905 году в Петербурге Льва Троцкого, ставшего вдруг фактическим руководителем (вместе с Парвусом) Петербургского совета рабочих депутатов, так же связано с именем Шиффа. В 1905 Троцкому 25 лет, он вернулся из Америки, не имея ни партии, ни особого влияния в революционной среде. Но вдруг…
О тайне восшествия Троцкого на революционный Олимп говорит Х.Г. Раковский на допросе <10>, указывая на родственную связь Троцкого с банкиром Абрамом Животовским. Абрам Львович Животовский «1-й гильдии купец, масон» был связан «с банкирами братьями Варбургами, которые, в свою очередь, являются родственниками банкира Якова Шиффа, то есть из той банкирской группы, которая и финансировала революцию 1905 года. И это и есть та причина, в результате которой Троцкий одним движением взбирается на самую вершину революционной иерархии». Действительно, Феликс Варбург был старшим партнёром в банке Шиффа «Kuhn, Loeb & Co», одного из самых влиятельных инвестиционных банков в конце XIX и начале XX веков. Совместно с Шиффом Феликс был одним из создателей Американского еврейского распределительного комитета. Его дочь в 1916 году вышла замуж за В.Н. Ротшильда. Другой Варбург – Пол, был идеологом создания Федеральной резервной системы, приходился Шиффу свояком. Третий Варбург – Макс, в 1910-1938 годы руководил германским банком M.M.Warburg & Co. Финансировал проекты и при Вильгельме и при Гитлере. По инициативе Шиффа этот Варбург «раскошелился на крупный кредит для Германии», так как Шифф считал, «что надо прилагать все совместные усилия, если они направлены против России».
Революция в России была их клановым и даже семейным делом. На каждом этапе задействовались нужные люди как инструменты, приспособленные к выполнению текущих задач.
Судя по всему, масонство так же подпитывалось из этого или родственного «анонимного источника». В Париже в 1901-1905 годы действовала Русская Высшая школа общественных наук. В Школе прошли обучение многие российские политики оппозиционного толка. Создателем школы был М.М. Ковалевский – видный учёный, один из руководителей русского масонства, член I Государственной думы и Государственного совета. В этой масонской Школе читали лекции деятели различных оппозиционных направлений, в том числе С.А. Муромцев, П.Б. Струве, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Среди слушателей, между прочим, был молодой Л.Д. Троцкий. Примечательно, что на похоронах Ковалевского, умершего в Петрограде в 1916, было под 100 тыс. человек. Школа закрылась в январе 1906, вероятно, достигнув результата – поражения в войне с Японией и пика революции в декабре 1905 года. Как факт отметим, что закрытие Школы совпало с арестом последнего председателя Петербургского совета рабочих депутатов А.Л. Парвуса и ликвидацией самого Совета рабочих депутатов. Школа осталась без анонимных пожертвований.
В Революцию были вложены гигантские средства. Выгода многократно перекрыла издержки. О размере вложений существуют разные мнения. Представление о целом можно получить, видя фрагмент. Посол Временного правительства в США, а затем формально и Советского правительства Борис Бахметьев сообщал, что большевистские лидеры в период 1918-1922 годов должны были осуществить поставки золота в Америку фирме «Кун, Лёб и Ко», контролируемой Шиффом, стоимостью в 600 миллионов долларов в качестве погашения задолженности», что при простом пересчёте, если не ошибаюсь, соответствует 533 т. золота.
Отразилось так: <11> «во время Первой мировой войны, с 1914 по 1918 год и до 1920 года доллар потерял больше половины своей покупательной способности. За 1921-1922 год валюта США окрепла на 16%, и стала играть ведущую роль среди мировых валют». В 1921 году в 35 губерниях Советского государства начался голод. Страдали от голода 40 миллионов человек, 5 миллионов умерло.
Когда Троцкий говорил, что Коминтерн для мировой революции – это консервативная организация по сравнению с Нью-Йоркской биржей, он знал, что говорит. Но и не он один это понимал. Россия в 1930-ые сумела в значительной степени переварить и Троцкого, и Коминтерн, и влияние Закулисы, впрочем, начав с Троцкого, идеолога Коминтерна и члена его Исполкома. Сталин их переиграл.
Своё положение в России наследники Шиффа восстановили 1990-е, с лихвой.
В ХХI веке СМИ уже открыто сообщают, с горделивым восторгом о продолжателях его дела. На сайте известного иудейского движения Хабад (в русскоязычной версии Ru.Chabad.org), в материале «Краткий биографический очерк» <12>, посвящённом лидеру движения второй половины ХХ века Менахему Мендлу Шнеерсону, седьмому любавичскому цаддику, читаем: «Ребе построил невиданную сеть филиалов Хабада во всем мире. Тысячи его последователей разъехались во все уголки земли, и, как выразился один из крупнейших израильских раввинов: “Куда бы вы ни приехали, вы встретите две вещи – кока-колу и Хабад. И даже там, где нет кока-колы, есть Хабад”» <12>. В статье присутствует словосочетание «империя Хабад». Если Хабад наличествует во всех уголках мира – речь о всемирной империи? Народы в разных концах Земли полагают, что живут в суверенных государствах. Это иллюзия, живут в империи Хабад. Но кто же «у нас» император? На сайте «Встречаем ребе – короля Мошиаха!» <13> в Постановлении, подписанном восьмью раввинами, читаем: «14 апреля 1992 г. был принят псак-дин о том, что Любавичский Ребе считается Машиахом». В представлении православных христиан – это сатана. Но Шнеерсон умер в 1994 и похоронен. Мудрецы вышли из положения. Известно, когда надо, они могут доказать, что угодно <14>. Еврейская энциклопедия разъясняет: «В начале 1990-х значительная часть последователей Шнеерсона считала его Мессией. Степень преклонения перед Шнеерсоном любавичских хасидов была исключительной даже в истории хасидизма. Часть любавичских хасидов смирилась со смертью лидера, тем не менее продолжает считать его Мессией, другая часть – «активистское» крыло движения Хабад – не признает факта физической смерти Шнеерсона». Те, которые не признают, что он мёртв, верят, что он воскрес.
Что же ныне?.. В 2017 году к власти в США пришёл клан, который призван возвести в Иерусалиме Третий храм, исполнить древнее пророчество. Широко известно высказывание президента США Дональда Трампа: «У меня еврейские внуки и еврейка-дочь, и это почётно для меня». Дочь Трампа Иванка замужем за Джаредом Кушнером, отец которого – Чарльз Кушнер – является одним из руководителей еврейской общины Нью-Йорка. Иванка приняла иудейское вероисповедание, ведёт соответствующий образ жизни. Джаред Кушнер с 20 января 2017 – старший советник президента Трампа. Примечательно, что Министерство юстиции США заблаговременно дало заключение, что закон о непотизме (кумовстве) «не запрещает произвести это назначение».
Для России это значит, что Закулиса, стравливая всех со всеми, создав в древней столице Руси Майдан и вцепившись в Россию зубами, зубов не разожмёт. Россия стоит поперёк дороги. Не разожмёт, пока их не удалить – тем или иным способом. Всё это значит, что, как и при Шиффе, в новую русскую цветную революцию будут вливаться средства. Будут использоваться известные и новые технологии.
4.Менеджер
Стоит отметить как факт, что ждущие революцию, в том числе её вожди, не были носителями пророческого дара. Молодой Троцкий задавал «русским товарищам в упор вопрос: когда, по-вашему, произойдет социалистическая революция?.. отвечали: через 50 лет, через 100 лет, а некоторые называли и более длительные сроки» <15>. Им было уютно в Европе. В январе 1917-го, выступая перед молодёжью в Швейцарии, Ленин воздыхал: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции…». Полыхнуло через несколько недель.
Но если Ленин и другие «русские товарищи» явно не спешили с революцией, то в революционной среде были люди практического склада ума, желающие получить результат «здесь и сейчас», любыми средствами. Революция через 50-100 лет Парвуса не вдохновляла. Георгий Катков замечает: «Он – живое доказательство, что авантюристы XX века могли играть решающую роль в политике великих держав во время Первой мировой войны не в меньшей степени, чем такие же авантюристы в интригах итальянских государств эпохи Возрождения» <16>. Ему вторит Элизабет Хереш: «Парвус – одна из главных теневых фигур революции» <17>.
Александр Парвус (Израиль Гельфанд), о котором Ленин сказывал – «выдающийся марксист, но чудит», в молодости поставил перед собой две цели – сказочно разбогатеть и уничтожить Российскую империю. Обе удались.
Троцкий вспоминает: «В редакции “Искры” все считали Парвуса человеком выдающимся, но каким-то особенным, на свой лад; он же считал всех провинциалами, которые дальше борьбы с царизмом ничего не хотят видеть». Над его желанием разбогатеть иронизировали. Высоколобый Парвус объяснял: «Партийный аппарат окостенел… Они (профессиональные революционеры, живущие в Европе) довольны тем, что есть, ничего не хотят менять. Революция пугает их потому, что пострадают кассы. Вести революционной газеты нельзя, потому что могут пострадать типографии. Нам, революционным марксистам, нужно издательство, независимое от партийных бонз. Нужна большая ежедневная газета, выходящая одновременно на трех европейских языках. К ней нужны приложения: еженедельные, ежемесячные, отдельные исследования, памфлеты и пр… Надо, во что бы то ни стало, разбогатеть!»» Человек был с размахом. Он разбогател с началом войны «на каких-то германо-турецких военно-торговых операциях», порвал с левыми и выступил «публично, как защитник прогрессивной миссии германского милитаризма». Его интересовал результат. Давид Шуб пишет: «Парвус доказывал германским дипломатам, что только русские социал-демократы в состоянии подготовить новую всеобщую забастовку в России под лозунгом «Свобода и мир», и при этом подчеркивал, что большевики под руководством Ленина являются самой влиятельной организацией» <18>. Но от ленинской группы он уже откололся, блефовал. Ему важно было получить деньги. Вильгельм II дал, хотя не верил, что какие-либо потрясения опрокинут русский трон, но был заинтересован в возникновении таких потрясений, надеясь, что это подтолкнёт Николая II к заключению сепаратного мира, после чего Германия сможет «свести счеты с Великобританией». В марте 1915 Парвус стал главным советником германского правительства по революционным делам в России. И получил свой первый миллион.
Парвус стоит за «стихийным возникновением» забастовок в Петрограде и Николаеве. После начала его деятельности, морской министр Иван Григорович сообщал: «По новейшим дошедшим до меня сведениям, появление прокламаций является результатом действий агентов воюющих с нами держав, не останавливающихся ни перед какими неблагородными мерами». И позже: «Немцы ведут усиленную пропаганду и заваливают деньгами противоправительственные организации. Сейчас особенно остро на Путиловском заводе…»
Путиловский завод был выбран не случайно в качестве «запала»: банкир Абрам Животовский, родной дядя Троцкого, связанный со структурами Шиффа, являлся компаньоном Алексея Путилова.
Парвус, судя по всему, причастен и к блокировке поставок хлеба в начале 1917, что вызвало демонстрации с весёлым скандированием «Хлеба! Хлеба!» Хотя ржаной, как и все другие продукты в продаже были.
Не лишено любопытства, что в решающие дни февраля 2014 в Киеве так же вдруг в магазинах пропал хлеб.
В конце ХХ века люди авантюристического склада, причём с явно выраженной глумливой плутоватостью в лицах «а-ля Чубайс», вновь оказались в центрах принятия решений. И вновь разорвали нашу страну, сказочно разбогатев.
Россия в некоторой мере переварила и их. Но судя по их журналистике, они вновь выжидают момент, – закрепить ускользнувший успех, завершить адову работу, покончив наконец с «русским вопросом». А вместе с ним с человеческим, вне зависимости, понимают они это или нет.
5. Кругом измена
В Петрограде, как в стальной коробке, 27 февраля 1917 соединись все компоненты «адской бомбы». Рвануло. Был понедельник. Накануне, в воскресенье в своих храмах люди не услышали слов вразумления. Не было остерегающих воззваний иерархов, запрещавших участвовать в беспорядках. Николай Жевахов, исполнявший должность товарища обер-прокурора Святейшего Синода свидетельствует, что ка