В ночь на 28 мая в центре Москвы вандалы подожгли поклонный крест у Спасо-Андроникова монастыря. Большинство медиа только передали информацию об этом, аналитики произошедшего не было. Что это – беспечность?
Москва прекрасна своей беспечностью, но эта беспечность порой кажется преступной, на фоне происходящих грозовых событий.
В тот день, когда в столице рубили и жгли святыню XIV века, по Садовому кольцу бодро перемещалась кавалькада велосипедистов, украшенных по прихоти спонсора мероприятия желто-голубыми шариками, несмотря на то, что снабженные подобной же цветовой символикой танки вновь били по Горловке и Первомайску, разрушая чьи-то дома. А спустя сутки на некогда центр древней империи обрушился сильнейший ураган.
Гром небесный грянул тоже весьма символично. В этот же майский день, только 564 года назад, пал Второй Рим. Этому, как мы знаем из истории, предшествовали многие тяжелые роковые события, такие как отпадение от православия в пользу политической конъюнктуры, которое на самом деле ничего не дало и никак не защитило уцелевший осколок некогда великой империи, жажда власти, денег, обернувшаяся потерей территорий.
Но нам ли судить императора и верных государю горожан, разделивших трагическую судьбу своего великого государства и отдавших предпочтение героической, жертвенной смерти вместо бесславного предательства? Погибший Второй Рим передал эстафету Риму Третьему.
Не заметили кощунства
Но на что больше похожа сегодняшняя Москва? На сердце Катехона или многоязычный, испещренный страстями Вавилон, где больший вес имеют не святыни, а власть, деньги и удовольствия? Что случилось с душами жителей города, который полтысячелетия назад стал символом великой православной цивилизации, если они с большой охотой и возмущением обсуждают провокацию с “мальчиком, читавшим Гамлета”, чем вызывающий акт кощунства, заключавшийся в попытке разрубить и сжечь поклонный крест напротив Спасо-Андроникова монастыря?
“Вчера, когда по всем СМИ прошла информация о нападении на поклонный крест, я подумал, что на следующий день произошедшее будут обсуждать в аналитических передачах по телевидению. Но нет, большинство медиа работали так, будто ничего произошло”, – поделился своей болью в студии телеканала Царьград доцент Российской академии народного хозяйства, глава московского общественного движения “Восстановление Андроникова монастыря” Сергей Карнаухов. – Мне же хотелось буквально кричать о том, что сожгли не просто крест, сожгли нашу главную святыню, ту самую, с которой строилось наше государство, благодаря которой были выиграны знаковые битвы в его истории.
Крест был установлен на месте колодца, который вырыл 1357 году преподобный Андроник. И мы нашли сведения, что в XVIII веке там была самая чистая в нашем округе вода.Только представьте, чтобы произошло, если бы нечто подобное было совершено в отношении святынь ислама? Была бы ответная реакция мирового масштаба! Но подожжен православный крест, подожжен не где-нибудь, а в Москве. И никакой особой реакции!”
По словам Карнаухова, надругательство над крестом было обставлено как некий символический ритуал: молитвенные слова и имя Христово нарочито вырубались топором, сам он был обложен дровами, словно жертва средневековой казни, и подожжен, кощунники сожгли и многочисленные образки, оставленные возле него мирянами.
“По моему ощущению, немало людей, живущих в соседних от монастыря домах, ненавидят религию, ненавидят православие, персонифицировано ненавидят Христа, – поделился своими предположениями гость телеканала Царьград. – Один из таких местных жителей уже раз пытался поджечь поклонный крест, но тогда мы не стали делать заявление в полицию, ожидая, что он сам одумается, станет благоразумным. Но теперь мы, конечно, все сведения о нем передадим правоохранительным органам, а они уже разберутся. На самом деле этот гнусный акт мог совершить кто угодно, крест хорошо просматривается со всех сторон, из-за чего становится идеальной площадкой для организации экстремистского перформанса”.
Оригинальные нынче пошли “перформансы”. Москва пережила и “инсталляции” с разрубанием икон, и имитации святых образов черной икрой. Пережила не только подобное глумление, но и целенаправленные акты агрессии против храмов: девицы в разноцветных балаклавах танцевали на солее храма Христа Спасителя, на стене храма святителя Митрофана Воронежского рисовали свастики… Подобного хватало по всей стране, в некоторых регионах, например, в Татарстане, церкви и вовсе жгли, но некогда в столице православия все это смотрелось наиболее дико и казалось чем-то запредельным.
Не выходя из зоны комфорта
Мы как-то не заметили, как в Москве, которую традиционно продолжают из-за обилия храмов называть “златоглавой”, поклонные кресты и другие православные святыни, как во времена красного богоборчества, превратились в удобные мишени для потенциальных экстремистов. Что желание возвести храм в новом районе города обязательно натолкнется на противодействие озлобленных неадекватов и политических авантюристов всех мастей, якобы защищающих право домашних собак гадить на газоны. Что попытка заформализованной судебной системы депортировать донецких интеллигентов на Украину – фактически на расправу СБУ – столичных жителей практически не возмущает. Зато они живо обсуждают допрос театрального режиссера, эстетизирующего содомию, чей театр был уличен в растрате бюджетных средств…
Жив ли ты, Третий Рим? Что за дух почил на семи холмах?
Почему участники воскресного велопарада, промчавшиеся по Садовому кольцу, ничего особенного не увидели в том, что их двухколесные педальные машины несут желтые и голубые шарики? Или подобное сочетание должно вызывать негативные эмоции только у тех, кого убивали под жовто-блакитным предательским флагом, в свое время подаренным австрийскими хозяевами своим галичанским холопам и карателям? Что, русскому жителю Хамовников нет никакого дела до того, что артиллерия ВСУ ежедневно разрушает дома русских жителей Киевского района Донецка, а также нередко их калечит и убивает? Крикливые “эхи” с неповторимым жмеринским прононсом таки сумели убедить его в том, что “сепаратисты сами себя обстреливают”?
Но, как бы ни хотелось привыкшим к комфорту обывателям думать подобным образом, многое происходящее в этом мире взаимосвязано. А, может, и все. Особенно, если это касается даже не братского, а единого с нами народа, которому, правда, вот уже какое десятилетие вдалбливают, что это далеко не так.
“Тут нет ничего нового. Подобные акции, в том числе по спиливанию и осквернению поклонных крестов проводились и на Украине агентурой ЕС и США, теми иностранными фондами, которые работали там перед войной, раскачивали ситуацию при помощи подобных кощунств, – дал свою оценку ситуации в разговоре с обозревателем телеканала Царьград православный публицист, экс-руководитель общественной организации “Народный собор Украины” Игорь Друзь. – Все это были отнюдь не хаотичные атаки, устроенные сумасшедшими маргиналами, а продуманные и спланированные акции. Их делали для того, чтобы вызвать общественный резонанс против православия. Чтобы происходящее подавалось как главная новость дня, и преподносилось как воля народа, восстающего против “толстых попов”. Такова информационная политика стран Запада, спецслужбы которых тратят деньги налогоплательщиков против России, развязывая терроризм, культурный и религиозный. Подобные явления наблюдались и перед революцией 1917 года, и перед Евромайданом”.
Верующие во время поклонения мощам святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Кара небесная
Выходит, провокации в Киеве и Москве – звенья одной цепи? Плевела, попадающие на благодатную почву – почву равнодушия, зацикленности на своих личных интересах. Но то, что, порой, не видно с земли, прекрасно видно с небес. И укрыться от этого взгляда просто невозможно. Поэтому тот факт, что в этом году Россию, продолжающую с бесконечным минским иезуитством смотреть на ежедневные смерти единокровных братьев на Донбассе как на статистику, обдало холодом, видимо, не случаен. Равно как и налетевший на город спустя сутки после осквернения поклонного креста страшный ураган, подобного которому, говорят, не видали в столице уже сто лет. Яростный ветер разорвал в клочья сорокаметровую пирамиду на Новорижском шоссе, имевшую явно оккультный характер, а ее ошметки разметал по полю. Не обошлось и без жертв, для мирного города немалых – двенадцать человек погибли. Но то был не рукотворный “ураган”, чьи боеголовки с завидной регулярностью выходят на старт в степях и терриконах, чтобы собирать смертельную жатву в городах, притулившихся к современной российской границе.
“Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем”, – сказали когда-то жители древней Ниневии. Бог простил их. А грехов у жителей ассирийской столицы, нужно думать, было не меньше, чему у жителей столицы русской. Но чем ответят на очевидный знак современные москвичи? Отряхнувшись, как ни в чем не бывало побегут по своим делам? Было бы наивным полагать, что они, как и древние неневитяне, наложат на себя строгий пост, разорвут одежды и посыпят голову пеплом. Нет, ничего подобного в современной русской столице не случится.
И что, равнодушие и безбожие будет продолжать править бал? И всем нам стоит ожидать куда больших и страшных по своим последствиям вразумлений? Нет, надежда все-таки есть. Тот, кто видел непрекращающийся поток москвичей, ждущих возможности приложиться к мощам Николая Угодника, поймут, в чем она заключается.