В 445-ю годовщину Битвы при Молодях …
В последнее полтора десятилетия активно возрождается народная память о великой Молодинской битве в эпоху Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Международная общественная организация «Русское Собрание» и «Русская Народная Линия» активно участвуют в этом процессе, на «РНЛ» неоднократно публиковались материалы, посвященные сражению при Молодях. Предлагаем вашему вниманию очерк Леонида Болотина, посвященный 445-й годовщине разгрома Крымско-Турецкой коалиции в 1572 году.
Стояние «Бессмертного Полка» в 445-ю годовщину Битвы при Молодях 13 Августа
Даты Молодинской битвы
Когда-то знаменитое, а ныне полузабытое сражение Русских Вооруженных Сил против колоссального Крымско-Турецкого коалиционного войска при Воскресенском храме подмосковного села Молоди на берегу реки Рожаи состоялось 29 Июля – 2 Августа 1572 года (на исходе 7080-го года от Сотворения мiра), тогда те даты приходились на дни Седмицы Вторник – Пятницу. Так Битва датируется по Православному Юлианскому календарю, а по ныне действующему календарному Григорианскому стилю этим дням соответствуют 11-15 Августа.
Вообще полевое сражение на протяжении почти пяти суток в XVI веке было явлением исключительным, уникальным. Многодневными и даже многомесячными были только осады крепостей и укрепленных городов. Правда, у Молодей в центре сражения на склоне холма под Воскресенским храмом русскими был устроен гуляй-город с небольшим рвом и валом, но назвать это крепостной осадой никак нельзя, а боестолкновения русских с крымчаками и турками проходили на протяжении фронта вдоль реки Рожаи на протяжении нескольких километров.
Из-за неоднозначного восприятия нашими современниками такой календарной разницы некоторые широко «не раскрученные» события Русской Истории отмечаются по датам старого стиля, которые без должного пересчета переносятся на даты Григорианского календаря. Битву при Молодях http://dombyx.ru/history/1572_Bitva_Molodiax.htm некоторые энтузиасты отмечают ближе к 29 Июля – 2 Августа по Григорианскому календарю. Так, например, в 2015 году в Молодях проводился военно-исторический фестиваль https://www.kp.ru/daily/26410.4/3284674/25 Июля. В этом году аналогичные торжества были 29 Июля.
Никак не возражаем против такой современной манеры празднования. Чем активнее возрождается в нашем народе память о великом сражении, чем больше дней в году охватываются мемориальными мероприятиями, тем и лучше для народного самосознания! Но православные всё же считают, что дорогие нашему сердцу события в прошлом возлюбленного Отечества приходились в дни памяти тех или иных Святых, в Праздники или в другие знаменательные даты Православного Годичного Круга, а потому они духовно-мистически связаны с церковными чествованиями Православного Календаря.
Например, память Куликовской Битвы мы отмечаем в Двунадесятый Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 21 Сентября по новому стилю, а не 8 Сентября по новому календарю.
Так и Сражение при Молодях в 1572 году началось 29 Июля в день праздника Рождества Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца и его Чудотворного Образа Великорецкого. Ныне этот праздник почти забыт, поскольку во второй половине XVIII века Святейший Синод отменил его общецерковное чествование, но при патриархе Алексие Втором наметилось возрождения празднества, которое в эпоху Царя Иоанна Васильевича Грозного сопровождалось великими торжествами и Крестными ходами. В тот же день совершалась память Святого Мученика Калинника Киликийского https://days.pravoslavie.ru/Life/life4341.htm, Святой Девы-Мученицы Серафимы Римской https://days.pravoslavie.ru/Life/life6829.htm, Преподобномученика Михаила Эдесского https://days.pravoslavie.ru/Life/life1131.htm, Преподобного Константина Старорусского https://days.pravoslavie.ru/Life/life4342.htm, а их память по нынешнему календарю чтится 11 Августа.
Во второй день Молодинской битвы чтилась память Святых Апостолов из Семидесяти – Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника https://days.pravoslavie.ru/Life/life4349.htm, а также весьма чтимого на Руси Святого Мученика Иоанна Воина https://days.pravoslavie.ru/Life/life4350.htm, пострадавшего в царствование Юлина Отступника. Память этих Святых по новому стилю приходится на 12 Августа.
В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской https://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm, сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня https://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm, которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост.
Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html, вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня https://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm, а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице https://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm, который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом, так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа.
И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей https://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана https://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm. В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия https://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm, Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.
Молитвенное стояние в Молодях 13 Августа 2017 года
Группы православных из Новой Москвы «Безсмертный Полк – Пахра», «Безмертный Полк – Тимохино» из сельской местности Касимовского района Рязанской области, а также представители Московского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание» решили нынешнюю годовщину великой битвы отметить молитвенным стоянием «Безсмертного Полка» 13 Августа. Начало мероприятия в 15:00. Но постепенный сбор участников предполагается часов с 14. В это время будут проводиться пояснительные беседы по истории села Молоди и Молодинской битвы. Само же памятное стояние продлится около часа, и к 16:00 или несколько позже его планируется завершить.
Сам смысл нашего молитвенного и мемориального стояния «Безсмертного Полка» заключается в намерении связать память о всех русских воинах всех эпох существования нашего Отечества. Идея впервые была выражена ещё в трех Июньских беседах 2016 года К.Ю.Душенова и одного из лидеров ООД «Бессмертный Полк» Н.Г.Земцова, который в настоящее время является депутатом Государственной Думы России.
Таким образом, мы хотим почтить память не только героев Молодинского сражения, но и воинов Великой Отечественной войны, поэтому участникам стояния было бы вполне уместно взять на стояние малые транспаранты с именами и фотографиями родственников, с которыми они ходили на шествия «Бессмертного Полка» 9 Мая.
Кстати, со стороны Москвы, не доезжая моста через Рожайку, справа можно увидеть мемориал памяти жителей Молоди, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Как нам рассказывала местный старожил, проживающая в Молодях с 1946 года, раньше на этом месте находилась православная часовня, но в пору хрущевских гонений на Церковь она была разобрана, а спустя годы на Святом Месте возвели воинский мемориал. В Царское время в селе Молоди было также два памятника. Один памятник был посвящен воинам Молодинской битвы 1572 года, он располагался на Южном берегу Рожайки неподалеку от моста и современного хозяйства «Шиномонтаж» возле храма. Дальше в сторону Чехова на другом краю усадебного парка был памятник воинам Отечественной войны 1812 года, ведь в этих местах были бои с отступающей из Москвы Наполеоновской армикй, чтобы не позволить оккупантам возвращаться новым путем, а направить их по разоренной ими же Калужской дороге. Так что в нашем молитвенном стоянии мы будем поминать и русских воинов всех антинаполеоновских войн, и героев Первой Мировой войны, и Русско-Японской, и всех Русско-Турецких войн, и Куликовской битвы, и русских витязей, сражавшихся на Стугне, Калке, Сити, и во всех других сражениях, коими богата военная история Руси-России, поминая всех за Веру Православную, Русских Государей и Отечество живот свой положивших.
Местом сбора участников стояния в этом году было решено определить открытую, поросшую травой площадку за территорией храма Воскресения Христова с его восточной стороны.Проход к площадке нашего стояния, которая находится примерно в 100 метрах от старого Симферопольского шоссе, осуществляется вдоль Южной ограды храма по ухоженной грунтовой дороге – улице Парковой. На самой площадке рядом расположен сельский дом с участком, огороженным металлическим коричневым рифленым забором, ул. Парковая дом 2-Б.
Данное место представляло собой правый фланг центральной обороны Русского Войска, почти самый центр Молодинской битвы. Сам же центр сражения, увы, ещё в послевоенное советское время застроен жилыми домами.
Молодинский Воскресенский Храм расположен на 59 километре от Москвы на левой стороне старого Симферопольского шоссе сразу за мостом через речку Рожайку, в самом селе Молоди участок Симферопольского шоссе именуется улицей Магистральной.
В этом году мемориальное мероприятие не предполагается массовым. Дай Боже, если соберется 30-50 человек наших соратников из Рязанской области, Московского «Бессмертного полка» и «Русского Собрания». Но всё же мы призываем наиболее ревностных православных патриотов Москвы и Московской области присоединиться к нашему стоянию. Однако предупреждаем, что никаких пунктов питания и продмагов поблизости от Воскресенского храма при нашей разведке замечено не было, поэтому водой, безалкогольными напитками и сухим пайком надо запастись заблаговременно. Нет по соседству и мусорных контейнеров, поэтому убедительная просьба мусор от пищевых оберток и пустых бутылок забирать собой. В селе Молоди местными жителями поддерживается сугубая чистота.Из Москвы до села Молоди можно добраться на междугороднем автобусе «Москва – Чехов», который днем часто отправляется от метро «Южная», если отправиться из Москвы в 13:00, 13:10 или 13:25, успеете к началу сбора или самого мероприятия. Главное, предупредить водителя, чтобы вас высадил в селе Молоди поближе к храму, и внимательно переходите Магистральную улицу с весьма интенсивным движением. Соответственно жители города Чехова до села Молоди могут добраться аналогичным образом.
По железной дороге Курского направления на электричке можно добраться до платформы «Колхозная» (61 километр от Москвы) , оттуда надо спросить, как пройти к Воскресенскому храму на Магистральной улице. Время в пути с Курского вокзала до платформы «Колхозная» составляет приблизительно один час сорок минут.
Из города Подольска в сторону села Молоди на Чехов идет автобус № 61. https://mybuses.ru/podolsk/bus/61/
После стояния желающие могут прогуляться по старинному парку Молодинской усадьбы, где в восточной части и у леса ещё 60-70 лет назад были видны холмики братских могил воинов, сложивших свои головы в Молодинской битве. Такая прогулка позволит немного рассредоточить народ для обратного отъезда, чтобы не оказаться в переполненных автобусах.
Стратегическая цель стояния
В 2022 году будет отмечаться 450-я годовщина Молодинского сражения, великое значение которого в самом выживании и дальнейшем существовании Государства Российской трудно переоценить. Правы те русские историки и образованные патриоты, которые ставят безпримерную Молодинскую баталию на один смысловой уровень с Куликовским, Полтавским, Бородинским сражениями, с битвами за Москву, Сталинград и под Прохоровкой в 1941-1943 годах.
Наши чаяния связаны с тем, чтобы к 2022 году о Молодинской битве стало известно каждому мало-мальски грамотному нашему соотечественнику!
Мы хотели бы постепенными целенаправленными духовными мероприятиями и духовно-просветительской деятельностью в ближайшие пять лет добиться того, чтобы юбилейные Молодинские торжества прошли на высшем государственном уровне, на международном уровне, как это, например, было в 1980 году в связи с 600-летием Куликовского сражения, как героизм наших предков чествуется ежегодно в связи с памятью о победах под Москвой, в Сталинграде и в Курской битве.
Конечно, нужна большая просветительская работа среди современного российского чиновничества, в депутатском корпусе, с действующим офицерским и генеральским составом современных Вооруженных Сил России, с ветеранами армии и вооруженных конфликтов, с казачеством.
Воссоединение Крыма с Россией весной 2014 года, историко-политические стратегии Главы нашего Государства Владимира Владимировича Путина вселяют надежду, что наши чаяния при определенных и достаточных православных общественно-политических усилиях с нашей стороны полностью или хотя бы в значительной части могут быть успешно реализованы за грядущую пятилетку.
В.В.Путин 4 Декабря 2014 года во всеуслышание мiрового сообщества так говорил о значении Крыма в связи с Крещением там Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича: «Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и Властью Князя, Христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой Русской Нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного Восточнославянского мiра. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует Ислам или Иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда».Почему важен факт Крещения Дружины именно в Крыму? К религиозным нехристианским предпочтениям дружинников апеллировал Великий Князь Святослав Игоревич, когда его мать – Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга уговаривала сына принять Святое Крещение. После посольства десяти Княжеских дружинников в Константинополь в 986 году они вернулись, покоренные духовным впечатлением от Богослужения в Софийском соборе Царьграда, и Великий Князь Владимир Святославич велел им: «скажите [об этом] пред дружиною»[1]. Именно дружина была для Великого Князя важна в решении вопроса выбора веры, и его волновало не внешнее согласие дружинников, но их внутренняя убежденность, что Христианство есть их собственный выбор. Действия Русского Государя по завоеванию права на Царственную жену совершенно архетипичны с древнейших времен: язык воинской силы всегда был всем понятен, а потому история человечества знает множество подобных примеров совершенно не легендарных, а реальных! Более того, подобное поведение типично и для самого Великого Князя Владимира. Для этого достаточно вспомнить его совсем недавнюю войну против Полоцкого Князя Роговолода ради того, чтобы взять в жены Княжну Рогнедь Роговолодовну!
Победоносная война против крымской колонии Ромейской Империи с целью по праву победителя, а не просителя принять Святое Крещение и вступить в Христианский Брак с Ромейской Царевной Анной Романовной, чудесное исцеление Великого Князя Владимира произвели неизгладимое духовное потрясение, побудившее уже всю Великокняжескую Дружину вслед за своим Государем принять Христианство.
Как минимум с IX столетия Крым входил в зону ближайших геополитических интересов Руси, к тому же в Крыму тогда проживали тысячи русичей.
Но с середины XIII столетия ордынский Крымский Юрт стал основной перевалочной базой для работорговли тысячами русских пленников. А с конца XV века зловещую эстафету в работорговле приняло Крымское ханство. Полная мобилизация давала Крымскому ханству до 150 тысяч воинов, в походах под предводительством хана участвовало практически всё взрослое мужское население Крыма.
Для исторически образованного и национально мыслящего русского человека годы 1480, 1482, 1485-1487, 1489, 1490, 1493, 1494-1499, 1500, 1502, 1503, 1505-1517, 1519, 1521, 1524, 1527, 1531-1537, 1539, 1541, 1542, 1544, 1547, 1548, 1550-1552, 1555, 1557-1574, 1576-1578, 1580-1587, 1591-1596, 1606-1608, 1609, 1611-1616, 1619-1626, 1628, 1629, 1632-1634, 1637, 1640-1645, 1648, 1649, 1651-1665, 1667-1684, 1688, 1691-1694, 1696, 1698, 1711, 1713-1737, 1739, 1756-1763, 1769 – не просто хронологический перечень: каждым годом данного перечня в весенне-летний сезон совершался кровавый крымско-татарский набег на те или иные земли Руси и потом России, включая масштабные походы 1517, 1521, 1537, 1552, 1555, 1571, 1572 и 1591 годов, которые ставили своей целью полное уничтожение нашего государства.
За 290 лет крымско-татарских набегов сотни тысяч мирных русских крестьян и горожан были захвачены в плен и проданы в рабство в страны Европы, Азии и Севера Африки.
Маршал Франции герцог Антуан III де Грамон, с шестнадцати лет неоднократно воевавший в качестве наемника в разных странах, был в польско-татарской армии во время похода в 1663-1664 годов на Русские земли. Он по-французски куртуазно описал обращение крымских татар с русскими пленными:
«Гуляя на вершине лагеря, с королем и множеством офицеров, которые все уверяли, что, так как от татар нет никаких известий, они окружены двумя Московитскими армиями и что из них не спасся ни один, – мы совершенно внезапно услышали поднимающийся в воздух глухой шум, и король нам сказал: “клянусь моею жизнью, это возвращающиеся татары“. Четверть часа спустя, мы увидели их, скачущих галопом, с двадцатью тысячами полона всякого возраста, очень довольных успехом своей экспедиции… Они перерезали горло всем старикам свыше шестидесяти лет, по возрасту неспособным к работе. Сорокалетние были сохранены для галер, молодые мальчики – для их наслаждений, девушки и женщины – для продолжения их рода и продажи затем. Раздел пленных между ними был произведен поровну, и они бросали жребий при различиях возраста, чтобы никто не имел права жаловаться, что ему достались существа старые вместо молодых. К их чести я могу сказать, что они не были скупы в своей добыче, и их крайняя вежливость предлагала её в пользование всем, кто к ним заходил. Из-за этого однажды случилось довольно забавное происшествие… Духовник короля, иезуит по своему званию, случайно вошел в дом татарских офицеров, предполагая, что это дом одного из его друзей (ибо мы все перемешались), и увидел дюжину татар, которые один за другим занимались ухаживанием, немного преувеличенно свободным, за очень красивою черкашенкой (так А.Грамон называл русских казачек. – Л.Б.), которая находилась в их комнате… Татары вообразили, что честь и обычаи их нации обязывают их задержать доброго отца и поделиться с ним своею общею любовницей… Каждый из них хватал его за руки и хотел ему в этом услужить»[2].
И только в 1783 году Императрица Екатерина II Великая усмиренный Крым наконец-то присоединила к Российской Империи. Крым и Черноморский флот обезпечили России полный военный контроль на большей частью Черного моря перед лицом постоянной угрозы со стороны Османской империи. Недовольная этим Европа провоцировала и поддерживала Русско-Турецкие войны на суше и на море 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829 годов, в которых Россия, к досаде Европы, неизменно выходила победительницей.
Европейские страны напрямую организовали Крымскую войну 1853-1856 годов, завершившуюся поражением России и ликвидацией её Черноморского флота, но Крым тогда остался за Россией. И наконец, именно Европа спровоцировала вновь победоносную для нас Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов за независимость братской Болгарии.
Молодинскую битву против крымско-турецких агрессоров наши современники должны увидеть именно в таком обширном историческом и геостратегическом контексте. Без наших собственных терпеливых организационных и просветительских трудов, без деятельных свидетельств с одной надеждой на государственную мудрость Президента подобного добиться невозможно.
Мы хорошо знаем, что чиновничье средостение, взлелеянное и взращенное ещё в горбачевско-ельциновскую эпоху, средостение между народом и Верховной Властью даже в близком приближении к В.В.Путину всеми силами будет не просто сопротивляться, но и активно противодействовать такому росту российского самосознания в народе и особенно среди своих коллег уже новой – «путинской» генерации. «Потребительский» патриотизм, который что-то требует для себя от нынешних властей и возмущается, протестует, как только такие требования остаются без должного внимания, в данной общественно-политической и общественно-церковной стратегии совершенно неуместен и безплоден.
В Москве 21 Июня 2017 года – в Союзе писателей России прошло расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», в ходе которого было предложено создать инициативную рабочую группу по предварительной подготовке празднования в 2022 году 450-летия Молодинской битвы из представителей руководства и участников Московского отделения «Русского Собрания». Получив общее одобрение участников собрания, руководителей региональных отделений, глава «Русского Собрания» А.Д.Степанов с сотрудничестве с членом центрального совета, председателем Московского отделения Иереем Александром Шумским определили состав рабочей группы в лице кандидата исторических наук, члена совета Московского отделения Павла Геннадиевича Петина, вашего покорного слуги, также члена совета Московского отделения, а ещё московских активистов «Русского Собрания» – председателя общественной Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Валерия Владимировича Архипова, оргсекретаря ИИС «Царское Дело» Олега Григорьевича Орлова, рабочего секретаря Н.Г.Болотиной.
Цели деятельности рабочей группы в проведении предварительных информационных и контактных мероприятий, в формировании почвы для создания в будущем – через год или два – Народного Комитета с лицами общероссийской известности для дальнейшей подготовки празднования 450-летия Молодинской битвы на более высоком уровне.
Конечно, на первоначальном этапе такой общественной стратегии необх