Русский вопрос и Новороссия

Русский вопрос и Новороссия

Был в республиканском Риме такой деятель, Марк Катон Старший. Он прославился тем, что все свои речи, о чём бы ни говорил, заканчивал фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен». И вот так он говорил, говорил, влиял на общественное мнение и в итоге добился своего. В ходе Третьей Пунической войны Карфаген был захвачен римлянами и уничтожен, Рим устранил своего главного противника и превратился в мировую державу. Нечто подобное фразе Катона нужно повторять везде и всюду и нам в отношении наших русских нужд и задач.

Например, такое.

«Русские должны иметь официальный, конституционно закреплённый статус»;

«Русские – разделённый народ, и потому имеют право на воссоединение (на личном, гражданском и политическом уровне);

«В России есть межнациональные конфликты, и пострадавшей стороной в них в большинстве случаев являются русские»;

«Миграции из Средней Азии должен быть положен предел».

В числе таких нужд-требований, которые нужно озвучивать везде и всюду, есть ещё одно: «Новороссия – наиболее действенный ответ на разрушительный для России, Русского Мира, Православной Церкви и самого народа Украины «украинский вызов» и путь воссоединения русского народа.

«Минские соглашения»: а что в итоге?

Тема Новороссии давно и целенаправленно выведена из политического и общественного поля. Российские власти ставят перед собой другую цель: добиться реализации «Минских соглашений», в которых для Новороссии нет места. Не стоит лишний раз повторять то, что и так давно известно. Что эти соглашения труднореализуемы, а если и будут когда-нибудь реализованы, то приведут лишь к перезагрузке украинской государственности и её упрочению (даже если этого не понимают украинские националисты), ибо устранят наиболее острые противоречия.

Воплощение «минских соглашений» означает возврат ДНР – ЛНР в состав Украины. В последнее время, на фоне настойчивых попыток Кремля повлиять на Зеленского и договориться с ним, о возвращении республик в состав Украины заговорили российские СМИ и различные провластные «эксперты». Причём подавая это как что-то глубоко правильное и положительное.

Ясно, что они просто озвучивают ту цель, которую стремится достичь российское руководство. Вопрос в другом: насколько эта цель соответствует национальным интересам России и принесёт ли её достижение результат.

Возврат республик будет иметь не только негативный психологический эффект – и на Донбассе, который вовсе не за то воевал и терпел мучения и лишения, и в России, где это будет расценено как предательство правящей верхушкой национальных интересов России и русского народа.

В Кремле надеются, что тлеющий конфликт, а затем и возврат ДНР – ЛНР в «обновлённую» Украину позволит удержать её в российской сфере влияния и влиять на политику Киева, а властям украинских регионов – проводить свою политику в культурной и языковой сферах. Однако это надежды, с реальностью имеющие мало общего.

Во-первых, потому, что понимание того, каким может и должно быть это влияние, очень расплывчатое. Судя по всему, всё сводится к стремлению удержать Украину от вступления в НАТО, подключить её к евразийской экономической интеграции или хотя бы сделать так, чтобы она проводила «многовекторную» политику как в «старые добрые времена» Кучмы и Януковича.

Эти цели изначально недостаточные.

Вступление Украины в НАТО и даже ЕС и так не случится: подконтрольность Украины западным политическим, экономическим и военным структурам проще и дешевле устроить без формального членства в них. И это уже проделано. Сотрудничество в рамках евразийских структур никак не будет препятствовать процветанию на Украине русофобии.

А что касается «многовекторности», то для украинских властей интеграция в западные политические, экономические, да и военные структуры была приоритетом и при Кучме с Януковичем, и лишь прикрывалась заявлениями о «дружбе и партнёрстве».

Во-вторых, влияния маленьких ДНР – ЛНР будет явно недостаточно для того, чтобы удержать Украину в орбите России и влиять на политику Киева. Экономические, людские, идеологические, политические ресурсы народных республик Донбасса и Украины несопоставимы, и всё в итоге обернётся их поглощением. Причём их поглощением активно будут заниматься не только украинские реваншисты.

От возврата республик в состав Украины в Кремле ждут ещё одного: укрепления электоральной базы для якобы «пророссийского» «Оппозиционного блока» Медведчука – Бойко. Но «Оппозиционный блок» – это та же украинская элита, что и их нынешние оппоненты. Она нисколько не «пророссийская», она абсолютно «проукраинская». Она – за укрепление украинской государственности (то есть, собственной власти и положения). Она вполне разделяет все постулаты украинства (пусть и в слегка смягчённом виде, в духе «двух братских, но разных народов»). Она за то, чтобы получать от России всё, что только возможно, в обмен на… обещания и заверения в дружбе.

Она даже хуже, чем прочие представители украинской политической системы (от радикальных националистов до «слуг народа»). С теми всё понятно, свою украинскость и прозападные устремления они заявляют открыто. А «оппозиционеры» в общем украинском хоре исполняют другую партию и небезосновательно рассчитывают на готовность российских «партнёров» в который раз обманываться на их счёт…

Так что надежды на «оппозиционеров» и «кумовьёв» столь же призрачны, что и на перерождение Украины по «минским рецептам». Да и сам этот «рецепт» бесполезен для России и Донбасса. Всего два момента, о которых предпочитают помалкивать.

Уже само признание со стороны ОБСЕ предусмотренных «минскими соглашениями» выборов на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» будет возможно лишь в том случае, если на них будут представлены украинские СМИ (то есть, разрешена украинская пропаганда) и будут участвовать украинские партии.

Это первое. А вот и второе, главное. Даже если предположить, что все пункты соглашений будут реализованы, и что Украина внесёт в свою конституцию положенные изменения, кто будет гарантировать, что она не отменит эти изменения и не раздавит «особые территории»? Никто.

А то, что всё будет именно так, сомневаться не приходится. В тот самый момент, когда Украина получит контроль над границей, все конституционные изменения в течение часа будут отменены, параллельно с арестами руководителей автономий, разоружением их силовых структур и масштабной зачисткой неугодных.

Российские соответствующие ведомства и официальные лица, конечно, призовут Киев «к соблюдению конституции», поднимут вопрос перед странами-гарантами «соглашений» и Советом Безопасности ООН, выступят с заверениями, что «Россия будет защищать соотечественников», но этим всё и кончится. «Западные партнёры» для приличия сделают заявления с выражением озабоченности и туманными призывами к Украине «вернуться к соблюдению», но Украина будет знать, что это её ни к чему не обязывает. А сами «партнёры» за спиной будут зубоскалить по адресу «очередного Горбачёва», который всё имел, но умудрился всё растерять.

Даже если вдруг все ветви власти Украины будут представлены «оппозиционерами» (что невозможно в принципе), автономии будут ликвидированы. Только не так быстро и жёстко, а медленно и постепенно. Судьба крымской автономии в составе Украины тому подтверждение.

Другие цели – другие результаты

«Минская» стратегия – это путь в никуда. Он заранее обречён. Украину как анти-Россию, как антирусское государство он не изменит, а вот республики и доверие людей будут потеряны. Если, конечно, исходить из интересов России и народа, а не желания найти «приемлемый выход из конфликта» и замириться с «партнёрами».

Нужна другая стратегия, другое целеполагание. И результаты тогда тоже окажутся другими. Примеры тому в истории есть.

Весь XVIII век, начиная с петровских времён и до Екатерины II, российские власти пытались удержать Речь Посполитую в своей сфере влияния. Сохраняя её целостность и добиваясь решения тех или иных задач (в том числе защиты религиозных диссидентов) через её политическую систему и своих ставленников на королевском троне. Но всё это окончилось безрезультатно. Русофобию польской шляхты, экспансию католичества, фанатизм униатства, национально-религиозное угнетение православного русского населения это не пресекло, и Речь Посполитая не вошла в орбиту России. И тогда Екатерина II, под влиянием внешних обстоятельств и понимая бесперспективность прежней политики, пошла на её раздел и включение в состав России исторических русских земель.

Да, там ещё на десятилетия сохранилось польское социальное и культурное господство, но это уже другой вопрос. Вопрос о том, почему российская власть предпочитает опираться не на народ, не на тех, кто за Россию, а на чуждые ей правящие группы, будь то польские магнаты и шляхта или нынешняя украинская элита (всех её политических оттенков).

Новороссийский ключ

Не нужно тешить себя иллюзиями, что Запад «устал от Украины». Не устал. «Украинский вопрос» просто может быть на время отодвинут на второй или третий план. Но Украина всегда будет нужна Западу (всем его представителям, пусть и по-разному) как антироссийский барьер, как разлагающий фермент, как экономически подконтрольная территория и источник полурабской силы.

Украина будет поддерживаться Западом, исполнять отведённую ей роль и сохранять силу до тех пор, пока будет владеть землями исторической Новороссии.

Значение Новороссии многопланово. Во-первых, это земли, важные в стратегическом значении: это выход к морям и транспортным коридорам. Обладая ими, можно поддерживать полублокаду Крыма (транспортную, водо- и энергоснабжения, военную). Это области густонаселённые, с промышленным, сельскохозяйственным и научным потенциалом (пускай и сильно подорванным за годы самостийности). Это русскоязычные и русскокультурные территории, где ещё недавно неожиданно расцвела «Русская весна», и население которых если и не всё, то в значительной массе ощущает свою общность с Россией или, при изменении обстановки, вообще может вспомнить о своей русскости.

Да, на Украине за советские и самостийные десятилетия была создана украинская политическая нация. Она есть, к ней себя причисляют миллионы человек. И с этим фактом нельзя не считаться. Но надо помнить и то, что эта нация и численно, и территориально охватывает далеко не всю Украину и её население. И задача состоит в том, чтобы как можно больше ужать эту нацию территориально и численно, вернув в лоно Русского Мира и России как можно больше людей и территорий.

Без Новороссии Украина ужмётся до малоинтересной со стратегической точки зрения, отрезанной от морей сельской провинции.

Истинной стратегической целью России является воссоединение исторических русских земель и русского народа. А путь её достижения такой же, что и с Крымом. Раздел Украины. Присоединение тех территорий, население которых может и хочет войти в состав России. Включение их правящих элит в элиту российскую (это вполне реально, примером чему Крым) и опора на новые, выдвинутые народом, кадры.

Политическая и национально-культурная деукраинизация. Наиболее реален такой сценарий именно в регионах исторической Новороссии.

Недруги и страхи

Всё это очевидно. Но у Новороссии есть немало врагов, главные из которых – внутри России.

Казалось бы, ЛДНР следовало превратить в своеобразную витрину – с работающим производством и социальной сферой, с более высоким уровнем жизни, чем на Украине. Чтобы граждане последней смогли воочию убедиться, что вместе с Россией, в России жить лучше, чем в самостийной антироссийской Украине. Но этого сделано не было, и народ на Донбассе не живёт, а выживает.

Понятно, что российские паспорта надо выдавать всем жителям Донбасса и Украины, которые того пожелают, да ещё и обеспечив их какими-то льготами (например, на проезд). Но этого не делается. Гражданство предоставляется кому угодно, жителям каких угодно бывших советских республик, но только не русским, не жителям Украины и Донбасса (их ведь готовят к возврату в Украину, какие тут могут быть российские паспорта!).

Понятно, что опираться на украинскую элиту – это пытаться строить дом на песке или болоте. Что надо воспитывать элиту новую, не проукраинскую, а пророссийскую и общерусскую по мировоззрению (прежде всего гуманитарную, журналистскую) – через летние школы, тренинги, военно-спортивные и молодёжные лагеря, при помощи фондов, программ, грантов. Так, как это делает и уже сделал Запад, приведший своих воспитанников-выкормышей к власти на Украине. Но в России это либо не делается вовсе (в отношении Украины и Белоруссии), либо делается силами энтузиастов в порядке частной инициативы и на ограниченные средства (как в случае с Донбассом).

Почему так происходит? Причин можно назвать много, но есть главные. И они имеют не столько объективный, сколько субъективный характер.

Это страх. Страх российской элиты перед Западом. Любая национально-ориентированная политика автоматически ставит под угрозу её главную цель – интеграцию (на личном и корпоративном уровне или вместе с государством) в мировую экономическую и политическую систему.

Причём политика, проводимая именно в интересах России и русского народа, а не просто в рамках борьбы международных финансовых кланов, где Россия может выступать на чьей-то стороне, используя это для достижения каких-то собственных (государственных или просто корпоративно-элитарных) целей.

Это и страх перед народом, перед такими народными движениями, как «Русская весна». Страх, что на этой волне народ может поставить вопрос о власти, о возвращении отнятой в 1991 году страны. На самом деле этот страх беспочвенный: поддержи власть такое движение, и большей поддержки со стороны народа ей трудно и придумать. Вспомним весну 2014 года.

Но ставку предпочитают делать не на народ, а на своих «братьев по классу», на украинскую элиту (её «кумовато-оппозиционную» часть). И это ещё одна причина.

Но главное, это русофобия. Русофобия – одна из основ российской национальной, внутренней и внешней политики. О чём можно говорить, если русский народ не является субъектом политики, если он сознательно выведен из неё, не имея ни общегосударственного статуса, ни права на национально-культурную автономию? Если любые инициативы проведения внутренней и внешней политики, исходя из интересов русского народа как политического и национального субъекта, и даже просто учитывая эти интересы, либо встречаются в штыки, либо кладутся «под сукно»? Если заявление «я – русский» расценивается как шовинизм и экстремизм?

«Государство содействует консолидации и развитию русской нации, её исторического сознания, традиций и культуры»;

«Российская Федерация заботится об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей русских, которые проживают за её пределами»;

«Руководствуясь идеалом объединенной русской нации (народа), Россия должна нести ответственность за судьбу русских, проживающих вне её границ, должна способствовать их выживанию и развитию, и должна поддерживать их усилия, направленные на сохранение их русской культуры, а также способствовать их сотрудничеству друг с другом и с Российской Федерацией». Есть ли в Конституции России что-либо подобное? Нет. А в Конституциях Украины и Венгрии есть (применительно к украинцам и венграм).

Вот в таких условиях приходится бороться за Новороссию. Но делать это необходимо. Ведь Новороссия – это живительная идея, которая должна обрести политическую форму и содержание. Это путь воссоединения русского народа. Путь укрепления российской государственности, демографической и экономической мощи России. Это единственно реальный способ ликвидации украинского вызова, преодоления церковных расколов и оздоровления населения нынешней Украины.

Только таким и может быть путь к достижению стратегической цели России – собирания её земель и русского народа.

А потому будем снова и снова повторять: «украинский Карфаген должен быть разрушен»! Пусть даже пока всё против нас.

Марчуков Андрей Владиславович  к.и.н., Институт Российской истории РАН

 Источник: stoletie.ru
.
.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники