Олег Мономах о неожиданном визите митрополита Александра (Драбинки) к митрополиту Софронию (Дмитруку) …
В православной среде Украины не спадает напряжённость после того, как президент Порошенко состряпал авантюрное обращение к патриарху Варфоломею, основываясь на мнении людей, не имеющих отношения к Церкви. Однако митрополит Александр (Драбинка) высказался в поддержку идеи и, как мы понимаем, озаботился сбором подписей внутри УПЦ в поддержку обращения – во исполнение поручения Администрации президента «выходить из схронов».
2 мая Драбинка приехал в Красногорский монастырь Черкасской епархии УПЦ, – что близ райцентра Золотоноша, – в гости к правящему архиерею митрополиту Черкасскому Софронию (Дмитруку). В день Преполовения Пятидесятницы в монастыре совершается празднование чудотворной Дубенской иконе Божией Матери. Традиционно на Преполовение в монастырь – один из старейших на Украине, расположенный в живописной местности, – в эту цветущую пору года приезжают паломники из ближних и неближних епархий.
Приезд архиепископа Городницкого Александра (Нестерчука) ни у кого из насельниц удивления не вызвал. Владыка каждый год приезжает, он с молодости связан с обителью особыми духовными узами. Не вызвал никаких вопросов и приезд епископа Золотоношского Иоанна (Вахнюка). А вот приезд Драбинки создал определённую напряжённость. Встречали его, надо сказать, без помпы и радости, тому даже пришлось потыкаться: «Куда? Сюда?», в одиночку отыскивая боковой вход в церковь – ещё до приезда Софрония. Мало кто сомневается, что приехал он «неспроста». В воздухе тут же промелькнуло слово «сходка».
Не секрет, что митрополит Софроний является автокефалистом со стажем. Он «вынул фигу из кармана» ещё в 2005 году, когда по итогам третьего тура (при очень сомнительных обстоятельствах) на президентских выборах победил «муж американской жены» – Виктор Ющенко. Софроний тогда выступил с обращением к епископату УПЦ, призвав к автокефалии. Он писал, настаивая, вопреки воле верующих: «Ещё раз повторяю: самые благоприятные условия для приобретения статуса независимости для нашей Церкви — теперь; если мы сегодня или завтра не воспользуемся этой возможностью, то послезавтра будет уже поздно. Я не хотел бы этого, но нас за это будет судить Бог». Тогда был «благоприятный» момент, как и сейчас, как уверяют драбинковцы, когда «пуповина отрезается сама собой». Тогда архиереи как раз и побоялись, хочется думать, суда Божьего, поэтому уклонились от предлагаемого «софроньевского раскола». Теперь…
По монастырю, в среде приезжих, мгновенно разнёсся слух, что Софроний, как и Драбинка, уже поставил свою подпись рядом с подписями раскольников, самосвятов и депутатов-безбожников с просьбой о «поместной церкви». Весть сообщил человек, вызывающий доверие. Пока он счёл за благо «не светиться». Но, понятно, никто подписей не видел. При этом в числе якобы «подписантов» упоминались также Харьковская и Винницкая епархии…
Как бы то ни было, в православном сообществе к порошенковской авантюре отнеслись серьёзно. И не только «в низах». Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Тирану, его встречу с Предстоятелем Албанской Православной Церкви Архиепископом Анастасием (визит 28-30 апреля), общественное мнение напрямую связывает с обращением Порошенко к Варфоломею. Хочется отметить ключевую мысль Анастасия ещё из 1960-х: «Православная Церковь — это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь». Главным вопросом в XXI веке Архиепископ Анастасий назвал «углубление единства Поместных Православных Церквей». И это ответ на происки сеющих вражду между Поместными Православными Церквями, на что заинтересованные лица и сущности и подбивают Варфоломея. Примечательны слова Архиепископа Анастасия: «В такое время, когда подозрительность, поляризация и военные конфликты возмущают мир, Церковь должна быть фактором мира и гармоничного сотрудничества… Противоположностью мира является не война, а эгоцентризм: индивидуальный, коллективный, национальный, расовый, религиозный. Именно он мобилизует разные виды насилия, что самым различным образом убивают мир». Подобные высказывания вселяют уверенность, что Албанский Предстоятель и впредь будет оставаться приверженцем Церковного единства.
В этом же ключе, ещё более звонко, воспринимается встреча Блаженнейшего митрополита Онуфрия на Святой Земле с Иерусалимским Патриархом Феофилом III 26 апреля.
Мнение Патриарха Феофила по волнующему вопросу таково: «Я как духовный иерарх и Патриарх Иерусалимский всегда полагал и полагаю, как и мои духовные отцы, что наилучший способ решения церковного раскола в Украине – это восстановление единства Украинского Православия с Московским Патриархатом и затем диалог как способ решения проблемы. И в качестве примера я часто привожу отношения между Константинопольским Патриархатом и Элладской Церковью».
Волна отрицания порошенковского Обращения поднимается и внутри Украины. Начат сбор подписей к Варфоломею с просьбой не устраивать раскол и выразить протест против создания «Единой поместной на основе раскольнических группировок УПЦ КП и УАПЦ».
Изнутри УПЦ привлекает к себе внимание проповедь митрополита Бориспольского Антония (Паканича). Он задаёт риторический вопрос: «Почему в наши дни, в XXI веке, в нашем государстве, которое декларирует демократическое развитие, допускается откровенное уничтожение конституционного принципа – невмешательства государства в церковные дела?» Ещё более интересен вопрос: «Почему дела украинского православия решают депутаты, которые в большинстве своем не только не православные, но даже и не христиане?» И далее по возрастающей в градусе остроты: «Почему из уст главы нашего государства, который также считает себя членом канонической церкви, звучат ложные обвинения относительно того, что наша церковь не отпевает воинов? Мы всегда говорим: “А где доказательства?” Ни одного доказательства нет, потому что нет предмета обсуждения, нет ни одного случая, чтобы кто-то из наших священников не отпел воина, который погиб на поле боя – не самоубийц, не тех, кто погиб из-за самострелов…» Помимо прочего, владыка Антоний напомнил о судьбе Иуды, который жил рядом со Христом. Но предал и продал Христа. Речь явно об иудах внутри нынешней Церкви.
«В низах» шли разговоры, давались простонародные советы, обращённые «вверх»: «Давно бы надо Драбинку в запрет… А Софронию – пора на покой…»
Примечательно, что демонстративное непоминание Патриарха Кирилла во время поздней Литургии в Красногорском монастыре, которую совершал Софроний в сослужении трёх упомянутых епископов УПЦ МП, священством было воспринято «неоднозначно». Некоторые отошли в сторонку. Но самое главное, – в то время, когда уже началась архиерейская служба на открытом воздухе перед летним храмом, в зимнем храме ещё служилась ранняя литургия. Там, как и должно, поминали Патриарха, храм был переполнен, царила любовь. Многие гости, зная, что «приедет Драбинка», любя монастырь, приехали на раннюю, чтобы ничего общего с ним не иметь. Тем более «Софроний не поминает Патриарха». И эти две службы, проходившие совсем рядом, порождали в глазах людей тревожный вопрос: что из этого выйдет?
Наблюдатели отметили, что вид у Софрония и Драбинки, отдыхавших вдвоём после монастырской трапезы на скамейке, был безрадостен, уныл.
А праздничный день Преполовения на Красной Горе был чудесен – солнце и высокое голубое небо, свежая зелень, цветущие яблони и каштаны, сирень и ландыши, хвалящие Господа…
Олег Мономах, публицист