В редакцию одного из популярных православных изданий Украины недавно пришло письмо следующего содержания…
Уважаемая редакция! Недавно в интернете мы прочли публикацию под названием «Нашествие новой секты в Днепре», где рассказывалось о расползающемся как в нашем городе Днепре, так и по всей Украине движении так называемых «рафаиловцев, расхитителей гробниц», пустивших свои глубокие корни в селе Елизарово. И тем самым — порочащим память известного старца, то есть инока Иоанна (в народе, Василия болящего), подвижничевшего в данных местах и упокоенного на местном кладбище.
Про инока Иоанна мы знаем давно и немало, его имя и прозорливые советы были постоянно на слуху у верующего народа Днепропетровской области последние лет 15-20. Но про архимандрита Рафаила (Бараника), чья елизаровская могила, с некоторых пор, превратилась в предмет нездорового ажиотажа, большинство из нас узнало лишь после его смерти. И мы приходим в замешательство, когда его последователи величают его не иначе, как «священным батюшкой».
Дело в том, что нам также неоднократно приходилось сталкиваться с этими навязчивыми и не очень адекватными людьми, распространяющими свои листовки возле храмов нашей области и даже на крестных ходах в Киеве. Одна из последних их «газет» касалась темы «Дня Победы — 9 мая» и имела очень странные публикации, которые не имеют никакого отношения к великому народному празднику.
Смущает нас и вездесущая уличная реклама этого течения. Насколько оно канонично? В статье говорилось, что митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней и архиепископ Каменский (Днепродзержинский) Владимир где-то критически отозвались об этой секте.
Не могли бы Вы попросить владыку Иринея (или владыку Владимира) на страницах Вашего издания дать свою пастырскую богословскую оценку данной настораживающей псевдообщины?
С уважением, прихожане Свято-Никольского храма пос. Старая Игрень (г. Днепр) Рабы Божии Людмила, Елена, Вера, Валентина, Людмила
Аналогичную просьбу, но в устной форме, от тех же людей получили и мы, что, в свою очередь, обязало нас провести собственное частное журналистское расследование. Первоначальные его итоги таковы…
Могила инока Иоанна (затворника) в селе Елизарово Днепропетровской области. 15 лет прошло со дня его ухода из жизни, но удивляешься скромности места захоронения известного в этих местах старца
В среду 6 июня 2018 года в часовне кладбища с. Елизарово (ныне переименованного в Святовасильевку) Солонянского района Днепропетровской области состоялась Божественная литургия, посвящённая памяти инока Иоанна (в народе Василия-болящего, затворника), отошедшего ко Господу ровно 15 лет назад. Как и подобает в подобных случаях, после литургии на могиле батюшки была совершена панихида, на которой присутствовало несколько сот паломников из разных областей. В этот день наблюдались, однако, и странности. Они-то и обращали на себя наше неспокойное, даже возмущённое, внимание. Изложим мы их в поступательном порядке.
Вышеизложенное письмо представляет собой не только частное мнение конкретных прихожанок, но и символизирует собой ту серьёзную озабоченность, которую вызвало появление на церковной авансцене нового «непонятного» культа. По данному инциденту наблюдается вполне объяснимая опасливость, как со стороны официального священства – большей частью Днепропетровской области, — так и со стороны очень многих верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Начиная с 2016 года немалое количество людей в разных регионах Украины, в том числе и в Крыму (в частности, поступал уже сигнал из Симферополя), всё чаще сталкиваются возле своих храмов и во время каноничных крестных ходов с нахрапистыми женщинами, раздающими красочные буклеты и листовки. Их содержание пестрит завлекательными лозунгами по типу: «Приезжайте в село Елизарово и помолитесь вместе с нами на могиле «священного Рафаила», где ожидается очередное чудо «батюшки»».
Действительно, в майской листовке (вырванной нами из рук сектанствующей раздатчицы около Свято-Тихвинского женского монастыря в Днепре) мы встречаем на передовице следующий заголовок: «Христос Воскресе! 9 мая – День Победы. Победа всегда была и будет за священно-архимандритом Рафаилом!». Уже по примитивному пафосу сего воззвания чувствуется безграмотное графоманское стремление авторов к необузданной профанации всенародно любимого праздника. Не говоря уже о лживом «благословении» Архиепископа Каменского и Царичанского Владимира (но об этом также чуть ниже).
Образец «рафаиловского» рекламного буклета, настойчиво раздаваемого сектантами возле каноничных храмов УПЦ МП. ОСТОРОЖНО, СЕКТА!
Во главу угла в распространяемых прокламациях ставится православная «старческая» риторика, но с грязным сектанским подтекстом. А далее вся эта спекулятивная дезинформация выливается в настолько взвинченные деяния (проводимые на кладбище данного села), что им бы могли позавидовать и всевозможные «харизматы» из-за рубежа.
Во-первых, вопросы порождают как некоторые факты биографии усопшего архимандрита, так и быстрота его церковной карьеры. А также кое-что другое. По всем законам сектантского жанра о нёмпридумываются всевозможные «сладкие подвиги», но напрочь забывается неприглядная, мерзковатая правда. Например, то, как в 1996 году 30-летний о. Рафаил (Бараник) «наследил» банальным воровством стройматериалов в днепродзержинском (ныне каменском) Свято-Покровско-Михайловском женском монастыре (что на ул. Железняка, 17-А).
Во-вторых, вызывает недоумение выбор места захоронения покойного о. Рафаила, до этого служившего в посёлке Николаевка в храме святого великомученика Пантелеимона, расположенного между левым и правым берегом Днепродзержинска (ныне Каменского). Очевидно, что безпристрастное и правдивое исследование его жизни (1966-2016) ещё ожидает своего часа, на который укажет Господь. Но на данный момент очевидно, что перед уходом на Суд Божий, отец Рафаил оставил после себя целый сонм явно «спятивших почитателей». Простите за столь некорректное определение, но когда 6 июня 2018 года – в день памяти инока Иоанна – поклонницы «рафаиловского» культа во время Причастия (проходившего под открытым небом) нагло выхватывали простодушных паломников из общей массы и обрабатывали их в духе своего деструктивного лжеучения, то они конкретно подтвердили наши наихудшие предположения. Никакого страха Божия перед Святыми Дарами, никакого пиетета к богослужебной дисциплине! Зато дурно пахнущей ошалелости – в избытке.
отец Рафаил (Бараник) — в центре — окропляет пасхальные куличи. Фото сделано во время одного из его последних пасхальных богослужений в пос. Николаевка, а потом, вероятно, обработано фотоспецэффектами для показа мнимой святости окроплявшего (имеются ввиду вертикальные светящиеся линии на лукошками прихожан)
Но вернёмся к 2016 году, к смерти родоначальника сего явления. Стоит задуматься над тем моментом, что бойкие прихожане пантелеймоновской церкви в Николаевке, где он служил, не захотели хоронить любимого пастыря на территории своего же прихода, находящегося в Петриковском районе, чем уже нарушили устоявшуюся церковную практику. Вместо этого они повезли тело усопшего архимандрита в далёкое село Солонянского района, находящееся от него в целых 50-ти километрах (!), где Бараник, собственно, никогда не служил. Он бывал там лишь на аудиенциях в домике у инока Иоанна, где известный в народе слепой батюшка много лет примерно служил Богу в затворе.
Между этими сёлами находятся несколько кладбищ, где можно было бы спокойно похоронить данного церковнослужителя, без накручивания ненужного километража. Но нет, местом похоронной «высадки» ими было выбрано именно Елизарово. Оппоненты сей группы, придерживающиеся канонического взгляда на это нездоровое явление резонно считают: елизаровское кладбище понадобилось «рафаиловцам» исключительно для сектантской манипуляции. А конкретно для того, чтобы воспользовавшись духовным авторитетом местно чтимого инока-прозорливца Иоанна, чья скромная могилка после его преставления ко Господу в 2003 году стала привлекать к себе великое множество верующих людей со всей Украины, России, Молдавии переориентировать их в сторону своей конгрегации. Причём, конгрегации явно матриархатного толка, ибо мужчины в этом «апостольском обществе» явно задвинуты на вторые роли.
Считаем нужным ещё раз заострить внимание читателей на их лукавой методике. Паломников, приезжающих поклониться могилке инока Иоанна (1930-2003), тут же «берут в разработку» харизматичные адепты новой «церкви» и вовлекают их в свой экзальтированный водоворот, вываливая на опешивших людей кучу деструктивной информации. К личности инока Иоанна эти несчастные потом уже охладевают (и даже не вспоминают вовсе), зато о «священном Рафаиле» готовы говорить без умолку, в унисон кураторам сей гнусной клики. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы придти к выводу о наличии у них некоей главенствующей фигуры, главаря, который «банкует» данную свору и помыкает ей в угоду своим властолюбивым амбициям. Пока он (или они) находятся в тени. Но… нет ничего сокровенного, что не открылось бы и тайного, что не было бы узнано !
Вот такую «доску почёта» батюшки Рафаила (специальная куполообразная стела и фотографии) сектанты соорудили для одурачивания доверчивых паломников (иллюстрации воспроизведены с их рекламных буклетов)
«Они нагло себя ведут – говорит елизаровский сельский голова Виталий Стеценко, уже почти два года пытающийся найти с ними общий язык – Но ни на власть, ни на людей они внимание не обращают. Практически, произвели самозахват сельского кладбища, выстроили там домик, где живут и сторожат свою «святыню». Передрались между собой, вероятно, за право властвовать, устраивая там непонятно что».
Аналогичную, даже более жёсткую, оценку этого «общества» нам дали и официальные представители Каменской (бывшей Днепродзержинской) и Царичанской епархии. «Есть официальная позиция Церкви и нашего владыки, который ещё летом прошлого года дал большое видеоинтервью Союзу Православных Журналистов (т.е. СПЖ) – заявил пресс-секретарь Каменской епархии архидиакон Макарий. – Эта публика не причащается. Она явно неадекватна, прогнала нашего священника о. Александра, посланного нами для приведения ситуации в каноническую норму. И каждое воскресенье или выдуманные для себя «праздничные дни» они устраивают там свои шабаши».
Обращает на себя внимание и обилие на улицах городов Украины и на обочинах придорожных трасс дорогостоящей наружной рекламы данного культа. Плюс заказные телевизионные сюжеты, док. фильмы и качественно изданная литература – в виде толстых книжек — о житии и «чудесах священного батюшки». Причём, почти вся печатная продукция сей резвой «общины» — повторно обратим на это внимание читателей! — снабжена самоуправным грифом «По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, архиепископа Каменского и Царичанского».
Проблема в том, что сам Каменский владыка, удручённый столь незаконным поведением «церковных новоделов», это неоднократно опровергал в своих официальных заявлениях и в воззваниях к пастве (оно есть в интернете). Но тщетно, «рафаиловцы» продолжают оголтело врать, завлекая в свои сети наивных людей несуществующим благословением от канонического архиерея.
Однако тут мы обязаны сделать нелицеприятную ремарку. По подробном исследовании вопроса мы вынуждены, увы, констатировать, что данный архиерей эту раковую опухоль на теле Церкви породил сам. Иначе говоря – своим инертным правлением. Он вовремя не прижёг эту язву решительными действиями в своей епархии и пустил дело на самотёк: авось рассосётся. Увы, с каждым месяцем масштабы «рафаиловщины» разрастаются с угрожающей быстротой.
Архиепископ Каменский и Царичанский Владимир (Орачев)
И уж тем более нам представляется неподобным его отсутствие на панихиде в 15-летнюю годовщину преставления Василия болящего. Службу 6 июня на елизаровском кладбище высокопреосвященнейший Владимир, несмотря на популярность усопшего батюшки в народе, попросту проигнорировал, а прибывшие вместо него священники побоялись произнести рачительную антисектансткую проповедь, спокойно взирая как «рафаиловцы» прямо у них под носом продолжают делать своё чёрное дело. Кисейность нашего священства, порой, потрясает!
Также за разъяснениями по поводу сей «братии» мы обратились и к управляющему Днепропетровской и Павлоградской епархией митрополиту Иринею. «Ко мне приходили женщины оттуда.– сказал владыка из Днепра — Просили, чтобы я дал им благословение на издание книги с житием о. Рафаила. Я им сказал, что это не моя юрисдикция и посоветовал красиво обратиться к каменскому владыке Владимиру, дать ему почитать книжку. Они, как я слышал, были у него. Но владыка Владимир им благословения не дал, ибо там напечатано такое на него… А на могиле надо служить [канонические] панихиды о упокоении души преставившегося пастыря. Что же касается прославления, то это должна делать Церковь. А «вырываться вперёд» и делать неканонические акты – это недостойно. Это грех большой».
Митрополит Денпропетровский и Павлоградский Ириней (тогда ещё архиепископ) и ИНОК ИОАНН (ВАСИЛИЙ БОЛЯЩИЙ), незадолго до преставления старца
Помимо этого, отрицательно отнёсся к личности усопшего Рафаила (Бараника) и уважаемый в народе игумен Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря – архимандрит Силуан, что в Крыму. Сам выходец из Днепродзержинска отец Силуан при личной встрече сказал нам следующее: «Всех каноничных служителей Церкви из Елизарово и Днепродзержинска я знаю. Откуда взялся этот Рафаил мне неведомо. Это уже какая-то «новая волна»».
В качестве некоего итогового знаменателя можно вспомнить и события от 10 августа 2017 года, когда служителями культа была объявлена «всеобщая мобилизация» всех своих членов для свидетельства «о воскрешении» объекта их поклонения. И десятки машин, даже заказные автобусы с семьями адептов устремились на кладбище в Елизарово, чтобы… изъять гроб (!) с останками «священного батюшки». Узнав о намечающемся кощунстве и уголовно наказуемом преступлении (по ст. 297 УК Украины, «Надругательство над могилой») к месту событий вынуждены были прибыть даже наряды МВД и наблюдатели из Службы Безопасности. Эксгумации трупа, к счастью, тогда избежать удалось. Однако массовая крикливая раздача дорогого мороженого «Факел» торговой марки «Ласунка», привезённого на кладбище в специальном холодильном автофургоне, состоялась под истеричные крики инициаторов предприятия. Сему был личным свидетелем и авторы этих строк.
Как видим, все признаки раскольнического результата по отношению к канонической Церкви у так называемых «рафаиловцев» налицо. Об этом всегда нужно знать и помнить. Особенно при встрече с их уличными баннерами, сюжетами на ТВ, фильмами и живыми «посланцами», подкарауливающими доверчивых прихожан у каноничных приходов в больших городах, райцентрах и сёлах. Даже по характеристикам привлечённых нами к диалогу церковнослужителей об этой сектантской «компании», становится ясно, что вступать с ними в контакт, очень рискованно. Если не сказать – смертельно опасно.
Ибо… многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят… Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных… Ибо, где труп, там соберутся орлы.
Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 5, 24, 28
Так что, уважаемые читатели, будьте бдительны! И постарайтесь не попасть в щупальца «рафаиловского» спрута.
Алексей Подгорный
.
.