Если бы Предстоятель Сербской Церкви открыто обратился к пастве, то это позволило бы переломить ситуацию …

Как уже сообщалось, слухи о нестроениях в Сербской Церкви оказались, увы, вовсе не «газетной уткой», действительно, православный народ в Сербии крайне болезненно реагирует на попытки продавливания нового устава СПЦ.
Согласно букве и духу нового Устава, в Сербской Церкви осуществляется резкая децентрализация. Одним из следствий этой децентрализации станет то, что вместо единой СПЦ будет иметь место «конфедерация» поместных митрополий. Предлагаем расшифровку беседы помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Тихомирова с постоянным автором – переводчиком и издателем Ранко Гойковичем.
Ранко, как полагаешь, каковы причины того, что ситуация с попыткой продавливания нового Устава СПЦ превратилась в какой-то «медийный скандал»?
Во-первых, по всей вероятности, наши «партнёры» не просто торопятся, а прямо-таки суетятся. Как по вопросу Косова, так и по вопросу кардинальных изменений устава СПЦ. Изменение Устава СПЦ указывает на то, что под давлением сербских управленцев, служащих своим нанимателям, происходит какое-то внеплановое ускорение процессов.
Но Его Святейшество противостоит давлению?
Да, впечатление такое, что Патриарх – насколько хватает сил – пытается противостоять давлению.
Что он мог бы предпринять в складывающейся ситуации?
Я не дерзнул бы давать советов «космического масштаба», но полагаю, что если бы его Святейшество открыто обратился к пастве, то в народе он обрёл бы огромную поддержку.
Новый Устав СПЦ превращает единую Сербскую Церковь в конфедерацию поместных митрополий, на смену Святосавской идеологии приходит разновидность уранополитизма.
Конечно, обескураживает продавливание «десербизации» СПЦ. Конечно, в Царствии Небесном «несть ни эллина, ни иудея», но мы же живём в реальном мире. И именно специфический святосавский дух Сербского Православия позволил сербам состояться как народу, выжить в условиях давления как со стороны Османской Империи, так и со стороны Ватикана и Габсбургов.
Теперь некоторые высокопоставленные миссионеры вознамерились осуществить «эллинизацию» и «иудаизацию» Сербской Церкви.
А политические деятели даже и «не пытаются делать хорошую мину при плохой игре», но заявляют о якобы складывающихся реалиях.
Реалии таковы, что уничтожается последнее – и самое главное – что объединяло сербский народ, оказавшийся по глупости идеологов югославянства в рассеянии.
Помимо закрепления расщеплённого положения есть ещё одна опасность. Раздробив единую Сербскую Церковь на множество поместных митрополий, будет разрушена соборность сербского православного народа, ибо в среде энтузиастов изменения Устава находятся люди, исповедующие папистскую модель, отождествляющие Церковь с Епископом. Эти митрополии в конечном итоге превратятся в удельные микро-княжества князьков церкви.
Третье. Хотел бы обратить внимание на упразднение жеребьёвки. Конечно, в разных Поместных Церквях существуют различные практики избрания Предстоятеля. Но прямой переход к «парламентаризму» попахивает маловерием и отсутствием упования на Промысл Господний.
Ярчайшим примером являются события нашей церковной истории, когда промыслительно был избран Патриарх-исповедник св.Тихон, а архиепископ Антоний, набравший большинство голосов, направил впоследствии свою энергию на организацию русских эмигрантов, спасавшихся от большевицких гонений.
И Патриарх Павел ведь не набирал большинства голосов. Трудно представить на его месте другого архиерея в те трагические для всего Сербства годы.
В заключение хотелось бы посетовать на то, что люди, которые вознамерились разрушить Святосавскую Церковь, манипулируют святым для каждого православного серба понятием «Печь Патриаршия».
Источник: ruskline.ru
.
.