Законодатели расширили полномочия комиссиям по делам несовершеннолетних. Теперь эти структуры, созданные в годы Гражданской войны для борьбы с беспризорностью, а в последние десятилетия ставшие откровенным анахронизом, приобретают полномочия сопоставимые с судебными. В частности, КДН теперь будут активнее привлекать родителей за «неисполнение родительских обязанностей» и наказывать родителей за антиобщественные действия, оказывающие отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего и совершенные в присутствии несовершеннолетнего
Согласно принятому Думой и подписанному Президентом 27 июня этого года ФЗ № 170-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 ФЗ «Об образовании в РФ» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и РФ», КДН теперь могут принять решение о проведении разъяснительной работы в отношении родителей в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего. С учетом того, что понятие «антиобщественные действия» и «отрицательное влияние» крайне неопределенны, новая норма усилит незаконное давление на нормальные семьи. При этом следует иметь ввиду, что учет семьи в КДН – это высочайший риск ограничения /лишения родительских прав. При этом по новому закону решение будет приниматься не в порядке, установленном КоАП (которое используется при рассмотрении дел по ст. 5.35 КоАП), а без такового. Т.е., минимальные процессуальные гарантии, которые дает КоАП для защиты родителей от неправосудных решений КДН, исключаются при вынесении решений «о проведении разъяснительной работы». Неприемлемой является также новая норма о том, что КДН «осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ». Как эта норма объясняется в Пояснительной записке: «Сложившаяся практика (!) деятельности комиссий вызывает также необходимость внесения изменения в статью 11 ФЗ № 120-ФЗ, направленного на закрепление неисчерпывающего (!) перечня полномочий указанных органов».
По официальным данным Росстата, через систему «профилактики безнадзорности» путем изъятия (в т.ч. временного) детей из семьи в России проходит около 300 тысяч детей ежегодно. Число родителей, которых КДНы привлекают ежегодно к административной ответственности за «неисполнение или ненадлежащее исполнение» обязанностей по воспитанию (ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях, далее – КоАП), составляет полмиллиона.
Практика доказывает юридическую безграмотность подавляющего большинства членов КДН, работающих преимущественно по методичкам прозападных ювенальных НКО, которые дают неадекватные критерии для признания родителей социально-опасными.
Дело в том, в КДН могут входить абсолютно любые «заинтересованные лица». Не существует никаких требований к их возрасту, образованию, статусу. Иными словами, серьезные и сложные юридические дела в отношении родителей по ст. 5.35 КоАП могут решать совсем молодые люди, не юристы, люди, вообще не имеющие высшего образования, или представлений о семейной жизни.
Юристы Общественного уполномоченного по защите семьи провели анализ практики работы КДН в части рассмотрения административных дел в отношении родителей. Выяснилось, что КДН регулярно нарушают процессуальные права родителей, которых привлекают к ответственности.
Например, после сигнала о якобы «неблагополучии в семье» КДН нередко принимает решения без уведомления родителей, без использования обязательных протоколов, лишая родителей права на защиту. КДН часто разными методами блокируют участие в административном производстве правозащитников родителей, не разъясняют процессуальных прав участников процесса, препятствуют аудиозаписи заседаний в нарушение КоАП, не мотивируют свои решения, не знают прав участников процесса, на заседаниях всем составом жестко давят на родителей, оценивая их как заведомо виновных и т.п.
При рассмотрении дел КДН часто принимают решения о «неисполнении обязанностей по воспитанию детей» родителями и привлекают их к ответственности по надуманным поводам и при реализации родителями своих законных прав. Например, КДН в Ярославской области привлекли маму школьницы к ответственности за то, что мама привела в школу ребенка, не привитого от полиомиелита. Позиция КДН является грубейшим нарушением права родителей на отказ от медицинских вмешательств (http://дети-петербург.рф/News/?newsid=1208).
Весьма часто КДН привлекают родителей к административной ответственности только за факты неуспеваемости ребенка в школе (!), либо за «плохое поведение ребенка» (данные о котором нередко являются ложью в целях борьбы с «неудобными родителями», а иногда некорректное поведение ребенка вызвано действиями педагогов школы или других лиц и не имеет никакого отношения к исполнению родителями обязанностей).
Так, в одном из дел КДН предъявили маме следующие претензии: «не взаимодействует со школой, не посещает родительские собрания, в присутствии сына отрицательно отзывалась об учителях школы, не являлась на заседания комиссии по неуважительным причинам». Решением Костромского облсуда этот опус КДН отменен, но сколько времени и сил занимает борьба родителей с ювенальными шантажистами!
В другом деле КДН указала, что мать «ненадлежащим образом исполняет родительские обязанности, что проявляется в психологическом страдании ребенка вследствие сложившейся между родителями несовершеннолетнего конфликтной ситуации». Таких решений масса. То есть, ссора родителей расценивается как «неисполнение обязанности по воспитанию».
Родителей также могут привлечь за отсутствия их рядом с ребенком – даже если дети находятся с родственниками. В одном из дел сказано: «Согласно протоколу о правонарушении была выявлена О., которая не выполняла должным образом обязанности по воспитанию детей, оставив их с отцом без надлежащего присмотра со своей стороны». То есть, факт оставления ребенка матерью с отцом признан нарушением! Данный акт КДН был отменен Решением Московского горсуда.
В одном из дел КДН привлекло мать к ответственности за то, что она – цитата – «допустила ситуацию,при которой у сына была возможность управлять мопедом и передвигаться на нём по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе и без мотошлема, не воспрепятствовав этому». При этом КДН не учли показания матери о том, что «в её присутствии сын всегда катался на мопеде в шлеме, ездить по дорогам на мопеде она сыну никогда не разрешала». Неадекватное решение КДН отменил Верховный суд. Подобных незаконных решений КДН – бесконечное множество.
Беспредел местных КДН, принимающих решения против родителей, усугубляется беспределом КДН более высокого уровня, которые принимают нормативные акты, нацеливающие на вмешательство в нормальные семьи.
Например, в Краснодарском крае утверждено Постановление краевой КДН от 24 октября 2014 г. «Об утверждении порядка работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия на территории Краснодарского края».
Согласно постановлению в систему «раннего выявления» включены учреждения образования, здравоохранения, женские консультации, товарищества собственников жилья, управляющие компании, старшие домов, подъездов и др.
Работникам образовательных учреждений вменен в обязанность «ежедневный внешний и визуальный осмотр воспитанников по мере их прибытия» (отсюда практика наказания родителей детей за банальные синяки), а также посещение на дому вновь прибывших на постоянное место жительства детей с дальнейшей передачей информации в уполномоченные органы.
Председателям ТСЖ, управляющим компаниям, старшим по подъезду вменено в обязанность сообщение в отдел профилактики семейного неблагополучия информации о задолженности по оплате за техобслуживание и жилищно-коммунальные услуги в течение более 2 месяцев – как основания, создающего «неблагоприятные условия для воспитания детей». Долги по ЖКХ расцениваются как неисполнение обязанностей по воспитанию!
Очевидно, что КДН используется как инструмент давления и шантажа с угрозами отобрания детей для достижения различных целей, не имеющих никакого отношения к воспитанию детей.
Вот лишь несколько норм из Регламента межведомственного взаимодействия Москвы, утвержденных Московской городской межведомственной КДН:
В п. 2.3.3 сказано, что участковые врачи и медсестры «при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейного неблагополучия, вносят в историю развития ребенка сведения о родителях,семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи, осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций».
«Контроль за выполнением рекомендаций» врачей не соответствует закону, ибо лечение ребенка для родителей – дело добровольное в плане выбора врача, методик лечения (по ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Подход КДН влечет наказание родителей, которые, реализуя свое право, отказываются от «рекомендаций врачей».
В результате работы КДН структуры, работающие с детьми, все больше включаются в антисемейную активность.
Передача КДН широких полномочий по административному производству в отношении семей следует расценивать как антиконституционное регулирование.
Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ «Правосудие в РФ осуществляется только судом». Согласно статье 119 Конституции РФ «Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет».
Однако по непонятным причинам решение дел в такой сложной области частных отношений как семейная сфера, передано юридически безграмотным людям.
Мало того, практика их работы признана законодателем «успешной», поэтому депутаты решили не ограничивать КДН «исчерпывающими» полномочиями. С учетом того, что по регионам именно КДН прописывают себе нормативные акты, получается вообще интересная ситуация: КДН могут принять любые акты и творить что угодно в отношении родителей. На самом деле государственные органы – во избежание произвола – должны иметь четко ограниченный, исчерпывающий (!) перечень полномочий – это основы теории права, о которых забыли наши законодатели.
Принятый закон является очередным кирпичиком в построении системы ювенальной юстиции в России и крайне опасен для института семьи. Общественники призывают всех неравнодушных писать в Госдуму, Совет Федерации и Президенту. Образцы заявлений и адреса, вместе с юридическим разбором нового закона, на сайте Общественного уполномоченного по защите семьи.
Источник: РИА Катюша по материалам Общественного уполномоченного по защите семьи
.
.