
В советское время русский этнос не развивался преднамеренно. Развивались культура и образование в республиках – у них были национальные правительства и ВУЗы, а русские, в РСФСР, правительство и ВУЗы заменялись общесоюзными.
Власть легализовала и поощряла аборты, чтобы «не разводить нищету», поскольку была плохая экономика, поощрялось пьянство и курение для пополнения бюджета. Мат внедрялся как язык чиновников, да им и остается. Были утеряны скромность и целомудрие, уважение к старшим. Обмирщали русский язык, через издание секулярных словарей русского языка.
И сейчас у нас нет в паспорте графы «национальность» (см.: «Население», «народ» или «сброд»: Русским положен государствообразующий статус).
Недавно нас стали пускать в школы на родительские собрания по поводу выбора модуля предмета Основы религиозных культур и светской этики. Спрашиваем у малышей: кем хотите стать? Отвечают – терминаторами. Как тебя зовут? Человек-паук. Дети постарше именуют себя готами, эмо, панками, рокерами. Все это субкультуры, управляемые с Запада. Плюс ко всему примитивный сленг. Бывает часто и хуже: многие дети являются вместе с родителями последователями тоталитарных сект или токсикоманами, алкоголиками и наркоманами.
Наши дети открыты для любого пагубного влияния. Они стесняются и не могут назвать себя русскими и православными. Цель и смысл жизни у них не определены. Учителя не интересуются духовным миром подростков (см.: Мы возродим православное образование: Интервью с директором первой тамбовской гимназии).
Мало кто читал Евангелие. Поэтому образ Иисуса Христа малопривлекателен для нашего общества, лучше сказать – незнаком.
Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию в подростково-молодежной среде, складывающуюся в быстро формирующихся новых демографических и социальных условиях, можно видеть, что она несет в себе все признаки развивающегося этноцида русского населения – т.е. размывается национальное самосознание народа.
Религия в принципе призвана сформировать сугубое отношение к ценности жизни. Нам жить в этой стране, и мы долго мирно жили в ней. Скоротечные политические и иные метаморфозы изменили и мир, и страну, и людей, но жизнь в принципиально новых условиях, по сути, только начинается. Теряется генофонд страны. Вымывается генофонд духовным уродством, утратой молодым поколением тех жизненных смыслов, которыми и определяется человек своего народа, своей земли, Родины.
В жизни человеческого общества нет более сложных и многогранных проблем, чем вопросы религиозного и этнического существования. Самые опасные и острые их грани – проекция религиозных воззрений на сферу национальных вопросов и, соответственно, наоборот. Особенно в таком многонациональном и поликонфессиональном обществе как российское.
Когда мы беседуем с молодежью, то обычно касаемся социальных проблем: этики отношений, жизни в информационном пространстве, проблемы игромании, наркомании и т.д., а все вопросы, которые поднимают дети – касаются проблем религиозных, проблем духовных.
Все естественные подростковые конфликты уже сегодня приобретают устойчивую религиозно-этническую окраску, а в самом ближайшем времени это может стать превалирующей основой взаимоотношений в подростковой среде. Юношеский максимализм, перенесенный на религиозно-этническую почву, – явление крайне взрывоопасное: детские войны зачастую более жестоки, чем войны взрослых.
Подростковые «диспуты» на религиозные темы, как правило, кончаются полным фиаско русских, очень мало знающих о своей вере и культуре. Не только постсоветская индифферентность к религиозной проблематике играет свою роль, но даже у взрослых верующих православных христиан не принято выводить свои внутренние убеждения на внешнее обсуждение, в отличие от представителей других религий. Юные последователи сект также не владеют какими-то богословскими знаниями, но пользуются терминологией своих реакционных полемистов, разными путями вложивших в их неокрепшие умы рубленные антихристианские фразы и понятия.
Вполне правомочно дать всей этой ситуации такую оценку: если ребенок, подросток, не имеет возможности реализовывать или естественно выражать свою этническую, культурную или религиозную принадлежность по причине страха перед какой-то постоянной угрозой, в итоге занимает пассивную позицию и это процесс долгий – это ведет к стиранию культурной и этнический самоидентификации личности. Если это процесс массовый и системный – он приводит к культурному самовырождению этноса. Следовательно, адаптироваться придется нам в культурную среду мигрантов.
Уникальность тысячелетней России, как многонациональной и многорелигиозной страны заключалась именно в том, что в ее единстве были урегулированы неразрешимые религиозные и национальные противоречия.
Уничтожение духовно-религиозной традиции сыграло пагубную роль для всех религиозных исповеданий России. Любая религия без традиции и определенной преемственности может легко превратиться в экстремальное течение. Первые воспитывают в человеке определенную этику не только в отношении самих предметов веры – исполнении ее обрядов и установлений, но и жизни верующего в разных слоях мультикультурного социума, где просто неэтичное проявление веры может провоцировать конфликты. Традиционные религии России, сталкиваясь с современной культурой западного образца и ассимилируя ее в себе, становятся манипулируемы, теряя духовный иммунитет и открывая в себе бунтарские стихии. Это конфликт цивилизаций, причем не в их “классическом” виде, а в деградировавших формах. И сдерживающие факторы на местах этого глобального противостояния – крайне ограничены. Но на разломах этого глобального столкновения оказываются, прежде всего, дети, молодежь.
Благодаря тому же телевидению и СМИ, массово тиражирующих привлекательные для молодежи поведенческие модели, которые встраиваются в определенный социум, превалирующей культурой молодежи стала так называемая «уголовная субкультура». То есть система взаимоотношений, принятых в уголовном мире – «жизнь по понятиям».
Особую роль играют сегодня даже подсознательно действующие механизмы «толерантности» и «либерализма», экспортируемые всеми возможными средствами в сознание молодого поколения. Либерализм, отстаивающий сугубое право человека на самостоятельный выбор, приводит современных молодых людей к позиции, фатально умаляющей общественно-государственный институт преемственности и воспитания. А прилагаемая к этому модель «толерантности» распространяет это право на все, даже на то, что в разумном цивилизованном обществе этого права в принципе не имеет. Сформированный всем этим апломб юной личности готов к «эксклюзиву» даже в религиозности (см.: Нынешнее гонение не явное – гонение на дух: О лукавой подмене ревностной, исповеднической веры «Православием-лайт»).
И даже потрясающая сегодня устои традиционного семейного мира «ювенальная юстиция», представляющая собой органическую часть пакета либеральных ценностей, – провоцируя управляемый бунт детей против родителей, трансформирует его в итоге в бунт против религиозной традиции. А эта новая «культура взаимоотношения поколений» требует и новой онтологической базы религиозной основы.
Наше время переставило все наоборот: вначале религия формировала культуру, сейчас культура – религию. Многие экстремистские, неадекватные формы религиозности, вполне удовлетворяют данному запросу.
Пресловутая западная демократия, внезапно явившая себя народам «развивающихся стран», предложила им главное право – право на протест, бунт. Что мы повсеместно наблюдаем. У нас, конечно, не «развивающаяся страна», но молодежь постперестроечного периода, ознаменованного абсолютно размытыми духовными ценностями и неведомыми ранее соблазнами, – вполне «общество развивающихся стран» и потому открыта к религиозным подстрекательствам радикалов самых разных мастей. Это и своего рода компенсация украденных постперестроечным периодом тех сущностных составляющих человека, которые идентифицируют его как часть социума – потребности быть востребованным в своей стране. Точно так же, как вложенное в человеческую душу стихийное чувство религиозности заставляет искать Бога и веру, так же социальная и культурная несостоятельность приводит к спонтанному поиску их определенного восполнения. Так молодые люди находят в сектах и религиозном экстремизме знак своей идентичности. На фоне фатального неведения родной культуры и веры этот выбор может быть даже понятен. К тому же Православие не обещает быстрого достижения какого-то духовного и личностного преуспеяния, – это обещают секты и радикальные псевдорелигии.
Сегодня идет настоящая охота за душами наших детей. Спасение – в правильном школьном воспитании. Помогает в этом – свободный и осознанный выбор родителями и учащимися предмета «Основы Православной культуры».
В педагогической этике существуют своего рода закон – если ребенку некомфортно в образовательной среде, необходимо менять среду. Худшее в этой ситуации именно обычное «умолчание» о всех этих общественных проблемах, но понятно, как ограничена в этом вопросе государственная система образования.
Обозначенная ситуация тупиковая. Но тогда, может быть, следует использовать иные потенции и вспомнить, что Россия – православная страна? Армия уже давно ощутила благотворное влияние православных храмов в армейских частях, представители пенитенциарных органов в аспекте противодействия радикальным сектам однозначно прибегли к помощи православия, а здесь – школа! Никак не второй фронт после тюрьмы, и не третий после армии, но первый!
Сегодня вся разумная Россия ищет и предпринимает какие-то меры практически в аналогичной ситуации. Возможности ограничены, но власть на местах может очень многое сделать. Цена вопроса невероятно высока, а разумная административная политика подчас решает многие проблемы. И даже тот известный факт, что русское население более предрасположено к пагубным страстям, тем более указывает на необходимость предпринять все возможные меры для его ограждения и сохранения.
На местах можно очень многое сделать, если, конечно, правильно определить цели. Можно говорить, к примеру, о необходимости создания системы воспитания и образования потенциально способной не только обучать, но и защищать (см.: Нужен идеологически-устойчивый защитник Отечества: О заблуждениях современного военно-патриотического воспитания).
На сегодня из общеобразовательных заведений такого рода известны только кадетские корпуса. Если придать этому образовательному направлению особое созидательное значение, то для небольших городов и райцентров оно может сыграть существенную роль. Кадетские корпуса не только являются классическими светскими заведениями для России, но и элитными, в определенном смысле. А православная ориентация традиционно заложена в самой их сути. Если организовать женские гимназии именно при кадетских корпусах, то они по аналогии приобретут сугубо русскую специфику. Участие Православной Церкви явится само по себе охранной грамотой. В России есть прекрасный опыт последнего десятилетия работы этого направления и он вполне доступен.
Успех в деле возрождения русского населения может принести только здравая позиция властей. Сохранение этноса – вопросы глобального, исторического порядка. Конечно главный вопрос – демографическая политика.
Несомненно, совершенно необходимо самыми демократическими методами поддерживать единство в обществе, основанное на том, что называется общечеловеческими нравственными ценностями, но при этом понимая истинную ситуацию (см.: Экуменизм и глобализация – единый процесс построения царства антихриста: О воплощении тайны беззакония в мировом масштабе).
Надо учитывать, что за нами наблюдают профессионалы-наблюдатели, целые институты, вся задача которых – стимуляция вражды, эскалация конфликтов, и в первую очередь именно наших конфликтов – народов некогда единой России и прогнозирование и формирование взрывной массы, которая сдетонирует в нужное время через десятилетия.
Считаю, что для духовного возрождения России, для правильного воспитания нашей молодежи необходимо всенародное прославление Новомучеников и Исповедников Церкви Русской – наших героев, подвижников веры и благочестия. В аду богоборчества в советское время мучителям не удалось их ни запугать, ни развратить. Они сберегли русскую душу и Россию. Как говорил один из этих страдальцев за веру: «Я – человек, но мне всего дороже Крест и терния Христа». На телах Новомучеников мы строим новую Россию – святую, неистребимую, вечную. Такое самосознание необходимо привить и нашей молодежи.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов)