Часть 14. Призвание Церкви в Белой Руси: новые редуты в образовании
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13.
В каких же областях жизни и какими действиями белорусской Церкви следует предпринять первоочередные шаги?!
Начать следует с тех направлений, где как раз достигаются успехи. Выше мы говорили об усилиях Синодального образовательного и подведомственных ему епархиальных отделов.
Несомненно, стратегически необходимо двигаться к введению «Основ Православия» в качестве обязательного школьного предмета (при согласии родителей и их праве заменить его в частном порядке на иную традиционную религию или религиоведение), а в первую очередь – к привлечению Церкви к «шестым школьным дням» (которые призваны быть не только «днями физической культуры», но, по идее, и культуры духовной), а также – в планы воспитательной работы учреждений образования. Александру Лукашенко и белорусским чиновникам должно быть терпеливо и настойчиво разъяснено (при помощи православно-патриотической интеллигенции), что никакого духовного возрождения и нравственного воспитания нового поколения – особенно способного сознательно противостоять мощнейшему духовно-информационному разрушительному воздействию – без участия Церкви (методами светских спецкурсов и морализаторств, а также при помощи самых усердных цензур), как доказала советская эпоха, осуществить невозможно, и связанного с ними большинства общественных проблем (от коррупции и низкой рождаемости до падения уровня образованности и высокого революционного потенциала) не решить!
Отделение школы от Церкви в 1917 году, секулярное образование – это главный источник всякого нынешнего зла. И никакой угрозы «межконфессиональному миру», как этого боится президент, это не принесет. При этом никто не будет против, если в пограничных регионах республики с высокой долей католиков по заявлению родителей в школах учили бы ксендзы. А если руководство страны осознает указанную истину и действительно озаботится духовным возрождением и спасением молодежи (а значит, и будущего самого народа), то оно вполне может воспринять и идею установления одним из главных критериев при назначении руководителями воспитательной работы в учреждениях образования участие претендентов в выполнении Программы сотрудничества Церкви и Министерства образования.
Ныне же в белорусских школах вводится «должность замдиректора по патриотическому воспитанию». Что самое отрадное, инициатором и организатором такого введения являются не националистические идеологи макеевско–прозападной группировки, а, напротив, силовики из Министерства обороны: «По словам начальника управления информации ГУ идеологической работы Минобороны Дениса Федорова, в обязанности нового замдиректора будут входить ведение предмета “Допризывная и медицинская подготовка” и организация патриотического воспитания школьников. Федоров рассказал, что работа в данном направлении между Минобороны и Минобразования уже ведется. Содержание программ предмета “Допризывная и медицинская подготовка” для 10-х и 11-х классов пересмотрели, материал сделали более доступным… По этому предмету в школах уже пополнена учебно-материальная база, а в Военной академии организованы курсы для учителей, которые не имеют военного образования». Очевидно, что данную программу и саму подготовку постараются перехватить прозападные «либерал-литвинисты», в том числе организовав назначение своих людей на должности заместителей директоров учебных заведений. Поэтому Церкви необходимо в срочном порядке включиться в работу с Министерствами образования и обороны, исполкомами для участия в разработке и доработке данной программы, в непосредственных школьных мероприятиях данного цикла и, наконец, желательно – в подготовке самих заместителей директоров по патриотическому воспитанию! В том числе внеся соответствующие изменения в Планы сотрудничества Церкви и Министерства образования (на синодальном и епархиальном уровнях). Кто, как не Церковь, может предложить подлинную программу патриотического воспитания школьников (прежде всего, на основе православного «Родиноведения»), очистив ее от изрядной доли духовного мусора! А ведь те же силовики, глава Администрации Президента генерал ГКБ И.П.Сергеенко должны поддержать такой посыл!
Но, прежде всего, необходимо общими усилиями разоблачить и пресечь деятельность чиновников-богоборцев, поддерживаемых (а то и прямо стимулируемых) западными НКО и прозападными СМИ (во главе с богомерзким TUT-баем Зиссера и всем неонацистским пулом), которые стремятся всячески затормозить или даже обратить сближение государственной школы с Церковью. Пример такого стремления и одновременно замечательного его разоблачения принесла статья (стр. 8-9) в «Новогрудских епархиальных новостях»: «В феврале-марте г. Новогрудок испытал настоящее потрясение: школы накрыла волна проверок. Человек десять приехали из Министерства образования, затем вслед за ними – и чиновники из областной администрации. Сначала все подумали, что перенять опыт, ведь в городе вот уже более десяти лет, реализуя положения Соглашения между государством и Церковью, трудятся в тесном контакте учителя и священнослужители. О результате этой подвижнической работы судите сами: 68-80% учащихся Новогрудчины поступают в ВУЗы, в 2018 году итоги централизованного тестирования оказались впечатляющими – выше среднего во всей Гродненской области. На областных олимпиадах учащиеся каждый год получают семь-девять дипломов разных степеней, на республиканских – один-два. Закрепляемость кадров на Новогрудчине – 78%. А по статистике РОВД уровень преступности в Новогрудке неуклонно снижается и сейчас составляет 10,8% на 10 тысяч человек населения! (Для сравнения: по Гродненской области – 15,6%, по республике – 17,7%).
Но, как оказалось, сотрудников из Министерства интересовали отнюдь не достигнутые результаты. “Чутко” отреагировав на публикацию в негосударственных СМИ о том, что в школах Новогрудчины ведутся духовно-просветительские занятия, они приехали разбираться. После общения с проверяющими и далеко не дружелюбного их отношения директора и педагогические коллективы школ до сих пор пребывают в шоковом состоянии: им конкретно было указано на то, что…много Православия. Между тем хочу напомнить, что еще в 2005 году в рамках Соглашения между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью Министерством образования Республики Беларусь был утвержден факультатив “Основы православной нравственности”, разработанный в Новогрудской епархии… В школах стали говорить о вере, нравственности, делах добра и милосердия, любви к ближнему, грехах аборта и самоубийства, наркомании, пьянства. Учителя все эти годы учились вместе с учащимися, открывая для себя прекрасный мир духовного…
Но разумное, доброе, вечное, видимо, сегодня не в чести. Среагировав на размещенную на портале tut.by петицию, чиновники от образования решили подстраховаться и, чтобы оградить себя от лишних неприятностей, поспешили занять позицию ее авторов-богоборцев, которые очень уж не хотят, чтобы в школах проповедовали нравственные устои, говорили о делах добра, а дети не хватались за ножи, убивая друг друга [статья написана незадолго до страной трагедии в школе соседнего Столбцовского района]… Что касается появившихся на tut.by и прочих “навинах” провокационных материалов, этому удивляться нечего. Прискорбно другое – на них живо реагируют люди [чиновники], ответственные не только за обучение, но и за воспитание школьников, а еще за снижение в стране преступности и укрепление государственности. Православная Церковь молится за начальства, власти, воинство, за весь народ наш, в том числе за недоброжелателей и врагов. А в Новогрудке она, учитывая приведенные статистические данные, готова поделиться еще и опытом духовно-просветительской работы».
Несмотря на неприятный и даже позорный для Белоруссии и ее руководства повод, данная статья являет собой отрадный пример праведного гнева и нелицеприятного ревнительства, которых от церковных СМИ, да и всего пастырства, с сильным упованием ожидает…сама Церковь, церковный народ и, несомненно, Сам Господь Бог (как Он и показывает это личным примером в Святых Евангелиях и житиями Своих святых, начиная с подвига пророка Иоанна Предтечи). Церковь до Страшного Суда – Церковь воинственная и воинствующая. Всякие попытки примирения с силами зла, замалчивание, угодничество, заискивание всегда обернутся не только против Церкви, но и против самих разного рода коллаборационистов с фарисеями, законниками и князьями иудейскими. А вот такие публичные удары наотмашь критиков «слишком много Православия» – как красноречивыми фактами и законом, так и напоминаниями горе-чиновникам, до чего они довели образовательно-воспитательную систему страны в целом (в том числе, производящую детей-убийц), – ничем, кроме уважения к Церкви и здорового страха перед Нею (а у кого-то и пробуждения совести) у чиновников, да и всего народа, не вызовет!
Сильно может помочь этому и замечательная статья «Пионерское движение в БССР в контексте гонений на Церковь (до 1940 года)» в журнале Администрации Президента «Беларуская думка» 55-летнего аспиранта Минской духовной академии из Ровно Олега Рудюка, который на основании исключительно архивных данных показал, с какой злобой и подлостью (и даже поистине фашистской яростью) большевистская власть насаждала атеизм и антирелигиозность среди белорусских детей. Для этого ею искусно использовалась организованная вертикальная структура «партия-комсомол-пионерия-октябрята» (деятельность которых в 1920-1930-е заметно отличалась от послевоенной), через которую антирелигиозной пропагандой пронизывалась вся система социалистического «образования», в которой детей прямо противопоставляли своим родителям. При этом «обосновывалось создание нового строя без влияния семьи и религии…, много усилий прикладывалось для искоренения сложившегося крестьянского семейного уклада… Ставилась задача не только изменить принципы обучения в школе, но “охватить” ребенка в свободное время, когда он возвращается домой и подпадает под влияние “мещанско-религиозной семьи”… Директивные документы ЦК КСМБ предписывали проводить антирелигиозную работу среди детей, уделяя особое внимание праздникам Рождества и Пасхи… Значительную роль должно было сыграть проведение антирелигиозных вечеров на христианские праздники… Пасхальный день в школах был учебным… В связи с этим готовили и проводили мероприятия, отвлекающие от Пасхи: 8 марта, день рождения Ленина – 22 апреля, 1 мая… Не оставлены были без внимания малыши яслей и детских садов, потому что для советской власти эти учреждения являлись местом коммунистического воспитания детей, там воспитывали детей-ленинцев».
Проводились огромные методические разработки, открывались специальные «техникумы для подготовки пионерских работников», выделялось значительное финансирование, создавались «комсомольские организации, пионерские отряды и ячейки “Воинствующих безбожников”», притом, согласно плану, утвержденному на ЦК КП(б)Б в 1930 году, «положительный результат возможен только в случае осуществления комплексных антирелигиозных мероприятий среди родителей и окружающего населения, потому что влияние религиозной домашней обстановки на детей парализует антирелигиозные усилия школы… Школа должна воспитать детей в духе безбожия и готовить из них кадры активных борцов против религии… Для недопущения влияния церковников на детей еще недостаточно проводить антирелигиозное образование. Оно должно сопровождаться эстетическим воспитанием, пропитанным антирелигиозным содержанием. На место религиозных эмоций должны прийти революционные, классовые, пролетарские с ориентацией внимания на эстетическое оформление революционных праздников». Также «в антирелигиозной работе применялось соцсоревнование и ударничество. Из победителей формировались ударные бригады, проводившие антирелигиозные культмарши в трудовые коллективы… Печать в этом деле играла весьма значительную роль: широкое распространение имели настенные газеты, листовки в пионерских отрядных уголках…с антирелигиозным содержанием». В данную статью в ведущем издании страны должны быть буквально «ткнуты носом» ряд ответственных лиц – дабы, во-первых, знать откуда растут корни нынешней деградации и запустения молодежи, а во-вторых, чтобы помогать Церкви (которой и самой можно научиться у врагов продуманной организованности и целеустремленности) пройти и провести народ по тому же «комплексному» пути вспять.
Однако Церковь отнюдь не должна ограничиваться внесением сугубо церковных и нравоучительных дополнений в школьную (и университетскую) учебную и воспитательную программу. Церковь должна продвигаться (начиная, конечно, с побуждения верующих чиновников и педагогов) к одухотворению, воцерковлению самой учебной программы, ее содержания и методологии. Причем не только в гуманитарных, но и в природоведческих науках. Говоря обобщенно, настало время пересмотреть лживые догмы дарвинизма о человеке как потомке обезьяны и эволюционистской ереси как таковой, об атомистском устройстве материи, о случайном, дискретном и бесцельном устройстве природы как таковой. Церковь должна стать главным врагом и обличителем Болонской системы как постмодернистского образовательного проекта Запада по превращению людей в распущенных, полудурковатых бунтарей-потребителей. Но, прежде всего, Она должна исторгнуть болонское жало и рудименты из собственной системы духовных школ, которые в нее усиленно и давно вдавливают некоторые высокопоставленные лица. Начать следует с решительного пресечения отправления священников на отравляющую учебу и стажировки на Западе (чему духовному они там вообще могут научиться!), а для белорусского Экзархата сугубо – на учебу в Польшу, в Варшавскую теологическую академию, – пристанище ультраэкуменизма, либерализма, евроинтеграционного морока и иного обновленчества, в котором уже прошла подготовку немалая часть высокопоставленного духовенства в Белоруссии.
Приоритетной целью Церкви должно быть привлечение ее к содержательному совершенствованию (если не переработке) типового учебника и учебной программы по главному духовно-идеологическому школьному предмету – обществоведению (где по-прежнему кишат либерально-гуманистические идеи, включая то самое происхождение человека от обезьяны). И вот уже в Партизанском районе Минска священник привлекается к участию в «I научно-практической конференции “Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы”, состоявшейся при поддержке Минского городского института развития образования, управления по образованию администрации Партизанского района города Минска, БГПУ имени Максима Танка». А ведь Церковь вполне могла бы создать собственную комиссию под эгидой Синодального образовательного отдела и в ее лице принять участие в обсуждении учебной программы по данному предмету, к тому же разработав системный перечень предложений по дополнениям и изменениям в такую программу!