БОРЬБА ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛОРУССИИ ИЗВНЕ И ИЗНУТРИ И ЕЕ ПОДЛИННОЕ ПРИЗВАНИЕ 

Часть 19. Призвание Церкви в Белой Руси: от гуманитарных проектов российско-белорусского союзного строительства на православных началах через молодежную политику к духовному возрождению Белой Руси 

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7.Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13Часть 14. Часть 15. Часть 16. Часть 17. Часть 18. 

В деле побуждения, вдохновения и окормления строительства русского Союзного государства России и Белоруссии (чем, к слову, усердно, как божественной миссией, занимались почти все белорусские святые, начиная с преподобной Евфросинии ПолоцкойЦерковь призвана искать подходы и выстраивать сотрудничество не только с государственными чиновниками и союзной Общественной Палатой, но и со всеми просоюзными общественными организациями.

 В том числе принимая участие в соответствующих разовых и периодических симпозиумах. И вот как раз один из последних Дней единения народов России и Белоруссии преподнес очередную народную заготовку – «круглый стол “Москва-Минск: Дружба без границ”состоявшийся по инициативе Республиканской партии труда и справедливости [единственная идейно-патриотическая партия Белоруссии с православным председателем и представительством в Палате Представителей] с активным подключением братской партии Справедливая Россия и посвященный обсуждению практических вопросов реализации договоренностей в рамках Союзного государства Беларуси и России»Обратим внимание и на то, что «собравшиеся [среди которых было и руководство партий, а также, что отрадно, вновь священнослужитель] достигли договоренности о том, что все наиболее значимые высказанные предложения будут сформулированы организаторами и через парламентариев и руководство обеих партий будут оформлены в предложение, которое будет направлено заинтересованным лицам, в том числе и руководству Союзного государства», тем самым создавая сильнейший канал для донесения гласа церковно-патриотического сообщества (как об угрозах, так и о предлагаемых созидательных планах) до высшего руководства государств по союзной проблематике. 

Среди иных уже созданных и собравших в себя авторитетных идейных подвижников союзотворных сообществ, которые просто обречены быть союзниками Церкви в Ее священной миссии, мы уже выделяли особо ревностную «гражданскую инициативу “Союз”, возникшую в результате объединения усилий общественных организаций и экспертов, нацеленных на идеологическое продвижение белорусско-российского союза;причем данная гражданская инициатива явно готова к работе в регионах, где пройти согласования и особенно найти отклик у местной общественности легче, чем в столичном мегаполисе». Гражданская инициатива сразу отметилась проведением рядом семинаров на базе ведущих ВУЗов страны, один из которых даже получил освещение БЕЛТА Администрации Президента: «Основные вопросы, которые затрагивались во время встречи, касались перспективного образа будущего Союзного государства, гражданского общества, гуманитарного и духовного пространства Беларуси и России…, увеличения вовлеченности граждан наших стран и, в первую очередь, молодежи в процесс союзного строительства». Там же мы приветствовали «открытие в Гомеле третьего (после минского и брестского) Российского центра науки и культуры: “Руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Любовью Глебовой было обозначено приоритетное направление нового отделения – прежде всего, это тесное сотрудничество в гуманитарной сфере”. Осталось пожелать, чтобы такие центры были созданы и в остальных белорусских областных центрах Витебске, Гродно и Могилеве, и все вкупе приступили бы к соборному труду над проектом по превращению этих центров в центры совместного российского-белорусского просвещения и сплочения, с активным участием Церкви», блестящий проект которых был предложен белорусским писателем-патриотом Кириллом Забавским. 

Еще более настойчивым приглашением Церкви к соборному служению сплочению Русского мира как пространства Святой Руси следует считать «XIII республиканскую конференцию белорусских общественных объединений российских соотечественников “Помним и гордимся”, посвящённую 75-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков» и принятую на ней резолюцию, среди положений которой особенно выделим решимость к «работе по противодействию фальсификации истории Руси, России, Белоруссии, Украины и Русского мира в целом», «призыв к власти Республики Беларусь на государственном уровне наряду с проведением акции “Беларусь помнит” поддержать в 2020 году проведение всемирной акции, посвящённой 75-летию Победы над фашистской Германией – шествие “Бессмертный полк”, организовав его в Минске, областных и районных центрах, других населённых пунктах Белоруссии», намерение «создать редакционно-издательскую группу с целью подготовки к изданию книг, буклетов, другой печатной и видеопродукции, направленной на пропаганду идей Русского мира в Белоруссии», а также «всемерно содействовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами России и Белоруссии, развитию российско-белорусского сотрудничества, углублению процессов интеграции и их объективному и положительному восприятию в белорусском обществе. Разработать в этих целях план проведения тематических конференций, “круглых столов”, публичных обсуждений и публикаций». И все эти редакционно-издательская группа, конференции, круглые столы и публичные обсуждения должны быть не гражданскими, а церковно-гражданскими, соборными. И не российскими, а, в конце концов, именно белорусскими с участием представителей России! 

Буквально в те же дни в Доме Москвы прошел еще один крупный «Третий межгосударственный форум “Территория Союзного государства как единое историческое, образовательное и информационное пространство”…, в работе которого приняли участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации и Национального Собрания Республики Беларусь, депутаты законодательных собраний и муниципальных советов приграничных областей двух стран, представители белорусских и российских партий и общественных движений, эксперты». И на котором мы снова не видим ни одного, даже формального, представителя Церкви, при том, что на данном мероприятии белорусы, наконец, дождались одного из символов православно-патриотического политического движения в России, депутата Госдумы и церковного пономаря Виталия Милонова, который тут же и «призвал собравшихся начать формулировать новый ценностный набор для простого человека, живущего в Гродно, Минске, Смоленске, Москве», ибо «западные ценности либерализма и толерантности ведут к смерти, поэтому россиянам и белорусам не нужно им следовать». Ему вторил и оказавшийся в Минске другой депутат российской Госдумы, председатель думской комиссии по защите христианских ценностей и председатель Международной ассамблеи православных парламентариев, депутат от Коммунистической партии РФ Сергей Гаврилов: «Идеалы нашей общей культуры, православия, понимание добра и зла, понимание ценностей соборности, коллективизма, уважения к труду, равноправия – это то, что отличает нас, русских и белорусов, от многих наших братьев, которые стали жертвами тотального давления мирового глобализма. Союзное государство России и Беларусь является едва ли не единственным объединением, которое противостоит глобальному неоколониализму». 

Между тем, ревностному священству было что послушать и с чем поучаствовать в выработке решений: «Мы, участники III Межгосударственного форума “Территория Союзного государства как единое историческое, образовательное и информационное пространство”, исходим из того, что основой единства наших братских народов является общерусская цивилизация. Беларусь и Россия представляют собой составные части одного цивилизационного пространства, выступающие на международной арене в качестве суверенных государств. Участники Форума убеждены, что интеграционный проект Союзного государства Беларуси и России направлен на укрепление независимости наших стран и способствует реализации их национальных интересов в современном мире». И речь в резолюции идет, прежде прочего, именно о религиозной и в целом духовной независимости, а также соответствующих национальных интересах Русского мира – Святой Руси. О чем участники форума тут же и говорят: «В настоящее время ключевой задачей белорусско-российской интеграции является синхронизация образовательной, исторической и информационной политики Беларуси и России… 4. На основе принципов союзничества и братства разработать общую концепцию истории белорусско-российских отношений и положить её в основу совместного учебника истории Союзного государства… 8. В целях противодействия фальсификации общей истории учредить с участием ведущих ученых Союзного государства Российско-Белорусское историческое общество… 12. Рассмотреть возможность создания при президентах России и Беларуси общественных советов по вопросам союзной интеграции. 13. Рекомендовать выделить телеканалу Союзного государства “БелРосТВ”, дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы для устойчивого развития на ближайшую пятилетку, повысить качество работы союзной Телерадиовещательной организации», а, говоря прямо и смело, – включить телеканал «БелРосТВ» в основную сетку вещания в Республике Беларусь и Российской Федерации. Не лежат ли указанные пункты в поле непосредственных священных обязанностей Церкви и непосредственно глав Синодальных отделов по СМИ и взаимодействию с обществом? 

Едва ли не более всего, в чем нуждается российско-белорусский Союз, – это привлечение к его строительству и активному участию в нем научного философско-гуманитарного сообщества (с участием техническо-экономического, очевидно, дела обстоят куда лучше). Которое доселе (еще с позднесоветских времен) являлось скорее разрушительной силой по отношению к этому Союзу и Русскому миру в целом. И едва ли не главной разрушительной силой – как и его дореволюционная предшественница (интеллигенция) по отношению к Российской Империи. И здесь у Церкви двуединое призвание: с одной стороны, именно в сотрудничестве с данным научным сообществом возможно мощнее и действеннее всего влить в духовно-идейное основание Союза соответствующий дух и идеологию; с другой стороны, именно Церковь (и прежде всего, через само православное научное сообщество как часть самой Церкви) способна привлечь само научное сообщество к союзному строительству и придать ему большой импульс. О неоценимом значении исторической науки было сказано ранее. Обратим внимание и на «одно из первых начинаний Общественной Палаты Союзного государства – совместное с Институтом социологии НАН Беларуси “проведение исследовательских проектов, связанных с развитием взаимовыгодной и равноправной белорусско-российской интеграции” на основе подписанного в Минске соглашения о сотрудничестве»Подключаясь к этому начинанию, Церковь могла бы направить его энергию к главному предмету – психологическому: исследованию представлений, ожиданий, расположений, пожеланий и даже заблуждений людей относительно российско-белорусского Союза! 

Входя и развивая свое участие в указанных и иных родственных им по духу просоюзных сообществах Церковь Белой Руси призвана и может (разумеется, при условии выдвижения на ключевые церковные должности идейных ревнителей и подвижников просветительской миссии) прокладывать дороги к российско-белорусскому сплочению и одновременно одухотворять, идеологически наполнять содержание всех основных областей жизни самого белорусского народа, в которых формируется его дух, духовность людей, также одновременно инициируя соответствующие мероприятия и присоединяясь к таковым. Возникающие буквально на глазах примеры последних мы представляли ранее, напомним их теперь. 

«Кровеносной артерией народного сознания, напитывающей его духовно-словесной кровью, которую может в нее впускать Церковь и мыслящая нравственно-патриотическими категориями общественность, а могут и многообразные либералы, атеисты, материалисты, неоязычники, униаты и протестанты в светских пиджаках с активной финансовой и политической поддержкой западных фондов и “прогрессивного мирового сообщества” в целом, – является, наряду со сферой образования, система СМИ… И само преобладание одного из двух “геополитических решений” будет обратно определять и содержание самой “духовно-словесной крови”: православное, духовно-нравственное – в союзном информационном пространстве и, соответственно, атеистическо-материалистическое и униатско-протестантско-неоязыческое – в европейско-независимом пространстве. Но как раз в пространстве слова как такового силу и значение участия христианской Церкви Бога-Слова преувеличить невозможно». 

Но, «можно сказать, задание для Церкви и патриотических сил в целом дал сам глава белорусского государства А.Г.Лукашенко на “Открытии XIX Всемирного конгресса русской прессы” в Минске: “СМИ всегда называли четвертой властью. Но сегодня, учитывая степень их влияния на общество, можно говорить о более значимой роли… Сегодня, в условиях сложнейших общественно-политических, социально-экономических преобразований, когда рушатся духовные идеалы, без возвращения к законам – нравственным, этическим – обществу не выстоять. Да и государству непросто, если фундаментом его формирования перестанут быть честность, ответственность и просто элементарная порядочность… Через великий русский язык находят свое выражение такие традиции и ценности славянства, как духовные и нравственные идеалы, стремление к справедливости, добродетель, служение обществу, способность объединяться перед общей бедой. К сожалению, не везде эти простые и понятные ориентиры в почете. Все мы видим, как в ряде регионов планеты проявляется напряженность, обостряются конфликты, проливается кровь, происходит геополитическая перестройка мира. Картина глобального информационного пространства также кардинально меняется… Интернет-пространство и социальные сети должны строиться по законам нравственности, моральности, духовности… Давайте будем едины в главном – в поиске и утверждении правды… Выражаю надежду, что результатом проведения мероприятия в Минске станут конструктивные инициативы, позволяющие очистить общее информационное пространство от грязи и лжи». В действительности, и Беларусь находится отнюдь не на периферии данного процесса. 

Подспорьем для осуществления Церковью данной миссии и вкупе для «создания союзного русского информационного пространства стало “учреждение Клуба редакторов Беларуси и России…, в котором, [в частности], представлено руководство всех ведущих государственных телеканалов и общественно-политической печати Беларуси», и который буквально немо вопиет к Церкви о его окормлении. Как было там же отмечено, это требует создания полноценных православных общественных СМИ и возрождение белорусской идейно-патриотической (черносотенной) печати как таковой (по своей христианской сущности не могущей иметь ничего общего с пропагандой национальной вражды, ксенофобии и т.п.)разгромленной в середине 2000-х годов – вкупе с центром православно-патриотического просвещения «Православная инициатива» В.Чертовича при пособничестве либеральных кругов в церковной среде – торжествующим сионистским лобби во главе с яростным русофобом, антисоветчиком и противником церковно-государственной симфонии Яковом Басиным. Именно тогда в белорусском государстве и начался «большой идеологический разворот» (во всем спектре политики – от экономической и внешнеполитической до идеологической и, наконец, собственно религиозной) на Запад. 

Не будем здесь слишком подробно останавливаться на вопросах культуры (художественной и обрядово-бытовой), хотя она заслуживает едва ли не преимущественного внимания. Очевидно, что художественной искусство и бытовая культура (правила, обычаи и обряды) очевиднее всего отличают православный Русский мир от неоязыческой (ренессансной) цивилизации Запада, являют собою единство этого Русского мира. Как бы ни крутили свои козни литвинисты, но А.С.ПушкинФ.М.Достоевский для вменяемого белоруса всегда будут своими, а польская интеллигенция (куда относятся и Винцент Дунин-Мартинкевич со своей «Пинской шляхтой» и Адам Мицкевич со своим «Паном Тадеушем», и отец «мовы» Франциск Богушевич, и Марк Шагал и Казимир Малевич с их «витебской школой») – чужой. Как бы ни пытались вышиванки сделать символическим элементом русофобии, они (если не приписывать им ромбово-крюковых оберегов) – то, что объединяет восточных и просто славян между собой и уж точно отличает их от романо-германцев. Поэтому от Церкви требуется всеми силами охранять и распространять славяно-русскую художественную и бытовую культуру (конечно, с бережным хранением местного своеобразия, а главное – строго обличая рудименты и креативы язычества), одновременно используя ее для проповеди Православия и сплочения русского Союза. 

Но и здесь опять же необходимо обращаться к открывающимся навстречу со стороны светского общества возможностям – таким, как инициированный министерствами культуры России и Беларуси «переход непосредственно от сотрудничества между учреждениями культуры – театрами, музеями – к созданию прямых партнерств в области культуры между нашими гражданами и инициативными группами». Министерствами «с этой целью…создаются фонд и комиссия, которые будут отбирать самые интересные стартапы в сфере культуры, инициированные любыми организациями – галереями, студиями, группами инициативных граждан, чтобы они работали напрямую другу с другом и развивали совместные проекты». Это, помимо прочего, открывает новые возможности и для непосредственно церковного искусства. Вместе с предложением Владимира Мединского совместно российским и белорусским детям «включиться в российскую программу культурно-познавательного туризма…с посещением театров, музеев, знакомством с историей…, наладить прямой обмен между детскими художественными и музыкальными школами [здесь воскресные школы могли бы идти в авангарде], реализовать ряд проектов в части взаимных гастролей театральных и музыкальных коллективов по городам Беларуси и России, в сфере военно-патриотической тематики…, перейти от разовых акций к системной совместной работе в сфере культуры по всем направлениям» – это можно считать уже готовой стратегией культурного сплочения Белой и Великой Руси, тем более что белорусский министр поддержал и дополнил ее масштабным предложением «перехода от столичных и приграничных культурных проектов к проектам региональным». Для этого необходимо начать с создания в белорусском Экзархате органа, который бы отвечал за организацию сотрудничества с министерством и учреждениями культуры, не ограничивающегося вопросами «церковного искусства, архитектуры и реставрации». 

Отметим, что во всех областях и по всем направлениям союзного строительства и церковного участия в нем рефреном звучит тема молодого поколения, в котором и закладывается прочная опора как строящегося Союза, так и чаемого будущего воскрешаемой Руси. В завершение анализа и синтеза плана государственной миссии Церкви остановимся на Ее возможностях именно в области непосредственного воспитания молодежи как таковой и союзного (российско-белорусского) духа в ней, в частности, – в области образовательной и молодежно-организационной союзной политики. Эти возможности должен взять на вооружение Синодальный отдел по делам молодежи БПЦ, который призван, с одной стороны, смещать акцент в организации жизни православной молодежи с «чайно-гитарнобально-экологической» стратегии (которая может служить хорошим, но лишь дополнением) на стратегию служения с различением условных «мужской» и «женской» составляющих (пример такового подают упоминавшийся ранее белорусский «Казачий Спас» и «Добровольческое движение» Синодального отдела БПЦ по социальному служению), с другой стороны, побуждать, координировать и синтезировать деятельность других Синодальных отделов по вовлечению православной молодежи. При этом стратегия служения в молодежной политике Церкви должна тесно сочетаться с просветительским (а не увеселительным) воздействием на саму молодежь – в том числе, историко-просветительским, а также ценностно-просветительским, напрочь пресекая «прогрессивную» псевдомиссионерскую парадигму «всеобщей икономии», то есть, «церковного» попустительского освещения возможности «дружбы и компромиссов» православной молодежи с современной западной культурой, в целом – вольного образа жизни и оправдания грехов в угоду молодежи и ее «современным нормам жизни». 

Напомним, что еще сам глава государства «на пленарном заседании V Форума регионов Беларуси и России предложил в следующем году посвятить это мероприятие молодежной тематике» с не менее красноречивым обоснованием: «Это очень важно. Следует обсудить реальные аспекты образования, культуры, творческого развития, патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни молодых людей. Нашему подрастающему поколению необходимо прививать желание жить и работать на родной земле… Мы должны сделать все, чтобы наша молодежь, Беларуси и России, смотрела, прежде всего, друг на друга, а не так, как порой бывает: россияне смотрят через Беларусь дальше на Запад, и белорусы». И кому здесь больше есть, что сказать и что предложить (хорошо обдумав), нежели Церкви?! Тем более что предложение белорусского президента нашло отклик, и вот, уже «совместные молодежные и культурно-гуманитарные проекты планируется обсудить на VI Форуме регионов Беларуси и России…, на форуме будут работать шесть секций…, за основу целесообразно взять проекты Союзного государства, региональные проекты, взаимодействие между театрами, библиотеками, музеями; предлагается затронуть темы национальной идентичности, базовых ценностей». И ведь пожелание А.Г.Лукашенко, надо полагать, распространяется не на одно только мимолетное мероприятие! Тем более что и VI Форум регионов Беларуси и России обещает не быть последним. 

И вот уже на самом Форуме регионов 2019 года (точнее на предварявшем его VII Российско-белорусском молодежном форуме «Молодежь за Союзное государство») министр образования Беларуси Игорь Карпенко объявил о завершении «подготовки проекта стратегии молодежной политики до 2030 года» и целесообразности «включения концептуальных подходов этого документа в разрабатываемую стратегию [ни много ни мало!] развития молодежной интеграции Союзного государства». Неужто у Церкви не найдется ничего, что Она могла и должна была бы внести как в саму стратегию белорусской молодежной политики – проект которой, как указывается, постоянно открыт для предложений и доработок через сайт Республиканского института высшей школы (РИВШ), – так и в стратегию интеграции белорусско-российской молодежи?! 

И не только внести в эти стратегиино и активно включиться в их исполнение, – в частности, стратегии союзной как ключа к стратегии собственно белорусской! Тем более что тут же «Белорусский комитет молодежных организаций и Белорусский республиканский союз молодежи подписали ряд соглашений о сотрудничестве с российскими молодежными организациями на полях VII Российско-белорусского молодежного форума “Молодежь – за Союзное государство” в Санкт-Петербурге», а «по итогам молодежного форума выработана дорожная карта сотрудничества молодежных организаций двух стран, в основу которой легло гражданско-патриотическое воспитание». 

Белорусскую и российскую молодежь необходимо совместными усилиями Церкви, государств и еще невоцерковленной патриотическо-созидательной общественности как просвещать и воспитывать на духовно-нравственных началах, так и «приобщать к союзному строительству…, пропитывая ее духом и самосознанием единства Белоруссии и России, и притом именно на почве единого историко-культурного наследия». Прекрасным примером такового приобщения стал «молодежный форум “Общее культурное наследие России и Белоруссии”, на коем были высказаны весьма серьезные идеи, например: “Единство Белоруссии и России, и в рамках цивилизационного подхода, и в рамках развития Союзного государства, должно восприниматься нами не как раз и навсегда заданный факт, но как цель, как план-максимум, как проект. Следовательно, нам необходимо долгосрочное планирование”. Особого же внимания заслуживает резолюция Форума – она определяет и указывает направление межгосударственного молодежного сплочения и дает опору [прежде всего, Церкви] для непосредственного взаимодействия с чиновниками: “Русский народ и белорусский народ сформировались в рамках единой цивилизации. У нас общая культура, общие герои, общее прошлое, настоящее и, как мы убеждены, общее великое будущее. У наших стран есть мощный потенциал, который способен вывести нас на головокружительные высоты!.. Однако для этого мы должны сохранить единство гуманитарного пространства России и Белоруссии и не поддаться на уловки Запада и его марионеток – российских либералов и белорусских националистов, которые не заинтересованы в благополучии и процветании наших государств». 

В том же совершенно духе заявлен ставший уже традиционным «молодежный форум “Вместе” – “Разам”, посвященный Дню единения народов Беларуси и России» и, заметим, «направленный на воспитание молодежи в духе сохранения исторической памяти и преемственности поколений, развития культурного потенциала»И хотя на эту «встречу были приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны, гости из комитета по образованию Мингорисполкома, представительства Россотрудничества и Московского центра международного сотрудничества в Беларуси, Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников при посольстве России, молодежного социально-культурного общественного объединения “Русь молодая”», Церкви на это форуме места «почему-то» не нашлось. Еще один крепкий посыл для союзного объединения молодежи, в котором напрашивается участие Церкви, стал фестиваль современного творчества «Навстречу звездам», организованный белорусским и российским государственными союзами молодежи в их, соответственно, витебском и смоленском отделениях, которые к тому же выдвинули чудесный замысел сделать из него всесоюзный «стартап для фестиваля “Студенческая весна Союзного государства”», который, оказывается, уже существовал, но, как и многое в эпоху макеевско-янчевской идеологической политики, был заброшен. Как видим, пространства для собирания и подключения к серьезным делам православной молодежи, – а равно и в целом молодежи – от серьезных патриотических дел к Православию, – более чем достаточно! 

Полномочным органом, с которым Церковь призвана на плановой основе выстраивать союзную молодежную воспитательную политику, является Комиссия Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, которая среди первых своих задач имеет курирование «вопросов функционирования Молодежной палаты при Парламентском собрании Союза Беларуси и России». Такие события, как «рассмотрение в Минске проекта стратегии развития молодежной интеграции Союзного государства” вообще не должны проходить без участия Церкви. Стратегической же целью церковной миссии в отношении Молодежной палаты при союзном Парламентском собрании и молодежной союзной интеграции в целом является проведение в жизнь, напомним, уже разработанной (с участием священников-энтузиастов) и утвержденной Общественной Палатой «Декларации ценностей Союзного государства». 

Наконец, безусловно, особым и даже главенствующим направлением в молодежной политике российско-белорусского Союза с его чаемым церковным духовно-просветительским окормлением служит, возвращаемся вновьобразовательная система, о фундаментальном значении в церковной миссии в Белоруссии которой мы говорили ранее и «которая в Белоруссии и особенно в России находится под сильным гнетом дегенеративного Болонского процесса, а в содержательной своей части (особенно гуманитарное образование) – западного материализма, позитивизма и либерализма. И в самую точку бьет аналитический доклад “Проблемы развития образовательного пространства в Союзном государстве Беларуси и России”, подготовленный Российско-белорусским экспертным клубом при официальном издании Парламентского собрания Союза Беларуси и России “Союзное вече”…и представленный в Москве на площадке белорусского посольства с участием экспертов, дипломатов, ученых и преподавателей из России и Беларуси… Перед образовательным пространством Союзного государства стоит задача не только качественно через формулирование общей программы развить академическую мобильность внутри, но и наполнить её конкретным содержанием: ценностной платформой, научно-техническим сотрудничеством и общими академическими проектами и программами… Стоит ли говорить, что без участия в этом деле Церкви (и, в частности, православно-патриотической интеллигенции), которая должна всецело поддержать и позаботиться и о самой жизни проекта единого образовательного пространства Союзного государства, ценностная платформа не сможет быть создана – как и единая образовательная и научная программа для Русского мира: они обе скатятся к тому же либеральному гуманизму и технократическому потребительству с акцентом на “оказании образовательных услуг” и подготовке для рынка “рабочей силы и человеческого капитала”»! 

Прекрасный задел для совместного церковного, государственного и патриотическо-общественного сотрудничества на предмет становления единого образовательного пространства белорусско-российского Союза в духе Русского мира был сделан на том же московском круглом столе «Церковь, власть, народ: новые вызовы братским народам и глобальному миру»«Выступив о важности активизации работы с молодежью, директор Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, доктор исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Евдокия Ивановна Холостова предложила конкретный проект, разработанный ею совместно с коллегами: создание постоянно действующего профильного детского лагеря для воспитания талантливой молодежи в духе объединяющих ценностей Союзного государства. Е.И. Холостова также упомянула, что сегодняшней молодежи остро не хватает не только достаточных знаний о союзной интеграции и совместной с братскими народами истории, но и воспитательной, идеологической составляющей: понимания, в чем же состоит общность народов, каковы их общие ценности, даже в чем сегодня государственные интересы Отечества и польза обществу – все это необходимо воспитывать с детства, и лучше всего с участием как российских, так и белорусских специалистов. 

Ее поддержала Президент НОК “Российская семья”, доктор политических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Галина Ивановна Климантова: она сделала акцент на важности внимания к подготовке педагогических кадров, обмена лучшим опытом и практиками обеих стран в этой сфере, а также рассказала о реализованном Комиссией по образованию Общественной Палаты Союзного государства [еще один ключевой орган для сотрудничества Церкви] проекте “Учитель – это призвание”. Своим опытом реализации проектов по воспитанию юных граждан Союзного государства поделился также председатель Общественного совета при Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, доктор культурологии, профессор Владимир Александрович Васильев. Он также указал на важность совместной работы Церкви, власти и общественности по формированию правильных образов героев, популяризации живых примеров для детей и молодежи, персонификации лучших качеств человека и гражданина, которые мы хотим воспитать в сегодняшних детях. Он призвал коллег уделять этому особое внимание, так как во всех случаях, когда мы не уделяем должное внимание примерам для своих детей в своей стране, они находят примеры для подражания за рубежом – подчас совершенно чуждые нашим ценностям и традициям». 

Вместе с тем, как мы можем видеть, участие Церкви в судьбоносных для российско-белорусского союза (а с ним – и для собственной миссии и ближайшей судьбы), как и во внутрибелорусских мероприятиях (разумеется, речь не о роли «свадебного генерала»), пока крайне ограничено. Причем если в случае с государственными еще можно было бы пенять на вину недоброжелательных чиновников, то в случае с патриотической общественностью прикрываться нечем. Так, не оказалось представителей белорусского Экзархата на «Третьем межгосударственном форуме “Территория Союзного государства как единое историческое, образовательное и информационное пространство”» с самым высоким представительством (включая белорусский и российский депутатский корпус, дипломатию), организованном тем самым гражданским объединением «Союз». А ведь главный, золотой тезис резолюции форума о том, что «в настоящее время ключевой задачей белорусско-российской интеграции является синхронизация образовательной, исторической и информационной политики Беларуси и России» – буквально взывает к поддержке Церкви, – как и блестящий перечень предложений органам власти по «политике в сфере, образования, политике исторической памяти и информационной политике», в которых как раз и чувствуется Ее отсутствие. 

*** 

На этом мы завершаем масштабное исследование состояния и положения Церкви в Белой Руси, ключевых направлений ее миссионерского служения в мiру и в государстве, которое, впрочем, сливается во единое богослужебное целое с ее приходской жизнью – ибо имеет единый Дух и единую цель. Безусловно, в данных главах мы не охватили все возможные направления, нагромождения проблем и методы служения Церкви в государстве Белой Руси, ожидаемого от Нее строительства церковно-государственной симфонии ради духовного просвещения и возрождения белорусского народа на духовно-нравственных идеологических началах единой Святой Руси. Однако, вероятно, наиболее общие и ключевые стороны этого служения (равно как и положения Церкви в Беларуси и противодействия Ей со стороны враждебных сил), требующие усиления или коренного пересмотра, следует считать определенными и в значительной мере раскрытыми. 

Борьба против Православной Церкви на Белой Руси извне и изнутри и одновременно за, всё-таки, восстановление Ее естественного и должного статуса духовного окормителя и воспитателя белорусского народа, созидателя самой Белой Руси как части единой Святой Руси, усиливается и будет только нарастать. И исход в этой борьбе во многом (и даже в самом главном) зависит от самой Церкви, ибо Богу угодна Ее победа над противниками, прозападными безбожниками, сознательно-прямыми или косвенными врагами духовного возрождения белорусского народа, сознательными или подсознательными сторонниками превращения «суверенно-независимой Беларуси» под видом борьбы за эту независимость в часть либерально-антропоцентрической, служащей культу плоти, капиталистической западной цивилизации. 

Пантелеимон Филиппович

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники