Сохранилось множество предметов, связанных со святым Космой Этолийским: и часть облачения, и металлические и деревянные кресты, которые он оставлял на местах своих проповедей1.
Колоссальной проблемой тех времен была исламизация: живя среди мусульман, многие православные добровольно принимали ислам. Речь шла о судьбе Православия в регионе. Святой Косма исходил большую часть канонической территории Константинопольского Патриархата, проповедуя Евангелие людям, которые когда-то знали слово Божие, но во многом утратили свою веру и отдалились от Церкви.
Современная историография называет святого Косму Этолийского тем человеком, который остановил массовую исламизацию православных народов. Его по праву называют равноапостольным, но не только по этой причине.
Известно, что святой Косма совершил очень много чудес. Одно из самых удивительных – когда он, бросив на поверхность озера часть своего облачения, перебрался на другой берег. Знаем мы и множество посмертных чудес: тем, кто прибегал к его молитвенному заступничеству, известно, что святой равноапостольный Косма Этолийский – скорый помощник.
Как и апостолы, он удостоился принятия мученического венца. И как они, обладал даром пророчества.
Нам известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения.
Надо сказать, что его выдающийся пророческий дар ценили не только христиане, но и мусульмане. Об этом говорит так называемая Албанская рукопись – сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке.
Достоверность пророчеств
Достоверность пророчеств установлена. Как историки, мы, прежде всего, опираемся на письменные источники, причем раннего времени – конца XVIII – начала XIX столетия.
Устную традицию нельзя отрицать – очень многое в Православии передается изустно, – но в данном случае отбор происходит, опираясь именно на письменные документы.
Многие пророчества были записаны или современниками, или вскоре после мученической кончины святого Космы, так что мы можем утверждать, что они были произнесены святым Космой и бережно сохранены его учениками.
Практическая польза
Пророчества были и остаются руководством к действию – или для всех людей, или для жителей того или иного населенного пункта, где он проповедовал.
Мы знаем более десяти пророчеств, относящихся к конкретным регионам, в которых людям было сказано, что им делать в той или иной ситуации.
«Когда упадет дерево, уходите в горы, там спасется много людей, ничего не берите с собой, спасайтесь сами, беда продлится не больше чем 24 часа».
Действительно, люди того места, где это было произнесено, нашли убежище в горах и спасли свои жизни от турок, по слову святого Космы.
Еще одно пророчество сбылось во время Второй мировой войны.
«Беда дойдет до креста, но не спустится ниже».
Речь идет о кресте, оставленном святым Космой на месте своей проповеди (кстати, многие места в Греции носят название «Ставрос» – «Крест», потому что на этом месте проповедовал святой).
Один 94-летний старик помнил это пророчество, услышанное им еще от своих родителей, и когда итальянские войска наступали, отказывался эвакуироваться, призывая к тому же и своих односельчан. Этим он вызвал недовольство властей – его даже обвинили в саботаже. Фашистская Италия наступала, греческая армия терпела поражение, но, по слову святого, действительно, греки дали отпор и не позволили итальянцам спуститься «ниже креста» и захватить это селение. Люди не посрамились в своем доверии к слову святого.
Классификация
Возможна разнообразная классификация пророчеств, но сейчас бы мы их разделили на группы так.
1) Пророчества об освобождении от Османского ига территории Константинопольского Патриархата на то время, когда проповедовал святой Косма, – тогда она включала в себя не только Грецию, но и земли Албании и Турции, где жили православные народы.
К ним же относятся пророчества об освобождении Константинополя.
Большая часть этих пророчеств – об освобождении Греции – исполнилась. Те же, что касаются Константинополя, еще ожидают своего исполнения.
2) Пророчества о будущих событиях – войнах, бедствиях – и о том, что будет со всем человечеством.
Многие из пророчеств, относившихся, как мы теперь понимаем, к далекому будущему, сохранились только потому, что люди очень любили святого и полностью доверяли ему.
«Повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца».
Понятно, что в XVIII веке это звучало неясно и даже абсурдно. Так же, как и пророчество о том, что с человеком, находящимся в другом городе, будет можно говорить, как будто он сидит в соседней комнате:
«Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией» или «Придет время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах».
Константинопольские пророчества
Когда пророчество исполнилось, становится точно понятно, что имел в виду святой, а пока оно ждет своего часа, возможны разные трактовки3.
Крупнейший специалист по Турции профессор Оттавского университета Дмитрий Кицикис, комментируя последние события, говорит, что пророчества Космы Этолийского о распаде Турции исполняются на наших глазах.
«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий4. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».
Треть населения Турции (25 миллионов) – алавиты, говорит профессор, которые относятся к христианству позитивно. Не стоит забывать и о большом проценте тайных христиан. Что касается трети населения, о которой говорится, что она уйдет в Коккини Милья, то, по словам профессора, речь идет о создании государства Курдистан.
Это пересекается и с толкованием Паисия Святогорца, который очень любил святого Косму. Это же пророчество святой Паисий трактовал более подробно. Он говорил, что Шестимилие – это шесть миль морского шельфа, где постоянно сталкиваются интересы Турции и Греции. Из-за этих шести миль и произойдет в итоге такой серьезный конфликт, в который вмешаются крупные мировые державы, что в итоге приведет к падению Турции.
Пророчества о нашем времени
«Придет время, и вы не станете ничего узнавать».
Нельзя утверждать, что эти слова относятся именно к нашему времени, но сейчас уже достаточно очевидно, что в Западной Европе и США – да и не только – СМИ манипулируют общественным мнением. В Западной Европе очень мало знают о том, что на самом деле происходит на Украине или в Сирии – так же, как никто не знал о том, что в действительности творилось в Югославии. Конечно, при желании можно найти информацию в интернете и докопаться до правды, но из западных СМИ узнать ее почти невозможно.
«В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
И действительно, мы видим, что в школах на Западе начинают появляться вещи, которые ум отказывается вмещать, – например уроки «толерантности» по отношению к гомосексуалистам и целые учебные программы, посвященные этому.
«Беда придет к вам от образованных»;
«То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».
«Начитанные» здесь – ключевое слово. При всем желании нельзя обвинить святого Косму в том, что он был против образования: он основал около 1000 школ, нашел средства для их финансирования, подготовил преподавателей, открыл четыре учебных заведения для подготовки учителей и священников, вместе с Никодимом Святогорцем и другими своими соратниками издавал учебную литературу. И при этом произнес такие слова. О чем они говорят?
О том, что голого знания – «начитанности», эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свое «я», на свой эгоизм заводит человека в тупик.
Действительно, много приходится претерпевать из-за этих людей начитанных.
У истоков современной постхристианской европейской цивилизации лежало европейское Просвещение с его рационализмом и критическим отношением к религии. Если почитать современных либералов, они мыслят и действуют в том же русле, что и их предшественники – Вольтер, Руссо и другие.
Святой Косма был противником европейского Просвещения5.
Он говорил, что необходимо Божественное просвещение. Кроме начитанности, необходимо духовное знание, которое достигается через опыт церковной жизни. Сколь бы начитан и эрудирован ни был человек, его можно сравнить с домом, у которого есть только фундамент. Если нет стен, нет крыши, то это довольно бессмысленная конструкция. То же можно сказать и о людях, которые пытаются сделать всё сами, без Бога. Это всегда приводит в тупик – и часто не только самих этих людей, но и целые народы и страны.
Во многих регионах сегодня наблюдается и нехватка питьевой воды, и небывалые загрязнения – тут и комментировать нечего.
«Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть».
Очень точное и поразительное пророчество. В XVIII веке было совершенно непонятно, как это: тарелки наполнены едой, а ее есть невозможно. Сейчас мы это видим: генетически модифицированные продукты или продукты, напичканные консервантами, «со вкусом» того, чего в них просто нет. Достаточно обеспеченные люди еще могут найти какие-то более или менее натуральные продукты, но, возможно, с каждым годом сделать это будет всё сложнее и сложнее.
«Мы увидим, как наша земля превратится в Содом и Гоморру».
Различные формы легализаций однополых сожительств, в некоторых регионах – разрешение усыновлять гей-парами детей, пропаганда всего этого по всему миру… – идет процесс превращения нашей земли в Содом и Гоморру, и все мы это видим.
«Придет время, и диавол будет кружить над миром на своей “штуковине”».
Глобальное наблюдение, контроль за людьми – так обычно расшифровывается это пророчество. Мы можем идентифицировать эту «штуковину» с системой спутников, ведущих тотальное наблюдение визуально или с помощью оказания пользователям услуг по поддержанию различных видов связи.
«Придет время, когда миром будут управлять αλαλα и μπαλαλα».
Αλαλα и μπαλαλα – игра слов. Можно перевести как что-то бездушное. Большинство толкователей увязывают пророчество с современным информационным обществом, когда компьютерные технологии лежат в основе технологических процессов и работы механизмов.
«Придет время, когда весь мир будет опоясан одной ниткой».
Раньше это понимали как телеграф, а сегодня, конечно, говорят об интернете: нить, паутина.
«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».
Раньше – еще 40–50 лет назад – относительно этого пророчества были разночтения, но сегодня все толкователи сходятся в том, что имеется в виду период после Второй мировой войны, когда в Западной Европе и США наступило благополучие и когда зародился культ потребления.
«Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».
Это пророчество о массовой миграции. У греков «верх и низ» – это всегда юг и север. В другом пророчестве это сказано прямо:
«Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север, – уже близко будет».
«Уже близко будет» можно понимать двояко. Святой Косма использует эти слова, когда говорит об освобождении Отечества от иноземного ига. Но также мы находим у него это выражение – «уже близко будет», – когда он говорит о временах Антихриста.
Нам неведомо, о каких временах это сказано, потому что неизвестен контекст: где было произнесено пророчество, при каких обстоятельствах.
Масштабные переселения народов бывали, конечно, и раньше, но главное тут – «вверх-вниз» – юг и север: разнонаправленность процесса и его интенсивность – вот на что стоит обратить внимание. И сейчас мы действительно наблюдаем разнонаправленный процесс. Когда в тот же Евросоюз хлынули мигранты из Восточной Европы, это была миграция с севера. Сейчас мы видим и миграцию с юга, и желание некоторых соседей переместиться в Европу (в том числе Южную) – например, на заработки.
«Горе Греции, когда на ее земле поселятся иноземные народы».
Это точно наше время. Святой Косма никогда не противопоставлял греков другим православным народам, так что здесь идет речь об иноверных. Греция всегда была достаточно монолитным в этническом смысле государством, но это меняется прямо на наших глазах: каждый день в страну прибывают тысячи мигрантов-мусульман.
В одном из пророчеств святой Косма выражается не совсем политкорректно:
«Придут грязные народы; когда они появятся, не бойтесь; когда будут уходить, посторонитесь». Первую часть мы комментировать не будем, а вторая часть внушает тем, кто пострадал от этих процессов, некоторый оптимизм: значит, они уйдут рано или поздно.
«Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут их взять».
Греции действительно дали много кредитов, потребовали их обратно, но не смогут взять – это можно трактовать в том смысле, что долг Греции только растет, несмотря на все предпринимаемые меры. Такое толкование распространено в современной историографии.
«Налогом обложат даже куриц и окна».
Раньше это было принято понимать фигурально.
Теперь – в прямом смысле. С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могли заплатить, им отключали электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники (с учетом числа кур) – первая часть пророчества сбылась буквально.
В октябре 2013 года сбылась и вторая. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включен и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше, тем налог выше).
Невиновные буду вынуждены разделить скорби и беды с виновными. Когда от Бога будут ниспосланы наказания и человечество своим бездумным поведением навлечет на себя бедствия, их претерпят и люди невиновные.
Святой Косма говорил, что не надо этого страшиться. Многие боятся последних времен, сосредотачиваясь на негативных сторонах.
Святой Косма предостерегает о непростых событиях: будут и войны, и беды – он не скрывал этого. Но при этом он говорил о том, что с Христом, с Церковью ничто не страшно. Даже если придется претерпеть мученичество, православный человек не должен унывать и бояться этого.
Мы видим это и в его пророчествах, и тем более в его поучениях6: ничто не может отделить человека от Христа, кроме самого человека.
«Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие»;
«Что будет у вас, всё отдайте, берегите только ваши души».
Это очень важный призыв. Все материальные блага, удобства, стабильность – это призрачно, земному нет места в будущем – «заботьтесь только о душе и Христе».
1 http://agionoros.ru/docs/317.html.
2i См.: Косма Этолийский: житие и пророчества. М., 2013.
3 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1391.htm.
4 6 миль, шестимилие.
5 См.: Традиционное просветительство в Греции: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.
6 Текст поучений святого Космы в открытом доступе: http://agionoros.ru/docs/59.html.
http://www.pravoslavie.ru/81840.html
.
.