Христианам не престало радоваться смерти другого человека. Особенно когда жизнь такого человека была далека от христианского образа благочестия и, соответственно, смерть – от упокоения в Боге. Однако порой и большой скорби от утраты такого человека испытывать невозможно (речь, разумеется, не касается близких людей). Именно таковой для патриотов Белой Руси является кончина основателя и многолетнего руководителя главы белорусского информационного портала TUT.by Юрия Натановича Зиссера. Последуем в своём обосновании мудрой римской пословице, звучащей, вопреки ее расхожей форме, как: «о покойнике либо хорошо, либо ничего, кроме правды». В этой правде, следуя уже христианскому ее прочтению, мы не будем касаться личной стороны жизни покойника, суд над которой принадлежит Богу, но коснемся стороны жизни общественного – тем более что смерть Юрия Зиссера стала еще и весьма знаковым политическим событием в Белоруссии.
Политическая и даже духовно-идеологическая значимость событий вокруг портала обусловлена тем, что TUT.by – не простой информационный портал в пространстве «байнета»: возникнув в 2000 году, к марту 2018 года он «впервые обогнал такие крупные площадки как Яндекс, Mail.Ru и YouTube по размеру белорусской аудитории» и «по данным на 2019 год охватывает 62,58% всех интернет-пользователей Беларуси». В начале TUT.by представлял собой незамысловатую платформу с набором элементарных функций (электронной почты, погоды, курсов валют и прочим). Однако позже, по лекалам социальных технологий, начав с элементарного, он постепенно вырос до крупнейшего информационного ресурса с самым широким тематическим кругом (новостным и аналитическим) во главе, разумеется, с политическим и идеологическим. А далее – по тем же лекалам – стал переходить к этапу медиаимперии, спонсируя «культурные» мероприятия, организуя «образовательные» курсы. Что характерно, TUT.by всегда занимал подчеркнуто оппозиционную позицию по отношению к власти, но не только не удостаивался гонений от него, но, напротив, в последние годы даже приглашался на мероприятия вплоть до эксклюзивных круглых столов с президентом Александром Лукашенко по приглашению из его Администрации.
Взлёт TUT.by в информационном пространстве начался в конце 2000-х – с приходом на пост главы Администрации Президента «серого кардинала» белорусской политики и убежденного западника Владимира Макея, а на должность его заместителя и по совместительству многолетнего советника по идеологии – загадочной личности Всеволода Янчевского, долгое время изображавшего из себя антизападника и славянофила, хотя и, между делом, побывавшего доверенным лицом Шушкевича (того самого гробовщика СССР), а ныне возглавляющего «Парк высоких технологий» – главнейшего (и высокорентабельного) лоббиста сквозной американизации Белоруссии, как это довольно талантливо раскрыл главный политолог TUT.by Артем Шрайбман. В период кадрово-идеологического правления тандема Макей-Янчевский (в измененной форме продолжающегося и по сей день) как раз и происходила сначала мягкая, а потом всё более нарастающая и явная, еще далеко не завершенная (и не необратимая) метаморфоза белорусского государства из славянофильско-православного западнорусского бастиона с народно-солидарной общественно-экономической системой в очередную восточноевропейскую колонию единого Запада с соответствующим либерально-глобалистским религиозно-идеологическим базисом, включая проуниатскую и экуменистическую церковную политику, русофобско-националистическую псевдоисторическую мифологию, либерально-рыночный капитализм с потребительско-гедонистическими установками, ориентацию на тотальную цифровизацию жизни.
Сказать следует точнее, перерождение проходило не столько само белорусское государство, сколько его правящая элита – в форме возникновения и экспансию в ней соответствующей части во главе, как полагает большинство экспертов, с самим Владимиром Макеем. Из белорусского государственного аппарата и информационного пространства были постепенно зачищены практически все прорусские (западнорусские), православно-патриотические идейные элементы, в то же время прозападным либерально-националистическим элементам сначала оказывалось имитационное сопротивление, а, в конце концов (особенно после украинских событий 2014 года, но, в действительности, заметно раньше), они стали активно интегрироваться и в государственный аппарат (особенно в идеологически значимые органы), и в официальное информационное пространство. Последнее к настоящему моменту представляет собой «двухпартийную систему», состоящую из официальной части, государственных СМИ, авторитет которых в силу имиджа «официозных рупоров» весьма небольшой (надо признать, далеко не вполне заслуженно), и «независимой прогрессивно-оппозиционной» (либерально-националистической) части, которая, напротив, беспрепятственно захватывает информационные высоты во главе с интернет-пространством. Данная ситуация весьма напоминает перестроечную картину СССР накануне госпереворота и распада, и немногое отделяет данную «двухпартийную систему» в Беларуси от перехода на государственно-политический уровень (среди этого немногого – и сам президент).
В такой «двухпартийной системе» кому и не находится места, так это, разумеется, подлинным идейно-патриотическим силам – в данном случае СМИ: сторонникам Русского мира в самом широком значении понятия, остов которого составляет православно-христианское мировоззрение с его ценностными критериями и устремлениями. Монополия «правильной» «консервативной» позиции остаётся за официальными СМИ, а монополия оппонирования им закрепляется за либерально-националистической оппозицией. Такая дихотомия имеет тенденцию вести к постепенному наведению мостов между оппонентами, ведущему к заражению «консервативных официальных СМИ» духом и идеями своих оппонентов. Порой такая конвергенция вообще входит в изначальный замысел «двухпартийной системы»: именно таковой она была в длительный период, когда общественно-политической прессой Беларуси управлял русофоб Павел Израилевич Якубович, национальным телевидением Геннадий Брониславович Давыдько, их ведущим куратором в Администрации Президента был Всеволод Янчевский, а на вершине пирамиды возвышался сам Владимир Макей. Якубович лично хвастался в интервью радио «Свобода» сразу после своей отставки, что в свое время сыграл основную роль в разгроме «черносотенных» (то есть, православно-патриотических) СМИ в Белоруссии.
TUT-баю Юрия Зиссера в данной «двухпартийной системе» была отведена ключевая роль – главного моста. TUT.by продолжал быть типично оппозиционным сайтом, делал множество перепечаток прямо с самых одиозных (неофашистских) ресурсов типа «Белпартизана» (называемого в народе «Белполицаем») или «Нашей Нивы». Но делал это мягко, крайне искусно и почти никогда не переходя на личность самого Александра Лукашенко. Подлинное иезуитство! Одновременно, пользуясь скрытой поддержкой из Администрации Президента (дружба Зиссера с главным идеологом и куратором СМИ Янчевским не была секретом) и одновременно от западных покровителей, TUT.by достаточно быстро заручился «пропусками в общественную жизнь» и выбился в «лидеры мнений» не только среди разных слоев городского населения, особенно либерально-националистической интеллигенции и молодежи, но и среди большинства чиновников! Самому главе государства необходимость такого ресурса, насколько известно, была преподнесена как политтехнологическое средство «контролируемого оппозиционного СМИ», «свистка для выхода пара недовольства», а главное – для создания «необходимого баланса» в обществе и в общественном мнении, то есть, для создания противовеса «пронравственным», «просоюзным», «просоциальным», патриотическим силам, а также ради «консолидации нации вокруг Президента всех независимо от идеологических убеждений», запрос на что был уже у самого Александра Лукашенко. О, если бы он (как, впрочем, и его российский визави) осознавал, сколько раз власти русских государств попадали в эту «хитроплановую» ловушку за последнее столетие еще со времен поздней Российской Империи, а последним прямо у него на глазах – Виктор Янукович! Если бы понимал, что всякая попытка «баланса» между добром и злом всегда приводит к торжеству зла!
В своем повседневном идеологическом потоке, умело преподносимом как «независимая» и «неангажированная» позиция свободных творческих журналистов, зиссеровский TUT.by критиковал и самого А.Лукашенко – и не только критиковал, но откровенно изгалялся, однако делал это так деликатно, что это изгаление могло иной раз выйти за комплимент. И этим он отличался от грубого излияние ненависти и презрения «старых» оппозиционных СМИ. Но что касается политико-экономической системы, построенной Александром Лукашенко и частично к настоящему времени уже демонтированной, то тут он уже не скупился на «разгромы» – причем опять же, в отличие от улично-революционного пула, делал это с весьма умной и тонкой аргументацией, пользуясь и реальными пороками, недостатками и упущениями в политике государства, примешивая к ним мнимые, подгоняя «нужные» обоснования, умело выдавая единичное за общее, частное за целое, случайность за необходимость, желательность (для себя и своих) за неизбежность. Напомним, речь идет о подлинном иезуитстве! Недаром, когда несколько лет назад разразился скандал по «делу БЕЛТА» на защиту TUT.by и лично Зиссера на дыбы встала вся западная элита и подручная ей дипломатия – и, надо сказать, весьма успешно!
При этом свою идеологическо-попагандистскую позицию TUT.by никогда и не скрывал. Это принципиальная любовь к Западу, западному общественному устройству, привитие этой любви белорусскому народу и подталкивание государственной власти к реформированию белорусского общества по западным лекалам, а в случае нежелания – ее обреченности на «объективно неизбежную» (усилиями самого TUT.by, его покровителей и союзников) революцию. В экономике – это исключительно путь либерально-рыночных реформ, желательно шоково-терапийных. Несомненно – тотальная цифровизация, переход от производственной к сервисной структуре, к соответствующей образовательной политике, всяческое зазывание и ублажение транснационального капитала, в том числе спекулятивного. В политике, само собой, – путь к партийной парламентской демократии. Во внешней политике – путь разрыва (при необходимости – постепенного) союза с Россией и курса на евроинтеграцию и вступление в НАТО, поддержка глобализации с доминированием Запада. Между прочим, TUT.by всячески поддержал либерально-нацистский Евромайдан, новый гауляйтерско-бандеровский режим на Украине и карательную АТО – что особенно пикантно смотрится на фоне еврейского костяка самого TUT.by (но совсем неудивительно на фоне того, что все крупные медиахолдинги Украины принадлежали и принадлежат по сей день олигархам еврейского происхождения, не считая Р.Ахметова). В целом для TUT.by свойственна лютая русофобия, тотальный антисоветизм (естественно, в форме антисталинизма, но не антиленининзма, антитроцкизма или антигорбачёвщины), поддержка всех антирусских политических сил во всех странах, а в самой Белоруссии – поддержка революционного движения во всех его проявлениях.
В духовно-ценностном плане идеология медиаресурса покойного «короля байнета» в полной мере соответствует хрестоматийным лекала либерально-прозападного СМИ и даже превосходит их. На протяжении многих лет он вел откровенную войну против Православной Церкви (опять же искусно, почти не допуская «прямого текста»), по вызыванию у своей многомиллионной белорусской аудитории иронии или даже отвращения к Ней. Одновременно TUT.by проводил системную пропаганду католицизма, униатства, протестантизма, иудаизма и атеизма. В самом Православии он всячески стремился технологично шельмовать ревнителей и охранителей, создавая позитивный имидж либералам: любимым цитируемым клириком (а также желанным гостем в студии TUT.by) был, разумеется, прот. Сергей Лепин.
Следствием религиозных предпочтений TUT.by было и духовно-идеологическое наполнение всей его новостной и аналитической канвы – не только в области культуры, но и во всех тематических рубриках, на страже чего стояла супруга Зиссера Юлия Чернявская – оба с украинской Галиции. Детище сей четы системно продвигало откровенно антихристианскую повестку и идеологию во всём ее спектре. Не будем подробно останавливаться на каждом пункте и приводить примеры – просто перечислим основные догматы, в которых можно легко убедиться, просто просмотрев любую рубрику (начать лучше всего сразу с горячего – рубрики «Леди»). Итак, TUT.by проводил и проводит рекламу и пропаганду содомии и ЛГБТ-свобод, пошлости, блуда вплоть до сексуального разврата (включая «секспросвет» среди молодежи), феминизма, гендерного равенства, культа бездетности, ужасности многодетности, борьбы с «семейным насилием», суррогатного материнства и прочих РТ, неоязычества, оккультизма, воинственного гедонизма, секулярной западной культуры с упором на ее постмодернистский мейнстрим (вплоть до откровенного мракобесия) и индустрии досуга. В плане исторического самосознания (которое, на самом деле, является психологической основой для религиозного и духовно-идеологического) TUT.by проводил политику целенаправленного насаждения системы лживых исторических мифов, продвигающих за собой доктрину литвинизма с полонофильством (белорусской версии хлопоманства и украинства), русофобии, западничества, антиимперскости и антимонархизма (успев хорошо поглумиться даже над святым царем Николаем II). По большому счету, мы не найдем серьезных отличий между TUT.by (как и его политическим статусом в Беларуси) и российским «Эхо Москвы». Зиссер и Венедиктов – безусловные единомышленники, хотя и адаптирующие это единомыслие к особенностям местной почвы.
И, как часто бывает в истории, своей смертью Зиссер позволил пролиться новому свету на происходящее за кулуарами белорусской общественной жизни. Кто же склонился над его гробом (виртуальным в условиях коронавируса, как и главное дело его жизни)?! Прежде всего, обратим внимание на слезы, пролитые «защитником традиционных ценностей» католическим Костелом: «Адышоў у вечнасць Юрый Зісер – заснавальнік самага папулярнага рэсурса ў байнэце… Вечны адпачынак дай яму, Пане». Как известно, у католиков и иудеев один «пан Б-г», а после II Ватиканского собора – даже официально. Зиссер действительно много сделал для продвижения Костела в Беларуси и даже привлечения к нему по идеологическим соображениям неустойчивых в вере крещеных в Православии (особенно среди городской молодежи).
Подлинным каминг-аутом можно назвать панегирик Зиссеру со стороны изрядного представителя либерально-националистического «церковного» сообщества и непосредственно созревшего кольца «успешного прогрессивного молодого клира» Гродненской епархии, настоятеля Гродненского кафедрального собора пресвитера Георгия Роя, убежденного либерал-литвиниста (https://www.facebook.com/georgewroi/posts/1309740652552415): «Юрий Анатольевич, спасибо за жизнь и за дело! Я рад, что был знаком с Вами!». И это «радостное знакомство» многое объясняет – и не только во взглядах Георгия Роя или его друга, клирика и главы Синодального информационного отдела Сергея Лепина, но и в целом в происходящих в белорусском Экзархате кризисных (если не критических) процессах.
Собрать знаковые скорбные эпитафии Юрию Зиссеру помогает нам сам TUT.by. И кого же он приводит первым?! Ба, да это же Владимир Макей! Казалось бы, ну что может иметь общего высокий чиновник белорусского государства с главой «оппозиционного портала», который столько помоев вылил на это государство, столько поддерживал антигосударственные и прямо революционные силы?! Казалось бы – если не понимать, что Макей – сам ключевая персона у данных сил, а Зисеер – его многолетний соработник и, вероятнее всего, креатура: Владимир Макей охотно и неоднократно раздавал интервью TUT.by, в которых любил фактически оглашать позицию «шестой колонны во власти» – как это было в случае недавнего «большого интервью пяти негосударственным СМИ» (помимо ресурса Зиссера – 4 откровенно неофашистских: БелаПАН, «Радыё Свабода», «Еўрарадыё» і «Наша Ніва») или с последним откровенным унижением Российской Федерации, на что был вынужден даже давать отповедь весьма благодушный российский посол.
Итак, плач Макея о Зиссере: «Юрий был незаурядной, яркой и многогранной личностью, признанным интеллектуалом и общественным деятелем. Рад, что имел возможность знать его лично, обсуждать и вести дискуссии по многим вопросам. Он болел за судьбу Беларуси и искренне желал благополучия ее гражданам, убежденно отстаивал свое мнение о путях развития родной страны, использовал присущую ему неиссякаемую энергию для воплощения своих взглядов».
Однако не слова Макея должны вызвать подлинное потрясение у патриотов Белой Руси: «Соболезнования супруге Юрия Зиссера направил митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел: “Прошу Вас принять мое искреннее соболезнование в связи с кончиной Вашего супруга. Юрий Анатольевич Зиссер был известен в Беларуси как успешный предприниматель в сфере высоких технологий и деятель культуры. Основанный им интернет-портал TUT.BY является платформой обсуждения самых актуальных вопросов жизни белорусского общества. С благодарностью хотел бы отметить внимание редакции портала к духовно-религиозной тематике и стремление к диалогу с Белорусской Православной Церковью. Прошу передать мои слова сочувствия родным и близким почившего. Вечная ему память!”». Только в эпоху победившего постмодернизма возможен подобный абсурд, который можно уподобить только картине целования апостолов с иудейскими первосвященниками! Даже если митрополит Павел просто подмахнул подготовленный протоиереем С.Лепиным документ.
Ну а дальше – вся свора «дружественных» Белоруссии послов. К слову, если мы сравним списки, то увидим, что это те самые послы, которые отказались принять участие в Параде Победы: ЕС, США, Великобритания, Польша, Украина, Литва, Швеция, Израиль, Франция. То есть, скажем прямо, противники Белой и всей Руси, Православной Церкви. Затесался в число «почитателей таланта» умершего журналиста и приближенный Макея и первый официальный беларусизатор, экс-министр культуры П.Латушко. А представительство известного олигархического орудия «Международной финансовой корпорации» особо отметило, что Ю.Зиссер «активно участвовал в проектах Программы развития ООН и Фонда ООН в области народонаселения» – двух главных антихристианских институтов ООН, с которыми, впрочем, активно и упорно сотрудничали по антисемейным программам главная «сестра милосердия» БПЦ МП Елена Зенкевич и минский клирик Олег Шульгин.
Дело дошло до того, что «появилась петиция с просьбой присвоить одной из городских улиц имя Юрия Зиссера. Авторы планируют направить обращение в Мингорисполком». Что ж! Учитывая, в честь кого названы главные улицы в белорусских городах, это было бы достойное дополнение к ним: например, Марксу-Левиту, Ульянову-Ленину-Бланку, Володарскому-Гольштейну, Свердлову, Розалии Люксмебург. А есть еще куча улиц с именами «белорусских» деятелей типа Франциска Богушевича, Констанция Калиновского, Адама Мицкевича, Льва Сапеги, Януша Чечота, Влади́слава Сырокомли, Винцента Дунин-Марцинкевича и иже с ними. Если чьего имени нет в названии улиц и пока не намечается, – так это святого царя-искупителя Николая II. Который последние годы своей жизни (до свержения) провел в Могилеве, в ставке. Ему исполнилось на днях 152 года. И этого никак не отметили не только светские власти, но и власти церковные. В Белоруссии нет памятников святому царю, нет улиц в его честь, из всех городов есть только храм в Могилеве. Не найдем мы и улиц, иных топографических объектов и государственных учреждений, названных в честь почти всех многочисленных белорусских святых, а также выдающихся подлинных белорусов, деятелей общерусского значения разных эпох. Что ж, на белорусах, как и на всём русском народе, по-прежнему лежит печать проклятия (хоть на белорусах и в меньшей степени) за предательство и богоотступничество, плоды чего мы во всей полноте можем видеть на состоянии нашего Отечества и дел в нем. А дело Зиссера после его смерти, наверняка, пока продолжится…
Пантелеимон Филиппович,
.
.