Из мегаполиса – в тайгу

Краткие заметки о пребывании в глухом углу европейского Русского Севера

Решили всей семьей провести активный отпуск. Поэтому сейчас живу в северной лесной деревеньке, поэтому нечасто выхожу на связь в соцсетях: интернет здесь неважный, к тому же я сильно занят интеллектуальным трудом типа покоса травы, посадки саженцев и благоустройства дома. Рядом река и безконечные пространства европейской тайги, так что рыба, ягоды и грибы – в изобилии, хотя не всегда руки доходят.

Днем жара, однако, ночью чувствуется север – туманно и прохладно. На днях видел лося, белок и немало пернатой дичи. Небо потрясающе звездное и почти ненарушаемое самолетами – аэропорты в сотнях километров, и воздушные трассы далеко. Ближайший железнодорожный вокзал – в ста.

Двадцать первый век, а я нашел в сарае вполне работоспособные грабли, сделанные полностью из дерева, без железных зубцов, деревянные корытца, весла, выдолбленные из цельного бревнышка. В доме – ларь, как сотни лет назад. Между прочим, видел такие вещи и в глухих углах Малороссии, типа Полесья и Карпат. Например, в доме у своей покойной бабушки, находящемся в селе, затерянном в лесах Черниговской губернии. Все время в очередной раз убеждаешься в том, в чем и так не сомневался: мы один народ, и сельский быт у нас очень похож, только с поправкой на разные климатические зоны. Разумеется, в той же Ярославской губернии у старых изб стены потолще, туалеты пристроены к дому, сделаны большие сени с толстыми дверями, и т.д. А так – почти все одно и то же: от русских печек до инвентаря.

Во всяких передачах о выживании в дикой природе есть один существенный недостаток: там говорится, в основном, о выживании одиноких людей. Но крепкому мужчине выжить в сложных условиях – это, чаще всего, не такая большая проблема. А вот обезпечить выживание своей многодетной семье – это огромная проблема. Я даже не беру тут проблему выживания в дикой природе – это уж совсем сложно. Но весьма трудно и просто пожить городским людям в глухой деревне, где нет привычных удобств, и надо постоянно работать физически. Я со своей семьей решил попробовать пожить такой жизнью хоть несколько недель. Конечно, это ничтожный опыт, поскольку мы в силу моей занятости пока еще не взяли на себя привычный трудовой цикл фермеров с посадкой и сбором урожая. Тем не менее, вкалываем все время на обустройстве территории и дома. Увы, я человек городской, не имею навыков многих нужных в селе ремесел, но все-таки, слава Богу, и не белоручка, и простые виды работ сельхозработ освоил еще в детстве в селе у бабушки. Так что теперь работаю все время – и тренажеров никаких не надо. Копаю, кусты рублю мачете, траву косой убираю, дома ремонт делаем. Хотя, конечно, иногда стараемся и развлечься – периодически вожу детей поплавать в реке, в лесу погулять, шашлык во дворе на костре пожарить – все маленькие в восторге от таких вещей после города. Старших мальчиков, правда, я отправил в юношеский лагерь, о чем теперь весьма жалею – тут сила и помощь нужна, меня на всех порой не хватает.

При всей примитивности и сложности этого быта, он делает жизнь семей почти автономной. И если бы даже пропало электричество, мобильная связь и сообщение с большим миром, то лесные деревни выживут: поможет огород, печное отопление, рыбалка, ягоды и грибы, охота. А для мегаполисов даже пропажа электричества – это уже катастрофа и война всех против всех, что, как известно, уже и наблюдалось не раз в некоторых из них в периоды войн и экономических разрух. Конечно, в деревне тоже жить непросто и физически тяжело.

Но делать черную работу не стыдно, стыдно ждать забоя, как послушный баран. Стыдно ради привычного комфорта до конца хвататься за комфортную жизнь в мегаполисе, пока, не дай Бог, твою семью не заблокируют, не перечипируют, не переколют жижей и не погонят в какую-нибудь так называемую эвакуацию. И война вполне может еще и подстегнуть подобные процессы. Пусть глупцы привычно блеют, что это паранойя-конспирология-и-теория заговора, но всякому разумному человеку ясно, что теперь, увы, случиться может все, что угодно.

Мы не знаем, когда может приключиться катаклизм, когда точно может представиться необходимость уйти из городов, но думаю, что навыки и запасные аэродромы должны быть созданы загодя на всякий случай. А если мы ошибаемся, и Русь неким чудом воскреснет без всяких катаклизмов, то арендованные, или купленные в тайге дома можно использовать под базы активного отдыха и приучения детей к труду. К тому же за деньги, нужные для турпоездки большой семьи в Сочи, или, тем более, в какой-нибудь Таиланд, в той же Ярославской, или Вологодской губернии можно целый дом с немалым участком купить, который потом можно под дачу использовать, да и удобства там постепенно создавать. С гламуром нужно кончать, да и сама жизнь может заставить. Гламура мы все, и я грешный тоже, и так нахлебались выше крыши. Пора попробовать себя в жизни наших предков: наши предки жили в селах еще одно, или несколько поколений назад. Кроме разве тех немногих граждан РФ, у кого предки в местечках родились.

Конечно, удивляет одичание русской деревни, искусно сотворенное коммунистами и их наследниками – либерманами. Алкоголизм массовый, немало агрессивного безбожия. Я, собственно, и всегда об этом знал, но лишний раз убеждаться в этом не очень приятно. Происходил своего рода отбор, когда все активные и свободолюбивые бежали из колхозного рабства при любой возможности. Тем не менее, везде есть и нормальные люди, и хорошие священники. А главное – возможно, что в будущем наш выбор будет очень ограниченным: или плохо замаскированное рабство с тотальным контролем в городе, или свобода в глухой и бедной дыре. Ясно, что в конце концов могут добраться и до медвежьих углов, но это уж в последнюю очередь. К примеру, то же ковидобесие до реально глухих мест почти не дошло: люди жили там обычной жизнью даже тогда, когда Москва и мегаполисы всего мира были под домашним арестом. Страшно сказать, в местных храмах тогда даже лжицу не макали в спирт, то есть по полной программе кощунствовали над политиканами с их всеспасительной линией спасения людей от злых микроорганизмов.

С чисто практической точки зрения надо позаботиться о запасе продуктов и базовых медикаментов, о наличии инструмента, одежды. Стоит опасаться биологического заражения старых колодцев: их нужно чистить, воду кипятить. Надо опасаться гадюк – их тут немало, я одну уже видел. Но на них главное не наступить, они совсем не агрессивны. Насчет клещей – регулярно осматривать друг друга. В лесу не терять из виду членов своей группы – эти леса огромны и заблудится легко. Рек и озер на Русском севере полно – стоит иметь лодку и приспособления для рыбалки.

 

Игорь Друзь, специально для «Русского пути»

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники