К сожалению, как отмечают многие современные православные подвижники, в наше время в духовных семинариях, академиях и иных духовных учебных заведениях под видом православной богословской науки преподается нечто весьма сомнительное
(см.: Высшее экуменическое образование? Промодернистский курс ПСТГУ и «парижское богословие»).
Этой проблеме был посвящен круглый стол «Православное церковное высшее образование в современном мире», состоявшийся 10 декабря 2016 года в здании Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви по инициативе «Аналитического центра имени святителя Василия Великого». Форум собрал известных священнослужителей, ученых, экспертов, представителей ведущих духовных и светских ВУЗов и широкую аудиторию верующих, обезпокоенных состоянием современного теологического образования в России. Приведем краткие выдержки из выступлений некоторых участников мероприятия.
Старший аналитик «Аналитического центра имени святителя Василия Великого» диакон Илия Маслов в своем докладе «„Экуменическое пленение” современного православного богословия: поиск альтернативы» отметил: «Сто лет назад наши богословы писали о „западном пленении” русского богословия – схоластикой и католиками, а сегодня мы приходим к тому, что нас пленили экуменической мыслью. Среднестатистический выпускник православных богословских институтов и университетов сегодня – экуменист». Такой выпускник плохо знает святоотеческое наследие, дурно разбирается в философии, зато «любит порассуждать о „несторианстве” преподобного Исаака Сирина, о сложном отношении к оригенизму, о якобы неопределенности границ Церкви и т. п.». Болонская система, по справедливой оценке отца Илии, втягивает наши духовные школы в экуменическое движение. Кроме того, в своем докладе диакон подверг критике постмодерн, поразивший западную теологию.
Главный редактор Информационно-аналитического портала «Аминь» Владимир Семенко развил тему постмодерна в образовании на примере внедрения в церковное пространство сомнительных форм миссии, связанных с «пропиской» различных субкультур в Церкви. В своем выступлении «Ложная модель миссии как одна из главных проблем в реформировании конфессионального образования в РПЦ» Владимир Петрович дал следующий анализ ситуации: «В модерне не было представления об отсутствии абсолюта, истины. В постмодерне другая ситуация. В постмодерне нет единого стержневого смысла культуры. Чтобы Церковь обрела „успех” в мире постмодерна, снижают „планку” (меньше молитв, постов, богослужений и т. д.). Удары врагов тем увереннее, чем глубже они знают Церковь».
Аналитик подверг резкой критике официальный учебник по миссиологии, который был составлен под влиянием скандально известного протодиакона Андрея Кураева. Именно постмодернистская идея о «впечатывании» своего смысла в чужой текст стала лейтмотивом современной миссиологии РПЦ. «Процессы в образовании связаны с этой гносеологической революцией, революцией в сознании», – отметил Владимир Петрович.
О проведении тихой богословской революции внутри церковной ограды в сфере духовного образования рассказал и протоиерей Максим Колесник, настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских (г. Домодедово), выпускник Московской Духовной семинарии и академии, Аспирантуры ОВЦС, Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД). В своем докладе «Реформа духовного образования» отец Максим поведал об учебной программе ОЦАД, возглавляемой митрополитом Иларионом, где из 13 предметов 8 академических часов отдается изучению современных языков, а 5 часов – остальным дисциплинам, среди которых 1 час – на философию, 1 час – спецсеминар и всего 3 академических часа остается собственно на богословские предметы. «Такая система кого может готовить? – задался вопросом батюшка. – Она может готовить либо „утечку мозгов”, либо специалистов по „диалогу” с инославными».
В завершении форума «Аналитический центр святителя Василия Великого» предложил всем участникам и гостям круглого стола направлять свои инициативы по решению проблем с современным высшим церковным образованием в адрес Центра и вместе работать в этом направлении.
Судя по всему, сфера духовного образования в наши дни действительно становится одним из ключевых фронтов противостояния церковных чад, желающих сохранить верность Святому Православию, и модернистов. Так, согласно сообщению информационного вестника «Русь-фронт», 27 декабря 2016 года на existe outro tipo de viagra заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было утверждено «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». Согласно этому документу, клирикам Русской Православной Церкви отныне не реже одного раза в семь лет предписывается проходить повышение квалификации. После прослушивания курса будет проводиться аттестация. Клирики, которые не смогут успешно сдать этот экзамен, могут быть переведены на другое место служения, отстранены от исполнения богослужебно-пастырских обязанностей, почислены за штат и даже запрещены в священнослужении.
«Так наших священнослужителей стараются подогнать под один формат – модернистско-экуменический, попутно выявив и отсеяв (или отправив в глубинку, а то и под запрет) всех „несоответствующих”», – высказывает небезосновательное безпокойство автор статьи Виктор Самарцев.
Далее он рассуждает: «„Успех” священника, его соответствие божественному призванию служения Господу всегда определялось духовными качествами батюшки: как он совершает службу, как исповедует, как заботится о спасении пасомых, как печется об их духовных нуждах. Ведь и не имеющий образования священник – совершенный простец – может (и зачастую именно так и бывает!) более способствовать духовному возрастанию своих чад, в отличие от академиста, иногда способного лишь к произнесению богословских проповедей, смысл которых улавливают 2–3 человека со всего прихода».
Трудно не согласиться и с выводом православного журналиста: «А вера священника не должна меняться не то что раз в семь лет, но никогда – как он принял учение Христово (не искаженное модернистскими толкованиями, а святоотеческое, веками хранимое Церковью) в сердце своем, так и должен его пронести до конца своей жизни, действуя в соответствии с ним и так же наставляя вверенных ему Господом чад».
Источник: Дух христианина
http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=12978