Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.
2Пет.2:21-22
Трехметровую металлическую статую полумифологического персонажа, колдуна-грабителя и первокузнеца Кoрт Айки установили в Коми. Так называемый теперь “арт-объект” ковали кузнецы из регионов России на протяжении нескольких лет. Основу изготовили в Петербурге авторы образа Александр Сушников и Георгий Горбачев.
Затем “железного человека” дополняли деталями и другие горе-умельцы, в том числе во время ежегодных фестивалей кузнецов, на которые в Корткеросский район Коми приезжали иностранные мастера. Идол представляет собой фигуру крепкого мужчины с бородой и в шапке, который стоит с поднятыми руками и держит цепи с лодками.
В октябре этого года волонтеры (помогающие установить идола, – воистину время подмены понятий!) обработали фигуру специальным антикоррозийным составом, а затем трехметровую “композицию” разместили на обочине трассы у въезда в село Корткерос. Теперь местные жители фотографируются на фоне колдуна-разбойника и выкладывают снимки в интернет.
Кoрт Айка (железный свекор) – легендарный персонаж коми-зырянской истории. В мифах его обозначили первокузнецом. Его имя имеет топонимическую подоплеку, объясняющую происхождение названия села Корткерос. Железо было необходимым атрибутом Кoрт Айки: он носил одежду и шапку из железа, имел железные дом, лодку, лук и стрелы. Приписываемая ему, как и другим тунам (колдунам), неуязвимость объяснялась тем, что у него было железное тело.
Колдун занимался тем, что грабил проплывающие по Вычегде суда, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Также Кoрт Айка обладал бесовской властью над стихиями. Согласно церковному преданию, святитель Стефан Пермский поверг собственной рукой Кoрт Айку на том месте, где сейчас стоит село*. Насколько же вероотступнически поступают современные комичи, поддерживая установку “арт-объекта” этого злодея, а не святого просветителя их земли.
Православная общественность Корткероса пыталась противостоять установке скульптуры, а настоятель Корткеросского прихода протоиерей Владимир Пономарев лично беседовал с руководителем районного отдела культуры весной этого года. Однако собеседница осталась непреклонной, заметив, что скульптура не несет религиозной нагрузки и устанавливается по волеизъявлению многих жителей Корткероса.
В том же ключе объяснили установку Корт Айки в Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии. Ее пресс-секретарь, архимандрит Филипп (Филиппов), безосновательно заявил: “Это не религиозный персонаж, а историческая личность. И он не может являться объектом религиозного поклонения”. Появление скульптуры, по лукавым оправданиям вероотступников (см. Что кощунственнее? В.Р. Легойда от имени Церкви встал на защиту рок-оперы “Иисус Христос – суперзвезда”), является результатом поисков краеведами и культурологами местных достопримечательностей. Тем не менее, в епархии отрицательно относится к установке этого памятника, поскольку “этот человек не является положительным историческим героем и примером для современников”.
__________________
* Согласно преданию, святитель Стефан Пермский (XIV в., современник и духовный брат прп. Сергия Радонежского), плывя в лодке вверх по реке Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой разбойником-колдуном через реку. Осенив себя крестным знамением, св. Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, Корт Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозившие опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста св. Стефан успокоил волны и причалил к берегу. Злодей бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, св. Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. Корт Айка упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и сдох.