Почему я почитаю Иоанна Грозного и Григория Распутина: Письмо о. Александра Захарова Патриарху

Почему я почитаю Иоанна Грозного и Григория Распутина: Письмо о. Александра Захарова ПатриархуЭто письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла известный петербургский священник-монархист протоиерей Александр Захаров зачитал по просьбе организаторов на вечере памяти Григория Ефимовича Распутина-Нового 29 декабря 2017 года. Письмо было им написано еще в 2011 году и передано Патриарху. В виду совей актуальности и особой важности письмо публикуется рядом православных общественных движений.

+ + +

Ваше Святейшество!
Простите, что отнимаю Ваше драгоценное время, но речь о важном.

«Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5: 38-39).

С такими словами законоучитель Гамалиил обратился к своим коллегам по синедриону, когда те заставляли Апостолов Христовых умолкнуть.

«…Поставили их в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 27-28).

Уже несколько лет в церковной среде существует разномыслие в отношении к Иоанну Грозному и Григорию Распутину. Часть церковного народа относится к этим людям положительно, другие – отрицательно. И «хвалители» и «хулители» за эти годы имели возможность исчерпывающе изложить все свои «за» и «против». Но «воз и ныне там». Обе стороны, выслушав взаимные аргументы, как будто не услышали друг друга. Не помогли и «аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина» с ясно обозначенной позицией Первосвятителя:
«В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, “икон” царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других тёмных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, “с чёрного хода” канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию.
Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать её моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, прп. Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II озвучил эти слова в Обращении к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года.

Прошло более девяти лет. Но «провокаторы и враги Церкви» не успокоились, не унялись, не покаялись. Продолжают своё «чёрное дело». Единственным оправданием для себя имея всё то же: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Даже если этот человек Первосвященник.

Об Иоанне Грозном

Надо признаться, что к вышепоименованным «провокаторам», «врагам» и «псевдоревнителям» принадлежит и автор этих строк: да, я очень высоко оцениваю жизнь и деятельность Царя Иоанна Грозного; да, я благоговейно чту память невинно убиенного раба Божия Григория. Но, в то же время, у меня нет ни малейшего желания деканонизировать митр. Филиппа и преп. Корнилия. Имена «многих других» святых, «умученных Иваном Грозным», мне не известны.

Известны имена государственных преступников, казнённых по его приказу. Но преступников Царю и полагается казнить. Когда святой равноапостольный князь Владимир, после своего Крещения, отказался было это делать, духовенству пришлось напоминать князю о его обязанности карать виновных, дабы не страдали невинные. Пожалеть и помиловать наркоторговца – значит, погубить многие молодые жизни, обречь этих обманутых молодых людей на преждевременную смерть, их близких – на душевные муки. Такая «жалость» к одному преступнику, которая оборачивается смертью и страданиями для десятков и сотен людей, не есть «человеколюбие»…

Кстати, именно поэтому я долго не понимал и даже осуждал Государя Императора Николая II, считая его отношение к революционерам недостаточно жёстким и решительным. Потом, правда, пришло понимание, что коренная причина той кровавой бойни, в которую был ввергнут русский народ в 1917 году, – не в «слабохарактерности» Царя и не в «кровожадности» революционеров. Основная и главная причина – в самом русском народе, которому оказались не нужны ни Царь, ни даже Бог.

Когда в 1565 году Царь Иоанн IV Васильевич Грозный, измученный интригами бояр, не желая проливать кровь, сложил с себя царский венец и уехал из Москвы в Александрову слободу, москвичи отправили за ним вдогонку «депутацию» упросить Царя вернуться на Трон, умолить его, чтоб он «государства не оставлял и их на расхищение волкам не давал». Когда в 1917 году Император Николай II, оказавшись в похожей ситуации, сделал то же самое, к нему с выражением верноподданнических чувств не пришел никто. А ведь на верность Царю в тогдашней России присягали все. На Дно поддержать Самодержца не поспешил НИКТО. ВОТ, за это и погрузились на «дно». Устремись тогда в 1917 году русские люди к ногам своего Царя, по примеру москвичей XVI века, – не пришлось бы захлёбываться слезами и кровью.

Откуда и как явилась на свет Божий сказка о причастности Царя Иоанна Грозного к смертям митр. Филиппа и преп. Корнилия, кем и когда составлялись «жития» того и другого – об этом исчерпывающе изложено в книгах митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа» и Вячеслава Манягина «Правда Грозного Царя».

«Житие» митрополита Филиппа составлялось спустя, примерно, 40 лет после смерти святого, со слов соловецких монахов, оклеветавших его. Конечно, кто очень хочет, может и сегодня верить этому «житию» как «непререкаемому историческому свидетельству». Но, по меткому замечанию В. Манягина, «это всё равно, как если бы написанную в 1993 году биографию Сталина стали бы выдавать за непререкаемое историческое свидетельство».

Что касается Псково-Печерского игумена Корнилия, так первая служба этому святому была составлена и вовсе через 120 лет после его кончины. А современная служба прп. Корнилию, в которой Царь прямо обвиняется в его смерти («К безумию склонися царь грозный и смерти тя предаде»), написана в XX веке в соответствии с неким «устным преданием» и совершается с 1954 года…

Писать-то можно много, но есть ли смысл? Жизнь показывает, что никакие ссылки на авторитеты и даже архивные изыскания, по большому счёту, никого ни в чём не убеждают. Кто-то ссылается на одни авторитеты, другой – на другие, из одних и тех же архивов один выуживает одно, другой – другое… Сегодня уже вполне очевидно, что, идя этим путём, ни до какого «единомыслия» мы никогда не дойдём. Очевидно и то, что «момент истины» для каждого из нас непременно наступит. Царь Иоанн Грозный сегодня или в раю или в аду. И каждый из нас раньше ли, позже ли, но непременно окажется в одном из этих мест. Там только мы приобретём достоверные знания. До этой поры в очень и очень многих вопросах – исторических, особенно – мы обречены довольствоваться не «знаниями», а «информационными сведениями». Из огромного объёма этих «сведений» мы извлекаем одни, откидываем другие, что-то считаем истиной, что-то – ложью, чему-то верим, в чём-то сомневаемся… И всякий думающий человек в этом своем «умственном делании» индивидуален. Бог не создал двух одинаковых деревьев в лесу, не то что двух одинаковых людей.

Поэтому я напрочь отказываюсь от безнадёжной затеи кому-то что-то «доказать», а попытаюсь лишь объяснить, почему мне более по душе информация, оправдывающая Царя Иоанна Грозного, чем обвиняющая его. Основная причина, конечно же, в моём душевном устроении, в особенностях моего характера: когда я слышу, как двое людей говорят при мне о третьем человеке, и при этом один ругает этого третьего, а другой пытается оправдать, – мне почему-то всегда хочется более верить «адвокату», чем «прокурору». Да, я могу, конечно, при этом ошибиться. Но полагаю, что лучше ошибиться в эту сторону, чем в другую: лучше не плюнуть в виновного, чем оплевать невинного. В случае же с Иоанном Грозным, мои симпатии и подавно на стороне «адвоката», ибо «адвокатом» является мой духовный отец, в Бозе почивший митрополит Иоанн (Снычев), хиротонисавший меня и во диакона и во священника, – человек предельно честный, очень добрый и, в то же время, где надо – твёрдый и мужественный, простой и доступный, имевший абсолютное безкорыстие мыслей и поступков. Я бы мог ещё много хороших слов сказать о своём духовном отце, и все эти слова выльются из моего сердца не «информацией», а «знанием» – вот это уж я знаю. Не из вторых или третьих уст, а из личного опыта. Такие люди, как митрополит Иоанн, в современном мире – чрезвычайная редкость! Если не верить им, кому же верить?!

Наконец, точка зрения на Царя Иоанна IV, изложенная в «Самодержавии духа», напрочь устраняет дилемму «убийца – жертвы». Не причастен Царь к смертям митр. Филиппа и преп. Корнилия. Следовательно, я могу совершенно искренно почитать одновременно и Царя Иоанна IV и этих святых. А почитать Царя Иоанна IV русскому человеку есть за что. Приведу вкратце лишь те «сведения», в достоверности которых не сомневаются ни «хвалители», ни «хулители», – очищенную от всякой идеологии историческую статистику.

За время правления Иоанна IV (1533 – 1584):

– территория Русского Государства увеличилась с 2,8 млн. до 5,4 млн. кв. км – почти на 100%. Присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайская Орда и Пятигорье (Северный Кавказ). Русское Государство сделалось по площади больше всех остальных стран Европы, вместе взятых;

– основано 155 новых городов и крепостей;

– по личному распоряжению Царя построены 40 церквей и 60 монастырей;

– положено начало регулярному созыву Земских соборов;

– положено начало книгопечатанию, созданы две типографии;

– создана сеть общеобразовательных школ;

– создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций;

– проведена военная реформа, появились первые регулярные воинские части (стрельцы);

– проведена реформа судопроизводства, составлен Судебник;

– проведена административная реформа, введена всеобщая выборность местной администрации местным населением;

– к смертной казни приговорены, по разным данным, от 3 до 5 тысяч человек. Здесь всё же без комментариев не обойтись.

Тысячи казнённых – конечно, грустно! Кто спорит? Учесть только надо, что в это же время в Англии, при Генрихе VIII, были казнены 72 тысячи человек. При современнике же Иоанна Грозного французском короле Карле IX за одну Варфоломеевскую ночь было убито больше народа, чем Грозный казнил за 51 год своего царствования. Даже советские историки, с их известным отношением к «царскому деспотизму», вынуждены были признать: «Цена, которую уплатила Россия за ликвидацию политической раздробленности, не превосходила жертв других народов Европы, положенных на алтарь централизации… Первые шаги абсолютной монархии в странах Европы сопровождались потоками крови подданных» (А. Зимин, А. Хорошевич. «Россия времени Ивана Грозного», 1982).

Одним словом, в XVI веке русскому Царю Иоанну IV удалось при минимуме карательных мер, в крайне сложных внутриполитических и внешнеполитических условиях – не только сохранить страну от распада и гибели, но превратить её в великую державу с множеством задатков для дальнейшего экономического, культурного и духовного развития. Это ли не свидетельство его государственной гениальности?!

Понятно, что для тех людей, которые мечтают не о величии, а об ослаблении и ограблении России, такая «гениальность» – кость в горле. Появись у нас сегодня политический лидер масштаба Грозного – такие люди окажутся первыми кандидатами в репрессируемые. Поэтому нет ничего странного и удивительного в той полемике, что развернулась сегодня вокруг имени человека, жившего более четырёх веков назад. Спор идёт не о прошлом, а о настоящем и будущем России. В нём задеты жизненные интересы всех нас. Но, поскольку «интересы» разные, так и позиции – по разные стороны баррикад.

Русский народ на наших глазах физически вымирает и нравственно деградирует. Кого-то это радует, кого-то огорчает. Страна в очередной раз оказалась на историческом перепутье. Время на дворе судьбоносное. Кто-то желает, пользуясь нашими сегодняшними сложностями, покончить, наконец-то, с «этой страной»; кто-то мечтает о возрождении России. Для первых Царь Иоанн Г розный, сумевший блестяще решить сложности своего времени, – кость в горле; для вторых он – национальный герой. В этот ответственнейший момент нашей родной истории огромное значение будет иметь голос Первосвятителя – присоединится ли он к первым, или ко вторым? Пока, Ваше Святейшество, Вы молчите на эту тему. Это мудро. Желаю Вам от всего сердца как можно дольше сохранять «нейтралитет». Но совсем отмолчаться всё же не получится. Очень уж обе стороны озабочены вопросом – с кем наш Патриарх?

О Распутине

Случайно ли, что эти два, казалось бы, таких разных человека – Царь из XVI века и простой мужик из ХХ-го – оказались «в одной обойме»: чернящие одного – чернят и другого, обеливающие Грозного – обеливают и Распутина? В чём тут дело? В отношении к царизму. Дело все в том же вопросе: куда мы двинемся с нашего теперешнего «перепутья»? К реставрации Монархии и возрождению великой страны? Или к обрыву в пропасть небытия?

Люди, убивавшие Распутина, стреляли одновременно и в русское Самодержавие, в традиционную Россию. Убийца Распутина князь Феликс Юсупов писал: «Для того, чтобы произошла революция, необходимо устранить Распутина». Поэт Александр Блок сказал: «Пуля, прикончившая Распутина, попала в сердце Царствующей Династии». Сам Распутин говорил: «Когда меня убьют, и народу будет плохо, и Царя уже не будет». Все всё понимали.

Распутин был «молитвенным щитом» Царской Семьи. Царица писала в письме к Царю об их Друге: «Он спасает нас своими молитвами» (10 ноября 1916 г.). Именно поэтому людям, которым ненавистен царизм, столь же ненавистен и Распутин. Эти-то люди и сфабриковали мифы о «царе-пьянице Николашке» и «авантюристе Гришке Распутине».

Только ведь Бог поругаем не бывает. Божьи люди – тоже. Сколько не обливай помоями бриллиант – он останется бриллиантом. Миф о Царе, слава Богу, рассеян. Рассеется миф и о его Друге. Григорий Распутин – Божий человек. Случаи чудотворной помощи, которую он оказывал страдающему гемофилией Царевичу Алексию, столь общеизвестны, что их не отрицают даже его противники. Кое-кто, правда, пытается объяснить это магией и колдовством. Но ведь Григорий Ефимович не пассами, не шаманским бубном, не заклинаниями снимал боль – крестным знамением. А похоже ли это на «колдуна»: когда он в 1914 году был тяжело ранен ножом в живот и оказался на операционном столе, то отказался от обезболивания и только держал в руках крест? А его паломничества в Киево-Печерскую Лавру, Серов, Верхотурье, на Афон, на Святую Землю, тысячи километров пешком?..

Анна Вырубова, одна из самых близких подруг Царицы, свидетельствовала: «Царь и Царица очень уважали священника Иоанна Кронштадтского. После его смерти Распутин занял его место».

Царь говорил: «Когда у меня сомнения и горечь, стоит только пять минут поговорить с Григорием и я успокаиваюсь. Григорий простой, хороший, религиозный человек. В минуты сложностей люблю с ним беседовать, и на душе после этого легко и спокойно, Беседа с ним для меня – большое утешение».

Царица: «Григорий Ефимович пришёл к нам вместе с Господом, когда уже никто не мог помочь. Он сделал невозможное. Пока Григорий Ефимович с нами – я спокойна за всех».

Из письма Григория Распутина Царю с Царицей: «Здравствуйте. Мама и Папа, сладкие мои, дорогие! Я всегда о вас думаю. чтобы одеял вас Господь светлой ризой, и простёр руку над главами вашими, и хранил до тихого прибежища – нам в назидание, а врагам на страх. Мамочка дорогая и папа золотой!..»

Главный упрёк в адрес Распутина – оборотень, ведущий «двойную жизнь»: святоша в Царском Дворце и развратник за его стенами. Какие есть основания для такого обвинения? Говорят?.. Многие говорят?.. Но ведь от того, что «многие говорят» ложь, она не делается правдой. Остаётся ложью. В СССР «многие говорили», что «Бога нет» и даже, что это «наукой доказано»…

Ваше Святейшество, не спешите доверять многочисленным говорунам. Примите во внимание, что Распутин, начиная с 1912 года, до смерти в 1916 году находился под бдительным надзором полиции. Вся его жизнь в это время была «как на ладошке». При этом существовал «социальный заказ» от очень высокопоставленных особ собрать на него «компромат». Ни много ни мало, двоюродный дядя Царя Великий Князь Николай Николаевич «решил определённо поговорить с Государем об удалении Распутина из Петрограда» и просил директора Департамента полиции С.П. Белецкого собрать сведения о порочном поведении Григория. Но, при всём старании «заинтересованных лиц», агенты полиции ни разу, ни за какие деньги, ни от одной особы лёгкого поведения не смогли получить показания о её порочной связи с Распутиным.

Вот донесение агента полиции от 6 августа 1912 года: «Пошёл по Гончарной улице, где в доме № 4 встретил неизвестную барыньку, по-видимому, проститутку, и зашёл в упомянутый дом, где помещалась гостиница, пробыл с ней двадцать минут».

Начальник агента, понимая, чего от него ожидают «наверху», пересказывает донесение по-своему: «Пошёл на Гончарную улицу, встретился с проституткой, с которой отправился в гостиницу, в дом № 4, пробыл с ней двадцать минут».

Слово «по-видимому» выпало, но фамилия проститутки почему-то не указана, хотя выяснить это агенту полиции проще простого: всего лишь подождать «неизвестную барыньку» и потребовать документ для установления личности. В «Дневниках наружного наблюдения за Распутиным», хранящихся ныне в Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ, ф. 612), – НИ ОДНОЙ такой фамилии нет. Понятно, что Николай II, проверив полученные от дяди «сведения» и обнаружив, что «компромат» не подтверждается, оказался разочарован в дяде и ещё более уверен в своём Друге.

Ещё одно обвинение: «Распутин влиял на Царя и на государственные дела».

А каким образом влиял?.. Население России за годы правления Николая II выросло на 50 млн. человек. Хлебные урожаи удвоились. Производительность промышленности увеличилась вчетверо. Не была отклонена ни одна просьба к Царю о помиловании. В стране, по почину Царя и доброй воле населения, перестала продаваться водка…

Плохое влияние? «Авантюрист»?.. Где бы нам сегодня найти такого «авантюриста», способного так повлиять на вымирающую и спивающуюся Россию?!..

Впрочем, были и доброжелательные оценки Распутина в печати. Вот одна из них: «Благоволение и доверие, которыми Распутин пользуется у некоторых лиц, не дают покоя злобствующим и завистливым людям, не только близким к высшим сферам, но и бесконечно от них далёким. Простой крестьянин дерзает говорить то, что считает истиною, лицам, особам высокого положения, редко слышащим откровенное слово – слово незлобливого, всем сердцем любящего ближнего своего, мужика. И вот за недолгое время около имени Григория Распутина успела уже вырасти целая обширная легенда. Пользуются ею, увы, не только борзописцы бульварной прессы, но и весьма солидные органы печати и даже политические деятели с именем, как, например, П.И. Милюков, с думской трибуны утверждавший, что “церковь православная попала в плен распутного проходимца”, или сорвавшийся демагог А.И. Гучков, распространявший с той же кафедры небылицы, за что в другом правовом государстве ему пришлось бы понести ответ. Вполне понятно, куда направляются все эти подлые выстрелы…» («Дым Отечества», 26.06.1914).

Царица на грязные обвинения в адрес Распутина ответила коротко: «Белое не сделаешь чёрным, а чистое не очернишь». Сам Распутин, отвечая своим обличителям, был тоже краток: «В чём обвиняют – невинен, увидимся на Суде Божьем». В другой раз и по другому поводу он говорил: «Родина широка! Надо дать ей простор работы, но не левым и не правым. Левые – глупы, а правые – дураки. Почему? Да потому что палкой хотят научить левых, ой, не надо ни левых, ни правых. Уже я прожил 50 лет, шестой десяток наступает, – кто думает, что научил и научился, правду сказали мудрецы, тот дурак. Тогда научимся, когда перейдём в вечную жизнь, там нам скажут; чему кто научился…».

Конечно, травля, объявленная Распутину прессой, угнетала его. Сохранилась стенографическая запись телефонного разговора Распутина с журналистом, отражающая его душевное состояние. Вот выдержки из этой записи: «Мне очень тяжело, что меня не оставляют в покое. Неужели не о чем больше писать и говорить, как обо мне? Дался я им … Видишь, какой интересный… Каждый шаг мой обсуждают… Все перевирают… Не надо мне хвалы… Не за что меня хулить… От всего устал… Бог всё видит и рассудит, были ли правы те, кто на меня нападали… Говорю тебе, я маленькая мушка, и нечего мною заниматься. Кругом большие дела, а вы всё одно и то же: Распутин да Распутин… Довольно писать… Ответите перед Богом… Он един и всё видит… Рассудит… Я больше ничего говорить не буду… Да нечего говорить-то, врать-то можно сколько угодно… Сочиняйте… Видно, поперёк дороги стал… Ответ придётся держать!..» («Вечернее время», 28.5.1914).

А ведь и впрямь – ответ придётся держать!

А ведь и впрямь – увидимся на Суде Божьем!

Только тогда и там; как уже говорилось, наступит «момент истины», придёт подлинное знание – всем и каждому станет ясно, кто есть кто. До этой поры, как уже тоже говорилось, мы обречены иметь дело со «сведениями». Все мы тут только «учимся».

«Там нам скажут; чему кто научился»…

Чему же и от кого мы учимся? Кто обличители?

Убийцы Распутина Юсупов и Пуришкевич. Монах-расстрига Илиодор (Труфанов). Жандармский генерал Джунковский, один из главных исполнителей «социального заказа», собиравший «компромат» на Распутина. Враг Царя и России английский посол Бьюкенен. Охочие до салонных сплетен и «жареных» публикаций публицисты типа Ковыля-Бобыля. Масоны Гучков, Милюков, Львов, Керенский… Верить этим людям?..

Кто хочет, пусть верит. Я предпочитаю верить святым Царю и Царице. Абсолютно согласен с Ю. Рассулиным: «…Именно Царь и Царица имели полное моральное право предложить своё мнение, чтобы Их точка зрения восторжествовала и была воспринята как непререкаемая истина, поскольку на протяжении длительного времени, начиная с 1905 года вплоть до трагической кончины, Царь и Царица не только имели возможность хорошо узнать Григория Распутина, но, узнав, приблизили его к себе в максимально возможной для Их и его положения степени. Вряд ли кто-то серьёзно решится оспаривать, что именно Русские Венценосцы знали этого человека, и об этом человеке, лучше всех и больше всех, во всяком случае, всех тех, кто решился высказать своё суждение о нём в мемуарной литературе…

Их позиция не была слепой, поскольку к Царю и Царице стекалась вся информация о Распутине. Они были в курсе всех историй, связанных с Их Другом. Они были знакомы с мнением родственников. Они слышали сплетни простых обывателей. Они просматривали полицейские донесения, читали газетные публикации, назначали расследования. Но ничто не смогло поколебать особого отношения Их Величеств к сибирскому страннику, которое можно было бы назвать близкой духовной дружбой».

Ваше Святейшество, надёжа Вы наша, а ведь очень мудро сказал Гамалиил: «Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».

Найдётся ли в нашем «синедрионе» свой «Гамалиил»?

Ещё раз прошу прощения за отнятое время.

Написано: 4 февраля 2011 г., Санкт-Петербург

Передано лично: сентябрь 2012 г., Москва

Впервые озвучено публично 29 декабря 2016 года на вечере памяти Г.Е. Распут