Одна из “башен” разочаровалась в “Гаване”?

Или не очаровывалась?

Московский Центр Святителя Василия Великого, чьи эксперты сотрудничают в церковных вопросах с Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) при Президенте РФ, опубликовал аналитику, посвящённую визиту Госсекретаря Ватикана на Украину.
Впрочем, для тех кто следит за «развитием пунктов» т.н. Гаванской декларации Папы Римского и Патриарха Московского, касающихся недопущения прозелитизма и униатизма, здесь ничего нового: это скорее, не анализ, а синтез – обзор случаев попрания одной из сторон Гаванской встречи принятых на ней договорённостей. С некоторыми осторожными выводами. Впрочем, судите сами.


20 июня 2016 г. завершился официальный визит на Украину Госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. На фоне событий, связанных с проведением совещания на Крите, спекуляций со стороны раскольников из «Украинской православной церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП) и украинских парламентариев на предмет создания на Украине с помощью Константинопольского Патриархата «Единой поместной церкви», приезд высокого представителя Римско-католической церкви на берега Днепра остался почти незамеченным. В то время как возможные последствия этого визита могут существенно повлиять на динамику межконфессиональных отношений в стране.
«Папа для Украины»
Формально визит главы ватиканской дипломатии состоялся в рамках благотворительной акции «Папа для Украины», в рамках которой Ватикан оказывает материальную помощь пострадавшим в ходе боевых действий на Донбассе украинцам.
Однако Римская курия данным визитом преследовала решение и других, сугубо политических задач.

Прежде всего, вернуть пошатнувшееся на Украине доверие Риму после Кубинской встречи глав РКЦ и РПЦ. Совместная Декларация Патриарха Кирилла и Папы римского Франциска, подписанная ими в Гаване 12 февраля 2016 г., вызвала негативную реакцию среди украинских униатов и католиков. Тогда верных Римского престола возмутила «косвенная поддержка со стороны Апостольской столицы агрессии России против Украины»[1], что дало повод для обвинения Понтифика чуть ли не в предательстве.

В первый же день своего визита, в Запорожье, П. Паролин заявил о цивилизационном характере войны на Донбассе: «Эта война коварная, часто замаскированная, почти невидимая извне — и именно поэтому несправедливо забытая…. Эта война – гораздо больше, чем какой-то затянувшийся конфликт: это постоянная опасность, знак противостояния цивилизаций, историй и народов, которое выходит далеко за границы Украины и которое может иметь серьезные последствия для равновесия, которое и так постоянно нарушается во многих частях мира»[2]. Параллельно представитель Ватикана подчеркнул «крайнюю необходимость соблюдения международной законности в отношении территорий и границ Украины». Этих слов кардинала вполне было достаточно для того, чтобы успокоить чад Католической церкви на Украине и дать новый импульс антироссийской истерии: глава УГКЦ Святослав Шевчук по достоинству оценил поддержку Ватиканом Украины и осуждение «агрессора».

«Вперёд на Восток»

Далее, РКЦ в очередной раз обозначила Украину в качестве своей миссионерской территории и своей готовности идти на Восток. Не случайно первым местом, которое посетил Паролин, стал город Запорожье, где заместитель Папы указал на приоритетные направления политики Ватикана на Украине в ближайшее время.

18 июня 2016 г., выступая во Львове перед студентами всех греко-католических семинарий, Паролин призвал семинаристов к евангелизации Востока Украины: «Если вы традиционно развивались на Западе Украины, то сегодня Восток Украины нуждается в вас — не стоит колебаться в служении». Днём позднее Шевчук развил мысль Госсекретаря: «Куда дальше поведёт нас Св. Дух? Нам на это указывает сам Папа римский. На это направление указал и кардинал Пьетро, начав свой визит с Востока Украины — с Запорожья, чтобы показать, что будущее Украины созидается там, где идёт война… Вперёд на Восток, где так не хватает веры, надежды и любви»[3].

Забытые плоды Гаваны

В данном контексте возникает вопрос о рецепции положений Гаванской Декларации в РКЦ, а именно — отказ от прозелитизма и «метода «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви»[4]. События последних дней показывают, что заявления Папы в Гаване обладают нулевой значимостью. Вспомним, что уже в ближайшее время после кубинской встречи, 25 февраля 2016 г., Апостольский нунций на Украине, архиепископ Клаудио Гуджеротти, совершил «пастырский» визит в зону так называемой  «антитеррористической операции» на Донбассе, предварительно заявив, что его «не интересует», если его поездка будет воспринята в качестве прозелитизма[5].

После визита Паролина на Украину, вполне естественно ожидать усиления миссионерской активности и расширения структуры УГКЦ в традиционно православных регионах Украины.

К этому обязывает и «Экуменическая концепция» УГКЦ, которая была принята Собором епископов УГКЦ еще в сентябре 2015 г. со сроком действия на 5 лет, и вступившая в силу с 23 февраля 2016 года.
Синод “епископов” УГКЦ, сентябрь 2015 г.

В данном документе интересными являются несколько моментов: 1) возникновение униатской церкви датируется не Брестской унией XVI века, но временем крещения Руси и образования Киевской митрополии Константинопольского Патриархата в X веке; 2) декларируется поместный характер УГКЦ, а также необходимость утверждения патриаршего статуса униатской церкви, как одного из признаков её поместности; 3) УГКЦ ставит себя в центр процесса по созданию «Единой поместной церкви» на Украине, и готова ради этого выстраивать равные отношения с остальными церквями Киевской традиции — канонической УПЦ МП и раскольническими УПЦ КП и УАПЦ; 4) утверждается необходимость установления «двойного подчинения» — сохраняя единство с «епископом «Старого» Рима», УГКЦ будет добиваться «восстановления» общения с «Матерью-Церковью исторической Киевской Церкви — Церковью Константинополя»[6].

Новый этап униатского прозелитизма

На данный момент, можно говорить о том, что процесс поглощения раскольнических общин со стороны УГКЦ уже начался. К осени 2016 г. предполагается окончательное административное слияние УГКЦ и УАПЦ (о)[7]. Несмотря на маргинальный характер УАПЦ (о), речь идёт о практической стороне реализации «Экуменической концепции» УГКЦ и возможного формирования качественно новой платформы для объединения раскольников и создания «Единой поместной церкви». С учётом неспособности раскольнических структур, УПЦ КП и УАПЦ, к объединению, как, например, летом 2015 г., можно допустить попытки реализации проекта «Единой поместной церкви» именно на базе УГКЦ. Прямая связь униатской церкви с Римом в глазах украинской власти, взявшей курс на евроинтеграцию, является несомненным «преимуществом».
Дипломатические усилия Русской Православной Церкви пока не привели к прекращению католического прозелитизма.

Встреча митрополита Илариона (Алфеева) с кардиналом Пьетро Паролином 26 июня 2015 г. На заднем плане – доминиканец Иасинт Дестивель, занимающийся активным продвижением унии и экуменизма в России.

В итоге визит Паролина стал легитимизирующим униатский прозелитизм фактором. А благотворительные акции — пиаром, призванным завоевать симпатии и расположение к УГКЦ со стороны номинально православных украинцев Востока Украины.

Ватикан в очередной раз решил воспользоваться бедственным положением Украины, раздираемой гражданской войной, церковным расколом, пребывающей в затяжном политическом и экономическом кризисе, чтобы включить страну в орбиту своего влияния.

http://t-34-111.livejournal.com/537672.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий