Г.К. Честертон
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царем!
Д.Р. Киплинг
Технократическая секта. Это новое понятие появилось в последние два десятилетия. В чем же заключается опасность этого псевдорелигиозного объединения для человеческого рода и России в частности? У технократов далеко идущие цели.
В первую очередь, их удар направлен на традиционные ценности и общечеловеческие смыслы, составляющие основание европейской цивилизации, сформированной за два тысячелетия. В их планах не только переформатировать человека, превратив его в механизм, полностью подвластный хозяину – владельцу технических средств и технологий, но и изменить сам ход развития человечества. По мнению экспертов Константина Черемных и Маринэ Восканян, повсеместное распространение информационных технологий (интернетизация и сетевизация), особенно в экономике услуг, меняет потребительские стереотипы. В итоге должна исчезнуть цивилизация, где ныне преобладают монотеистические религии. На смену единобожию может прийти многобожие.
Технократия использует старый соблазн: «Будете как боги!»
Человек, отказавшись от высокого звания раба Божия, присваивает наименования божеств своим сородичам и предметам потребления легко и просто: футболист Месси – бог, безголосая певица с улыбкой загнанного пони Леди Гага – богиня, сервелат и чипсы – пища богов. Одним словом, мы дожили до того, что ежели плюнешь, то случайно попадешь в очередного «бога». В этом хаосе уж себя-то любой человек признает богом без особых моральных затруднений. Древним язычникам только остается позавидовать людям XXI столетия. Ученый ныне все больше напоминает астролога, а астролог – научного работника. Гороскопы читаются как аналитические записки, а прогнозы докторов наук по развитию экономики почти неотличимы от предсказаний дешевых гороскопов из гламурных журналов. И даже в коммерческой рекламе, призванной банально навязывать товар, звучат оккультные полуязыческие фанфары: «Когда вселенная начинает говорить с тобой, тебе главное ее услышать. Если ты ждал знак – это он. Безплатная ставка 5000 рублей для новых клиентов». (Реклама официального спонсора сборной России по футболу!) или «Почувствуй себя богиней!» (реклама станков для бритья ног).
Парадокс ситуации заключается в том, что при наличии толпы кишащих богов, человек перестает быть человеком. Правящим группам (элитам, новой аристократии) он вообще кажется подобием механизма, которым хочется управлять с помощью кнопок. Впрочем, часть современной аристократии считает человека всего лишь животным, которое можно дрессировать и вырабатывать у него условные рефлексы, как у собаки Павлова. Не потому ли сейчас такую популярность приобрел буддизм, где человеческий род стоит на одной доске с муравьями, воробьями и крокодилами. Кстати, буддизм – одна из самых технологичных религий. При буддистских монастырях имеются специальные крутящиеся барабаны с молитвами. Тронь барабан, придай ему вращение – и он уже кружится-вертится, т. е. «молится» за тебя. И еще. В буддизме Бога-Личности нет. Поэтому атеист, принявший буддизм, спокойно остается атеистом, но теперь уже «религиозным».
Как ни думай, но знамя науки, стремившейся познать мир, утеряно безвозвратно (ушли мечтательные жюльверновские Паганели и пришли практичные Илоны Маски), но остались технические и технологические разработки. И если раньше рассуждали о монархии, теократии или демократии, то теперь все большей популярностью пользуется идея технократии. Сам термин придумал американец норвежского происхождения Торстейн Бунд Веблен, выпустивший в 1921 году книгу «Инженеры и система цен». Он, преклоняясь перед техникой, решил, что власть должны получить инженеры как привыкшие рационально обустраивать производственный процесс. В дальнейшем термин «технократия» неоднократно менял смысловое наполнение, и для XXI века он уже описывает группу лиц, владеющих техническими достижениями и технологиями и применяющих их для управления обществом.
Собственно технократия – это элита новейшего типа, которая пытается превратить человеческий род в стадо или набор роботов-трансформеров. Человек более не понимается как «образ и подобие Божие», но приравнивается к абстрактной статистической единице. А единицу не жалко, при манипулировании с ней допустим любой произвол. И ни в коем случае ее нельзя назвать Сидор Сидорович Сидоров, но лучше присвоить номер для учета. В Сидоре Сидоровиче и не желая увидишь человека, а в каком-нибудь Д-503 – только номер. В «цифровой экономике» цифра замещает личность. Обезличенность предваряет безжалостность. За сухостью цифр найти жизнь – невыполнимое задание. Да и никто этого делать не собирается.
На первый взгляд, за технократией скрывается персонаж из «Легенды о Великом инквизиторе» Федора Михайловича Достоевского, который хочет по своему произволу заботиться о человечестве, исключая Господа нашего Иисуса Христа. Но это ошибка. Технократ совершенно не думает о человеке, и даже то убогое материальное счастье, которое Великий инквизитор готов даровать людям, он не собирается давать. Ему необходим не человек, но лишь то, что от него можно получить: деньги, труд (и то не всегда!), тело. И ныне Достоевский написал бы наверное иначе, ибо властью в большинстве стран мира заправляют не цари и короли, но лакеи и «домашние рабы» (в древнеримском стиле), усевшиеся в господские кресла.
Лакей привык ловчить и изворачиваться, извлекая свою прибыль и делая карьеру. Ему приходится предавать и обманывать, угождать страстям господина. Лакею не жаль дворца-страны, который ему не принадлежит. И техника, и технологии – это своеобразные хитрости для него, дорвавшегося до вершин властной пирамиды.
В городе N появился Пророк. Он смело ринулся на центральную площадь и начал проповедь. И горожане стали толпами стекаться к нему. Он молил, увещевал, говорил о Боге, исцелял больных и воскрешал мертвых. Пока… Пока не прибыла полиция и не доставила арестованного чудака во Дворец Правителя.
В центральном зале, куда привели незадачливого проповедника, на троне восседал ничем не примечательный мужчина небольшого роста, одетый в роскошную бордовую ливрею с позументами.
Старший полисмен объявил: «Ваша Усредненность, преступник доставлен».
Правитель резко вскочил и мелкими шажками подбежал к задержанному. Тонкий голосок зазвучал как-то громко и визгливо: «Ну, здравствуй, здравствуй, мил друг! Кто ты? Иисус, Матрейя, Магомет или Зороастр? Сказывай, сказывай!»
Пророк молчал.
Правитель сказал чуть тише: «Раз желаешь молчать, то молчи. Но, вишь ты, какая штука вырисовывается. Ты проповедуешь. А это образовательные услуги. Налог платить надо. Ты исцеляешь. Но ведь это медицинские услуги. И здесь налоговые выплаты полагаются по закону. Ты воскрешаешь мертвых. Явно ритуальные услуги. Опять налог. Ты публично молишься. Зачтем за религиозные услуги. Тоже налогом облагаются».
Пророк молчал.
Голос правителя стал твердым, как камень: «Мне все равно, что ты делаешь. Заплати казне. И трудись на благо общества. Все горожане так живут. Все довольны судьбой своей. И счастливы под нашей властью».
Пророк отряс прах со своих ног и исчез…
Правитель слегка опечалился и обратился к полисмену: «А принеси-ка мне, дружочек, гамбургер с кабачковой икрой. Желудок просит. Всегда кушаю, когда душевно разволнуюсь».
И никогда больше в город N не приходили пророки…
Технократия (как и лакейство) не в состоянии предоставить никаких доказательств своей значимости, кроме владения техникой и технологиями, созданными не ею. А поэтому она активно силится все контролировать. Введение в широкий обиход IТ-технологий и видеонаблюдения по любому поводу – это способ иметь как можно больше сведений о населении. Элиту убирает контрэлита, приходящая снизу. И контроль технократии существенно важен именно для недопущения к власти новых элит.
В научно-фантастическом романе Арсения Миронова «Тупик гуманизма», вышедшем в свет в 2004 году, описано общество, где технические средства наблюдения передают данные о поведении каждого человека дома и на улице. Причем в этом мире деньги заменены учетом «добрых дел» (д. д.). Чем значительнее их количество на электронном счете, тем состоятельнее лицо, приписанное к этому счету. Скажем, перед уходом из дома погасил свет – плюс 2 д. д. На улице бросил бумажку мимо урны – минус 2 д. д. Если человеку врач прописал не кушать мясного ради поправки здоровья, а он не выдержал и съел котлетку – минус 12 д. д. А выпил полезный морковный сок – плюс 15 д. д. Технократический мир – это общество всеобщего учета и шпионажа. Человек должен посещать правильные магазины, есть предписанную еду, работать строго в рамках выявленных и приобретенных им компетенций (слесарь не может рисовать картины) и вообще вести образ жизни, предписанный сверху (даже веселиться и скорбеть, продавать и покупать и т. д. строго по определенным дням недели, обозначенным в гороскопе). А еще предусматривается добровольный уход из жизни – эвтаназия при достижении определенного возраста. Причем чем выше социальный статус, тем далее отодвигается физическая смерть. Любое бунтарство – просмотр не тех фильмов, исполнение не одобренных религиозных обрядов, отказ от эвтаназии ведет к полному закрытию электронных счетов. И человек полностью выпадает из общей жизни. Кстати, детей здесь изымает ювенальная юстиция по любому поводу, например, из-за воспитания родителями в христианском духе. Христианство же оказалось признанным как опасное психическое заболевание. И абсолютно ужасной выписалась в романе фигура человека, в юном возрасте полностью погрузившего свой разум в компьютерные игры, а тело – в ванну с питательным раствором. И так встретившего свою старость. Причем технократической властью он признавался вполне лояльным гражданином. При первом прочтении книги все это выглядело плодом избыточной фантазии, ныне вымыслом и сказкой совершенно не кажется.
Технократия по-настоящему ведет не к развитию реального производства, а к деградации. Человека подчиняют технике, а не технику человеку. Его приспосабливают к ней, а не наоборот. Технократам удобнее развивать гаджеты, а не космическую промышленность, например. Человеческие колонии на Марсе или Тритоне контролировать длительное время нельзя даже и с помощью искусственного интеллекта. Люди, отделенные достаточным расстоянием и обладающие волевыми качествами, обязательно захотят жить по-своему. Так что уже по этому параметру экспансия человечества в космос приостанавливается. А вот те же гаджеты выгодны. Причем их покупатель позволяет сам себя с удобством контролировать, выбрасывая в социальные сети фото и видео друзей и знакомых, прогулок и шоппинга, изображений любимых зданий и мест. Это вполне достаточная информация для воздействия и принуждения.
Человек – существо упорное и недоверчивое, и его надо еще заставить принять методы технократии. И здесь важное значение приобретает система образования, одна из функций которой – приучить с малых лет повиноваться и принимать чужой контроль.
И если кто-то полагает, что Россия не затронута изменениями, происходящими во всем мире, то он ошибается. Недавно нас совершенно поразила министр просвещения РФ Ольга Васильева: «Какой будет цифровая школа? Главная цель для нас – это безопасность. В цифровой школе она будет контролироваться через систему видеоидентификации. Сейчас у нас есть десятки вариантов охранных систем, но система идентификации по лицу – не только надежная, но и дешевле, чем многие другие. Таким образом, система доступа не пропустит в школу посторонних. А вот в библиотеке цифровой школы обязательно будут бумажные книги, которые можно подержать в руках, полистать, посмотреть, почитать. И тут же «цифровая» часть библиотеки, где в компьютерах все собрано в «цифре». Дальше идем в столовую, там оплата питания проходит по картам, средства на которых пополняются родителями. Это и быстро, и удобно. В административной части школы все процессы – делопроизводство, бухгалтерия – также полностью перейдут в электронный формат, как это уже практикуется со школьными журналами и дневниками для наших учеников. В классах цифровую школу дополнит мультимедийное сопровождение».
Если отбросить в сторону благие намерения, то выявляется следующее: в «цифровой» школе попадают под полный контроль и ученики, и педагоги, и даже родители. К безопасности это не имеет никакого отношения. Террористы не боятся видеонаблюдения. Они просто захватывают школы и больницы. Зато при введении видеоидентификации пространство свободы учащихся сводится к нулю, а родитель, пришедший забрать первоклассника из школы, может получить отказ из-за отсутствия его биометрических данных в школьном компьютере.
Школа таким образом превращается в облагороженную тюрьму. Для завершения не хватает лишь замены личных данных учеников и учителей на идентификационные номера. Кстати, в протоколах экзаменационных и обычных диагностических работ вы уже не увидите фамилии ученика, а лишь его номер, который следует соотнести с фамилией, чтобы узнать полученную отметку. И попробуйте не принять этой системы – вашего ребенка тогда не пустят в «цифровую школу», а учителю укажут на дверь. В этом случае может слаженно заработать ювенальная юстиция, которая будет контролировать и как ребенок питается, и как родители посещают школьные собрания.
Все большее и большее впихивание мультимедиа на уроки – это дорога в тупик. Картинка и видео навязывают свои образы ученику, они заставляют его мыслить шаблонно, они убивают творческий потенциал учителя. Недаром в знаменитой Кремниевой долине в США, где трудятся создатели самых современных информационных технологий, в школах, наоборот, строго ограничено использование мультимедийных продуктов. Подручные технократов совсем не желают, чтобы их дети попадали под влияние ими же создаваемых технических средств.
Круг применения новых технологий постоянно расширяется, растет и охватывает уже очень широко сферы человеческой деятельности и быта, которые попадают под контроль чужого дяди. Вводится универсальная электронная карта, заменяющая привычный паспорт. Перевод медицинских карт в электронный вариант позволяет на далеком расстоянии отслеживать ваше здоровье. Портал госуслуг – яркий пример оцифровки всего общества. Количество услуг на нем увеличивается по мере того, как увеличивается количество ваших данных на нем. Причем их вы сообщаете как бы добровольно. И нет никаких гарантий, что портал не взломают хакеры и вся ваша подноготная не станет известной не только государству, но и злоумышленникам.
«Цифровая экономика», о которой так восторженно говорят российские политики, экономисты, бизнесмены, давно стала обыденностью в странах Запада и в Китае. К примеру, в КНР на производстве начали применяться каски с встроенным чипом, передающим данные об эмоциональном и физическом состоянии работника.
Современная технократия не приобрела бы своих характерных черт, если бы не взяла на вооружение учение трансгуманизма. Если резюмировать его официальную открытую часть, то это идея достижения человеком крепкого здоровья, долголетия и практически безсмертия. Главным способом ее реализации является внедрение в организм различных технических приспособлений – нейросетей, чипов, усиливающих физические возможности. Но у всех этих инноваций имеется и скрытая часть. Чип может увеличивать вашу силу, но он же может дать по команде, полученной извне, болевой импульс. И это лишь самый слабый вариант контроля за человеком.
Трансгуманизм вырос из эволюционного учения Чарльза Дарвина, приравнявшего человека к животному. Интересно, что автором термина «трансгуманизм» является Джулиан Хаксли – первый генеральный секретарь ЮНЕСКО и один из основателей Всемирного фонда дикой природы (WWF). Теория трансгуманизма была сформулирована им в книге «Религия без откровения» (1927 г.). Джулиан Хаксли откровенно писал: «Мы больше не нуждаемся в помощи теологического откровения или абсолютной метафизики. Для нашего философского видения нам достаточно Фрейда и Дарвина».
В конце XX века трансгуманизм и технократия окончательно объединились. Основатели трансгуманизма отвергли Бога Творца и сами решили стать «человекоделами». Итогом должно стать разделение человечества на две неравные группы: безсменную и безсмертную элиту с душою лакея и управляемую массу, в которой нет места человеку как личности. Под эту задачу сейчас затачивается и образование, и воспитание, и внедрение новых IT-технологий. Технократы-трансгуманисты полностью регулируют деятельность СМИ и разработки в компьютерной сфере. В этой ситуации будущее человеческого рода представляется мрачным и безперспективным.
И все-таки технократическая секта – это лишь часть общества. Да, ныне приверженцы трансгуманизма обосновались во властных коридорах многих государств, в том числе и России. Но это не означает, что победа останется за ними. Человек обладает свободной волей, и чем сильнее будет нарастать электронно-цифровой прессинг, тем больше будет увеличиваться сопротивление ему. Уже сегодня значительная часть российской элиты и народа выступает против подчинения России глобальному миропорядку и за создание национальной стратегии развития. В нашей истории есть немало примеров, когда казалось, что страна стоит на грани уничтожения. Вспомним татаро-монгольское иго или смуту XVII века. Но России, как феникс, возрождалась из пепла и становилась вновь вольной и самостоятельной, не зависящей от прихотей чужаков.
И надо помнить, что технологии и техника сами по себе не хороши и не плохи. Их можно использовать для инженерного проектирования, медицинского осмотра, регулирования дорожного движения или исследования космического пространства. Важно, в чьих руках они находятся. Они – всего лишь инструмент и средство. Огонь, горящий в очаге, нас согревает, но огнем можно и сжечь дотла весь дом. Все зависит от человеческих намерений.
Вспомним слова апостола Павла: «Мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1Фес. 5, 5-10).
Трансгуманисты и технократы не учитывают, что Бог есть, что душа человеческая – не информационная матрица, а дар Господа Живого, что никогда чудовищные эксперименты с человеком не заканчивались успехом. И покаяние, борьба с собственными грехами, молитва, крестный ход – это то, что позволяет человеку оставаться с Богом и быть человеком, а не биороботом. Важно помнить завет преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». От каждого из нас зависит, произойдет ли в ближайшее время цивилизационный слом или человеческая история продолжит свое развитие в христианской парадигме.
Источник: http://likorg.ru