ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ: ОПЫТ ПЕРВОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Католический священник Ноэль Пино перед судом французского революционного трибунала. Ноэль Пино отказался принять революционную присягу Конституции и новой власти, продолжал тайно служить мессы и совершать таинства для верных. Был предан одним из прихожан, арестован республиканскими властями и казнён, отказавшись отречься от веры и санаПредисловие редакции: 

Редакция сайта не полностью разделяет мысли автора данной статьи, который слишком позитивно обрисовал роль католицизма в тогдашней Франции, а также слишком негативно написал о русских крестьянах, например, заявив о том, что до начала 20 века у большинства из них, якобы, посуда была только деревянной, что было совсем не так. Тем не менее, в главном автор прав, подробно рассказав о том, каким образом масонские революционеры искореняли христианскую нравственность и символику во Франции. Он неплохо разоблачил ложь о “великой” Французской революции, которую коммунисты и либералы до сих пор рисуют нам “прогрессивной” и “замечательной”, хотя она была кровавой и антихристианской. Через подобную ложь о Французской революции ныне зачастую идет оправдание и революции 1917 года в России, и цветных переворотов. 

Часть 1

В год столетнего «юбилея» двух революционных переворотов в российском обществе до сих пор идут серьёзные споры по поводу того, как же относиться к недавнему историческому прошлому, когда наше Отечество 74 года находилось под властью богоборцев. Однако творцы антихристианской политики СССР не взялись «из ниоткуда»; они имели своих исторических предшественников, в частности, французских революционеров конца XVIII века.

В России, где благодаря периоду власти коммунистов имеется значительное число исследований, посвященных «Великой Французской революции», крайне мало общедоступных работ, посвящённых именно политике целенаправленной «дехристианизации» общества, проводившейся французскими республиканцами, и поэтому при подготовке данного материала автор опирался преимущественно на западноевропейские источники и исследования.

Здесь показан бывший католический священник, признавший новую республиканскую власть, отрёкшийся от «тиранических установлений старого режима» и вынужденный ходить в гражданской одежде, который пытается получить «свидетельство о благонадёжности» («Certificat de civisme») в «Революционном следственном комитете» («Les Comites de surveillance revolutionnaire»), в котором заседают безбожники из различных социальных классов. Как тут не вспомнить известные «ревкомы», а также суды «троек» и «пятёрок» советских коммунистов?

Начало трансформации французской абсолютной монархии в конституционную;
отделение Церкви от государства и начало антиклерикальной политики
(лето 1787- зима 1790).

Франция накануне революции являлась одной из богатейших стран Европы

В начале нашего исследования сразу отметим, что Франция накануне первой революции, в конце XVIII века, являлась одной из самых богатейших и густонаселённых стран Европы (по численности населения уступая только Российской империи – 27 млн. против 30 млн.). Французское королевство в течение всего XVIII века – страна № 2 в мире (после Великобритании) по уровню развития объёма промышленности, трансокеанической колониальной торговли и капиталистического производства[1].

Очень хорошо во Франции в дореволюционное время было развито сельское хозяйство. За несколько десятилетий перед падением монархии, в условиях, казалось бы, «застывшей» феодальной системы хозяйствования, зафиксирован почти двукратный рост сельскохозяйственного валового продукта.

Конечно, «первое» сословие – духовенство – и «второе» сословие – дворянство, составлявшие всего 4% от численности населения, владели значительной долей национального богатства. Однако новейшие подсчёты французских и британских исследователей, вопреки мнению как либеральной, так и марксистской историографии, свидетельствуют о том, что в руках господствующих сословий находилось к концу XVIII века менее трети земель страны. Это, конечно, немало, и с современной точки зрения диспропорционально, но всё равно большая часть земельного фонда Франции находилась в руках лично свободных представителей «третьего сословия», причём не только крестьян, но и промышленников, и предпринимателей; кроме того, сохранялись значительные общинные земли свободного коллективного использования.

И, как ни парадоксально прозвучит это для отечественного читателя, но одной из ведущих сил настоящего прогресса и подлинного христианского просвещения французских крестьян в то время была Католическая церковь, особенно её монастырское землевладение. Именно монашествующие и отчасти «белое» духовенство во Франции при «старом режиме» (точно так же, как и в нашем Отечестве), «просвещая» крестьян, вели не антигосударственную и антихристианскую пропаганду (как это делали сторонники идей Руссо и Вольтера), но пропагандировали новые методы землепользования, а также внедряли новые, привезённые «из обеих Америк» и адаптированные к европейскому климату, высокопродуктивные культуры (в частности, картофель).

Католическая церковь во Франции старалась сгладить социальные противоречия

Тем самым, именно Католическая церковь во Франции старалась сгладить социальные противоречия и устранить хотя бы некоторые причины недовольства, и поэтому именно она и стала одной из главных мишеней революционеров, планировавших разрушение традиционных государственных устоев.

Вообще, стоит отметить, что предреволюционная история Франции не знала широкомасштабных вооружённых конфликтов между крестьянами и сеньорами, типа средневековой «Жакерии» или Пугачёвщины, незадолго до этого свирепствовавшей в России.

Многие исследователи Великой Французской революции, особенно советской эпохи, базировавшиеся на принципах марксистской методологии, заявляют о сугубо материальных, чисто экономических факторах, якобы послуживших причиной катастрофы, постигшей французское общество и Католическую церковь во Франции в конце XVIII века. Среди этих факторов обычно перечисляют торгово-промышленный кризис, начавшийся в 1787-м году, к которому присоединились неурожайные годы, «общий кризис монархического режима» и т.п.

На самом деле, при объективном рассмотрении ситуации, экономические причины краха французской христианской государственности были всего лишь поводом, но никак не решающим фактором. В частности, когда говорят о неурожаях 1787 и 1788 гг., то почему-то забывают о том, что неурожай 1774 года был также тяжёлым, но тогда Людовик XVI приказал за счёт казны закупать зерно и принял меры к снижению цен на продовольствие, и серьёзный продовольственный кризис в то время вовсе не привёл к краху государства. Кроме того, финансовый коллапс и упадок экономики из-за долгой, тяжёлой и неудачной для Франции Семилетней войны были ещё большими, чем в конце 1780-х гг., однако страна всё равно их успешно преодолела без каких-либо крупномасштабных социальных взрывов.

Больше того, справедливости ради, необходимо отметить, что положение французских крестьян в конце XVIII века было одним из лучших в Европе. Историки-марксисты по понятным причинам не любят вспоминать, что французское крестьянство было лично свободным ещё с конца Средневековья, с XV столетия. Да, обширные земли принадлежали феодалам, да, многие крестьяне были обязаны сеньорам рядом личных повинностей, но не более. Ничего подобного тому положению, в котором находились крепостные крестьяне на территории ряда германских государств, не говоря уже о Российской империи (где крепостные к тому времени стали прямыми рабами и где лишь в 1801-м году император Павел I запретил даже не куплю-продажу крепостных крестьян как таковую, а только повелел прекратить печатать объявления об этом в газетах и устраивать публичные аукционы), не было.

Приведём показательный пример уровня жизни накануне Первой французской революции: во Франции конца XVIII века даже простые крестьяне использовали в быту наборы оловянной или иной металлической посуды; лишь беднейшие использовали глиняную посуду, а из дерева делали только лохани и корыта для корма скота. В то же время вспомним, для сравнения, наше Отечество: вплоть до начала XX века большая часть крестьянской посуды в российских деревнях была изготовлена из дерева, иногда – сделана из глины, а металлические посудные наборы были большой редкостью. И если, как утверждали лжепророки марксизма, следует ориентироваться исключительно на материальное, то становится совершенно непонятно, почему, несмотря на такой разрыв в уровне жизни, революция в намного более экономически благополучной Франции произошла на 130 лет раньше, чем в России.

На представленном изображении показана церемония внутри масонского храма в XVIII столетии. Судя по статуям античных божеств и иным деталям интерьера, перед нами – типичный языческий храм, вероятно, центр синкретической позднеантичной антихристианской религиозной традиции. Это изображение вполне подкрепляет точку зрения ряда христианских богословов, согласно которой позднеантичное язычество утратило господствующие позиции в европейском обществе благодаря эдиктам таких позднеримских императоров, как Феодосий I Великий и Феодосий II, объявивших нехристианские религиозные культы вне закона. Однако эта, уже, по сути, больше гностическая, т.е. уже с элементами митраизма, иудейской и даже христианской мистики, чем чисто греко-римская античная языческая религиозная традиция больше тысячи лет существовала подпольно в странах христианской Европы и возродилась в виде масонской доктрины в эпоху «Просвещения» в XVII-XVIII вв. Соответственно, можно утверждать, что, продолжая свою многовековую борьбу против христианства, адепты этой языческой религиозно-мистической традиции ставили своей целью ниспровержение христианской Церкви и христианской государственности, и как только они пришли к власти во Франции, то восстановили политику открытых гонений на христиан точно так же, как это происходило и в I-III вв. н.э. в Римской империи, до знаменитого эдикта императора Константина I.

95% населения французского королевства в конце 1780-х гг. были (кто-то – чисто формально, но многие – и искренне верующими) католиками; 4% населения являлись протестантами (значительная часть которых проживала в Эльзасе). Доли процента от численности населения составляли иудеи и мусульмане (которые, по действующим тогда законам, вообще не считались французами, а являлись «иноземными подданными французского государя из иноверцев»). В то же время деисты, пантеисты, последователи иных языческих учений и открытые атеисты составляли хотя и численно весьма небольшую, но достаточно активную и влиятельную часть интеллектуальной элиты французского общества, и при этом числились официально католиками[2].

И необходимо указать, что значительная доля французского дворянства, некоторая часть духовенства и очень многие из верхов «третьего класса» в то время были сторонниками идей «Просвещения» и, несмотря на свою официальную принадлежность к католицизму, носителями языческой пантеистской, деистской или иной христианоборческой идеологии.

Конечно, как мы уже говорили, Католическая церковь во Франции конца XVIII столетия уже давно и глубоко уклонилась от полноты истины Вселенского Православия, однако всё же воспринималась атеистами и христоненавистниками различных видов именно как главенствующая в Западной Европе христианская Церковь, и именно к ней относились слова богохульного девиза известного «просветителя» Вольтера и его сторонников: «écrasez l’infâme!» – «уничтожьте подлую!» («раздавите гадину!»).

Ничто не предвещало трагических событий, которые вскоре обрушились на Францию

Отметим, что почти столетие, с момента отзыва «Нантского эдикта о веротерпимости» в 1685-м г. и до принятия королевского указа «О толерантности и религиозной свободе» 7 ноября 1787 года, католицизм признавался единственным разрешённым вероисповеданием во Франции и одновременно являлся государственной религией. Однако каких-либо серьёзных гонений по религиозным мотивам во Французском королевстве в течение XVIII века не наблюдалось; наоборот, как религиозная, так и общественная жизнь становились всё более и более светскими; религиозная веротерпимость всё больше и больше завоёвывала позиции во французском обществе. Нехристианские подданные короля (несколько десятков тысяч иудаистов и единичные тогда мусульмане) лишь не имели права вести прозелитическую деятельность и занимать государственные должности. И можно сказать, что даже непосредственно в годы перед революционной бурей, в 1780-е, ничто, в общем, не предвещало тех ужасных и трагических событий, которые вскоре обрушились на Францию.

Соответственный процент образованных людей во всех слоях французского общества того времени был, по-видимому, одним из самых высоких среди иных стран Европы (уступая, вероятно, лишь Голландии, Швейцарии, Великобритании и Швеции).

И, с одной стороны, это означало практически полное отсутствие во Франции конца XVIII века даже малообразованных, уж не говоря о неграмотных, священников (до трети из которых в то время было докторами теологии)[3]Но, с другой стороны, среди католического дворянства, буржуазии и даже части духовенства именно во Франции сформировалась очень значительная интеллектуальная антиклерикальная группировка, активно, но при этом подпольно в течение всего «века просвещения» пропагандировавшая разнообразные антихристианские взгляды и мечтавшая о ниспровержении имевшегося тогда государственного строя.

Многие из противников господствовавшей в то время во Франции Католической церкви и критиков французской монархии находили своих сторонников в разнообразных «просветительских кружках», «политических клубах» и масонских ложах, своеобразных учреждениях, весьма характерных для той эпохи, позволявших преодолевать определённой части «интеллектуальной элиты» сословные и конфессиональные рамки того времени.

Да, к сожалению, даже среди французского католического духовенства в тот период были отдельные личности, явно принявшие сан «в силу жизненных обстоятельств», тогда как своим стилем жизни и своими убеждениями они стояли очень далеко от Христа. Например, одной из наиболее ярких фигур такого «духовенства с большим революционным потенциалом» можно назвать Шарля-Мориса де Талейрана, совсем не рядового клирика, но занимавшего пост епископа.

Открытие в присутствии короля и членов правительства «Генеральных штатов» – нового органа власти, который положит начало всем последовавшим революционным событиям и станет предтечей прямого антихристианского террора «Национального конвента».

Созванные (впервые после 1614 года) по инициативе правительства и с согласия короля Людовика XVI 5 мая 1789 года «Генеральные штаты» из представителей всех сословий Франции должны были помочь достичь общенационального компромисса и улучшить управление страной. Однако этого не произошло; наоборот, «Генеральные штаты», став центром выражения народного недовольства, при труднообъяснимом попустительстве короля и правительства фактически взяли власть в свои руки, объявив себя по инициативе «третьего сословия» 17 июня 1789 года законными представителями всей нации – «Национальным собранием».

Больше того, этот орган власти, преобразовавшись 9 июля 1789 года в «Законодательное собрание», по сути, попустительствовал народному мятежу, выразившемуся в захвате парижанами из низших сословий королевского арсенала Бастилии 14 июля 1789 года. И Людовик XVI, этот «злокозненный тиран», будучи абсолютным монархом, не разогнал данное «самочинное сборище», но, решив, что в интересах всего французского народа будет полезнее найти общенациональный компромисс, санкционировал продолжение деятельности нового органа власти.

Так один из самых выдающихся правителей Французского королевства и один из самых добросердечных по отношению к простому народу королей сделал первый шаг на свой эшафот… Пройдёт ещё 10 лет, наполнивших французское общество кровью и ужасом, когда Наполеон Бонапарт всего с ротой солдат распустит 9 ноября 1799 года этот орган власти, захватив трон, – но только для того, чтобы следующие 14 лет снова заливать потоками крови уже всю Европу…

Прикрываясь заботами о благе нации, антимонархически и антиклерикально настроенные группы дворянства, «третьего сословия» и даже духовенства приняли 26 августа 1789 г. «Декларацию прав человека и гражданских прав». Этот государственный документ стал законодательной вехой начала революционного брожения, и в нём впервые в истории Французского королевства не упоминался христианский Бог, а говорилось лишь о некоем «Верховном Существе», о точной идентификации которого до сих пор идут споры среди исследователей.

Немногие знают, что «Декларация прав человека и гражданина» создавалась при участии американских республиканцев и на самом деле касалась только мужчин, достигших определённого возраста и состояния. Кроме того, через 2 года после принятия этого документа, в 1791-м г., появившееся в ходе «Французской революции» феминистическое движение французских революционерок издаст альтернативную «Декларацию прав женщины и гражданки», которая, однако, не получила тогда широкой известности, а её главный автор Олимпия де Гуж была вскоре гильотинирована.

Одновременно с этим, в августе 1789 года, заявляя о необходимости восполнить дефицит бюджета и улучшить качество налогообложения, «Национальное учредительное собрание» отменило все феодальные налоги, включая и церковную десятину (при этом подняв новые налоги ещё больше), тем самым лишив Католическую церковь её доходов (как не вспомнить тут советских большевиков, которые лицемерно прикрывались при аннексии церковных ценностей желанием помочь голодающим).

Следующий шаг на пути к дехристианизации французского общества был сделан 2 ноября 1789 года, когда все сословия, включая даже избранных депутатов от католического духовенства, опять-таки якобы заботясь о благосостоянии казны, приняли декрет о конфискации церковной собственности, держаний и бенефициев клириков. В обмен на это священники и церковный причт должны были получать содержание от государства, что многие из них, особенно из числа бедных простых клириков, восприняли первоначально как добрую новость. Итак, решающий шаг был сделан: Католическая церковь превратилась из старинного внегосударственного сакрального института во всего лишь ещё один отдел чиновничьего аппарата.

Появление первых законов против Католической церкви во Франции
и начало политики репрессий в отношении католического духовенства
(весна 1790 – зима 1791).

Следующим этапом дехристианизации Франции было принятие первого не просто антиклерикального, антицерковного, но именно прямого антихристианского акта: 13 февраля 1790 года декрет «Законодательного собрания» запретил монашество как форму «гражданского самоубийства» (юридически был полностью запрещён и уголовно карался уход в монахи, были распущены все мужские и значительная часть женских монастырей, распущены все монашеские ордена и братства; монашеские обеты были объявлены новой гражданской властью «неконституционными» и «недействительными» и т.п.)[4].

Конечно, многие монашеские объединения неофициально продолжили свою деятельность, даже будучи вынужденными покинуть свои обители и оставшись без средств; однако нашлись и такие монахи и монахини, которые с радостью отказывались от своих обетов и начинали вновь жить светской жизнью, вступая в брак и т.п.

В частности, можно упомянуть о двух таких весьма показательно-колоритных личностях – молодых адвокатах, которые подружились, будучи одно время, перед началом революции, послушниками в Ордене францисканцев. Это политик Жорж Дантон, «заклятый друг» М. Робеспьера, один из устроителей «Большого террора», жертвой которого в итоге он и пал сам, а также Гильом Брюнн, ставший позднее офицером революционной «Национальной гвардии», затем – палачом вандейских христиан, потом – маршалом Наполеона I, а после его падения линчеванный народом.

Принятие подобного указа впервые вызвало эмиграцию французского духовенства: как внутреннюю (многие монашеские братства предпочли перейти на нелегальное положение и переехать из крупных городов в глухую французскую провинцию), так и внешнюю (некоторые монахи и монахи