Межправославный синаксис благочестного клира и народа, организованный 4 апреля 2017 года в Салониках, Греция, непоминающими афонскими монахами с участием непоминающих клириков и впечатляющего числа верующих из Греции, со Святой Горы Афон и из других православных стран, в том числе Румынии и Республики Молдова, принял несколько важных решений, касающихся экуменизма, Критского собора и прерывания поминовения иерархов — участников Критского собора:
1. Он осудил и отверг экуменизм как всеересь,
2. Осудил и отверг Всемирный Совет Церквей, назвав его Всемирным Советом Ересей,
3. Провозгласил, что Христос — единственный Спаситель, и вне Православной Церкви нет спасения,
4. Провозгласил, что Церковь, которую основал Христос, Единая, Святая, Соборная и Апостольская, отождествляется только с Православной Церковью,
5. Провозгласил, что вне Православной Церкви существуют только сатанинские заблуждения, ереси и расколы,
6. Отверг Критский собор как псевдособор, поскольку он узаконивает экуменизм в качестве учения Церкви, упраздняет соборную институцию, узаконивает ереси в качестве «церквей», упраздняет пост, аннулирует каноны Вселенских Соборов и признает смешанные браки. Поскольку на греческом языке термин «псевдо» («ложь») включает, в контексте, и идею ереси (для аналогии см. термин «псевдоепископ» или «лжеепископ» из завершающей части 15-го правила Двукратного Собора), авторы документа, принятого синаксисом, сочли само собой разумеющимся и не ощутили необходимости добавить expressis verbis1, что отвержением его как псевдособора он фактически был отвергнут как еретический собор,
7. Объявил о прерывании общения с Константинопольским Патриархом и всеми епископами, принимающими Критский собор как являющийся православным,
8. Выразил поддержку всем священникам, монахам и мирянам, прервавшим поминовение патриархов и епископов, которые поддерживают экуменизм и не осуждают Критский собор, и объявил о своем общении с ними,
9. Пригласил всех единомысленных им братий прервать, в свою очередь, поминовение епископов-еретиков,
10. Обратился к епископам Православной Церкви во всем мире с просьбой созвать православный собор для осуждения экуменизма, ВСЦ и Критского собора. Не было принято решения организовать его в Банченах в ближайший период, как о том говорилось в некоторых сообщениях прессы, а было упомянуто о возможности организации синаксиса, подобного Салоникскому, в Киеве, Украина, во время, о котором еще будет объявлено,
11. Твердо выразил тот факт, что все принявшие меру прерывания общения с еретиками, пребывают и остаются в Православной Церкви, они не поминают другого епископа вместо местного, не основывают других «церквей» и не присоединяются к другим, уже существующим религиозным группировкам.
Синаксис высказался в пользу следования догматической и канонической акривии в том, что касается непоминовения иерархов-экуменистов, то есть прерывания общения с иерархами, которые подписали критские документы и которые, даже если и не подписывали их на Крите, то не осудили их впоследствии, уточнив, что икономия с этой точки зрения может применяться только временно и индивидуально духовниками, в зависимости от каждого конкретного случая, от трезвенности православного сознания и степени подготовленности каждого (через правильное информирование в том, что Критского собора и экуменизма, и через культивирование аутентичного православного опыта) к тому, чтобы понимать и свободно решать, брать ли ему на себя борьбу против экуменической ереси и следовать ли тем, кто прервал поминовение. Акривия должна применяться в духе братской любви, не форсируя ничью свободную совесть, а икономия не может становиться публичным провозглашением того, будто можно беззаботно посещать храмы, в которых служат священники, находящиеся в общении с иерархами — причастниками экуменической ереси, одобренной на Крите.
Участники синаксиса высоко оценили борьбу, которую ведут румынские священники и верующие, прервавшие поминовение иерархов — адептов Критского собора, как эта борьба была изложена и объяснена как в омилии «Румынская Православная Церковь против экуменизма и Критского псевдособора»2, так и в приветственном слове отца Киприана Стайку3. Православная публика приняла к сведению по этому случаю, что в Румынии имеет место самое мощное в православном мире сопротивление Критскому собору и самая сильная реакция со стороны церковных властей, ведь в нашей Церкви нет даже одного иерарха, который бы без экивоков осудил Критский псевдособор, а Священный Собор Румынской Православной Церкви объявил, что Критский собор был православным и т.д.
Была высоко оценена непреклонность, с какой большинство румынских верующих-антиэкуменистов высказались за акривию в том, что касается непоминовения, не одобряя ни идею о том, чтобы оставаться в общении с теми священниками, которые поминают иерархов, причастных к экуменической ереси, но православно мыслят в других аспектах, ни идею о том, чтобы находиться в общении с иерархами, которые и не подписались на Крите, но и до сих пор не отмежевались каким-либо публичным образом от этого псевдособора, и предпочли следовать непоминающим священникам, даже если это и влечет за собой материальные или иного рода жертвы (поездки на большие расстояния [к непоминающим священникам], материальные расходы, публичную обструкцию и т.д.).
По завершении синаксиса Геронда Савва заверил представителей румынской делегации, что их точка зрения сходна с точкой зрения синаксиса.
Богослов Михай-Смльвиу Кирилэ
Перевела с румынского Зинаида Пейкова