Пока гражданское общество бурлит по поводу планов Правительства РФ запретить не привитым и официально не переболевшим ковидом полноценное существование посредством режима QR-сегрегации, «народные избранники» не забывают продвигать и другие резонансные документы. Речь о поправках в 68-ФЗ «О ЧС», вводящих для граждан России обязательство эвакуироваться с любой территории сразу после информационного сообщения властей об «угрозе возникновения чрезвычайной ситуации». Совсем не хочется искать тут подводные камни и попадать в разряд «паникеров-конспирологов», однако действия Правительства, все более приобретающие «экспериментально-правовой» характер, не могут не вызывать опасений. Вдогонку к QR-кодам и уже одобренным депутатами расширениям полномочий полиции (в частности, по взлому квартир граждан без официального статуса подозреваемых) мы рискуем получить инструмент абсолютной власти над гражданами и лишения их права на неприкосновенность жилища, возможности депортации людей в формате «эвакуации» – неслучайно в настоящее время обязанность эвакуироваться из дома в профильном законе отсутствует.
На официальной странице законопроекта, принятого в первом чтении еще 18 мая 2021 г. ( о чем мы тогда же и писали ), появилось заключение от профильного Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, а также текст проекта решения Совета Госдумы. Из него следует, что ПФЗ хотят включить в проект порядка работы парламента на 14 декабря 2021 г. «для рассмотрения во втором чтении». А где второе – там и третье, то есть полное принятие документа нижней палатой.
У правового управления Госдумы, как и следовало ожидать, «по проекту ФЗ замечаний правового характера не имеется». А теперь перейдем собственно к поправкам, их после первого чтения было сделано немало. Некоторые – чисто лингвистические и косметические, но есть и весьма нетривиальные. Так, добавлен интересный пункт в статью 4.1 68-ФЗ, регламентирующую работу комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
«Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций могут принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (независимо от характера чрезвычайных ситуаций) в отношении работников указанных органов и корпораций, а также подведомственных им организаций».
То есть в федеральных органах исполнительной власти (в министерствах и ведомствах), а также в госкорпорациях (типа Газпрома, Роснефти, Ростеха, ВЭБ и т.д.) создаются свои собственные комиссии по предупреждению ЧС, которые в любой момент могут отдать приказ своим работникам эвакуироваться. Исходя из заботы об их жизни и здоровье.
Нельзя не обратить внимание на дополнительные полномочия Правительства РФ:
«определяет порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, в случае нарушения условий их жизнедеятельности либо утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также порядок выплаты единовременных пособий при реализации мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Устанавливать такие факты будут органы местного самоуправления, которые наделяются соответствующими правами:
«устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации».
То есть прямо предполагаются нарушения условий жизнедеятельности граждан (очень обтекаемая формулировка, которую можно понимать и как разрушение всей привычной жизни человека, как угрозу здоровью и т.д.) и/или утрата гражданами имущества в результате ЧС и будет прописан порядок оказания пострадавшим финансовой помощи. Материальная помощь – это всегда хорошо, но остаются очень туманными условия обязательного покидания гражданами квартир и домов. Собственно, данный пункт ПФЗ остался неизменным с первого чтения:
«Граждане РФ обязаны эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий».
Мы детально разбирали нюансы такого принудительного перемещения ранее . Сейчас же отметим, что одним из поводов принудительной эвакуации из жилищ является «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих», в список таких болезней входит и новая коронавирусная инфекция. Хотя до настоящего времени именно нахождение у себя дома на «самоизоляции» являлось «самым надежным» вариантом остановки передачи инфекции, и должно произойти нечто из ряда вон выходящее, чтобы граждан заставили покидать жилища в рамках «профилактики распространения ковида». Но еще не вечер.
Добавим, что закон об обязательной эвакуации рассматривается в Госдуме практически параллельно с поправками ФЗ «О полиции». В среду 8 декабря этот ПФЗ был принят депутатами в третьем чтении (https://sozd.duma.gov.ru/bill/955380-7) и отправлен на утверждение в Совет Федерации. Среди принятых поправок (в ноябре «Катюша» детально их разбирала ) – возможность проникновения в жилище (взлом квартир) граждан сотрудниками полиции, если у них есть сообщения очевидцев, свидетелей или иные простые подозрения, что в квартире находится правонарушитель (без процессуального статуса – то есть не официально подозреваемый гражданин). А представитель МЧС в ходе обсуждения в Госдуме первого чтения ПФЗ об эвакуации как раз отметил, что отказывающиеся эвакуироваться будут проходить по административке (правда, статью внятно так и не озвучил). То есть опасения, что отказников, не осознающих весь ужас объявленной «угрозы ЧС», будут буквально выкуривать из домов, не лишены оснований.
Остается добавить, что вокруг ПФЗ об обязательной эвакуации ломается много копий, существует много кривотолков. Основания для самых мрачных версий, появляющихся у «глубинного народа», вполне понятны – это недоверие к Правительству и опыт его многолетнего негативного влияния на экономику и социалку страны. Это и меры агрессивного социально-экономического и психологического принуждения к прохождению модной экспериментальной процедуры «от ковида». Это полное отсутствие обратной связи с народом при принятии решений, касающихся каждого в стране, – вроде эпидемических учений с ВОЗ в Казани по ликвидации «медицинской ЧС» , это желание «нашего» Минздрава активно вписаться в глобальное пандемическое соглашение с делегированием той же ВОЗ полномочий по управлению сан.-эпид. обстановкой в России .
Мало сомнений в том, что документ будет принят, и если сопоставить его с выходящими параллельно ГОСТами по эвакуации, по массовому захоронению трупов в мирное и военное время, с региональными регламентами по эвакуации, с проектом постановления от Минцифры о выключении всей связи для гражданского населения в случае ЧС, с рекомендациями Роспотребнадзора по размещению граждан в пунктах временного пребывания , картина, конечно, получится, не очень оптимистичная. Но боятся и трусить нам не с руки – ведь это наша земля, и отступать нам с нее просто некуда. В расчете на черный день, каждому пора восстанавливать некогда полученные навыки гражданской обороны и осознавать, в чьих руках находится спасение утопающих.
Источник: РИА Катюша
.
.