Либеральные процессы в Белорусской Православной Церкви на примере дела издателя В. В. Чертовича

Данную околосудебную открытую переписку главы духовно-просветительской организации ЗАО “Православная инициатива” В.Чертовича и руководства Минской епархии в 2006 году мы приводим теперь, в дни, когда в Белоруссии во власти явно набрала силу прозападная русофобская и экуменическая группировка, усиленно и небезуспешно стремящаяся перестроить сознание белорусов в сторону отчуждения от России и нивелирования значения Церкви в жизни белорусского народа. В свою очередь, Церковь в самой Белоруссии при новом митрополите постиг глубокий кризис, выражающийся в занятии ключевых руководящих должностей лицами, не соответствующими не только должности, но даже христианскому званию. Помимо прочего, глава Синодального отдела и.С.Лепин по согласованию с митрополитом Павлом выступил на поддержанном властями митинге в честь 100-летия объявления прогерманскими коллаборационистами “Белорусской народной республики” в составе Рейха и выразил “от лица Церкви” явные симпатии к антиправославному и антирусскому проекту и в целом националистическим силам (http://church.by/news/protoierej-sergij-lepin-ljubite-belarus-v-svoem-blizhnem).

Кроме того, много лет возглавлявший политическую печать Белоруссии иудей П.Якубович, покидая должность, разоткровенничался в интервью одиозному “Радио Свобода” (https://www.svaboda.org/a/29023534.html), что “калі я далучыў “Народную газету” і “Рэспубліку”, “Народная газета” ўяўляла зь сябе пыл, а “Рэспубліку” такім чынам увесь час выкарыстоўвалі. Гэтай маёй самастойнай пазыцыі папярэднічаў шэраг падзей у 1990-я гады. Гэта была барацьба з выдавецтвам “Праваслаўная ініцыятыва”, якое сеяла тут чарнасоценства. Я судзіўся, засудзіў і прыбраў іх к чорту з палітычнай дошкі. Гэта былі мае працэсы з газэтай “Славянскі набат”. Для таго каб зваліць гэты “Славянскі набат”, які выдаваўся “групай патрыётаў”, на Камароўскім рынку прыйшлося разыграць ужо вядомую гісторыю… Завезьці на Камароўскі рынак сьвіньню, прадаць яе і вывучыць ступень карупцыі на Камароўскім рынку пад “патрыятычным” прыкрыцьцём. Гэтая газэта к чорту сышла. Гэта была газэта “Белоруссия”, якую ўзначальваў адзін зь вядомых журналістаў, я таксама яе ў судовым парадку… Паўгода хадзіў, як на працу, у Савецкі суд і таксама прыбраў з дошкі”.

(когда я присоединил “Народную газету” и “Республику”, “Народная газета” представляла из себя пыль, а “Республику” таким образом все время использовали. Этой моей самостоятельной позиции предшествовал ряд событий в 1990-е годы. Это была борьба с издательством “Православная инициатива”, которое сеяло здесь черносотенство. Я судился, засудил и убрал их к черту с политической доски. Это были мои процессы с газетой “Славянский набат”. Для того чтобы свалить этот “Славянский набат”, который выдавался “группой патриотов”, на Комаровском рынке пришлось разыграть уже известную историю… Отвезти на Комаровский рынок свинью, продать ее и изучить степень коррупции на Комаровском рынке под “патриотическим” прикрытием. Эта газета к черту ушла. Это была газета “Белоруссия”, которую возглавлял один из известных журналистов, я тоже ее в судебном порядке… Полгода ходил, как на работу, в Советский суд и также убрал с доски”.

Вот именно данные “достижения” высокопоставленного в Беларуси либерального русофоба-провокатора, а также ныне текущий церковный и идеологический кризис в братской стране и возвращают нас к “делу Чертовича”, отраженному нижеследующей переписке.

ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА, ТОЙ СПАСЕТСЯ 

«… Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не облачились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:20) 

«…Сами не входите, и хотящим войти не пускаете» (Мф. 23:13) 

 

ДОСТОЧТИМЫЕ ОТЦЫ! БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!  

В связи с разногласиями, возникшими после выхода Минской епархии из числа соучредителей и акционеров ЗАО «Православная инициатива», мной было получено пастырское увещевание. Как человек, питающий глубочайшее уважение к пастырскому служению, я отнесся к увещеванию со смирением и подобающим почтением. В то же время не мог оставить без внимания то, что оно основывалось на односторонней, крайне тенденциозной, а потому искажающей суть дела информации. О чем и посчитал своим вероисповедальным долгом поставить в известность пастырей, подписавших его. При этом у меня и в мыслях не было предавать публичной огласке как само увещевание, так и мой ответ на него. Хотя пастырское увещевание – не исповедь, все же акт достаточно, интимный, чтобы кричать о нем на всех перекрестках.  

Каково же было мое изумление, когда из редакций радио «Свобода», газеты «Народная воля» и ряда других ОППОЗИЦИОННЫХ изданий последовали просьбы дать интервью и прокомментировать случившееся. Изумил меня не повышенный интерес к моей скромной особе. Напротив, следовало ожидать, что названные издания не преминут использовать любой случай, чтобы бросить тень на Православную Церковь, а заодно закатить и очередную антибелорусскую истерику. В шок меня повергло то, что, оказывается, текст направленного мне пастырского увещевания был тут же размещен на сайте Минской епархии. Задумывались ли чиновники из Белорусского Экзархата о политических последствиях своей акции? А если задумывались, то перед кем они отчитывались «за проделанную работу»? Понимает ли владыка Филарет, «отделивший Церковь от политики», какой политический подтекст несут его публичные комментарии книги «Приговор убивающим Россию»? 

Как бы то ни было, но в создавшихся обстоятельствах у меня не остается другого выхода, как, в свою очередь, предать публичной огласке и полученное мной пастырское увещевание, и мой ответ на него. 

 

ПАСТЫРСКОЕ УВЕЩЕВАНИЕ  

Минского епархиального совета 

Белорусской Православной Церкви 

Генеральному директору ЗАО «Христианская инициатива» 

В.В. Чертовичу 

По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси «Слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро» (Пс.35:4) Перемены времен всегда несли с собой разные, нередко несовместимые друг с другом явления и события. Полтора минувших десятилетия значительно изменили не только внешние обстоятельства и условия жизни наших соотечественников и соседних народов. Изменения эти затронули и личную жизнь людей, и – что самое главное, – мировоззрение человека, его глубокое внутреннее понимание мироустройства и своего места в нем. 

В конце 90-х годов, когда Минская епархия. Белорусской Православной Церкви и гражданин Чертович В.В. образовали Закрытое акционерное общество «Православная «инициатива», одной из главнейших задач было утоление потребности православных общин в богослужебной и просветительской литературе, церковной утвари и многих иных предметах религиозного назначения. 

Надежды, которые возлагались на вновь учрежденное Общество, постепенно стали оправдываться, ибо магазин «Православная книга» становился хорошо известным не только в церковной, но и в светской среде. Весьма полезным было в то время издание массовым тиражом вероучительной книги для семейного чтения «Закон Божий», составленной протоиереем Серафимом Слободским. Одобрения заслуживал широкий ассортимент литературы духовного содержания, предлагавшейся неравнодушным к религиозно-исторической теме читателям. 

Впрочем, первые успехи не были свободны от признаков, которые указывали на опасность возникновения негативных процессов в деятельности Общества. Постепенно на прилавки стали поступать издания сомнительного содержания, которые отражали взгляды группировок раскольнического толка, тенденциозная периодика с явной националистической направленностью. В определенной степени это можно было объяснить недостаточной осведомленностью руководителя ЗАО в тонкостях внутрицерковных и общественнополитических процессов или энтузиазмом, который не всегда различал “ложку дегтя” и спешил добавить ее к общей трапезе. 

Однако серьезные сомнения в Вашей, Владимир Владимирович, искренности стали возникать по мере реализации Ваших личных инициатив. 

Известно, что Православная Церковь декларирует и стремится строго соблюдать принцип неучастия в политике, – политике, которая по природе своей является определением форм, задач и содержания деятельности государства. Тем более неприемлемым Церковь считает для себя вовлечение в идеологические противостояния с внутренними или внешними силами. Но именно такое участие, как показали дальнейшие события, явилось одной из основных движущих сил Вашей общественной активности. 

В собственных изданиях на церковную тематику Вы стали помещать уже не только информацию о магазине «Православная книга», но рекламу самого себя, своих политических взглядов и идеологических пристрастий. Вы вкрадывались в сердца людей (2 Цар.15:6), неутвержденных в вере и не имеющих твердых знаний в вопросах церковной жизни, истории и богословия. 

Вы с самого начала знали, что получить официальную поддержку Православной Церкви Вашим личным политическим взглядам, планам и амбициям на удастся. И тогда мнение Священноначалия стало Вами попросту игнорироваться. 

Так, в 1999 году, без консультаций с Минским епархиальным управлением и без благословения Священноначалия Вы издали книгу «Война по законам подлости», в которой самым вульгарным образом попытались совместить необольшевистские взгляды на политические процессы в современном обществе, грубый антисемитизм и христианскую фразеологию. Наряду с известными, но извращенно интерпретируемыми историческими фактами, сборник содержал также и весьма одиозные материалы, нередко почерпнутые из чуждых Церкви источников. 

Издание этой книги могло бы оставаться на Вашей совести, поскольку представляло собой Вашу личную инициативу. Но книга была издана под грифом «Православной инициативы», а это создавало о обществе впечатление, что такова позиция всей Белорусской Православной Церкви. 

Сегодня не остается сомнений в том, что Вы намеренно и вполне осознанно сделали этот провокационный шаг, а видимость Вашего последующего сожаления о негативных последствиях этого предприятия была лишь отвлекающим маневром. 

Вы всерьез увлеклись политиканством, принося ему в жертву и церковную дисциплину, и понятие о порядочности во взаимоотношениях с Минской епархией, и понимание христианской веры, – веры, которая основана на глубоком исследовании своей души; веру, которая требует покаяния как перемены сердца от лукавства к искренности; веру, которая требует внутренней сосредоточенности в первую очередь на себе, а не на стихиях века сего. 

По мере того, как Церковь и общество терпеливо расставляло точки над «i» в деле об издании Вашей «Войны…», Вы опробовали и приняли на вооружение новый способ распространения своих взглядов: в течение 2004-2005 годов одну за другой Вы издали пять книг с текстами известных и малоизвестных авторов, вставляя в ткань повествования обширные фрагменты собственного сочинения или сопровождая «предисловиями» и «послесловиями» авторитетные издания: например, такие, как книга дореволюционного историка А.В.Князева о святых равноапостольных Мефодии и Кирилле или публицистическая работа диакона Андрея Кураева (разумеется, без согласования с автором). При этом Вы не стеснялись помещать надписи о якобы полученном Вами благословении Святейшего Патриарха, Патриаршего Экзарха и других архиереев. 

Подобные упражнения привели к тому, что в 2004 году Вы превзошли самого себя, осмелившись сопроводить своими политическими текстами очередной тираж репринтного издания книги «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского! Эту книгу, составленную для семейного и школьного чтения в середине прошлого века. Вы дополнили самодеятельными вставками, поместив среди них без благословения фотографии современных церковных и государственных деятелей и даже свое собственное изображение. Содержание Вашего «Послесловия издателя» стало дерзостью по отношению к памяти приснопоминаемого протоиерея Серафима, к нормам издательского дела и к здравому смыслу. 

Одновременно с этим площадка магазина «Православная книга» стала превращаться в территорию закулисных маневров Генерального директора ЗАО с громким, но уже не соответствующем своей сути названием. Магазин стал местом распространения одиозной информации раскольнического, националистического и антисемитского характера. 

Торговая точка под вывеской «Православная книга» по-прежнему претендовала на статус «культурно-просветительского центра», тогда как просвещение здесь больше заменялось банальной вербовкой антисемитски настроенных сторонников, а содержание собственной печатной продукции ЗАО становилось всё труднее совместить с Православием. 

Культурно-просветительским центром магазин «Православная книга» мог бы стать в свое время, если бы «Православная инициатива» не была окончательно и бесповоротно погублена Вашими, Владимир Владимирович, беззакониями. А потому к несостоявшемуся “центру” и к Вашей личной деятельности вполне применимы обличительные стихи апостола Павла: «Вот, ты успокаиваешь себя законом, u хвалишься Богом… и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий «образец ведения и истины; как же ты, уча другого, не учишь себя самого» (Рим. 2:17-21) 

Более того, Вы не имеете права учительствовать от имени Церкви, поскольку правило Шестого Вселенского Собора строго предупреждает, что без особого церковного благословения «Мирянину не позволительно учить народ и брать на себя учительское достоинство» (VI Всел. 64). К Вам и к Вашим сочувственникам в полной мере относятся строки из Послания апостола Павла о тех, которые «здравого учения принимать, но будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4: 3-4). 

За время пребывания в церковном лоне Вы не научились искренности и христианскому трезвомыслию. Всякий раз после Ваших клятвенных обещаний не подводить Церковь новыми скандальными действиями, Вы по сей день продолжаете делать неблаговидные дела, уподобляясь, по слову псалма, тому, кто «говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»» (Пс 9.32). 

Ваши последние действия свидетельствуют, что Вы забыли о своих многократных покаяниях, которые подчас коленопреклоненно приносили Патриаршему Экзарху за вред, причиненный Белорусской Православной Церкви в результате Вашей постоянной провокационной деятельности. 

Вы окончательно решили не исполнять своих многократных обещаний по исправлению положения дел в ЗАО, которые в последние годы особенно отличались постоянным нарушением его устава. 

Вы забыли, наконец, о своей ответственности за пролитую Вами в состоянии алкогольного опьянения кровь человека, когда Минская епархия, в которую Вы сегодня бросаете камни, стремилась облегчить Вашу участь. 

Такое полномасштабное забвение подтверждает, что Ваша церковность не превзошла личной амбициозности, а покаянное сокрушение было для Вас личиной, необходимой для дальнейших удовлетворений Ваших прихотей. 

Ваша возмутительная издательская деятельность 2004-2005 годов достигла апогея, когда Вы предприняли выход в свет объемной книги «Приговор убивающим Россию». 

Оказалось, что после почти десятилетнего пребывания в церковном лоне, Вы предпочли вернуться в состояние религиозного невежества и глухоты в отношении к голосу совести. Изданием этой книги Вы проявили свое принципиальное непонимание природы, задач и миссии Церкви Христовой и заняли вредоносную позицию псевдохристианского 

кликушества. Таковы впечатления от этого сборника, – таков же и духовный диагноз Вашего нынешнего образа мыслей и способа действий. Впрочем, раздвоение Ваших взглядов уже давно вызывает недоумение, поскольку ни для кого не секрет, что Ваши ближайшие родственники проживают в Израиле – в государстве, которое Вы столь рьяно критикуете. 

Вдумайтесь в слова Апостола Иуды, брата Господня по плоти, которые он произнес о тех, кто страдал подобным духовным недугом на заре христианской истории: «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1: 16). 

Подобное корыстное лицеприятие Вы, Владимир Владимирович, продемонстрировали в отношении митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, когда Правящий архиерей Минской епархии положил предел Вашему самочинию. В бумагах вызывающе дерзкого и бессмысленного с точки зрения экклезиологии и юриспруденции содержания, которые Вы направили Высокопреосвященному Владыке. Вы позволили себе больше, чем пререкания с Предстоятелем Белорусской Православной Церкви. Тем самым Вы преступили Правило Четвертого Вселенского Собора, которое гласит, что миряне, не подчиняющиеся к своему епископу, подлежат отлучению (IV Bсел. 8). 

Слова Отцов Церкви должны стать для Вас серьезным предупреждением, ибо Православие вне Православной Церкви не существует! 

Не Вам, Владимир Владимирович, позволительно учить Церковь «правильному» отношению к политике, к богословию и гомилетике, к истории Церкви и Отечества. Вы слишком недавно пребываете в звании христианина и едва ли сами преодолели мучающий Вас революционный синдром, искушение политиканством и увлечение поверхностной псевдопатриотической риторикой. Придите же в себя и не будьте несмысленны, но с искренним, а не лицемерным покаянием примите слова Библейского пророка Захарии, устами которого говорит Господь: «Обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших» (Зах. 1: 4) 

Выйдя из состава ЗАО «Православная инициатива», Минская епархия Белорусской Православной Церкви свидетельствует свою непричастность к Вашим личным инициативам и их последствиям. 

Требуя прекратить спекуляцию православной символикой и терминологией в Вашей пропагандистской и идеологической деятельности, Белорусская Православная Церковь стремится оградить Православие от его ложных толкований и от провокаций, которые являются главной составляющей частью Вашей издательской и псевдопросветительской деятельности. Вам следует глубоко задуматься над Евангельским вопрошанием: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23). 

Строго и сурово звучат слова Господа нашего Иисуса Христа о соблазнах века сего: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). 

Прислушайтесь, Владимир Владимирович, к словам Евангелия Христова и к увещеванию нашему, которое мы направляем Вам, скорбя о заблуждениях Вашей души и о производимом Вами