На фоне прошлогоднего рекордного урожая сои и выхода российских сельхозпроизводителей на рынки Турции и Ирана премьер-министр РФ Михаил Мишустин внезапно разрешил ввоз в страну сои с ГМО от иностранных транснациональных корпораций. Против выступили главы главных «мясных» регионов России, а с ними сенаторы и депутаты, но вот Минсельхоз тут ничего страшного не видит.
Чем дальше, тем больше складывается впечатление, что объявленная ВОЗ пандемия отбросила нас лет на 20 назад, и уже закрытые, казалось бы, навсегда вопросы снова всплыли в повестке дня. Все больше инициатив от лоббистов транснациональных корпораций у нас принимаются, притом принимаются втихаря, без обсуждения и при полном игнорировании мнения населения. Казалось бы, тема ввоза продукции с ГМО закрыта Президентом в 2016 году. Тогда, после очередного «наскока» из-за океана и поднявшейся из-за этого шумихи, Владимир Путин запретил ввозить в Россию, а также выращивать на ее территории семена растений, чья генетическая программа изменена с использованием методов генной инженерии. И вот только благодаря болезни Мишустина и письма губернаторов трех областей мы узнали, что 16 апреля 2020 года постановлением правительства этот самый премьер-министр Михаил Мишустин под шумок коронавируса освободил до 1 января 2021 года от государственной регистрации генно-модифицированные (ГМО) соевые бобы и шрот, используемые для кормов животных. Вот здесь можно прочесть данное постановление.
В пояснительной записке к документу обоснованием массового ввоза в страну ГМО-сои называется «благая цель» удешевления кормов для животноводов, дабы, вероятно, снизить стоимость мяса. И это еще как-то можно было бы оправдать, если бы в стране ощущалась нехватка данной продукции. Но в прошлом году аграрии били тревогу, что в России впервые зафиксировано перепроизводство своей сои, без всякой гадости. Для понимания, посевные площади сои в России, по данным Росстата, в 2019 году в хозяйствах всех категорий составили 3 039,4 тыс. га. За год они увеличились на 3,1% (на 90,2 тыс. га), за 5 лет — на 51,0% (на 1 027,0 тыс. га), за 10 лет — на 246,6% (на 2 162,4 тыс. га). По отношению к 2001 году, площади выросли на 629,6% (на 2 622,8 тыс. га).
При этом «на Китай» была ориентирована лишь треть от произведенной продукции.
К слову про Китай и экспорт: Россия в данный момент пробивается в число крупнейших мировых экспортеров сои. С 1 июля 2019 года по 14 января 2020 года Россия экспортировала 693 тыс. тонн сои, сообщает Федеральный центр качества зерна. По сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона, рост экспорта российской сои составил 61%. Так, в сообщении сказано, что поставки подсолнечника выросли в 6 раз, до 583 тыс. тонн, семян льна — на 43%, до 369 тыс. тонн. Также увеличился экспорт российского подсолнечного шрота. В текущем сезоне было отгружено 787 тыс. тонн этого продукта, что на 49% больше на отчетную дату прошлого сезона.
Помимо Китая, объем поставок сои на экспорт за период с июля 2019 года по ноябрь 2019 года в Турцию составил 20,79 тыс. тонн, что на 20,79 тыс. тонн больше объема поставок 2018 года. Объем поставок сои на экспорт за период с июля 2019 года по ноябрь 2019 года в Азербайджан составил 13,6 тыс. тонн, что на 12,91 тыс. тонн больше объема поставок в прошлом сезоне на тот же отчетный месяц. Закупает нашу сою также Казахстан, Южная Корея, Иран. В прошлом году только и шли разговоры про то, как бы в новом тогда 2020 потеснить главных производителей сои из Латинской Америки, раз уж урожай пошел. К слову, здесь большим плюсом было как раз отсутствие ГМО в нашей продукции.
И тут внезапно оказывается, что этой самой сои, которую в прошлом году девать было некуда, у нас теперь не хватает, и Мишустин лично решил придушить своего крестьянина в угоду Монсантно и остальным корпорациям. Это вообще как называется?
Такой же вопрос появился и у главных наших «мясных» областей, в чьих интересах вроде был принят данный чудный документ. Как пишут СМИ, инициировать его приостановку просил губернатора Калининградской области Антона Алиханова крупнейший переработчик сои группа «Содружество», предупреждая о риске «бесконтрольного импорта» в Россию сои с ГМО. В конце апреля с аналогичной просьбой в Минсельхоз обратились губернаторы еще трех регионов: губернатор Белгородской области Евгений Савченко, глава Курской области Роман Старовойт и глава Липецкой области Игорь Артамонов. Старовойт также 6 мая направил обращение и.о. премьер-министра Андрею Белоусову. Дабы вообще раз и навсегда закрыть вопрос на тему «Это нужно животноводам», вот рейтинг по производству мяса за I квартал прошлого года по данным Росстата.
И кого же мы там видим? Оказывается, лидеры по производству мяса и «губернаторы-бунтари», которые выступили против ввоза ГМО, — одни и те же лица. Все та же Белгородчина, где вообще производится свыше 20% свинины и мяса курицы (то есть каждая пятая курица или хрюшка в стране), те же Курская и Липецкая области. И тут выходит, что либо наш новый больной премьер-налоговик лучше знает, как кормить белгородских свиней, чем закончивший сельхозакадемию Савченко, либо к интересам животноводов это постановление не имеет никакого отношения.
Авторы обращения предупредили, что такая мера несвоевременно откроет доступ крупнейшим американским корпорациям, которые контролируют производство в странах Латинской Америки и Европе, на рынок стратегически важной для российского АПК продукции. При перепроизводстве в мире соевого шрота латиноамериканские производители могут начать демпинговать. Это ставит под угрозу реализацию отечественных проектов по производству сои и может нанести ущерб продовольственной безопасности и социально-экономическому положению сельских жителей. Влияние ГМО на организм человека и животных пока не до конца изучено, напоминают авторы письма. Они добавляют, что, по мнению ученых, ГМО-продукция может негативно влиять на человеческий организм и в том числе «способствовать снижению иммунитета». Еще один приведенный в письме аргумент, что в условиях пандемии коронавируса жители России могут быть менее подвержены этому заболеванию, чем жители европейских стран, где распространено употребление произведенных с помощью ГМО-продуктов.
К словам губернаторов стоит добавить и выводы бывшего директора Института растениеводства им. Н.И. Вавилова, доктора биологических наук, заслуженного деятеля науки, академика РАН и РАЕН Виктора Драгавцева, который при прошлом заходе транснациональных корпораций в наши высокие кабинеты дал однозначный ответ: ГМО далеко не безопасно.
Плюс к этому, заход в Россию «дешевой» сои не столько собьет цену на продукцию, которая во многом зависит (что не является секретом для любого выращивающего скот) не от кормов, а перекупщиков и посредников, сколько ударит по российскому производителю, а значит, обеспечит безопасность «цивилизованных» корпораций. К слову, письмо дошло уже до и.о. премьера Белоусова, который поручил Минсельхозу рассмотреть этот вопрос до 13 мая, но по мнению министерства, сейчас основания для отмены или приостановления действия документа «отсутствуют». Постановление обеспечивает ввоз в Россию соевых бобов и соевого шрота, в которых испытывают потребность предприятия животноводческой отрасли, отмечают в Минсельхозе. Кто конкретно испытывается потребности, там почему-то не сообщили. В качестве пряника в министерстве уверяют, что безопасность такой продукции будет подтверждаться — контроль за качеством сырья с ГМО обеспечат проверки Россельхознадзора.
Так что теперь мы будем есть мясо с ГМО, что и подтвердили в Совете Федерации и Госдуме, откуда внезапно послышались голоса разума. «Действия, которые предпринял Минсельхоз, сродни игре с огнём. Эти продукты используются при производстве кормов в животноводстве, и, значит, очень скоро генно-модифицированные элементы могут оказаться в мясопродуктах, которые мы придём покупать в магазине. Именно такого развития событий позволял избежать принятый в 2016 году закон о запрете ГМО», — цитирует официальное издание Госдумы слова главы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова. Как оказалось, подрывная деятельность Мишустина стала новостью для сенаторов и депутатов, не говоря уж о том, что заболевший премьер своим постановлением обнулил указ Президента и соответствующий пункт Стратегии национальной безопасности. Сенатор напомнил, что закон принимался после тщательной проработки документа с экспертным сообществом и аналитиками рынка. За ужесточение мер к производителям продукции с ГМО и за усиление контроля неоднократно высказывалась и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Алексей Майоров подтвердил, что факты монополизации рынка кормов есть, однако это не повод отменять обязательную сертификацию ввозимой ГМО-продукции. «С монополистами должна бороться Федеральная антимонопольная служба и у неё есть для этого весь инструментарий. Открывать все шлюзы потоку иностранной продукции с ГМО — это удар по здоровью граждан», — справедливо считает законодатель.
При этом очевидно, что покупаемая за подорожавшую валюту соя никак не может быть дешевле той, что производят отечественные предприятия. Член аграрного комитета Госдумы Наталья Боева уверена, что решение о ввозе ГМО-сои ни в коем случае не должно приниматься, пока не получены ответы от учёных. «Главный вопрос: как повлияет наличие ГМО в организме животных на иммунитет человека», — опасается она. Кроме того, депутат недоумевает, как упрощённый допуск на рынок крупных корпораций по производству сои (главным образом они сосредоточены в США) может привести к снижению цен на эту продукцию в России. «Очевидно, что покупаемая за подорожавшую валюту соя никак не может быть дешевле той, что производят отечественные предприятия. Наверное, было правильнее не открывать рынок для иностранцев, а оказать поддержку нашим предприятиям, производящим сою», — считает она. По словам Боевой, на ближайшее заседание комитета следует пригласить представителей РАН и Минсельхоза для подробного обсуждения этого вопроса.
Это все прекрасно, вот только, пока пройдут обсуждения, на российский рынок уже зайдут транснациональные монстры вроде Монсанто, которые занимаются подсаживанием человечества на дешевый и вредный для здоровья корм. Если постановление Мишустина не отменить и не построить Минсельхоз, то к осени и обсуждать будет нечего — смягчение регулирования ГМО ставит в затруднительное положение отечественных производителей сои, поскольку выращенная традиционным способом продукция дороже, согласен председатель комитета по АПК Курской области Иван Музалев. Он не исключает, что действие постановления приведет к сокращению посевных площадей сои в России. Это мягко сказано. В случае, если транснациональные корпорации, которые могут себе позволить демпинговать, то есть искусственно занижать цены, зайдут сюда массово с ГМО по цене на треть ниже российской, то единственными покупателями у нас останется Китай, а сою будут выращивать на Дальнем Востоке. А вот остальные хозяйства если не разорятся, то понесут настолько серьезные убытки, что больше на мировой рынок сои соваться не будут. Что, собственно, и нужно «партнерам», в интересах которых, судя по всему, Мишустин и подписал свое постановление.
Остается понять, есть ли у нас Президент и силовики, которые могут вмешаться в эту историю и дать правовую оценку действиям премьера: просто ли это глупость и непрофессионализм или сознательная диверсия в интересах стратегического противника?
Радость от мяса с ГМО на фоне искусственного снижения иммунитета нации посредством «самолизоляции» россияне вряд ли оценят, не говоря уж о крестьянах, чьи интересы Мишустин променял на благосклонность западных «партнеров».
Источник: РИА Катюша
.
.