С удивлением прочитал Вашу статью, обращенную в том числе и ко мне, под названием «Странное обращение», посвященную обращению пяти православных фондов в адрес Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Я ценю Ваше мнение и не раз с духовной пользой для себя читал некоторые Ваши статьи на «Русской Народной Линии». Но в отношении этой статьи подобного сказать, увы, не могу. И не столько потому, что Вы облыжно критикуете пять православных фондов, трудящихся на благо Церкви и Отечества, а потому, что, к сожалению, не увидел в Вашей статье серьезной и выверенной богословской позиции, подтвержденной всесторонними ссылками на Священное Писание и Священное Предание. Статья, увы, носит чисто публицистический и весьма неглубокий характер.
«Отче наш, да святится Имя Твое…»
«Да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю Имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (молитва святого Макария Великого).
Каждый день мы славим Бога и Имя Его.
Протоиерею Георгию Городенцеву, публицисту
Ваше Высокопреподобие!
С удивлением прочитал Вашу статью, обращенную в том числе и ко мне, под названием «Странное обращение», посвященную обращению пяти православных фондов в адрес Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Я ценю Ваше мнение и не раз с духовной пользой для себя читал некоторые Ваши статьи на «Русской Народной Линии». Но в отношении этой статьи подобного сказать, увы, не могу. И не столько потому, что Вы облыжно критикуете пять православных фондов, трудящихся на благо Церкви и Отечества, а потому, что, к сожалению, не увидел в Вашей статье серьезной и выверенной богословской позиции, подтвержденной всесторонними ссылками на Священное Писание и Священное Предание. Статья, увы, носит чисто публицистический и весьма неглубокий характер.
Начнем по порядку. В статье Вы иронизируете над выражением «православная общественность», но эти слова по отношению к подписантам обращения применила «Русская Народная Линия», поэтому претензию по их подбору Вы можете предъявить редакции портала.
Мы подписали это обращение не каждый от себя, а как руководители православных фондов, поддерживающих различные проекты, в которых, радея о Господе, участвуют сотни мирян, клириков и монашествующих. И мы вполне осознанно несем ответственность, обращаясь не только от себя лично, но и от многих членов фондов к Священному Синоду и Архиерейскому Собору. Это соответствует традициям Православной Церкви, исповедующей догмат Соборности в разрешении вопросов и недоумений, и никак не может быть поставлено нам в вину, даже если мы в самом обращении, по Вашему мнению, в чем-то оказались неправы.
Теперь об утверждении, что Православная Церковь безгрешна. Несомненно, Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, во главе которой стоит Господь наш Иисус Христос, движимая Духом Святым, безгрешна, так же как истинны Святые Таинства Церкви. Иного мы в своем обращении не утверждали. Что же касается отдельных поместных Церквей, точнее, их органов, таких как Синод и Архиерейские Соборы, которые действуют на грешной земле в конкретные моменты времени, то они, увы, как и отдельные ее члены, могут принимать ошибочные решения, согрешать. В истории мы видим много тому примеров.
Взять хотя бы известный период, когда в грех иконоборческой ереси впали и Патриархи, и Синод, и Поместный Собор, и Императоры Ромейской Империи, то есть большинство руководителей и органы Поместной Константинопольской Церкви. Поэтому, говоря о том, что, по нашему мнению и по мнению многих других архиереев, клириков, мирян, на нашей Поместной, земной, Российской Православной Церкви лежит до конца не раскаянный грех силового удаления в 1913 году около тысячи монахов со Святой Горы Афон с пролитием монашеской крови, мы имеем в виду, конечно же, не Церковь в целом Небесную и Земную, а прежде всего тех людей, которые руководили этими насильственными действиями и совершали их. О тех членах Святейшего Правительствующего Синода, которые, не разобравшись в сути дела, выносили поспешные выводы о силовом решении богословского вопроса.
Если мои рассуждения неверны, объясните мне, Ваше Высокопреподобие, как рассматривать грех клятвопреступления большей части членов Российской Православной Кафолической Церкви (и архиереев, и клириков, и мирян), не выступивших в феврале-марте 1917 года против последовательного отвержения Императора Николая II от престола, а поспешно признавших «временное правительство», не дожидаясь официального опубликования манифеста о передаче власти Императором Николаем II своему брату Михаилу и принятия Михаилом Царской власти, то есть фактически повинных в грехе клятвопреступления перед Помазанником Божиим совершенном бездействием, а иногда и действием. За это, в частности, большинство членов Поместной Церкви незамедлительно понесли тяжелейшие наказания, выразившиеся в попущенном Господом массовом разрушении храмов, истреблении святынь, гибели десятков архиереев, десятков тысяч священников, миллионов мирян. Неужели тогда, по Вашему мнению, земная Поместная Русская Кафолическая Православная Церковь как земное сообщество, собрание людей в лице Синода и большинства архиереев, священников и мирян именовавшая масонское беззаконное и богоборческое временное правительство «благоверным», действовала Духом Святым?
Есть и другие примеры. Например, когда Поместная Римская Церковь в лице папы Римского, кардиналов, епископов, священников и мирян в 1054 году дерзко изменила Символ Веры, утвержденный Вселенскими Соборами, и ввела в него филиокве, совершили ли грех только ее члены или же вся земная Поместная Церковь во главе с папой Римским? Поместные Церкви, которые не приняли постановлений Вселенского Халкидонского Собора и ушли в раскол и монофизитскую ересь, совершили ли грех или остались безгрешными?
Да, на мистическом уровне, конечно, истинная Римская Церковь сохранилась, ее Ангел остался недвижим и сегодня стоит у Престола Божия вместе со Святыми Угодниками Римской Церкви, совершавшими свое служение Богу до раскола 1054 года, но земная Поместная Римская церковь, как и земные Поместные Церкви, не принявшие решений Халкидонского Собора, уклонились в ересь и ушли в раскол, тем самым согрешив. Именно это мы и имели в виду, когда говорили о том, что нераскаянным грехом на всей земной Российской Православной Греко-Кафолической Церкви как организации людей лежат последствия силовых действий по удалению тысячи монахов со Святой Горы Афон, неоправданно жестокого обращения с монашествующими, следовавшими исихастской традиции поклонения Нетварным Энергиям Бога — Святой Троицы, заключенным в словесных Иконах – Именах Божиих, и в писаных иконах, содержащих изображение Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Святых Угодников, на которых начертаны Имена Божии.
Во второй главе Апокалипсиса Иоанна Богослова Сам Господь Бог призывает шесть Церквей: Ефесскую, Смирнскую, Пергамскую, Фиатирскую, Сардийскую, Лаодикскую к покаянию. «Ангелу ефесския Церкве напиши: …Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори: аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися» (Откр. 2:1, 5-6). А Филадельфийскую Церковь Господь к покаянию не призывает, она не согрешала.
Мы не утверждаем, что все афонские монахи, против которых применялись войска, были безгрешны. Безгрешных людей, и монахов в том числе, не бывает. Мы прямо указываем на то, что некоторые из них нарушили монашеские уставы. Но это еще не означает, что не надо разбираться в происходившем, не надо отделять зерна от плевел.
Не знаю, где в нашем обращении Вы нашли, что все имяславцы были «белыми и пушистыми». Нет в нашем обращении и слова «имяборцы». Неожиданно для священнослужителя и крайне удивительно столь невнимательное прочтение Вами нашего короткого обращения и, я бы сказал, искажение фактов. Возникло даже такое ощущение, что не Вы писали это письмо, а кто-то из Ваших учеников-публицистов.
Приводимое нами утверждение «движение имяславия отражало исихастскую традицию почитания и поклонения Богу — Святой Троице, в том числе его Нетварным Энергиям, к коим относится и Имя Божие, являющееся словесной Иконой нашего Спасителя» — отнюдь не наше частное мнение, а мнение тех богословов, на которых мы ссылаемся. Например, мнение православного философа Алексея Лосева, митрополита Илариона (Алфеева) и ряда других. Книга «о Божественных Именах» Святого Отца нашего Дионисия Ареопагита является одним из основных текстов, на котором основана исихастская традиция Православия.
Вас смутил наш призыв к тому, чтобы созданная в будущем Архиерейским Собором богословская комиссия по вопросу имяславия признала бы решение Синода от 1912—1913 годов, осудившее имяславие, неправильным? Естественно, мы, как и любой член Православной Церкви, имеем право высказывать свое мнение и свое прошение и к Синоду, и к Архиерейскому и Поместному Соборам. Мы — не недоумевающие неофиты, которые не знают, что такое имяславие и что такое исихастская традиция, и мы не просим Архиерейский Собор ради нашей безграмотности что-либо нам разъяснить. Мы просим Архиерейский Собор создать комиссию и самому впоследствии принять решение для отделения зерен от плевел и очищения имен великих подвижников имяславия, некоторые из которых уже прославлены в лике святых, от поспешных и явно необоснованных суждений Синода 1912—1913 годов. Если у Вас, Ваше Высокопреподобие, есть серьезные богословские аргументы и знание конкретных обстоятельств событий, происходивших в России и на Афоне в 1912—1913 годах, то впоследствии и нам, и другим православным будет интересно услышать и Ваше исторически обоснованное и богословски выверенное мнение по этим обстоятельствам.
Сейчас же мы, увы, видим, что на наше предложение вдумчиво и серьезным образом разрешить проблему, поставленную еще сто лет назад, на Поместном Соборе 1917—1918 годов, Вы предлагаете просто ее снять с рассмотрения и оставить многих православных в недоумении.
Еще раз хочу обратить Ваше внимание, что не мы, грешные, ставим вопрос о соборном рассмотрении имяславия и действий отдельных архиереев и Синода в 1912 и 1913 годах по силовому удалению монашествующих со Святой Горы Афон. Вопрос этот уже был поставлен Поместным Собором нашей Церкви 1917-1918 годов, но до сих пор не получил своего окончательного соборного разрешения. Мы лишь просим открыть обсуждение, провести богословские дискуссии и достичь Истины, вынося итоговое соборное суждение по этому вопросу.
Сегодня, по прошествии более чем ста лет с гонений на имяславие, особенно ясно видно, что богословские противоречия между братьями по вере должны были разрешаться не с помощью рот солдат, штурмовавших монастырь и кельи и пленивших иноков-имяславцев, а с помощью богословского диспута и молитвы. Ибо сказано: «В начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово.» [Ин 1:1]. Вспомним, как Ромейский Император поручил Святителю Василию Великому разрешить спор, какая из общин должна занять храм в городе Никее — арианская или православная. Святой не попросил у Императора роту солдат, чтобы справиться с арианами, которые захватили храм, потому что имели численное преимущество. Он доверился Богу и в Его руки отдал разрешение спора, повелев запереть храм и предложив арианам состязаться с православными в молитве. И Господь отверз двери храма не по молитве ариан, а по молитве Святителя Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Увы, члены Синода, отправившие в 1913 году войска против монашеской братии, не вспомнили этот эпизод из жития Василия Великого.
«От плод их познаете их» (Мф. 7:16), - учит нас Господь. А плоды силового изгнания тысячи русских монахов были горькие. По приблизительным данным, в 1913 году на Афоне было более четырех тысяч русских монахов, что составляло более 20 процентов общего числа афонских насельников. Вскоре после насильственного вывоза число братии в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и в других скитах и келиях стало быстро сокращаться и через пару лет дошло уже до нескольких сотен. Молитва русских иноков за Веру, Царя и Отечество, издревле возносившаяся с Афона, стала ослабевать, вскоре разразилась страшная Мировая война, богоборческая революция. А сегодня русских монахов на Святой Горе Афон немногим более сотни, да и остальных монашествующих на Афоне чуть больше одной тысячи. Да, сила молитвы не всегда измеряется числом молящихся, но и количество ревностных молитвенников, праведников, угодных Богу, тоже важно, как об этом говорится в Книге Бытия: «Рече же Господь: аще будут в содомех пятьдесят праведницы во граде, оставлю весь град и все место их ради» (Быт. 18:26).
Практически все имяславцы до конца своих дней служили Богу в сущем сане, причащались Святых Таин и вырастили многих учеников, верных сынов нашей Церкви. Надо сказать, что и гонители имяславия митрополит Антоний Храповицкий и архиепископ Никон Рождественский также продолжили свое служение и остались верными Богу, хотя митрополита Антония и упрекали в том, что его учение о Гефсиманских страданиях Христа граничит с ересью.
Приглашаю Вас на планируемое нами и другими православными фондами богословское собрание (конференцию) «Имяславие и Святоотеческая исихастская традиция Православной Церкви почитания Имени Божия как Его Нетварных Энергий», которая должна пройти в воскресенье 11 февраля 2018 года, в день памяти священномученика Игнатия Богоносца и преподобного Андрея Рублева иконописца, где Вам будет предоставлена полная возможность высказать свое мнение и вступить в дискуссию с архиереями, священниками и мирянами на эту тему, дабы, как это было издревле принято в нашей Церкви (и во времена паламитских споров), на публичном открытом диспуте явить нам учение Святых Отцов нашей Церкви.
Будем молиться, чтобы Сам Господь Бог наш Святая Троица сподобил нас по милости Своей, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых достичь Истины, способствовать принесению покаяния нашей Поместной Церковью и нашим народом за все грехи, приведшие к революции и установлению богоборческой власти в России на долгие семь десятилетий, на три поколения.
Президент Русского культурно-просветительного фонда
имени святого Василия Великого
Василий Бойко-Великий
.
.