«Помните, Чье имя носите»: Воспитание верности в Царской школе новой Царской России

«Помните, Чье имя носите»: Воспитание верности в Царской школе новой Царской РоссииНаши читатели уже знают о благом монархическом начинании – Николаевских чтениях, проходящих под патронажем Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (СЗИУ РАНХ и ГС). В Чтениях участвуют ученые, писатели, художники, общественные и государственные деятели, педагоги, студенты и аспиранты вузов, учащиеся средних общеобразовательных учреждений… Последнее мероприятие состоялось 1–2 марта с. г., и в его рамках в Санкт-Петербургском Доме ученых была организована научно-практическая конференция «Исторические традиции образования: Царская школа и современные образовательные концепты». Нам удалось побеседовать с главным инициатором и руководителем этого уникального проекта, кандидатом философских наук, доцентом СЗИУ РАНХ и ГС Ириной Александровной Трушиной, которая рассказала о своем жизненном пути, затронула некоторые острые исторические темы, а также раскрыла проблемы современного образования и особенности восприятия нынешней молодежью идеалов православной монархии. (см. «Прежде изменения Царства должны измениться люди»: Николаевские чтения с участием молодежи как показатель возрождения нации и Впустить в свою душу Царя: Беседа с православным композитором и руководителем детского хора им. прп. Иоанна Дамаскина И.В. Болдышевой)

Ирина Александровна, первый вопрос традиционный – о Вас, Вашей семье. Как и когда Вы воцерковились, почему заинтересовались царской тематикой?

– Верующей я была с детства – выросла в православной семье, дедушки и бабушки мои не прерывали преемственность поколений, хранили церковные традиции, отмечали все христианские праздники. Окончила Уральский государственный университет, философский факультет, диссертацию защищала уже на философском факультете в СПбГУ.

Люди воцерковленные знают, что самое важное, самое ценное в жизни происходит, когда мы действуем не по своей воле, а по Божией, отрекаемся своеволия, предаем себя в руки Промысла Божия. В Екатеринбург, где жили мои тетушки, я поехала только потому, что не поступила в Санкт-Петербурге – чтобы не терять год, пришлось выбрать другой вуз. Училась недалеко от того места, где прежде стоял Ипатьевский дом, ходила мимо. А самый первый раз я приехала туда в 1977 году – как раз тогда, когда этот «Дом особого назначения» сносили, и именно в связи с этим впервые заинтересовалась судьбой Царской Семьи. В 1992 году я оказалась в Японии, и удивительно, что мое знакомство с этой страной началось с Оцу – места покушения на Цесаревича Николая Александровича (произошедшего 29 апреля 1891 года, во время путешествия будущего Царя-Мученика на Дальний Восток. – Примеч. ред.). Поэтому такие эпизоды, «зарубки» в биографии, связанные с Петербургом, Екатеринбургом, Оцу, потом как-то «сработали». Все собралось воедино, и я прониклась царским вопросом. Со временем интерес мой стал воплощаться уже в конкретных проектах.

А с чего все началось? Как у Вас произошла, если можно так выразиться, трансформация из философа в православного монархиста?

– Есть мнение, что философ – самый близкий к вере человек. Ведь в рамках нашего курса изучались и богословские труды каппадокийцев (собирательное название Отцов Церкви второй половины IV в., – примеч. ред.), и история патристики (в философии – общее название богословских учений Отцов Церкви, – примеч. ред.). И хотя готовили нас тогда в номенклатуру райкома/обкома партии, тем не менее нам преподавалась история зарубежной и русской философии. В ситуации полного идеологического вакуума через эти дисциплины можно было подойти к Православию. При углублении в них становилось очевидно, что тема Бога и веры – это то, над чем веками размышляло все просвещенное человечество. Ни один серьезный философ не мог обойти этот вопрос – на вершине своего творчества он всегда приходил к мысли о Боге, либо, наоборот, с таких раздумий начинал. Знакомство с творениями Святых Отцов, православной традицией, даже в рамках религиозно урезанной университетской программы, открыло величие веры Христовой.

Воспитание верности: «Помните, Чье имя носите»Тема моей диссертации была связана с символизмом и древнерусской книжной традицией. Отсюда и первый проект – Кирилло-Мефодиевские чтения. Это был ответ на попытки лишить наше богослужение церковно-славянского языка, перевести его на современный «коммунистический» язык, уничтожающий сакральные смыслы. Я осознала, что разрушение нашей не только религиозной, но и языковой, культурной и национальной идентичности – это большая беда, имеющая глубокие корни. Эта проблема непосредственно затрагивает и царскую тему:  к сожалению, не все люди в Церкви сегодня понимают, что как служба может и должна совершаться только на церковно-славянском языке, так и Царь жизненно необходим для бытия русского мира.

Поэтому я полагаю, что христианин не имеет права относиться к Государю Николаю II, его Семье, их подвигу, ко всему, что с ними связано, с неким сомнением, с мыслью, что здесь допустимы какие-то «разные точки зрения». Если мы с Царем – тогда мы православные русские люди, а если без него – какие угодно, только не православные. И сейчас, в столетнюю годовщину трагических событий, в этом еще раз убеждаешься.

Посему в данном отношении особенно удручает позиция некоторых современных «монархистов». Мне кажется, живи они в начале ХХ века, эти «патриоты» могли бы, сами того не желая, оказаться среди гучковых, алексеевых и иже с ними, предавших и гнавших Царя. Да-да, с ними, а не с Гендриковой, Боткиным, Келлером  (мы еще вернемся к перечисленным фамилиям) – не с теми, кто пришел просто отдать свою жизнь за священное дело и пострадать вместе с Государем…

– А в чем ошибка таких считающих себя православными и любящими Россию людей? И каким образом наш народ может воспринять те глубинные основы – веры, культуры, мировоззрения, – о которых Вы говорите?

– Знаете, есть одна очень хорошо раскрывающая смысл этой проблемы тема – т. н. «отречение» Государя Николая II. Она – как лакмусовая бумажка, показывающая, кто есть кто на самом деле. Так, когда Келлеру (военачальник Русской Императорской армии, генерал от кавалерии, «первая шашка России». После февральского переворота отказался приносить присягу временному правительству и приводить к ней свой конный корпус. – Примеч. ред.) пришло извещение об «отречении» Императора, он сообщил своим воинам: «Я получил депешу об отречении Государя и о каком-то там временном правительстве. Я, ваш старый командир, деливший с вами и лишения, и горести, и радости, не верю, чтобы Государь Император в такой момент мог добровольно бросить армию и Россию». Он посылает Царю телеграмму, в которой пишет: «Третий конный корпус не верит, что ты, Государь, добровольно отрекся от престола. Прикажи, Царь, придем и защитим Тебя». Царю эту послание, разумеется, не передали. Или вот, Гендрикова Анастасия, фрейлина Императрицы, – приезжает к своей родственнице в Кисловодск, узнает там о происходящем в Петрограде, бросает все, бежит, мчится обратно в столицу… И 8 марта, за два часа до окончания срока, данного ближнему окружению Царственных Мучеников для выбора: кто хочет остаться – могут это сделать на правах арестованных, а кто не желает – покиньте Царя, – она вбегает со словами: «Слава Богу, я успела!» Вот что значит настоящая вера и преданность!

Понимаете, так выявляется истинное отношение – эти люди искренне хотели до конца все претерпеть с Государем, без всяких раздумий о последствиях. Они доверяли ему в абсолютной степени, без каких-то анализирований, рассуждений, что «здесь могут быть разные позиции, разные варианты…». Есть вопросы, в которых нет нескольких точек зрения, по крайней мере для человека, называющего себя православным и монархистом. Если ты монархист, если ты веришь Царю – то ты должен быть рядом с ним, сохранять ему верность всегда, без раздумий, без каких-то там поисков. Вот слово «вера» – это же и «доверие», и «верность», – это все однокоренные слова: «я доверяю», «я верю», «я тебе верен». В разные моменты жизни проявляются те или иные грани этой веры. И по отношению к нашим традициям, и к Государю – она необходима прежде всего. Не рассуждения, не заключения от ума, а именно – вера и верность!

– Спаси Господи! А сейчас уже появилось и огромное количество материалов, документально разоблачающих миф об «отречении»…

– Да, во-первых, такого в принципе не могло быть согласно законодательству Российской Империи – там просто нет этого слова, такой нормы права не существовало. Отречение было невозможно и с сакральной точки зрения – на Царя при помазании его на Царство низводился Дух Святый, от Которого он не мог отречься. Во время переписи населения в графе «род занятий» Государь указал: «Хозяин земли Русской», а в «сроке службы» у него значилось: «До гробовой доски». Есть также доказательства, которые подтверждают полную юридическую фиктивность документа об «отречении», его ничтожность – что это просто бумажка с поддельной подписью 1915 года. Я недавно выступала с докладом на эту тему, изучала материалы. Найдено множество документальных свидетельств против «отречения». И потом, для православных людей первостепенное значение имеют слова святых – это и пророчества преподобного Серафима Саровского, и откровение святому праведному Иоанну Кронштадтскому, и видение святителя Макария Московского, и известные ответы старца Николая Гурьянова… Все они говорят о насильственном свержении Царя с престола, о том, что отречения не было.

Почему Государя Императора держали во Пскове почти неделю, не выпуская? Его притесняли, от него пытались добиться хотя бы какой-то бумажки. Но он, будучи великим во всех отношениях, и в данном случае показал удивительную силу воли. Когда топают ногами, стучат кулаком по столу, кричат – это не проявление силы характера, а, скорее, доказательство слабости. А вот такая тихая внутренняя сила – когда человек смиренен и терпелив, – именно она поражает. Николай II выдержал абсолютно все, ничего не подписал. Потому и расправа была столь жестокой – темные силы окончательно взбесились от своей слабости перед святым. С Романовыми, с Синодом, с генералитетом они сделали все, что хотели, – добились нужных поступков, но от Царя – не получили ничего. Им пришлось состряпать совершенно немыслимую, лживую, фальшивую, склеенную из двух половинок, напечатанную на разных машинках бумажку – глупость, которую ни один серьезный человек не может рассматривать как документ. И больше ничего у них нет против Государя, никакого компромата!

– Значит, главное – вера, верность… Но как к этому прийти?

– Во-первых, надо знать историю; необходимо, чтобы ее знали и наши дети. Занимаясь со школьниками и студентами, я вижу, насколько все плохо. Они изучают царское время по советским учебникам со всеми сопутствующими штампами – «кровавый», «кровавое воскресенье» и т. д. Их никто не убрал, и это преступление по отношению к новым поколениям – мы и их пятнаем царененавистнической грязью, приобщаем ко лжи, подводим под анафему! Кроме того, нам как верноподданным сейчас обязательно нужно возобновлять, поддерживать и продолжать то, что начинал Государь.

Вот, Третьи Николаевские чтения мы принципиально посвятили не историческому анализу, не предательству, а верности – тем, кто ее сохранил. Ее-то и нужно воспитывать в молодежи, именно воспитывать, потому что сама по себе, из ниоткуда – она не появится. Например, если ты хочешь, чтобы ребенок стал пианистом – начинаешь разучивать с ним гаммы, занимаешься постановкой руки… Также и здесь – верности тоже нужно учить и учиться!

Воспитание верности: «Помните, Чье имя носите»

Мы говорим со студентами о свершениях Царя. Потому что у нас, к сожалению, не только дети, но и многие взрослые не знают, что же было сделано нашим Государем Императором. А по его начинаниям, его реформам, на мой взгляд, у нас нет равного правителя. Николаевское время – уникальный период развития Русского государства. Мы сейчас сетуем, что у нас кризис, – так давайте посмотрим, что происходило в правление последнего православного самодержца! Какой, например, огромный отмечался прирост населения – значит, люди хотели жить. А у нас сегодня, судя по количеству самоубийств, даже дети жизни не рады. Были и доклады о реформах образования Николая II. Или, вот, мы живем в Санкт-Петербурге, у нас здесь создан Императором подводный флот. Что он такое для нас в настоящий момент? – Стратегическая защита, которой мы обязаны именно Царю-Мученику. К 1915 году у нас уже имелось 78 подводных лодок, которые затем воевали во Вторую мировую. А курсанты-подводники зачастую совсем ничего не знают об основателе их рода войск. При Государе Императоре был установлен праздник моряка-подводника; 1919 году большевики его отменили; только в 90-е годы он возродился, недавно в Сестрорецке снова его помпезно отмечали, но… ни слова об Императоре! То же самое и с авиацией, с флотом, с медициной, с наукой – в каждой из перечисленных областей произошел небывалый взлет, о котором можно рассказывать часами, но об этих прорывах или не знают, или не говорят как о совершившихся трудами Царя Николая II Александровича…

– А как Вы подводите к этому учащихся, пробуждаете интерес, чтобы они тоже прониклись царской темой?

– На самом деле в работе с современной молодежью есть некоторые нюансы. Это мы с Вами, рассуждая о каких-то монархических представлениях, друг друга хорошо понимаем. А им нужны картинки того времени и реальные доказательства. Теоретический подход вызывает у них изначальное недоверие, они в этом чувствуют некую очередную идеологическую пропаганду, и сразу включается защитный механизм отторжения. А когда ты просто показываешь, что было, и ребята видят это как факт, – то сначала у них возникает удивление, потом – уважение и наконец – понимание.

В этом смысле Николаевские чтения прошли, на мой взгляд, успешно. Теперь нам очевидно, что демонстрация достижений Государя Императора – весьма эффективный путь для просвещения нового поколения. У детей рождается желание эти деяния святого Царя продолжать. С таким Царем хочется и жить, и созидать, и служить Отечеству!

Вот, в Российской Империи была проведена реформа образования – так давайте ее изучать и развивать, ведь те изменения дали очень высокие результаты. Обучение у нас стало лучшим в мире; на его основе выстраивалась наука, которая во всех областях занимала лидирующие позиции. Этот потенциал мы и использовали 100 лет, несмотря на то, что методы советской школы не имели с прежней системой образования ничего общего.

Почему же сегодня мы не только отказались от этого поистине царского во всех смыслах наследства, но и ввели новшества, нам абсолютно чуждые – в частности, пресловутый ЕГЭ? О методиках «гендерного воспитания» вообще говорить не хочется – у нас это слово должно быть запрещено, категорически; ювенальные технологии – это же настоящий фашизм в завуалированной форме! В Российской Империи такое не представлялось возможным – тогда существовал закон «О власти родительской», который обязывал детей подчиняться родителям до конца жизни, и страна процветала! Работали родительские комитеты, действовала система, при которой дети, родители, учителя и государство в образовании были союзниками, а не врагами.

– Давайте подробнее остановимся на проблемах современного обучения. Как Вы оцениваете работу нового министра образования О.Ю. Васильевой, какие перспективы видите?

– Суть образовательной системы с приходом госпожи Васильевой не изменилась, ибо пока нам не предлагается ничего вразумительного. К тому же новый министр высказала просто ужасную, на мой взгляд, идею, – что нам нужно вернуться к советским стандартам. Но что такое «советская школа»? Это такой же симулякр, как и отречение, гендер. Т. е. понятие есть, а за ним – пустота. В Российской Империи функционировала эффективная система образования, которая готовила профессиональных педагогов, прекрасные кадры. Она не могла быть сразу уничтожена, и после прихода советской власти все образование держалось на учителях той эпохи, а затем – на их учениках. Ушли эти поколения – ушло и все хорошее, что в этом образовании было.

А что включала в себя непосредственно сама советская система? Во-первых, принцип партийности и классовой борьбы, замешанные на крови, убийствах, репрессиях. Это доносительство, богоборчество; у детей требовали, чтобы они «стучали» на родителей, одноклассников – есть ли иконы дома, ходят ли в церковь, вспоминают ли старину, за этим следовали: в 20-е годы – расстрел, в 30-е – ГУЛАГ, в 70-е – психиатрическая клиника, партийные и комсомольские чистки… Далее – разрушение семьи, противопоставление детей и родителей (например, Павлик Морозов – идеал пионера), страшные клятвы, сатанинская символика… Мы к этому хотим вернуться?! Какая может быть нравственность на такой основе?! Только «нравственный кодекс строителей коммунизма»…

Безусловно, сегодня каждый из нас готов доверить своих детей лишь той системе воспитания и обучения, которая все-таки проверена – временем, историей, традицией, верой. В противном случае последует то, что в психологии называется ломкой архетипа. Что это и к чему приведет? Сейчас на Западе уже известна первая цифра – итог их новых образовательных стандартов. 41% детей, отобранных у нормальных родителей и переданных в однополые «семьи», покончили жизнь самоубийством. Т. е. половина этих несчастных не смогли так жить, они, получается, убиты. Это же очень страшная цена эксперимента! И у нас ныне проводятся безконечные опыты с образованием и воспитанием. И что мы имеем? Тоже массовые детские суициды! Значит, в современной образовательной системе заложены какие-то разрушительные механизмы, приводящие к подобным последствиям.

Нас ставят перед искусственно созданной дилеммой: или советское образование, или ювенально-гендерное. Но ведь есть и иной опыт! Поэтому мы решили предложить свою альтернативу – проект «Царская школа» (см.: Дореволюционный опыт как альтернатива разрушению образования: В рамках Николаевских чтений разработан проект «Царская школа»), подразумевающий возвращение к традиционным православным ценностям, отказ от зарубежного метода оценки результатов образовательной деятельности и образовательных программ, классические методики, которые учат думать, а не действовать по шаблону, фундаментальность, приоритет вопросов нравственного воспитания, привитие навыков освоения труда на земле, недопустимость любых гендерных теорий…

Источник: Газета «Православный Крест» №7 (175) от 1 апреля 2017 г.



ЦАРСКАЯ ШКОЛА НОВОЙ ЦАРСКОЙ РОССИИ

Царская школаВ прошлом номере мы опубликовали первую часть беседы с организатором Николаевских чтений, кандидатом философских наук, доцентом СЗИУ РАНХ и ГС Ириной Александровной Трушиной. Напомним, 1-2 марта с. г. в рамках Чтений, на научно-практической конференции «Исторические традиции образования: Царская школа и современные образовательные концепты» был представлен необычный проект – «Царская школа», о котором наша собеседница и рассказывает во второй части интервью.

– Ирина Александровна, каковы цели Вашего начинания и как Вы думаете воплощать эту идею на практике?

– «Царская школа» задумана нами как альтернатива разрушительным нововведениям в образовании. Цель проекта – создание системы образования и воспитания, которая на новой, современной основе возродила бы лучшие достижения и принципы русской царской школы.

Во-первых, это возвращение к принципу первенствующего права родителей на воспитание и образование своих детей, которое было закреплено в Основном Законе Российской Империи как закон о «родительской власти». Следование этому принципу способствовало процветанию нашей страны, дало стабильный прирост населения (за 20 лет правления Государя Николая II его численность увеличилась на 60 млн человек!), первенство в мире в образовании, науке, культуре. А ювенальные и гендерные новшества как на Западе, так и у нас в стране пока привели лишь к интеллектуальной деградации и массовым детским самоубийствам. Дети не хотят и не могут жить в противоестественном гендерно-ювенальном мире и потому выбирают смерть. Ребенку нужны папа и мама, полноценная традиционная семья, нормальная школа, а не придуманный неизвестно кем извращенный образовательный механизм, когда государство, учителя, родители и дети – враги, которые сошлись в последней схватке. Кто это все внедряет, почему мы им должны верить? Подумайте, за новыми образовательными идеями не стоит ни одного достойного научного, философского, богословского имени, а опровергает их вся человеческая наука и культура, прошедшая поверку временем.

На органичное взаимодействие и сотрудничество страны, педагогов, родителей и ребенка в целях качественного воспитания и образования подрастающего поколения, любящего свое Отечество, и нацелен наш проект «Царская школа». «Советская школа», за которую так ратует новый министр образования, на практике исполняя принципы «Манифеста коммунистической партии», отрезает родителей от процесса образования. Задача «Царской школы» – налаживание отношений между учителями и родителями. В прошлом, при Государе уже начинала вводиться система родительских комитетов и учредительных советов, которые непосредственно влияли на содержание и принципы обучения детей, предлагая школе конкретные варианты их реализации.

Сейчас также насаждается страшная тенденция, когда родители, самые близкие ребенку люди, в период образования противопоставляются ему как враги, на которых он должен доносить по «телефону доверия» каким-то якобы заботящимся о нем посторонним тетям и дядям. В блокаду матери отдавали свой паек детям, умирая от истощения. Во время недавнего взрыва в петербургском метро одна мать погибла, закрыв своим телом дочь. «Заботливая» «ювенальная» тетя на такое не способна. Это и есть критерий отличия родителей от образовательных чиновников.

Во-вторых, в «Царской школе» в основе образования и воспитания должны лежать православные духовно-нравственные принципы. Согласно социологическим опросам 74% населения России считают себя православными. Думается, что эти 74% имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своей верой, если уж мы живем в демократическом обществе. К тому же они еще являются и налогоплательщиками, а, значит, вправе за свои деньги получать те образовательные услуги для своих детей, которые нужны им, а не людям за границей. А критерий здесь один – школа должна воспитать подрастающее поколение таким, чтобы оно смогло сохранить свою национальную и культурную идентичность и было готовым к защите интересов нашего Отечества.

А что касается конкретных методик – то, например, одним из приоритетов в воспитании русского человека всегда была любовь к своей земле. Причем не просто абстрактно, а конкретно он возделал 1/6 часть суши, которая в результате этого стала не только мощной державой, но и самым дорогим и прекрасным для него местом на планете. Вот для того чтобы русский человек оставался русским, он и должен обрабатывать свою землю. Поэтому при школах в царское время устраивались пасеки, сады, фермы, приусадебные участки… Недавно были опубликованы результаты исследований, подтверждающие, что человек, с детства занимающийся земледелием, становится уравновешеннее, добрее, его мыслительные способности лучше, т. е. работа на земле – это одновременно возделывание собственной личности.

Также в основу образования обязательно должна быть включена глубочайшая система изучения славянского языка и нашей русской книжности, формирующая мента