В редакцию сайта “Русский путь” пришло открытое письмо в адрес патриарха Кирилла от группы православных христиан из Оренбургской области, где рассказано о проблемах в данной епархии. Публикуем его полностью, с сохранением орфографии с надеждой на объективное разбирательство со стороны церковной власти.
Его Святейшеству,
Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
ПРОШЕНИЕ
Ваше Святейшество!
Покорнейше просим Вас обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в Оренбургской епархии со времени прибытия на кафедру в ноябре 2015 года нового правящего архиерея – митрополита Вениамина (Зарицкого).
Новоприбывшему архиерею досталась епархия, уникальная по своей истории и современному положению дел. Наш Оренбургский край, находящийся на стыке Европы и Азии, издавна стал своего рода образцом дружественного существования двух основных традиционных религий России – Православия и Ислама. Еще в советское время в регионе нормой стали смешанные семьи, впрочем, тогда мало кто задумывался о вере, тем более наша область – переселенческая, значительная часть населения приросла добровольцами-целинниками – людьми молодыми и неверующими, поэтому к разрушению храмов в безбожное время основная часть населения относилась терпимо. А вот восстанавливать и строить новые храмы в нашем крае, к сожалению, весьма сложно даже и сейчас, после тридцати лет от начала возрождения Православия в России.
Доля неверующего населения в Оренбуржье ещё велика, поэтому священнослужители и их семьи находятся под пристальным вниманием как населения, так и СМИ.
В силу такой ситуации вдвойне прискорбно, что наш новый архиерей ведет ненормальный образ жизни, применяет неправильные методы работы и формы общения как с населением, так и со священнослужителями. Он находится на виду у всех и вызывают оправданное недоумение, граничащее порой с резким осуждением, что, несомненно, вредит как авторитету нашей Святой Матери-Церкви, так и душам пасомых, и душам священнослужителей.
Просим Вас, Ваше Святейшество, приклонить Вашу милость к просьбе нашей –внимательно рассмотреть ситуацию и принять Ваше Высочайшее решение по затрагиваемым в нашем прошении вопросам.
- Митрополит сразу после своего назначения в несколько раз повысил налоги на приходы по всей епархии.
Прихожане это сразу узнали по резко возросшим ценам на требы и товары – они в наших храмах выросли в несколько раз, из-за чего многие бедные прихожане перестали часто посещать храмы. Ходят лишь по воскресеньям и большим праздникам, потому что пенсии уже не стало хватать на церковные нужды. Батюшки всё понимают, но ничем помочь нс могут, говорят, что для оплаты таких бешеных сборов в епархию, они вынуждены повышать цены на всю церковную продукцию.
Когда митрополит посещает приходы, то со скорбью говорит о малом количестве людей в храмах, но кто в этом виноват, если не он сам?
Лучше всего это отражено в нижеприводимой статье одной из газет. Тут ничего нс придумано, все так и есть. Добавить к этому можно лишь тот факт, что когда представители СМИ спросили у архиерея, почему так резко выросли цены, то он ответил, что это, якобы, инициатива самих настоятелей храмов. Но это, конечно, не так.
Газета «Оренбургская сударыня».
Статья«Духовный товар подорожал».
В православных приходах Оренбургской епархии в несколько раз выросли цены на церковные услуги.
Прайс-лист в церковных лавках оренбургских храмов вызывает у прихожан не только недоумение, но и недовольство.
– Я хожу в храм Казанской иконы Божией Матери в Оренбурге. Здесь на все установлена твердая цена: крестины, венчание, отпевание, молебны с записочками… Но от этого как-то не по себе становится. Ведь финансовое положение многих прихожан оставляет желать лучшего. И многим приходится выбирать: храм посетить или в магазин за хлебом сходить, – возмущается жительница областного центра Дарья Говорова.
Новый прейскурант был установлен накануне главных православных праздников: Рождества и Крещения. В это время в храмах всегда многолюдно.
Настоятели объясняют, что повышение цен – не их решение. Они лишь выполняют требование митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, который счел нужным увеличить размер платы за церковные ритуалы и необходимые для их проведения атрибуты. На храмы Бузулукской и Орской епархий это требование не распространяется.
Где дешевле?
Изучение прейскурантов показало, что самые низкие цены, например, на проведение Таинства Крещения, в Саракташской обители милосердия. ‘Здесь за ритуал придется заплатить 300 рублей. В приходе святителя Димитрия Ростовского в п. Северном та же самая услуга стоит I 500 рублей, а в Дмитриевской церкви Оренбурга – 2000 рублей.
Специальная цена не установлена лишь в храмах Орской епархии. Здесь каждый прихожанин сам определяет размер вознаграждения за церковную услугу – исходя из своих возможностей.
– Я всегда призываю священников совершать требы во славу Божию, не считая деньги. Сейчас среди прихожан очень много тех, кто не может платить по объективным причинам. Надо пойти им навстречу. Они потом отблагодарят, – говорит епископ Орский и Гайский Ириней.
Самые высокие цены на церковные услуги и товары – в Оренбурге и близлежащих к нему населенных пунктах: Нежинке, Пригородном, Ростошах и др.
Жертвуйте!
В Оренбургской епархии повышение цен объясняют просто: все дорожает. А священники на местах успокаивают: «То, что в народе называется стоимостью обряда, на самом деле является пожертвованием храму. И в прейскурантах указывается всего лишь рекомендуемый размер пожертвования».
– Если денег у прихожанина не хватает, он может пожертвовать столько, сколько есть, или вовсе попросить о совершении нужной ему требы безплатно. Каждый священник имеет благословение на принятие обоснованного решения, – сообщает настоятель храма Святой Троицы г. Оренбурга протоиерей Александр Азаренков.
Осталось донести эту информацию до регистраторов – строгих и иногда довольно грубых женщин, встречающих всех входящих в храмы. У этой категории служащих, видимо, другое благословение…
Когда человека спрашивают, почему он не ходит в храм, он часто отвечает: «В храме надо поставить свечку, подать записочки, отслужить молебен. За все это нужно платить. А денег у меня едва хватает на хлеб !»
Людмила Яковлева («Оренбургская сударыня» № 48 (1066) от 08.12.2015 г.)
****
Покупать облачение, книги, богослужебные предметы, свечи и прочее новый архиерей благословляет только на епархиальном складе, который накручивает цены к и так уже довольно высоким ценам товаров из Софрино.
В храмах тоже приходится добавлять хотя бы немного, и окончательная цена слишком велика для большинства прихожан. Покупка же в других местах по более низким ценам не благословляется со всеми вытекающими отсюда последствиями для нарушителей.
Кроме этого, у митрополита есть и другие способы получения средств от приходов (и настоятелей).
Есть отличная традиция – посещать приходы епархии: как городские, так и сельские, в самой глубинке, где прихожане если и видели архиерея, то один раз в жизни. Но, если приезд митрополита Валентина был довольно скромным (это мы поняли теперь) и мало обременительным для прихода, то митрополит Вениамин постоянно возит с собой многих священников, отсюда на приходы ложится дополнительная нагрузка, чтобы выплатить «благодарность» в конвертах митрополиту, хору и всем сопровождающим. Иногда на службах священнослужителей больше, чем прихожан.
Визит архиереев раньше был праздником, как для прихожан, так и для священников, теперь же это, зачастую, жестокое разочарование для первых и нелегкое испытание для вторых.
Кроме этого, архиерей очень часто собирает в Оренбург всех священников, обязывая их привозить «конверты». Поводом к этому, кроме великих, двунадесятых и престольных праздников главных храмов, служат и годовщины и просто даты биографии архиерея: дни тезоименитства 26 октября, рождения 12 сентября, хиротонии 14 августа, и т.д. Размер «подарка-взноса» устанавливает он, а секретарь епархии обзванивает благочинных и доводит до их сведения суммы, привозимые в конвертиках.
Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что архиерей ведет роскошный образ жизни, имея очень дорогой автомобиль и многое другое. Такое поведение архиерея, вообще-то давшего монашеский обет нестяжания, в наших довольно бедных местах тоже отвращает народ от Церкви. Вопрос об автомашинах поднимала и местная пресса в связи с дорогой машиной епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия. Орская епархия не имеет таких машин – так сказал епископ Орский и Гайский Ириней. В Оренбургской же комментариев по этому поводу не было, а автомобиль архиерея может увидеть любой.
На фоне более чем скромного поведения представителей мусульманского духовенства (а это вторая в регионе по численности верующих конфессия) такое поведение дискредитирует Русскую Православную Церковь в глазах жителей области.
- Прихожан стало меньше
Это логичное последствие как повышения стоимости треб, записок, молебнов и т.п. и обеднения приходов и священников на фоне благоденствия самого архиерея, так и кадровой политики, когда священников переводят с прихода на приход. Удивительно, что при общей политике как Церкви, так и государства по поддержке семей, в Оренбургской епархии иногда мы видим обратное. Священников назначают служить на приходы, расположенные в сотне и более километров от дома, без предоставления жилья для его семьи, которая, как правило, многодетна. В результате священнику приходится снимать квартиру. И не всегда при этом соблюдаются те нормы проживания, которые способствовали бы как успешному служению, так и «не вводили во искушение». Отсюда – нередкие прещения, запреты в служении и прочие нестроения церковной жизни. Страдают семьи, страдают и прихожане.
Другие случаи – когда священников, отдавших несколько лет жизни и много сил для строительства, благоустройства или восстановления прежде разрушенных или находившихся в плачевном состоянии храмов, по окончанию строительства храма или дома для священника переводят в другое место, или «наказывают». Это, например, история с приходом Благовещения Пресвятой Богородицы г. Оренбурга возле ТЦ АРМАДА. Митрополит снял священника протоиерея Ростислава Романюка, отдавшего многие годы этому приходу. Главный меценат прихода А.А. Аникеев заступился за священника перед митрополитом, но безрезультатно.
О том, как часто бывают такие переводы в нашей епархии, можно судить по опубликованным на официальном сайте епархии указам о назначениях и переводах священников.
Отдельная история с приходом храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Черноречье Оренбургского района (описано в конце данного письма в ПРИЛОЖЕНИИ №1)
- Стиль общения со священниками и прихожанами
Архиерей — ангел Церкви, отец родной своим пасомым — прихожанам, священникам… Но только не в нашей епархии…
Из епархии за время пребывания на кафедре митрополита Вениамина уехали более 10 священнослужителей. Это, теоретически, немного, но в епархии, где требуются около 60 священников на пустующие приходы — это просто катастрофа. Набор в семинарию очень маленький, порядка 10 человек на курс на очное отделение. На начало 2018 года на всех курсах очного отделения было всего 60 учащихся (из них 8 на подготовительном курсе), выпустили в 2018 году 6 человек. При этом, семинария – одна на три епархии митрополии.
С одной стороны, конкурса в семинарию практически нет, а с другой — поступающих в семинарию иногда отклоняют без объяснения причин. Так, сыну протоиерея Александра Михайлова из Саракташа было отказано от приема без объяснения причины, хотя он практически вырос при храме, выполнял послушания на богослужении и имеет отличные оценки в общеобразовательной школе, участник и победитель олимпиад.
А желающих ехать в нашу епархию из других почти не наблюдается. Возможно, потому, что все наслышаны и о тяжелой жизни священников, и о характере митрополита Вениамина: в разговорах с людьми он язвит, может накричать на любого просто так. Не считается ни с возрастом, ни с полом, может накричать на престарелую, 75-летнюю женщину, приехавшую из сельского прихода за свечами и по незнанию новых порядков не написавшую прошения архиерею. Может высмеять полного, больного священника за его полноту…
Выслушивать людей не любит, зато любит рассказывать, как прекрасно трудился на предыдущих местах служения.
Журналист телеканала ОренТВ Жарков недавно попытался попасть на прием, чтобы задать ряд вопросов по жалобам прихожан, но его даже не приняли, его практически, выгнали, не стали с ним разговаривать, и не назначили другого времени, что могло бы быть объяснено занятостью архиерея именно в данный момент.
А о том, что без приношения денег на прием у архиерея рассчитывать не стоит, уже открытым текстом говорил прихожанам из Черноречья благочинный Городищенского округа протоиерей Сергий Демакин. По его словам, 30 тысяч рублей надо взять с собой, не меньше, для митрополита, тогда он вас примет.
Отношение митрополита к священникам вызывает вопросы не только о воспитанности архиерея, но и о его душевном и духовном здоровье. До этого мы в Оренбургской епархии и не предполагали, что на священника архиерей может так кричать, так унижать перед всеми людьми, снимать наградные кресты, а ведь батюшки никогда не ответят. Все священники терпеливо несут свое послушание в нашей епархии. У многих просто шок, ведь все мы еще помним нашего дорогого Владыку Леонтия (Бондаря, +1999), бывшего всем действительно родным отцом. Помним и высокоинтеллигентного митрополита Валентина (Мищука), дай Бог ему здоровья.
Кроме недопустимого, на наш взгляд, стиля общения, на некоторых священников возлагается непомерная нагрузка, видимо, по принципу, «кто везёт, на того и валят» по нескольку приходов, епархиальных отделов, различных заданий и послушаний.
Только за два года – 2016 и 2017 из нашей епархии перевелись в другую священники и выпускники семинарии: иерей Михаил Яковлев, протоиерей Александр Азаренков, иерей Владислав (Владлен) Наумкин, игумен Никодим (Шушмарченко), иерей Алексий Шнякин, диакон Алексий Подымов, иерей Александр Зуботыкин, диакон Алексей Подымов, диакон Кирилл Горин, Н.Ю. Барышников.
- Храмостроитель
Хорошо, когда закончено одно строительство, и есть средства на следующее. В Оренбурге (в его зауральной части) ещё не закончен ставший долгостроем «Форпост», а архиерей уже закладывает 20 храмов в городе Оренбурге и заставляет их строить благочинным или монастырям, у которых и для своего строительства нет средств, и оно не закончено (Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия п. Саракташ), или просто нет больших источников дохода.
И стоят кресты среди пустошей на многих из этих 20-ти заложенных стройплощадок. Идущие или едущие мимо люди говорят – зачем строить еще, когда пустуют уже действующие в Оренбурге храмы?
- Информационная работа епархии
Сайт епархии несколько лет – почти до середины лета 2018 года оставался крайне малоинформативным. Там публиковались лишь некоторые официозные новости, при этом невозможно было найти информацию о духовенстве, благочиниях и приходах (этой информации в полном объеме нет и по сей день). Даже информация о сменах руководителей отделов на сайте не обновлялась. Эта тенденция имеется и теперь.
На сайте отсутствуют интернет-версии епархиальной прессы журнала митрополии и газеты, хотя в закладках заявлено, что это есть. Журнал «Ведомости Оренбургской митрополии», даже те номера, что были выставлены в старой версии сайта, уже на загружаются, а номера, начиная со второй половины 2016 года отсутствует вообще и нет ни одного номера газеты «Оренбург Православный». Купить журналы же в храмах епархии проблематично, часто их просто там нет.
Новостные заметки оставляют желать лучшего, как в аспекте грамотности, так и в полноте информации – часто это лишь формальные хронографы служения архиерея, с минимальными подробностями.
Хотя некоторое время назад по благочиниям был разослан циркуляр о ежедневном предоставлении новостей от благочиний на сайт епархии, руководство сайта не всегда размещает новости, в частности, присылаемые из Саракташского благочиния, где имеется своя активно работающая информационная служба. Руководство сайта мотивирует это тем, что слишком много новостей от одного благочиния.
Вероятно, информационную работу, как при предыдущем архиерее, следовало бы поручить профессионалам, конечно, под наблюдением и консультативном участии сведущего в подобной работе священника, но, судя по результату, этого не делается.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Ситуация на приходе храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Черноречье
Иерей Сергий Михайлович Котов 20.08.1966 пр., хиротонии: диаконская 16.01.1996, иерейская 13.12.2001, последняя награда: наперсный крест – 2013, образование Оренбургская духовная семинария, 2018 г.; последнее место служения (с 2009 года): приход Казанской Иконы Божией Матери, с. Черноречье Оренбургского р-на, настоятель, место жительства: Саракташский р-н, с. Черкассы, ул. Советская, 22. (с. Черноречье около 30 км от Оренбурга и более 130 км от с. Черкассы Саракташского района)
Семья:
– матушка Ирина – певчая в храме, с 1994 г. трудилась в Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия п. Саракташа, секретарь настоятеля.
дети:
– сын Александр (20.06.1986), образование: окончил Православную гимназию имени преп. Сергия Радонежского с отличием, ОГИМ (экономика и управление) -2010 г., красный диплом, ОГПИ (психология) – 2015 г.
– дочь Ольга (06.03.1990), образование: окончила Православную гимназию имени преп, Сергия Радонежского с отличием – 2007 г., ОГИМ (менеджмент туризма) – 2012, Оренбургский медицинский колледж, лечебное дело – 2015 г., работает в Центре Детской Хирургии, певчая в храме, находится в декретном отпуске с дочерью 6-ти месяцев, живет с родителями.
– сын Симеон (29.12.1994): живет и работает в Орском Иверском женском монастыре Орской епархии Оренбургской митрополии, иконописец, студент 5 курса Оренбургской духовной семинарии.
С чего все началось….
Весной 2017 г. в храме появилась новая прихожанка Татьяна Витальевна Донскова – соучредитель ООО «Краснополье». Личность всем известная в селе, поэтому ее появление многих удивило, так как за 9 лет никто никогда не видел ее в храме. С ее появлением происходили какие-то странности: каждое богослужение она записывала на телефон, неоднократно украдкой фотографировала из-за колон, как исповедует отец Сергий, подходила к клиросу и вела запись, говорила провокационные фразы, например: «Наконец-то в нашем храме хоть службы служить начали, а то мне помолиться даже негде было»… Хотя службы проходили в храме регулярно, каждую субботу и воскресенье, все престольные и двунадесятые праздники, в Великий пост на Страстной седмице читали канон Андрея Критского, выполняли все требы, ежегодно, с момента появления отца Сергия и его семьи на приходе.
По приезду отца Сергия на приход в храме не было дверей, храм был завален мусором и строительным материалом, стены были черные и полуразрушенные, никакого отопления, не было полов (фото до и после прилагается).
Первым делом отец Сергий с семьей расчистили храм своими силами, и в первое же воскресенье была проведена Литургия. Богослужения проходили и в мороз, и в снегопад – снег летел прямо на присутствующих в храме — ничего не могло послужить отменой богослужения. Поэтому все действия Донсковой и провокации никак не воспринимались ни батюшкой, ни его семьей.
Вся семья отца Сергия 9 лет еженедельно преодолевала более 130 км от села Черкассы в Саракташском районе, где у них остался старый, почти непригодный для жилья дом, до Черноречья, для совершения богослужений и работ по восстановлению храма Казанской иконы Божией Матери, так как до сдачи в эксплуатацию нового дома для священника прежний дом священника был занят администрацией с. Черноречье.
С начала служения митрополита Вениамина в епархии появилось много нововведений. Одно из которых – любое строительство или ремонт храма только после благословения митрополита Вениамина и только после знакомства со спонсорами. Так в храме Казанской иконы Божией Матери с. Черноречья требуется замена кровли. Отец Сергий несколько лет искал спонсора, так как это дело очень дорогостоящее. Нашелся спонсор, который оплатил несколько комиссий, и следующим этапом должно было быть само строительство, но вмешался митрополит, потребовал встречу со спонсором, после которой все работы прекратились.
Ситуация на приходе обострилась после того, как был построен новый дом для священника, вот как писал об этом сайт епархии: «5 июля 2017 года в селе Черноречье Оренбургского района состоялось знаменательное событие, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский, совершил чин благословения нового дома, который был построен при храме Казанской иконы Божией Матери. Необходимость в таком здании назрела давно, настоятель Казанской церкви иерей Сергий Котов и его семья не имели возможности проживания в селе, поэтому священник тратил много времени и средств, для того, чтобы еженедельно добираться до места своего служения. Теперь эта проблема решена, и настоятель может уделять большее внимание сохранению и реставрации Казанского храма, который является одним из старейших в Оренбургской области (построен в 1852 г.)…»
Т.В. Донскова и ее соучредитель А.М. Жильников взяли под свою опеку приезжую семью Болотиных с Украины. Анна Болотина пришла как-то к отцу Сергию и сказала о том, что она хочет петь, что у нее собрался свой хор, на что отец Сергий сказал, что хор у него имеется (матушка и его дочь, которые много лет поют и служат вместе с батюшкой), убрать он его не может, и предложил заниматься детским хором воскресной школы, на что получил резкий отказ. После этого к отцу Сергию пришла Т.В. Донскова и потребовала поставить хор Анны. Хор отец Сергий не поменял.
С марта 2018 года митрополит часто стал бывать в теплицах, в гостях у А.М. Жильникова на застольях.
Весной прихожане были обеспокоены известием о том, что митрополит Вениамин намерен снять отца Сергия с настоятельства в храме. 14 июня прихожане и жители села написали письмо митрополиту Вениамину и поехали к нему на прием с просьбой не убирать отца Сергия, на что архиерей повел себя крайне неуважительно – отшвырнул письмо, не давал говорить, оскорблял и в конечном итоге выгнал. Прихожане приехали очень подавленные, в слезах. К митрополиту они ехали за утешением, а получили такой результат.
В начале лета митрополит дал указание благоустроить территорию при храме, сделать клумбы.
2 и 3 июля на территории храма работала техника с Газзавода и администрации с. Черноречье. Счищали непригодный для посадки грунт, вывозили с территории и завозили чернозем.
4 июля матушка, дочь и батюшка занимались разравниванием грунта, вручную было раскидано 1,5 тракторных телеги чернозема и высажена часть цветов. Цветы привезли накануне, всего 1000 корней.
5 июля отец Сергий узнал о том, что в г. Орске (260 км от Оренбурга, и около 290 км – от Черноречья) у него умер брат. Он испросил благословения у благочинного протоиерея Сергия Демакина ехать на похороны, благочинный сказал, что нужно писать прошение в епархии и что его могут отпустить только на один день. Отец Сергий тут же поехал в епархию, написал прошение и, пока решал все эти вопросы, наступил вечер. Пришлось в ночь выезжать в г. Орск, по дороге у матушки Ирины случился болевой приступ от тяжелого физического труда, в связи с чем пришлось матушку оставить в комнате отдыха на вокзале, где ей оказывали медицинскую помощь, матушка даже не могла самостоятельно передвигаться.
6 июля отец Сергий занимался организацией похорон брата, отпевал и после всех хлопот выехал в с. Черноречье. Сказывалась усталость, поднялось давление, самочувствие было подавленным, приехал он в Черноречье 6 июля около 23:00. В связи с тем, что батюшка не спал уже вторые сутки и переживал тяжелую утрату, было принято решение 7 июля в 9:00 служить молебен с акафистом Иоанну Предтече.
В то время, пока батюшка и матушка были в отъезде, дочь занималась благоустройством клумбы, раскидывала оставшуюся землю, высаживала цветы, которые пожертвовали накануне.
7 июля в храм без предупреждения приехал митрополит Вениамин около 16:00. Отец Сергий намеревался служить всенощное бдение в 18:00, но, так как митрополит торопил, по его благословению богослужение началось около 17:00. Отца Сергия митрополит Вениамин выгнал из алтаря, сказав, что его место на клиросе, и чтобы начинали служить сиюминутно. Матушка в это время ехала из г. Оренбурга и везла ксерокопии страниц Минеи и Октоиха службы. На приходе нет Миней и Октоихов, так как не было возможности их приобрести.
Во время богослужения напротив отца Сергия Котова и дочери, певшей на клиросе (с ребенком на руках, так как оставить его было не с кем, митрополит так торопил начать службу, что даже не дал Котовым ни руки помыть, ни соску для ребенка взять) была выставлена камера, которая их снимала, всю службу со стороны митрополита поступали насмешки в их адрес, замечания. Котовы находились в состоянии стресса, терялись, чем разгневали митрополита Вениамина. После богослужения митрополит в присутствии священнослужителей, с которыми он приехал, в грубой форме, оскорбляя, резко высказывался в адрес всей семьи, называя их безбожниками, лентяями, неверующими; говорил, что нужно гнать всю семью из храма, что его трясет от них…
Семья переживала потерю близкого человека, за последние дни была очень измотана невероятно тяжелым физическим трудом, а митрополит оскорблял их, называя лентяями, бездельниками и т.д.! Где его сдержанность? Милосердие? Справедливость?
8 июля отцу Сергию сообщили, что 9 июля в 12:00 он должен присутствовать на заседании епархиального совета. Отслужив литургию утром в храме с. Черноречье, к 17:00 батюшка поехал на богослужение в г. Оренбург. В связи с прошедшими и предстоящими событиями, батюшка находился в стрессовом, очень подавленном состоянии, он чувствовал слабость, головокружение, недомогание, испытывал страх за свою семью и себя. Возвращаясь с богослужения, он ехал медленно, насколько ему позволяло состояние, и в его машину на большой скорости сзади въехал автомобиль. На месте ДТП была «скорая помощь», но почему-то сразу на месте серьезных повреждений выявлено не было.
В понедельник 9 июля состоялся епархиальный совет, на котором постановили наказать иерея Сергия Котова, послав его чтецом-псаломщиком на три месяца в Оренбургский Димитриевский мужской монастырь, разъединив с семьей, убрать его из настоятельства в с. Черноречье. По словам батюшки, на суде с ним разговаривали очень грубо, позволяли себе смеяться над ним, оклеветали неоднократно, не давали сказать слово. Состояние с каждым днем ухудшалось, батюшка не спал ночью, испытывал сильнейшие боли, была зафиксирована температура, было тяжело
В связи с хлопотами по сдаче храма новому священнику, с перевозкой вещей из дома, с послушанием пребывания в монастыре поход к врачу затянулся. Владыка неоднократно звонил и присылал благочинного протоиерея Сергия Демакина, для того, чтобы тот отвез иерея Сергия Котова в монастырь для прохождения наказания.
Оказывалось давление со стороны благочинного, по указанию митрополита. Не учитывали его ужасное самочувствие: на батюшку было страшно смотреть, он передвигался очень медленно, задыхался, периодически вскрикивал от боли, но руководство, несмотря на это, торопило и оказывало давление.
Батюшка смог попасть в больницу только 14 июля, только после разрешения митрополита. Выяснилось, что батюшка имеет серьезные проблемы, угрожающие его жизни, а именно перелом ребер, сотрясение головного мозга, множественные гематомы, следы микроинсульта, обнаружена кровь в легких (справки о состоянии здоровья прилагаются). Врачи были очень удивлены, что батюшка проходил неделю с литром крови в легких и остался жив! Была проведена операция, удалили один литр крови из легких, поставили дренаж. Позже все осложнилось пневмонией, также обострились ранее имевшиеся заболевания — гипертония, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет и прочее.
В июле, пока батюшка находится в больнице, на матушку и ее дочь с ребенком (6 мес.) оказывалось сильнейшее давление. Митрополит Вениамин дал распоряжение срочно освободить дом священника в Черноречье, в котором они проживали. Дом в Черкассах к тому времени почти разрушился, так как средств для его восстановления у Котовых не было, все силы и средства они отдавали восстановлению храма в Черноречье. Матушка и дочь находятся в очень тяжелой ситуации, они переживают за здоровье батюшки, переживают потерю храма, несправедливое отношение со стороны руководства епархии, они очень растеряны! На просьбы оставить их в доме до выписки батюшки, руководство реагирует агрессивно, поступают частые звонки от благочинного (с угрозами) и от нового батюшки на приходе.
Распоряжением правящего архиерея от 10 июля 2018 года за № 115: «студент 3 курса бакалавриата Оренбургской духовной семинарии иерей Ярослав Александрович Крайнов направляется на временное служение в храм Казанской иконы Божией Матери с. Черноречье Оренбургского района Оренбургской области, в свободное от послушаний и учёбы время и после защиты дипломной работы будет направлен в штат оного храма».
Назначенный священник Ярослав Крайнов ссылается на то, что ему нужен дом для отдыха, не желая ждать. Хотя дом его находится в 25 км от храма в Оренбурге.
11 августа в храм с. Черноречье приезжал митрополит Вениамин, отслужил Литургию в сослужении духовенства, но почти все постоянные прихожане храма отказались приходить на богослужение. Работникам администрации, школы и теплицы на планерках было объявлено о приезде митрополита и о том, что тому, кто пойдет на богослужение, зачтется полный рабочий день, плюс они имеют право взять день отгула, также была обещана премия. На богослужение приехали на дорогих машинах очень много людей, которые ранее в Черноречье не приезжали, в храме из жителей и прихожан села было всего 5 человек. На проповеди митрополит Вениамин поблагодарил людей, сказал, что он рад видеть полный храм, на что одна прихожанка возразила, сказав о том, что эти люди все приезжие, что из села в храме всего 5 человек. Митрополиту это не понравилось, и он тут же уехал.
Ситуация на 30 августа.
Отец Сергий находится на лечении в Саракташской РБ, планируется опять перевод в г. Оренбург в областную больницу. Матушка с дочерью были вынуждены покинуть дом при храме, взяв с собой только самое необходимое. Отец Сергий написал письмо о материальной помощи в епархию, так как средств на лечение и на содержание семьи нет, но ему объяснили, что архиерей не любит таких писем и если он посчитает нужным, то поможет сам. Однако сам помогать не торопится.
На данный момент (август) митрополит Вениамин на вопросы прихожан – за что же все-таки убрали отца Сергия с прихода и за что назначили наказание – служение чтецом три месяца в Димитриевском монастыре, отвечает, что отец Сергий болел и пришлось его заменить. Хотя на тот момент отец Сергий был здоров.
Когда данной ситуацией заинтересовался журналист ОРЕН ТВ Жарков, выяснилось, что супруга иерея Ярослава Крайнова является родственницей (сестрой) нового главы с. Черноречье — М.А. Митина.
Семье священника практически не на что сейчас жить. Больничный, который священник предоставил в Оренбургский Димитриевский мужской монастырь, там оплачивать отказались под тем предлогом, что отец Сергий еще ни дня там не работал. Но ведь он все еще болен, и 31 августа вообще переведен на лечение в областную больницу в связи с ухудшением здоровья.
Ваше Святейшество!
Прихожане Казанского храма с. Черноречье уже обращались к Вам с письмом, на случай, если оно затерялось, и, чтобы создалась полная картина ситуации на приходе, приводим здесь его полностью:
Письмо прихожан Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Ваше Святейшество!
Просим Вас уделить внимание ситуации, сложившейся в приходе Казанской иконы Божией Матери села Черноречье Оренбургского района Оренбургской области и Оренбургской епархии в целом.
Настоятель нашего храма отец Сергий и все члены его семьи несколько лет отдали служению в нашем храме. За это время храм сильно преобразился, приход вырос. Отец Сергий и его семья вложили в храм душу и сердце, не считались со своим здоровьем, отдавали храму последнее, зачастую оставаясь просто без средств к существованию. Семья священника преданно и бескорыстно служила на благо нашего храма. Однако отец Сергий был отстранен от служения в храме митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином. Мы думаем, что этому способствовали тесные взаимоотношения владыки Вениамина с людьми, которые имеют большие деньги и влияние в селе. Отец Сергий, настоятель нашего храма, не угодил этим людям и не пошел у них на поводу. На отца Сергия постоянно наводят клевету и приписывают то, чего никогда не было.
14.06.18 мы обращались к митрополиту Вениамину с просьбой оставить отца Сергия в приходе. Во время беседы владыка сказал, что не собирается отстранять отца Сергия и что все это просто слухи. Однако уже 09.07.18 семье священника было дано распоряжение освободить дом в течение суток. 12.07.18 в храме служил другой священник. Во время приема в епархии митрополит Вениамин буквально не давал сказать ни слова, говорил только о себе и своих прошлых заслугах. С нами разговаривал высокомерно, к нашему письму отнесся с пренебрежением, отодвинув его в сторону.
Церковь учит нас проявлять милосердие и сострадание к ближнему. В тяжелой жизненной ситуации оказалась семья священника. Обратившись к митрополиту, мы искали сострадания и милосердия, но не нашли его. Напротив, после беседы с ним в душе остались смятение и неспокойство.
Сложившаяся ситуация вызывает смуту в душах, недоверие к Церкви у простых людей, не способствует укреплению веры. Люди разочаровываются в Церкви вообще, говорят, что «там не лучше», «все решают деньги», «высокие священники не лучше простых чиновников», «в Бога верю, а в церковь не пойду».
У батюшки Сергия и матушки Ирины очень слабое здоровье, мы обеспокоены их самочувствием и опасаемся за их жизнь.
Просим Вас проявить милосердие к семье священника. Надеемся, что отец Сергий еще долгие годы будет служить в нашем храме. Мы надеемся на справедливость. Надеемся на Вашу защиту и помощь.
Нашему храму более 150 лет. Приглашаем Вас посетить наш храм.
С уважением к Вам, прихожане храма Казанской иконы Божией Матери с. Черноречье.
Да хранит Вас Господь!
Подписи:
Туркина Людмила Викторовна, Оренбургский район, с. Черноречье,
РS: На данный момент отец Сергий находится в больнице. Надеемся, что наше обращение не навредит семье священника ещё больше. Верим, что дела в Церкви не могут совершаться по указанию тех, кто «имеет власть и делает большие пожертвования».
Ваше Святейшество!
Вслед за прихожанами одного из приходов, в истории которого отразились и сконцентрировались многие проблемы нашей епархии, мы уповаем на Вашу защиту и помощь, и да благословит Вас Господь на многая лета быть «право правящим Слово Истины»!
Вашего Святейшества смиренные послушники.
.
.