В продолжение публикации «Катехизис антимодерниста: Чем опасны отмена и ослабление постов?»
Вопрос: Почему модернисты не рекомендуют читать Откровение святого апостола Иоанна Богослова?
Ответ: Чтение этого богодухновенной книги вселяет в души людей страх Божий, побуждая их к духовной бдительности, соблюдению заповедей Божиих и строгому хранению уставов и устоев Церкви: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр .2, 10).
По слову священномученика Петра Дамаскина, Священное Писание имеет свойство «просвещать ум и возбуждать его к люблению Бога и познанию величия Его, неизреченной Его премудрости и промысла – от попечения Его о Своих творениях. Дабы от этого ведения человек боялся преступать заповеди Божии и познавал свою немощь и неразумие, и через то смиренномудрствовал, любил Бога и не презирал Его заповедей, как делают не имеющие деятельного познания».
Кроме того, Книга Откровения напоминает самим модернистам о неизбежности возмездия за грехи для людей, отступивших от Бога. «[Нечестивые] не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают» (Свт. Иоанн Златоуст).
Вопрос: Правда ли, что Апокалипсис не читается в Церкви во время богослужений?
Ответ: Нет, это заблуждение. Согласно «Типикону», Апокалипсис читается по воскресным дням Великого Поста на великом чтении в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней) в качестве первого уставного чтения (по 4–5 глав): «И благословение хлебов, и чтение послания соборнаго Иаковля. [Зри] от сея же недели начинаем чести на утренях недельных седмь посланий соборных, и 14 посланий святаго апостола Павла. Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих недельных, прежде иных чтений, до великия святыя Недели Пасхи. В 50-цу же всю Деяния Святых Апостол чтем в неделях, якоже предписася. [Зри] от сего же бдения начинаем чести толкования Иоанна Златоустаго, евангелие еже от Матфеа, от 13 слова первыя книги. Оставшая же Богослова чтем во 12 днех по Христове Рождестве. В весь же месяц сей, и вторый, совершаем обе книги толковательныя, 1-ю и 2-ю, на чтениих утренних, до исхода месяца августа: кроме егда прилучится житие некоего святаго, тогда оставляем, и чтем житие святаго» («Типикон» на Неделю Всех святых).
Уже в евергетидском «Типиконе» середины XII века была зафиксирована богослужебная практика чтения Апокалипсиса на великом чтении после отпуста вечерни (Объяснительное изложение «Типикона» с историческим введением. Вып. II. Киев, 1915. С. 190). Во всех списках Иерусалимского Устава, начиная с древнейших (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23, 66; Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 317–318) и вплоть до современного печатного «Типикона» Русской Православной Церкви Апокалипсис неизменно указан в составе великого чтения.
Вопрос: Как относиться к мнению модернистов, что «нынешнюю увлеченность чтением и толкованием книги Откровение нужно признать весьма нетрадиционной» (Диакон Андрей Кураев. О нашем поражении. Христианство на пределе истории. М., 2004)?
Ответ: Не верить этому, памятуя наставления Святых Отцов Церкви, которые, напротив, говорят о необходимости чтения Слова Божия и особенно Апокалипсиса для христиан последних времен:
«Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события» (Преп. Варсонофий Оптинский);
«Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самыми событиями враждебного ему времени и настроения, „да не когда отпадем“! Нужно, нужно это внимание, чтоб не лишиться невозвратно спасения, еще не отъятого у человеков дивною милостью и дивным долготерпением Бога нашего, представляющего возможность спастись скудному остатку верующих в Него» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).