Протодиакон Владимир Василик о волнующем многих вопросе после разрыва отношений РПЦ с Константинопольским Патриархатом …
Прервано евхаристическое общение Московского Патриархата с Константинопольским. В связи с этим некоторые православные христиане испытывают тревогу и задаются целым рядом вопросов. Один из них: как мы будем дальше жить без Афона? Как мы туда поедем, если нам запрещено молиться и причащаться с клириками и верующими, подчиняющимися Константинопольскому Патриархату?
Для успокоения некоторые предпочитают верить фальшивкам, гуляющим по социальным сетям, например, следующей: «Это решение Московской Патриархии никак не может относиться к Афону и живущим там представителям Русской Церкви: Афон в административном отношении не подчиняется Константинопольскому Патриарху, который не является правящим архиереем афонской автономии, а лишь ее духовным отцом. То есть по уставному статуту Афона, который входит в Конституцию Греческой республики и Евросоюза, Афон — это самоуправляемая часть (автономия) Греции, управление которой осуществляется двадцатью афонскими монастырями…».
На эту фальшивку купились даже некоторые достойные люди и агентства. Но это ложь. Не существует полного церковного самоуправления Афона, как и не существует полной независимости Афона от греческих законов, которые сохраняют свою силу на его территории. Действительно, полномочия Патриарха Константинопольского несколько уже, чем объем власти русского, или даже греческого архиерея над обыкновенным монастырем. Однако никто никогда не провозглашал отсутствие канонической зависимости Афона от Константинопольского Патриарха и его верховную каноническую власть, за богослужениями там возносится имя Константинопольского Патриарха.
В уставе Афона, являющемся частью светского греческого законодательства, черным по белому прописано, что афонские монастыри, вне зависимости от их национального состава, должны поминать Патриарха Константинопольского. Прекращение поминовения автоматически означает нарушение закона и, проще говоря, вызов полиции. Кто на это пойдет сейчас, особенно после того, как сравнительно недавно греческие власти показательно расправлялись с ватопедским игуменом, архимандритом Ефремом, по сути дела, за его пророссийскую деятельность (привозил в Россию Пояс Богородицы. — РНЛ)? Конечно, были в ХХ в. прецеденты непоминовения Патриарха: афониты перестали поминать Патриарха Афинагора как еретика, после того, как тот встречался с Папой Павлом VI. Однако тогда и времена были другими, и люди другими.
Поэтому в целом на Афоне отношение к разрыву Московского Патриархата с Константинопольским сформировано как к вопросу их двусторонних отношений, не имеющих отношения к судьбам вселенского Православия и, конкретно, к Святой горе. Прецедент уже был: разрыв в 1996 году с Константинополем из-за его канонического разбоя в Эстонии, когда Афон остался в стороне, и даже Пантелеимонов русский монастырь не разорвал с ним общения. Автору этих строк довелось побывать на Афоне в мае 1996 года, тогда даже русские монахи в Пантелеимоновом монастыре говорили: «У нас — свой Патриарх, Варфоломей». Тем более не будут разрывать евхаристического общения афонские монахи сейчас, когда Константинопольская Патриархия объявила, что она ни с кем не разрывала евхаристического общения и всех принимает. Вообще-то это лукавый и иезуитский ход, направленный на ослабление единства Московского Патриархата и привлечения его верующих в свои ряды, а равно и создания положительного образа Константинопольского Патриархата.
Поэтому возникает вопрос: а как нам жить без Афона? Вообще-то это странный вопрос. Столетиями русские люди жили без паломничеств на Святую Гору, которые были уделом либо немногих счастливцев, либо великокняжеских или царских посольств. То, что для нас, увы, стало обыденностью и, к сожалению, для некоторых чуть ли не туризмом, только облеченным в форму паломничества, для наших предков было делом тяжкого труда и большой опасности. Это был подвиг для избранных. Преподобный Серафим Саровский не благословлял переход своих монашествующих духовных чад на Афон. Он говорил так: «Если мы здесь плачем, то туда прийти — для стократного плача. А если мы здесь не плачем, то нечего и думать о Святой Горе».
Тем более об Афоне не думали во времена советской власти и железного занавеса. И не только потому, что из-за преследований было «не до жиру, быть бы живу». Немногие открытые храмы были переполнены так, что в них служилось по три литургии в день и люди стояли плечом к плечу, а 20 оставшихся на территории СССР обителей давали паломникам столь же великое утешение, сколь и 20 Афонских монастырей современным пилигримам. И это не случайно, ведь вся Россия является домом Пресвятой Богородицы, как и Афон.
Для некоторых возникает вопрос, как сейчас поклоняться афонским святыням? Ответ прост: как мы это делаем в Риме, поклоняясь мощам святого апостола Петра и святых мучеников, или в Бари, лобзая гроб святителя и чудотворца Николая, но при этом и не думая сослужить Папе и его епископам, или причащаться у них.
Есть разные уровни проблем: одни скорбят об отсутствии модельных сапог, другие — об отсутствии ног. Те, кто горюют из-за трудностей зарубежных паломничеств и ради них готовы пойти на мир и безоговорочную капитуляцию перед Константинополем, по-видимому, не понимают цену вопроса. Они «не знают, что ныне лежит на весах и что совершается ныне». А вопрос, во-первых, будет ли вообще на Украине законная благодатная каноническая церковь? Второй вопрос: охватит ли Украину тотальное гражданское противостояние по теперь уже конфессиональному признаку? А нестабильность в украинском обществе обязательно обострится, если подобная лже-церковь будет создана и признана украинским государством, которое уже сейчас точит зубы на монастыри и храмы канонической Церкви и готовится к их захвату. И тогда может пролиться кровь, может быть, большая, чем уже пролилась на Украине.
Самое время вспомнить, что Христос — не только на престоле и на иконах, но и в нашем страждущем брате, как говорит святитель Иоанн Златоуст. И направить силы и средства от паломничеств на помощь страдающим братьям на Украине, которые подвергаются настоящим гонениям и преследованиям за веру. Их выгоняют из храмов, избивают, некоторых и убивают. И они как никогда нуждаются в нашей помощи и солидарности, которая может проявляться в том числе и в отказе от некоторых приятных для нас вещей, включая заграничные паломничества.
Протодиакон Владимир Василик
Источник: odigitria.by
.
.