О членстве во «Всемирном совете церквей»

В документе, говорящем об отношениях Православной Церкви с так называемым остальным христианским миром, пять разделов (16–19, 21) посвящены деятельности «Всемирного совета церквей» (ВСЦ). В критических отзывах православных людей, опубликованных как до одобрения упомянутого документа Критским собором, так и после такового, указывалось, что:

            – Всеправославное совещание 1948 г. приняло решение не вступать во «Всемирный совет церквей». Это решение никогда не было ни отменено, ни преодолено более авторитетным решением, если не считать не имеющих всеправославного авторитета решений Критского собора;

            – против участия в «ВСЦ» высказывались святые угодники Божии — святитель Серафим Богучарский и преподобный Иустин Челийский, специально посвящавшие много времени изучению вопроса об отношениях Православия и так называемых инославных христиан (см. Приложение). Голос этих двух подвижников является практически единственным голосом канонизированных святых по этому вопросу. Никто из святых в поддержку участия в «ВСЦ» не выступал;

            – Грузинская и Болгарская Православные Церкви вышли из «ВСЦ». Русская Православная Церковь приостановила свое участие в деятельности региональной «экуменической» организации – «Конференции европейских церквей»;

– на мероприятиях «ВСЦ» практикуются совместные молитвы православных иерархов, клириков  и мирян с «инославными», однозначно осуждаемые каноническим правом;

            – за время членства Православных Церквей в «ВСЦ» ни одна другая община — член этого совета — не присоединилась к Православию. Не произошло в рамках совета и общего воссоединения всех людей, именующих себя «христианами», на основе неповрежденной веры Христовой, хранимой Православной Церковью. Таким образом, миссионерские усилия, направленные на воссоединение в истине, за несколько десятилетий «православного свидетельства» в «ВСЦ» оказались бесплодными;

            – за эти же десятилетия, несмотря на упомянутое «свидетельство», многие англиканские и протестантские общины, входящие в совет, стремительно удалялись от Православия в вопросах веры, церковного устройства и христианской нравственности. Так, ими начали практиковаться извращенное толкование Библии, женское священство, признание в качестве нормы блуда и противоестественных пороков;

            – в последние годы некоторые коллективные члены «ВСЦ», в том числе представленные в его высшем руководстве, начали кощунственно «благословлять» именем Христовым союзы содомитов, что делает совершенно невозможным общение и сотрудничество с подобными кощунниками;

            – римо-католики, не считая большинство членов «ВСЦ» церквами, никогда не входили в этот совет, направляя наблюдателей, имеющих право выступать на заседаниях;

            – деятельность «ВСЦ», его документы и занимаемые им позиции сегодня малоизвестны в религиозных кругах и в обществе в целом, почти не цитируются исследователями религиозно-общественных процессов и ведущими СМИ. Практическая работа совета носит в основном бюрократический и квазидипломатический характер, во многом ориентированный на международные организации-грантодатели, диктующие идейные и политические установки, далекие от традиционного христианства.

– существует аргументированная критика «ВСЦ» во многих Поместных Православных Церквах, а также на Святом Афоне, о чем свидетельствует открытое письмо от 20 июня 2016 года, подписанное многими святогорцами;

– многое из изложенного принципиально меняет ситуацию, сложившуюся к 2000 году, когда был принят документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», содержащий последние по времени соборные суждения нашей Церкви в отношении «ВСЦ».

            Перечисленные критические аргументы, будучи публично высказанными, не получили ни единого ответа, который был бы убедительным. Более того, ни один человек в Русской Православной Церкви не смог аргументированно и открыто объяснить, зачем в упомянутом «критском» документе предусмотрены абзацы, одобряющие деятельность «ВСЦ», и зачем наша Церковь сохраняет членство в нем. Считаем, что никакой пользы от этих абзацев и сохраняющегося «членства» для нашей Церкви и для ее внешней миссии нет и быть не может. Соборный голос Церкви в отношении поднятой проблемы сегодня состоит только из упомянутых критических аргументов, не содержит ни одного голоса против и потому видится консенсусным в негативном отношении к «ВСЦ». Совершенно очевидно, что, если бы сегодня на свободное всецерковное обсуждение был вынесен вопрос о вступлении в организацию, подобную «ВСЦ» в его нынешнем виде, положительный ответ был бы исключен.

            В связи с этим убеждены в необходимости следующих действий.

  1. По итогам состоявшейся открытой внутрицерковной дискуссии Русской Православной Церкви следует отвергнуть разделы 16–19 и 21 упомянутого документа Критского собора.
  2. Вопрос о дальнейшем «членстве» нашей Церкви в «ВСЦ» нужно вынести на обсуждение во всех епархиях (с обобщением отзывов приходов и монастырей), а также во всех ставропигиальных монастырях, духовных школах, братствах, сестричествах, православных общественных объединениях. Для обсуждения нужно, помимо прочего, вынести критические аргументы, изложенные выше. По итогам этого обсуждения следует рассмотреть вопрос на ближайшем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Приложение

Святитель Серафим Богучарский и преподобный Серафим Челийский о ВСЦ

Святитель Серафим в своем знаменитом докладе «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении», представленном на Всеправославном  совещании 1948 года в преддверии учреждения ВСЦ в Амстердаме, говорил: «Очевидно, экуменисты, указывая на огромную численность так называемых христианских церквей, входящих в состав экуменического движения, представители коих примут участие в Амстердамской конференции, придают этому количеству положительное значение. Но оттого что ложь будет проявляться не в малом, а в большом количестве ее видов, она не станет истиной; напротив, она еще более будет ее искажать и отрицать. <…> Нельзя, наконец, не обратить внимание на то обстоятельство, какое отрицательное значение имеет участие православных представителей в экуменических конференциях. Сам факт этого присутствия утверждает инославных христиан в их мысли, будто все христианские исповедания принадлежат к Единой Вселенской Православной Церкви. Мы же считаем, что это присутствие совсем не означает того, что инославные христиане стали принадлежать к истинной Христовой Церкви. Какими далекими от Православной Церкви по своим религиозным заблуждениям они были, такими и остались. <…> Если наша Православная Церковь от организаторов экуменических конференций не имеет никаких заявлений о готовности инославных церквей воссоединиться с нею и если на этих конференциях даже не обсуждается вопрос о сем воссоединении, то спрашивается:  зачем же нашей Русской Церкви посылать туда своих представителей? Какие плоды даст нашей Церкви ее участие в экуменических конференциях? Конечно, плоды только недобрые».

Преподобный Иустин Челийский в обращении к Патриарху и Синоду Сербской Православной Церкви в 1974 году писал: «Как долго мы будем продолжать бесчестить наше Святое Православие и Святосавскую Церковь нашей печальной и ужасной, противной святому преданию позицией в отношении экуменизма и Всемирного совета церквей? <…> Была ли необходимость для Православной Церкви, этого святейшего богочеловеческого организма, быть столь униженной таким ужасным образом, чтобы ее богословские представители – некоторые из них епископы и некоторые сербы – просили «органического» участия и включения в ВСЦ, который, таким образом, становится новым церковным «организмом», новой «церковью», стоящей над всеми другими Церквами, в которой православные и неправославные церкви являются только частями («органически соединенными между собою»)? Увы! Неслыханная измена и предательство!» 

Прот. Всеволод Чаплин
Прот. Максим Колесник
Иг. Кирилл (Сахаров)
Иером. Арсений (Железнов)
Семенко Владимир Петрович
Козлов-Шульженко Максим Сергеевич (руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого)
Диакон Владимир Василик
Игорь Михайлович Друзь
Диакон Илия Маслов
Иванов Евгений Олегович
Скиженок Алексей Владимирович
Прот. Андрей Хвыля-Олинтер

Про Аналитический центр свт. Василия Великого

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий