Часть 1. Церковная трагедия в Белоруссии
Без преувеличения, белорусскую Церковь потрясла настоящая трагедия, – которая еще даже не начала осмысливаться, и плоды которой еще предстоит пожать не только православным верующим, но и всему народу Белой Руси. Эта трагедия произошла в Полоцкой епархии вокруг городского поселка Бегомль, но даже и близко им не ограничивается. Дадим слово оппозиционно-прозападным СМИ, поскольку именно они и их хозяева испытывают самый большой восторг от происходящего: «Полоцкая епархия направила в Бегомль специальную комиссию и назначила нового батюшку, но местные верующие объявили комиссии бойкот и не пустили священников в храм…
Причиной конфликта между жителями Бегомля и Полоцкой епархией стала судьба священника Валерия Тимкова. Отец Валерий служил в Бегомле с 2002 года, благодаря его усилиям и щедрым пожертвованиям прихожан в Бегомле в ноябре 2018 года наконец открыли новый храм. Но уже через месяц пришла печальная новость: священника лишили сана, запретив служение. Церковное руководство обвинило его в “развратных отношениях” с 47-летней замужней женщиной… Жалобу на батюшку написал бывший муж этой женщины, вскоре была создана специальная церковная комиссия, которая должна была проверить изложенные в жалобе сведения. Члены комиссии пришли к Татьяне на работу и заставили написать расписку, что она “отказывается от развратных отношений” с отцом Валерием. Однако потом женщина подала три письменных опровержения и пожаловалась на психологическое давление со стороны епархии. И она, и сам священник, и его жена, а также члены семьи считают обвинения в “развратных отношениях” клеветой. Приходской совет встал на защиту отца Валерия и постановил закрыть церковь до возвращения “своего батюшки”. Прихожане начали писать письма в защиту – патриарху Кириллу в Москву, митрополиту Павлу и даже в Администрацию президента».
А теперь сначала и поподробнее, ибо дело сие пролило свет на адскую тьму, которая долго копилась в людях, призванных и поставленных Богом быть «не наемниками, но пастырями добрыми» (Ин.10:11-12) и «светом мiру» (Мф.5:14), приводящим этот мiр к Богу. В древнем Борисоглебском храме Новогрудка Гродненской области священник на «исповеди» узнал от мужчины (как выяснилось далее, духовно болящего), что его верующая жена-де находится в блудных отношениях со священником, настоятелем храма в Бегомле Витебской области. Вскоре, правда, выяснилось дополнительно, что этот священник – многодетный отец безупречных нравственных качеств и младше этой женщины почти на 10 лет, а сам «обиженный муж» со «своей женой» уже давно находится в разводе, почему, собственно, и проживает за 100-ню километров. Но это уже никак не могло остановить запущенную атомную реакцию.
Священник сразу с «исповеди», нарушая ее тайну, ринулся с доносом к благочинному и секретарю Новогрудской епархии и с разрешения того – к своим друзьям, с позволения сказать, «священникам» в Полоцке. Имена (да и лица) последних заслуживают того, чтобы их знала вся Русь, ибо если они и достойны где стоять, то точно не у престола Святой Троицы: секретарь Полоцкой епархии Александр Петлицкий и главный ее протодиакон Андрей Скабей. Если до этого момента действия священства еще укладываются в путь правды (если не брать в расчет, с каким духом они перемещали клевету), то далее начинается один путь дьявола. Путь, на который, как известно в самой Полоцкой епархии, «честные отцы» вступили далеко не случайно. Что должны были бы сделать христиане (тем более, священники) получив подобные сведения? Разумеется, направиться к своему брату (с уведомления архиерея или без – в зависимости от обстоятельств) и поговорить с ним от сердца, всячески возжелав того, чтобы эти сведения оказались клеветой, максимально покрыв (не значит, скрыв) его мнимый или даже реальный грех в пределах церковных канонов.
Но не таков путь Каинов и Хамов от истока времен! Они с опьяняющим фарисейским восторгом ринулись к своему брату (как выяснилось после, невиновному здесь как Авель) с намерением побыстрее избавиться от него. Как выяснилось позже, кум иерея Петлицкого после перевода полоцкого Свято-Евфросиньевского монастыря в ставропигию был вместе со всей кумовской группой был удален от монастыря, лишен уютного места, и оказался в относительной глуши, но очень хотел получить более «престижный» приход с обильной паствой, взращенной, разумеется, чужими руками. Прибыв в Бегомль «отцы» без малейших выяснений набросились на иерея Валерия и приказали «блуднику» буквально «броситься на колени перед владыкой» и «отдать свой приход», сохранив при этом сан (как видим, сами каноны иереев не заботили ни секунды). Естественно, раструбив о «грехе» на «всю Ивановскую». Получив отказ, они ринулись к правящему архиерею, которого им, увы, удалось подчинить своим внушениям и добиться от того запрещения иерея Валерия в служении и предании его церковному суду. Без какого-либо личного разбирательства, начиная со встречи со священником своей епархии, церковным сыном (хотя б тот был и блудным!).
История суда над иереем Валерием – это история полного безумия и попрания всего Священного Писания и церковного Предания. Притом не только в Полоцкой епархии, но во всей Русской церкви (ибо мы и помним, откуда растут корни). «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Втор.1:17). «И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи в каждом городе, и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда» (2 Пар.19:5-6). «С вами» – не значит «за вас», но «над вами». И «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина [то есть, церковные обряды и уставы], и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23:23).
Деяния Полоцкого епархиального суда (который в Церкви включает в себя и следствие), собственно, были не судом, а судилищем: «3 декабря, отец Валерий написал прошение об отпуске – в связи с предстоящей операцией. На следующий день ему позвонили из Полоцкой епархии и пригласили приехать на рассмотрение этого заявления. В Полоцке приехавшему за отпуском священнику неожиданно вручили…указ о запрещении в служении [не поцелуй ли иуд!] – и сразу же вызвали на заседание епархиального суда в качестве обвиняемого. Вечером Валерий Тимков по электронной почте [!] получил указ архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, который лишил его духовного чина. В документе сообщалось, что это – наказание “за недостойное поведение и поступки, порочащие сан священника и Святую Церковь”». По правдивым словам отца Валерия, «обвинения, предъявленные мне на суде, были основаны на свидетельствах и фактах, с которыми я даже не был ознакомлен. На заседании со мной присутствовала жена. Но Его Высокопреосвященство архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий даже не стал нас выслушивать. Суд Полоцкой епархии не обратил должного внимания на мои объяснения, весь процесс был построен только на обвинении в мой адрес. Суд не провел тщательное предварительное следствие, не изучил факты в подтверждение моей невиновности. Я был также лишен защиты в лице свидетелей, которых был готов представить». Заметим, весь этот «суд» уместился в несколько недель, в течение которых полоцкий архиепископ по-прежнему ни разу не соизволил даже встретиться и побеседовать с вверенным ему чадом-священником, не говоря уже о встрече с паствой в самом Бегомле!
Зато в это время «судьи» преуспели в ином направлении. Вскоре после акта хамского преступления для иереев-безбожников выяснились пренеприятные подробности. Первой из которой оказалась сама явная клевета и невиновность отца Валерия, что, разумеется, у них вызвало не радость за брата, а горечь и досаду. Второй же – сама личность отца Валерия, который, как узнаем здесь же, за десятилетие своего служения увеличил свою паству с 5 человек до едва ли не четверти насквозь атеистического городского поселка (чего петлицким-скобеям в Полоцке даже не снилось, что раскрывает перед нами еще одну глубокую причину навета этих каинитов в рясе), «построил храм в деревне Домашковичи, несколько часовен на территориях разных учреждений, установил поклонные кресты в каждом селе, открыл воскресную школу», венцом чего стало его заслуженное награждение высокой честью «права ношения наперсного креста – “за усердные труды во славу Церкви”». Буквально за неделю до рождения клеветы! Не очередное ли эпическое совпадение с евангельскими событиями?
Не учли фарисеи и то, что находятся не в Иерусалиме 33 года по Р.Х. с опьяненной толпой, слепо следующей за своим церковным начальством, – то есть, не «быдлом», за которое они, несомненно, принимали и принимают церковный народ: «Верующие из Бегомля и Докшиц собрали уже более 600 подписей в защиту своего батюшки… Главу Полоцкой епархии верующие просят объяснить причину извержения из сана иерея Валерия Тимкова. Жители поселка также хотят, чтобы архиепископ Феодосий для этого лично встретился с ними. В письме местных жителей к архиепископу Феодосию, в частности, говорится: “Мы настоятельно просим встречи и пояснения, ведь сложившаяся ситуация ранит наши души, расшатывает нашу веру в доброту и справедливость, уничтожает все то доброе, что создано отцом Валерием совместно с прихожанами за более чем 16 лет его служения. Мы уверены и знаем, что все его добрые дела и поступки несоизмеримы с его немногочисленными недостатками. Иерей Валерий Тимков с огромной любовью к Богу и людям все эти долгие годы трудился во славу Божию, построил храм, часовни, возродил приход с пяти человек до нескольких сотен. Он смог собрать нас в одну большую и крепкую семью и стать для нас примером правильной христианской жизни”». Мужество прихожан общины дошло до единодушного отказа принимать из Полоцка нового настоятеля (кума протоиерея Петлицкого) и готовности даже терпеть отсутствие богослужений и Таинств (священник, вопреки надеждам полоцких мафиози, непослушание епископу не выказал и в раскол не ушел).
Итак, Господь Своим Промыслом, через козни дьявола, привел заблудших священнослужителей к развилке, единственным правильным путем на которой был путь покаяния – перед Богом, перед отцом Валерием, перед бегомльской паствой, перед всей Церковью, которую они выставили на позор перед визжащими от удовольствия и трубящим повсюду TUT-баем, прочими «Белпартизанами», перед всем еще слабоверующим белорусским народом и его крайне духовно и нравственно неустойчивым государственным руководством. Но, увы, полоцкая «мафия в рясах» послушалась бесов и пошла по пути человекоубийцы-дьявола и богоубийц-фарисеев. По пути смертного греха лжесвидетельства. Прежде всего, они стали при помощи сатанинских методов НЛП давить на саму бедную женщину: «ко мне на работу пришли три священника. Об этом визите мне никто заранее не сообщил. Завели в отдельный кабинет и начали давить, чтобы писала под диктовку то, что скажут. Говорят: “Поступила жалоба от вашего мужа, и чтобы не давать ей ход, напишите отказ, что вы прекращаете со священником общение, и это никуда за рамки не выйдет”. Я и пишу под диктовку то, что слышу: “…отрекаюсь от блудных отношений”. Написала – и только потом поняла, что я написала во вред, в подтверждение того, что это якобы происходило. В тот момент я была очень испугана, не понимала значения некоторых слов, например, слова “блудный”. Между нами с отцом Валерием было духовное общение. Потом я написала заявление, что непредумышленно оклеветала священника, так как не понимала значения слов. Но было уже поздно – история закрутилась».
Более того, клирики-заговорщики А.Петлицкий и А.Скабей, заручившись поддержкой заблудшего владыки, развернули жесткое давление и травлю священства (во главе с почитаемым в том краю благочинным округа), которое прямо, в несвойственной для современного священства форме (открытым письмом!), поддержало отца Валерия. А, как не сложно догадаться, среди этого священства, пожертвовавшего своим комфортом и таким распространенным в наше время папистским слепым лжепослушанием «владыкам и отцам» (а также их влиятельным окружениям), оказались как раз наиболее достойные священники, в то время как на другой стороне – в лучшем случае, малодушники. В частности, был снят с должности благочинный Докшицкого округа, а поставленный на его место мафиозниками новый иерей, которого его предшественник вытянул из большой беды, начал подло лить на своего добродетеля грязь. Как же всё проявляется во времена искушений!
Но до конца еще далеко. Дьявол умеет, ухватившись за коготок, развивать успех. Впрочем, Бога он не перемудрит, и через его ухищрения творится суд и проливается свет правды. Естественно, бегомльская община направила обращение митрополиту Павлу с соответствующей апелляцией в высший Церковный суд белорусского Экзархата. Состав этого суда не мог не подавать надежды, поскольку состоит из авторитетнейших священников Церкви в Белоруссии. Однако всё обернулось прескверно, и по неизвестным причинам торжество правосудия не состоялось. Параллельно в самой Полоцкой епархии продолжался сбор, точнее изобретение несуществующих обвинений против бегомльского священника. К поиску «хоть чего-нибудь» были подключены даже светские силовые органы, что является грубейшим попранием церковных судебных канонов. Заметим, что невиновность отца Валерия по изначальному обвинению уже давно всем была ясна. Дело дошло до полного безумия – поиска лжесвидетелей в Бегомле, который привел горе-пастырей аж к БНФ-оппозиционерам, участвовавшим в подготовке бегомльских резервов для минского Майдана! Прихожане всё это видели и докладывали в письмах в Минск. Но и здесь оказалась засада! По имеющимся у сражающейся за своего пастыря православной общины Бегомля, личные связи полоцкого епархиального секретаря А.Петлицкого и его дружба с секретарем Экзарха клириком Андреем Волковым (духовный облик данного клирика полностью выражен им же самим на своей социальной страничке в облике внешнем) позволили все письма еще до попадания к митрополиту «перенаправлять» в Полоцкую епархию.
События с завершением Высшего церковного суда стали логическим венцом и торжеством беззакония! Поскольку за 7 месяцев изысканий ничего на бегомльского священника-страстотерпца найдено не было, суд в главном монастыре Белой Руси признал его невиновным в «грехе блуда». Но точка на этом не была поставлена! Хотя уже в этот момент, после всего, все, причастные к развязыванию гонений на священника, должны были публично покаяться перед оклеветанным священником, сделать всё, чтобы смыть всю грязь с его имени, а самые главные зачинщики должны были отправиться прямиком в ту самую «яму, яже ископаша и уготоваша» (Пс.7:16) отцу Валерию.
Это по правде Божьей. Но по решению церковного руководства вышло иначе: «В его биографии суд нашел факты, которые счел достаточными для того, чтобы не восстановить его в сане… Новый суд предъявил священнику новые обвинения – и осудил уже по ним. То есть Валерий Тимков по-прежнему остается извергнутым из священного сана. В частности, отцу Валерию вменили какую-то кражу, которую он якобы совершил в возрасте 15 лет, еще до поступления в духовную семинарию. О какой краже шла речь – священник даже не понимает. Он никогда не был судим по уголовным статьям. Выдвинули и другие обвинения в неблаговидных поступках: выпивке, драках. Но на заседании суда присутствовал бывший работник милиции, и он свидетельствовал, что Валерий Тимков не был замечен ни в пьянстве, ни в драках. Тем не менее, суд БПЦ не принял эти доводы о невиновности нашего настоятеля… К тому же суд Экзархата при вынесении решения по делу нашего настоятеля не принял во внимание многочисленные положительные характеристики нашего священнослужителя от представителей власти, духовенства, педагогов, обращения верующих с просьбой вынести справедливое решение».
Здесь судьям важно было вспомнить о том Суде, который построен несколько на иных принципах, который «грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед»?! Разве не читают отцы ежегодно Страстные Евангелия?! Не знают ли, что еще в Ветхом Завете Господь неоднократно указывает на превратный суд как на самый страшный грех, который падает на всю Церковь и весь народ! Ибо «так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит» (Иер.21:12). Ибо «так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем» (Иер.22:3).
«О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю!.. Итак, за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить [отцы должны понимать, про какие дома и про какое вино идет речь]. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки [не обязательно материальные] и извращаете в суде дела бедных» (Ам.5:7-12). «Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать» (Зах.7:9-11). Ибо «от Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, – и строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны» (Прем.6:3-6).
Как верно заключает в открытом письме, излагающем вкратце всё дело, паства отца Валерия (простим им связи по наивности с оппозиционными СМИ): «Почему нарушались и нарушаются гражданские и канонические нормы БПЦ МП? Почему были сорваны все апелляционные сроки по делу? Почему многие месяцы шли допросы, инициировались процессы, собиралась всякая грязь на доброго, умелого и талантливого пастыря, если апелляционный суд обязан рассматривать только документы, находящиеся в деле первой инстанции? Почему на все обращения людей нет ответов? Где элементарное уважение к людям в рамках установленного делопроизводства (письма не регистрируются, не рассматриваются, на них не отвечают)?.. Какой статьёй Положения о церковном суде прописана возможность судить человека без заранее предъявленного обвинения – “вслепую”? Кто дал право церковному суду ограничивать права граждан на их свободу, на собственную защиту, добывать сведения без согласия лиц, разглашать тайну личной жизни, выносить тайну исповеди на суд?».
Неужели судьи не понимают, что такие беззаконные решения, – сами рассмотрения в суде «преступлений», о которых обвиняемый узнает в зале суда, – лишь только оттеняется лукавство и все лжесвидетельства! Ведь если бы и имели место проступки, за которые пастыря пожизненно лишают сана, они не идут ни в какое сравнение с их собственными действиями! При этом «прихожане из Бегомля благодарят главу Администрации президента Наталью Кочанову: считаем, что это судебное заседание состоялось только благодаря вмешательству Натальи Ивановны Кочановой. На встрече с прихожанами 19 июня 2019 года в Докшицах она заявила, что дело нашего священника находится на контроле у главы государства [дожили!]… За все семь месяцев наших многочисленных обращений в самые различные государственные и церковные инстанции глава Администрации президента оказалась единственным неравнодушным человеком, который попытался разобраться по существу в нашей проблеме. Решение высшего суда БПЦ должен утвердить митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Павел».
Как не сложно догадаться, митрополит Павел оказался верен себе и утвердил беззаконное решение суда Экзархата, подробно зная обо всех пикантностях дела. Еще с самого начала общения с прихожанами-подвижниками, он, будучи верен себе, как «настоящий отец», заявил им, что «вы уже все под уголовным делом ходите. Мол, храм это собственность БПЦ, а вы ее захватили… Митрополит сказал, что это будет считаться сектантством и мы за это ответим по закону». Когда же и на его беззаконное решение-утверждение община отправило апелляцию в Московский Патриархат патриарху Кириллу, он нагло бросил им в лицо следующее: «Вы не знаете, сколько я судов выиграл в США, Австрии, Израиле. И со мной ли хотите судится?» Понимает ли вообще митрополит, что говорит! Верит ли он вообще в Страшный Суд или уже убежден, что «папа Римский может отменить любой суд Божий»? Конечно же, и надежды на справедливость в Московском Патриархате и высшем суде всей Русской церкви весьма немного, ибо мы все помним, что оттуда-то во многом и тянутся корни! Тем более что обращение в Патриархию было направлено с самого начала, и с самого начала там было известно о деле отца Валерия и была возможность на него повлиять.
Итак, повторимся, в белорусской Церкви произошла огромная трагедия, последствия которой сложно даже представить. Как опозорена Церковь и архиерейство в глазах народа, в глазах чиновников! Тяжело будет ныне доказывать тому же духовно непросвещенному (и зачастую ищущему) народу и тому же руководству страны, что именно Православие суть истина и средоточие добра и правды, а получивший свободу католицизм, протестантизм суть сектантство, несущее в себе угрозу для страны. Про то, что благодать Святого Духа в одной только Церкви перерождает человека и вселяет в него подлинную добродетель! А сами священники и семинаристы, которые об этом всем будут знать (и уже знают) доскональнее всех! В какое искушение они ныне введены, какой пример для подражания получили! Вот, к чему приводит малейшее уклонение волей от правды в сторону пристрастия (в частности, человекоугодия)!
Невиновный священник с малыми детьми и матушкой, претерпев позор от «блудного навета», теперь еще и выброшен на улицу, лишен возможности служить Божественную Литургию и вообще служить. Прихожане лишены родного пастыря и церковной жизни. Ад торжествует, TUT-бай и вся СМИ-армия лжеца-сатаны гогочет и празднует! Как может спокойно с этим жить Церковь Христова? Можно, конечно, представить, с какой благодатью отец Валерий читает или слышит слова Нового Завета «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради» (Мф.5:11), или с какой остротой молится словами Псалтыри, например: «Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя» (Пс.34:1). Но ведь церковная катастрофа от этого не прекращается! Крайне пагубно думать, что всё это как-нибудь «само рассосется» (как это всегда людям подсказывают бесы), если срочно не приступить к покаянию и исправлению ситуации.
Пантелеимон Филиппович
.
.