Святой Герман: Русский крест над Аляской

Святой Герман: Русский крест над Аляской | Продолжение проекта «Русская Весна»Среди всех североамериканских штатов современная Аляска занимает первое место по доле православного населения — согласно последней переписи, наших единоверцев там 12,5%. Но ни сколько-нибудь заметной русско-украинской, ни тем более греческой или румынской общины в этих краях не существует. Православное христианство хранят коренные жители штата — алеуты и индейцы. Судя по статистике, именно религия, принесённая русскими колонистами, стала родной для аборигенов Аляски. За это надо прежде всего благодарить преподобного Германа Аляскинского, чьё имя в святцах приходится на 10 августа.

Будущий просветитель русской Америки Герман был одним из иноков Валаамского монастыря, отправившихся с Кадьякской духовной миссией на другой конец света в 1793 году. Если взять эту дату за точку отсчёта, то до продажи Аляски в 1867 году духовный труд русских монахов и священников на Аляске длился чуть более семидесяти лет. Почему же за полтора века последующего американского господства,- в два раза более долгий срок,- аборигены не вернулись к своим древним верованиям или, что казалось ещё более ожидаемым,- не обратились к западным течениям христианства?

У индейцев и алеутов была возможность сравнить две цивилизации, и оценить правоту каждой из них.

Несмотря на неизбежные конфликты и боевые столкновения в период первой встречи, русская колонизация Аляски была несравненно добрее и человечнее. Об этом говорят многие красноречивые факты.

Например, в столице Русской Америки Новоархангельске местные индейцы (тлинкиты) в 1819 году составляли 80% населения. Вы можете представить себе столицу американского штата, где аборигенов больше, чем колонистов? Вообще, представить американский городок двухвековой давности, где «краснокожие» живут не в виде исключения, а как полноправные горожане? А в русских колониях было именно так.

В Новоархангельске действовало три церкви — православная, лютеранская и «колошская» («колошами» из-за какой-то лингвистической ассоциации русские называли тлинкитов). Виданное ли это дело — публичное отправление туземного культа в административном центре США того времени? Русские не преследовали туземных иноверцев, а привлекали на свою сторону силой нравственного притяжения, силой правды и добра. Сам Герман Аляскинский в своих записях называл себя «нянькой здешних народов».

Уже к 1826 году другим православным святителем, Иннокентием (Вениаминовым) создана алеутская письменность на основе кириллицы, начали выходить первые алеутские книги. В США же додуматься до того, что коренным народам Аляски нужна своя письменность смогли только через сто лет после приобретения полуострова, в 70-е годы ХХ века, то есть когда появилась глобальная тенденция заботы о малых народах, и выпадать из тренда стало немодным. Однако мера эта оказалась явно запоздалой. Из-за столетнего культурного провала и мощной экспансии англофонии к нашему времени алеутским языком владеет лишь несколько сот человек, и теперь ЮНЕСКО вынуждено признать самое известное из наречий Аляски «находящимся на грани исчезновения».

Создание азбуки Вениаминова — яркое проявление принципов, характерных именно для православного мира. Вспомним, что в культурной орбите Византийской Ойкумены возникло четыре ныне здравствующих алфавита — армянский, грузинский, эфиопский и славянский. Христианский восток всегда бережно и уважительно относился к разнообразию национальных культур, в то время как запад неизменно стирал сложившийся этнический ландшафт своим нивелирующим катком.

Но, пожалуй, самые трагичные цифры при сравнении судеб русской Америки до и после продажи — демографическая статистика края. Когда состоялась сделка по продаже Аляски, там проживало от 60 до 65 тысяч аборигенов, алеутов и индейцев. Сто лет спустя, в 1960 году, американская перепись зафиксировала только 44 тысячи коренных жителей штата. Это при том, что за это же время население планеты выросло в два с лишним раза, а население США в пять с лишним раз. Численность уже упомянутых тлинкитов («колошей») сократилась с 7 тысяч при русских до 3,5 тысяч по американской переписи 1920 года.

Говоря начистоту, судьбы народов Севера в России тоже не всегда были безоблачны — сам факт контакта ранее изолированного этноса с пришельцами всегда чреват серьёзными рисками (например, передача новых, не встречавшихся ранее возбудителей заболеваний, к которым у коренного населения нет иммунитета). Но в целом, несмотря на ряд локальных проблем, численность северных народов России за это же столетие (1860—1960 гг.) ощутимо выросла, а не сократилась, как в США.
Тлинкитам, алеутам, хайда и другим жителям Аляски ещё повезло, что их земля попала в руки янки довольно поздно — иначе они вполне могли исчезнуть, как исчезли с лица земли воспетые Купером могикане, как исчезли эри, давшие название одному из Великих озёр, или как исчезли населявшее расположенный неподалёку тихоокеанский штат Орегон кайюсы.
У обитателей Аляски была возможность не просто сравнить проповедь двух цивилизаций — Российской и Западной. У них была возможность проверить, как эта проповедь подкрепляется делами. Наверное, именно поэтому потомки выживших обитателей Аляски до сих пор держатся за ту истину, которую открыл им преподобный Герман два столетия назад.

Материал подготовлен при поддержке Международного Византийского клуба

.ТИМАКОВ Владимир

.http://rusnext.ru/recent_opinions/1502466694

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники