Заходить на «житейские бури» Церкви Белой Руси целесообразно отнюдь не с самой Белоруссии, а с Российской Федерации или, точнее, с Московской Патриархии. В некоторых российских ура-патриотических кругах (склонных к восторженным мечтаниям или прелести) принято даже считать, что, дескать, это «нерадивые белорусы», как и ранее «нерадивые украинцы», «неспособны постигнуть» величия «чистой московской веры» и всё норовят уклониться в унию, раскол или, по крайней мере, автокефалию. Это – заблуждение! Нужно помнить, что основу украинских раскольников и даже «новых униатов» составили не некие затихарившиеся униаты-филокатолики-этнофилетисты, которые в советское время сидели и только и ждали, чтобы нанести удар ножом в спину и поднять антимосковский бунт в Церкви и среди малороссов в целом. Нет.
Среди тех же старых галицийских униатов вполне хватало (если не преобладало) москвофилов и сторонников воссоединения с Церковью, – что и было бы осуществлено, сохранись Российская Империя с самодержавной властью, в которую, несомненно, наконец, вошла бы Галицкая Русь по итогам Первой мировой войны. Основу «церковных» западников составили выпускники православной Ленинградской духовной семинарии и академии с разных концов Украины, включая Новороссию, – жертвы неправославной Никодимовско-Кирилловской парадигмы духовного образования и, шире, миросозерцания. В самом же Киеве (как и во множестве иных городов Малороссии) даже в нынешних оккупационных условиях, когда открытые православные христиане de facto автоматически зачисляются во «враги народа», проходят многотысячные, скажем прямо, духовно-политические Крестные ходы в честь святого царя-мученика Николая и равноапостольного князя Владимира. Как верно вопрошает «Третий Рим», «много кремлевских телеканалов показали это духовное торжество Руси? Может быть в Москве, как и в Киеве, Крестный ход прошел по центру Москвы: по Красной площади, мимо Кремля, мимо Госдумы…?».
Та же ситуация и в Белоруссии: среди наиболее запятнанных филокатоликов, обновленцев, автокефалистов мы найдем отнюдь не священников Западной Белоруссии. Тот же главный «церковный» бунтарь (бело-красно-белоленточник) и идеолог кураевского New Age в Церкви Сергей Лепин – уроженец Бобруйщины. Из Случчины происходит и серый кардинал белорусского Экзархата переломной эпохи Николай Коржич. Символ обновленчества и экуменизма гродненский епископ Артемий прибыл в столицу западноруссизма Гродно из Минска, замеченные в филокатоличестве епископы Павел и Серафим – выходцы, соответственно, Могилевщины и вообще российской глубинки. Конечно, их поведение далее обусловливаются особенностями среды в нынешней Беларуси, в которой как со стороны известной части общественности, так и со стороны известной части чиновничества на них веют западные ветра прозападных же «националистическо-многоконфессиональных» искушений. Но это – лишь евангельские ветры (Мф.7:24), по-своему дующие на дома человеческих душ повсюду. Духовные же корни отступничества, наносящего удар по Церкви и Ее священному делу, дающие силу врагам Церкви и Святой Руси, уходят не на Запад, а на Восток – точнее, на Запад через Восток. Точно так же и среди главных светских спонсоров и симпатизаторов литвинизма и американофильства мы находим лица с пропиской не в «Дженерал Моторс» или «Дойтчебанк» (при всем желании у них пока еще ограничены возможности), но в «Газпроме» и «Внешэкономбанке», – причем зачастую у носящих на груди церковные награды из щедрых рук Кирилла.
Нынешний же минский митрополит Павел – плоть от плоти патриарх Кирилл, присланный им в Минск для двух целей, не имеющих ничего общего ни с духовным просвещением, ни с укреплением единства Святой Руси: а) для установления (порой жесткими методами) личной и безусловной преданности себе (патриарху) служителей белорусского Экзархата; б) для консолидации церковных финансов и частичного направления их вместо развития Церкви на Белой Руси (гораздо более скудной в материальных средствах по ряду экономических причин, нежели в Великороссии, – прежде всего, отсутствия в них подношений от крупного капитала) в Москву – не говоря уже об обратной материальной помощи белорусскому Экзархату, города которого с начала церковного возрождения также по объективным причинам гораздо менее обеспечены храмами, нежели в самой России. Разумеется, такая стратегия Кирилла и ее выполнение митрополитом-наместником из Рязани, абсолютно безразличным к церковной миссии, на дух не переносящим какие-либо инициативы православной общественности (начиная с его высших сословий), уничтожившим почти всё, что создавалось на церковно-государственном уровне десятилетиями, и даже встречающимся исключительно с иностранными послами (в этом легко убедиться, пролистав новости Экзархата), – работает на предельный подрыв авторитета Церкви среди белорусских властей и среди невоцерковленного большинства белорусского народа (частично даже и верующих), а также на максимальное провоцирование автокефалистских настроений, разогреваемых прозападными агентами в Беларуси.
Потому, не снимая ответственности с самих белорусских иерархов, пастырей и мирян, корни белорусского церковного кризиса в значительной мере тянутся в Москву. А что же в самой Москве?
Бессмысленно замалчивать, что после прихода крайне сомнительными путями к патриаршей власти смоленско-калининградского митрополита-экумениста Кирилла, быстро и антиканонично присвоившего себе церковную власть (вспомним воззвание братии Почаевской Лавры), глубокий кризис охватил всю Русскую церковь. Что, впрочем, было абсолютно предсказуемо изначально, когда находившийся тогда в зените славы креативный бунтарь Андрей Кураев провозгласил, что якобы «Церкви нужен не патриарх-молитвенник, а патриарх-менеджер». Православным хорошо понятно, что менеджер-немолитвенник может быть менеджером чего угодно, но не Церкви. Тем, кем был падший апостол-казначей Иуда. Менеджер-немолитвенник (или «менеджер прогрессивных взглядов»), конечно, сможет «найти общий язык с властью», – но не для решения Божьих, духовных задач Церкви, а для решения своих личных (и, конечно, своих приближенных) шкурных вопросов. Что мы и видим по итогу: при патриархе Кирилле «внутри» (точнее вокруг) Церкви были выстроены сомнительнейшие финансово-экономические схемы по лекалам постсоветского капитализма. Авторитет самой Церкви Христовой они роняли в глазах того же проправославного, но невоцерковленного в своей массе большинства россиян (и не только россиян) так же глубоко, как и легендарные роскошные и быстро затертые на фотографии такими же «эффективными пиар-менеджерами» швейцарские «часы патриарха». Попросту говоря, суть «церковного управления» патриарха Кирилла заключается в создании внутри Церкви закрытой корпорации (названной в народе ЗАО «РПЦ»), подчиненной личной воле Кирилла и служащей чему угодно, кроме Христа и церковной паствы (в том числе потенциальной). Этот же дух был перенесен его наместником и в Белоруссию, где, впрочем, встретил своего двойника, уже сложившегося до этого в период немощи митрополита Филарета и «серого кардинальства» секретаря Экзархата клирика Николая Коржича.
Напротив, истории с Исакиевским собором в Санкт-Петербурге, Екатерининским собором в Екатеринбурге, с учителевской «Матильдой», продвижением в школы «Основ православной культуры» и многими другими более мелкими вопросами доказали, что личный авторитет патриарха Кирилла находится у властей разного ранга около нуля и даже ниже нуля (то есть, нередко антицерковные действия только усиливаются там, где звучит его имя). Его «эффективные» дипломатические методики закулисных переговоров с пренебрежением к «церковному быдлу», взятые на вооружения у его любимых папистов-иезуитов и полностью отвергающие соборную методологию Христовой Церкви, оказались полностью провальными и достигали эффекта только в разрушительных антицерковных действиях, как в случае с антицерковной Гаванской аферой или с состоявшимся (именно так!) участием Русской церкви в антихристианском Критском лжесоборе с одобрением проклятого документа об «Отношениях Православной Церкви с остальным христианским миром», о чем, к слову, также ясно высказалась Божьим Промыслом недоступная для вероотступнической никодимовско-кирилловской Московской Патриархии (не путать с Московским Патриархатом) Почаевская Лавра.
В полной своей «красоте» иезуитская сущность того, что с полной правотой войдет в историю под сурово-мужицкой категорией «гундяевщина», раскрылась в деле Сретенской академии, которую вознамерилось прибрать к рукам и, в ее существе, упразднить Кирилло-Иларионовская олигархия – в рамках общей стратегии «Перестройки» (в духе горбачевской) всего духовного образования Русской церкви на унифицированный схоластическо-экуменический (ватиканский) лад. В том же точно ключе, как и церковную катехизацию, вознамерившись заменить «устаревший» «Катехизис Православной Церкви» святителя Филарета на «Катехизис Илариона-Легойды», наполненный целыми пластами ереси. Ситуация со Сретенской семинарией, лишь обнажившая всю глубину антицерковной политики Московской Патриархии, узурпированной исчадиями хрущевско-ротовского ОВЦС, оказалась настолько вопиющей, что вызвала возмущение даже в самых беззаветно преданных патриарху кругах: «Разгромом Сретенской семинарии» названо «решение Синода Русской Православной Церкви [то есть, лично Кирилла с опорой на Илариона и Ювеналия] назначить вместо иеромонаха Силуана (Никитина) ректором Сретенской Духовной Семинарии архиепископа Амвросия (Ермакова) [ленинградского ультраобновленца-алфеевца] с сохранением за ним ректорства над Московской Духовной Семинарией и Академией. Параллельно Синод поручил провести т.н. оптимизацию Московской Духовной Академии и Сретенской Семинарии…, за которой стоят сокращения, слияния и прочее… Сретенскую Духовную Семинарию, основанную в 1999 г., ожидает полное уничтожение». Дело дошло до того, что – мыслимое ли дело! – «Студенты Сретенской духовной семинарии обратились с петицией к патриарху Кириллу и президенту Путину»!
Глубинную, общецерковную сущность ситуации со Сретенской семинарией (впрочем, если быть откровенными, являющуюся для православных секретом полишинеля) раскрывает (пусть и не без некоторого наболевшего сарказма) авторитетный православный аналитик и общественный деятель Владимир Семенко: «Ни у людей церковных, ни у тех, кто далек от Церкви, нет ни малейших иллюзий по поводу того, что Синод просто проштамповал то, что было, по сути, безо всякой подготовки, прямо на месте “спущено” ему тем человеком, который сегодня практически в одиночку управляет церковной институцией [но совсем не значит, что в одиночку свои решения изобретает], то есть патриархом Кириллом… Если внимательно всмотреться в этот контекст, то станет вполне понятным, что последние решения Синода, конечно, содержат в себе некое новое качество, но в принципе вполне логично укладываются в общий тренд, сформированный не сегодня… В этой связи стоит начать с другого громкого решения того же Синода, ничуть не менее революционного – перемещения главного викария патриарха митрополита Арсения “вон из Москвы”…
Как известно, митрополит Арсений играл совершенно особую роль в нынешнем истеблишменте РПЦ, будучи главным московским викарием почти 30 лет… Через него проходили немалые финансовые потоки самого богатого города России. Выстроенная им квазивизантийская система была явлением в известной степени уникальным. Если в других епархиях (да и в новых, созданных патриархом Кириллом московских викариатствах) настоятели и благочинные в последние годы весьма часто жаловались на непомерно завышенные аппетиты архиереев, устанавливающих непомерные поборы, то те, с кем работал митрополит Арсений, находились в своего рода оазисе. То есть, немалые деньги со всех, с кого можно, он, конечно же, \собирал, и через него они перетекали наверх, куда следует. Иначе он, изначально не будучи членом команды патриарха Кирилла, не удержался бы на своей должности ни одного дня. Но, понимая, что завтра и через год потоки не должны иссякнуть, в отличие от многих выдвиженцев нынешнего предстоятеля, никогда не перегибал палку. Он держал в голове колоссальный объем информации, будучи в деталях осведомлен о финансовом положении и прочих деталях житья-бытья практически каждого московского настоятеля и хорошо знал, для кого какой взнос “наверх” окажется посильным; никогда не возлагал на отцов чрезмерного финансового бремени…, мог не только взимать положенную дань с настоятелей, но, при необходимости, напротив, спонсировать кого-то из них, видя, что тот находится в трудном положении, прекрасно понимая, что когда это положение изменится, батюшка сумеет быть благодарным…
Все дело здесь в общем кризисе системы, в том числе и финансовом… Банки “Пересвет” и “Софрино” “Господин и отец” более не контролирует; само предприятие “Софрино” близко к банкротству, поскольку потеряло главный фактор своей незаменимости – монополию на изготовление церковной утвари… С провинциальных епархий и митрополий давно отжали все, что можно и что нельзя. Центральное и южное викариатства Москвы, до последнего времени подчинявшиеся владыке Арсению, оставались едва ли не последним резервом, едва ли не последним местом в родимой РПЦ, в котором отцы настоятели и благочинные еще не в полной мере ощутили всю прелесть непередаваемо нежного стиля “асфальтоукладчика”». Кроме того, «в свете неизбежного вскоре визита папы в Россию, а также практически уже открытый доступ масонов к нашему православному богослужению, видимо, с точки зрения патриарха Кирилла, даже такой умеренный и сдержанный традиционалист и консерватор, как митрополит Арсений, неуместен на столь важной и значимой должности».
Добавим также, что патриарх Кирилл нагло и антиканонично продолжает активно пользоваться возмутительным волюнтаристским положением (к слову, сугубым рудиментом хрущевской эпохи, а значит, и «никодимовщины») об обязанности всех архиереев «подавать прошение об отставке» на имя патриарха по достижению 75 лет (а после – ежегодно снова). Снова же даже «Русская народная линия» А.Степанова вынуждена была назвать этот идиотизм в церковном устава риторическим «Апостолы на пенсии?» и признать это несомненным «католическим влиянием» (прямо говоря, – проявлением ереси папизма, которой предан Кирилл (Гундяев) и его никодимовское окружение во главе с Иларионом и Ювеналием). Сам «серый (точнее черный) кардинал» Патриархии, иезуит из выкрестов Иларион (Алфеев-Данишевский) признает здесь, что «данная практика заимствована из Римско-католической церкви, где каждый “архиерей”, за исключением папы Римского, по достижении 75-летнего возраста подает прошение об уходе на покой, а по достижении 80 лет обязан оставить свой пост». Напрашивавшийся вопрос, «а собирается ли сам Кирилл, которому вскоре исполняется 75 лет, подавать прошение о покое», отпадает сам собой. Пользуясь этим антиканоническим злозаконием, Кирилл планомерно отправляет «на пенсию» (то есть, позорно вышвыривает с епархий) архиереев «старого пошива», как, например, он сделал со столпом Православия митрополитом Владивостокским Вениамином, а также близкими им по духу митрополитами Владимирским Евлогием и Псковским Евсевием, заменяя их на собственных молодых ставленников, явно намереваясь полностью обновить русский апостольский чин выпускниками вот той самой Московско-Ленинградской вотчины Илариона, учащихся по лекалам Болонского процесса и регулярно направляемых на заграничные стажировки на Запад.
Потому-то, к слову, никак «не может» патриарх исполнить и своей обязанности на Белой Руси (и исполнить свое обещание главе белорусского государства) – заменить полностью дискредитировавшего себя, отверженного как руководством страны, так и большинством священства и православной общественностью горе-митрополита и своего наместника-менеджера Павла. Сотворить очередной произвол и прислать невесть кого в другое государство и Экзархат со своим Синодом уже не получится. А ведь речь идет не только о «контроле над лояльностью себе» в Белоруссии (которой патриарх подменил хранение верности единству Русской Православной Церкви), над «финансовыми потоками», но и о смене важного постоянного члена Священного Синода Русской церкви. А в последнем ситуация складывается для него пренеприятная: после поколенческой смены митрополитов-никодимовцев Владимира Санкт-Петербургского и Владимира Киевского на охранителей владык Варсонофия и Онуфрия, занятия Ташкентско-Среднеазиатской кафедры столпа Православия митрополита Викентия старую никодимовскую гвардию в Синоде, опорную для патриарха, представляют лишь престарелый (и никак не отправляемый Кириллом на «апостольскую пенсию») 83-летний Ювеналий и молодая правая рука тайный кардинал Иларион. Передача минской кафедры митрополиту-охранителю – притом сравнительно независимому от его произвола – создавало бы для его стратегии настоящую угрозу!
Как справедливо заключает Владимир Семенко, «по сути, то же самое мы имеем и во взволновавшей многих ситуации со Сретенской семинарией и Сретенским монастырем… Только здесь следует говорить о том, что происходящее является следствием исчерпанности ресурса совсем иного рода (нефинансового). Не секрет, что за последние годы число желающих поступить в семинарию и в дальнейшем связать свою жизнь со служением в качестве клирика сильно упало. Многие семинарии испытывают почти недобор, в силу чего качество абитуриентов (а, следовательно, и выпускников) оставляет желать лучшего. Давно миновали те времена, когда в семинарию (по тем временам среднее учебное заведение) стремились люди с высшим техническим и гуманитарным образованием и даже университетским. Сегодня выпускников МГУ и других престижных вузов никаким посулами не заманишь в состав клира (впрочем, никто и не старается…). Ореол таинственности и сакральности вокруг церковной институции давно развеян, и это, в общем, все знают… В этих условиях Сретенская семинария была настоящим оазисом, как и Центральное и Южное викариатство Москвы, хотя и в другом смысле… Уровень ее выпускников качественно, на порядок превосходил соответствующий уровень других аналогичных вузов; даже в условиях, когда общий интерес к служению в Церкви падает, детище владыки Тихона являло собой яркий образчик процветания и конструктивной работы… Понятное дело, что в логике, которой руководствуется Предстоятель, и этот ресурс следовало, так сказать, централизовать и прибрать к рукам. А то, что в результате пресловутой “оптимизации” он, как бы это помягче сказать, потеряет свои очевидные преимущества… Ну кого это интересует! Тем более совсем не интересно “начальству” то, что за всеми “оптимизациями” стоят живые люди (и преподаватели и учащиеся). Ведь все они существуют лишь для того, чтобы “исполнять приказания”…
Бюрократия, тем более модернистская, по природе своей не создает никакого ресурса, она на это совершенно не способна; зато умеет хорошо и на каком-то этапе продуктивно “осваивать” тот ресурс, который создан ранее [ярчайшее подтверждение этого правила – пятилетка митрополита Павла в Белоруссии]. То, что последний при этом выхолащивается и теряет свой, так сказать, органический характер [в Белоруссии он был просто уничтожен], бюрократию абсолютно не интересует. Ибо для нее главная и единственная цель – решение сугубо ситуативных задач. При этом нынешний предстоятель руководствуется своим, скажем так, весьма специфическим представлением о Церкви, в основе которого – МЕЧТА О РИМЕ, прельщенность мнимым величием римокатолицизма, абсолютно прéлестная утопия, внушенная ему его учителем митрополитом Никодимом. Вникать в анализ этой утопии сейчас для нас нет никакого практического смысла, поскольку, как мы уже указали выше, наша цель – анализ реальности, а не фантазий. Все, что существует в нашей Церкви, будучи создано другими и до него, воспринимается им как строительный материал, который можно и нужно использовать для реализации своей мечты… Никакие компромиссы с носителями более-менее традиционных православных ценностей, кто бы они ни были – епископы, священники, статусные миряне и тем более простой православный народ, здесь невозможны в принципе…
Сегодня, вместо развития органичных форм церковной жизни, в РПЦ доминирует спускаемая сверху утопическая, разрушительная модель. Все реальные, практические работники “на местах” (где они еще остались) должны без устали трудиться ради того, чтобы подтвердить истинность пресловутой доктрины “новой миссии”. Похоже, очень высокие властные мужи в РПЦ искренне верят в то, что у нас действительно семимильными шагами растет число “катехизируемых”, бурными темпами увеличивается число прихожан, а всякого рода богемные персонажи с пониженной социальной ответственностью, ставшие завсегдатаями программы телеканала “Спас” “Парсуна” [эталонным является выпуск таковой с Легойдой, заискивающим перед надменным знаменем либеральной интеллигенции «православным верующим» Андреем Марковичем ибн Давид Максимовым, несущим хрестоматийную псевдохристианскую чушь], реально воцерковляются в назидание сторонникам устаревших принципов (основанных на святых отцах) миссии “старой”. Старательно надуваемый мыльный пузырь грандиозного успеха “самого великого патриарха”, пиаровский шарик непобедимого величия “сильной Церкви” (некоторые прямо говорят, что гнойник) рано или поздно лопнет, и для всех нас наступит момент истины». Да уже, по сути, лопнул – по всем направлениям: Украина, Крит, Фанар, «Матильда», «Пересвет», «Тангейзер», непоминающие, снижение доли верующих в населении…
Здесь Владимир Семенко мудро, отстраняясь от проблемы «отдельной личности» (хотя проблемы и критической), переходит к тому, с чего мы начали сегодняшнее исследование – к общему глубокому кризису в Церкви: «Наименее правильно было бы здесь списывать все на одного человека, воспринимая ситуацию как какую-то нежданную напасть, которая безо всякой нашей вины вдруг свалилась на нашу голову… Следует задаться главным вопросом: почему Господь (без воли Которого, как мы знаем, ни один волос не упадет с головы человека) попускает все эти трагические события [и наказание Церкви в лице Кирилла лично]?.. И вот здесь уже нужно, наконец, сказать о главном. “Святые девяностые” [намек на попытку либералов лукаво обелить эпоху Ельцина и торжествующей олигархии, якобы, в частности, благодаря которым произошло возрождение Церкви], когда Церковь начала стремительно возрождаться, не были нашей заслугой; они были Божиим даром всем нам. Их вымолило поколение новомучеников, не пожалевшее самой жизни ради веры… Те, же, кто пришел в Церковь тогда (среди которых, конечно, были разные люди), те, кто поначалу радостно и с энтузиазмом окунулся в воссоздание нашей церковной жизни, в большинстве своем, к сожалению, не восприняли от поколения мучеников самого главного: вера – это не просто Божий дар людям; получив его безо всяких заслуг, нужно быть готовым в любой момент заплатить за него всем, что у нас есть, вплоть до самой жизни, готовым к жертве.
Нельзя не признать: в огромном большинстве своем мы к жертве во имя веры, увы, не готовы. Кто из нынешних страдальцев, чье дело разрушается бездушной и чуждой подлинно православному духу церковной бюрократией, проявил такую готовность совсем недавно, когда это было необходимо (при этом отнюдь не рискуя ни жизнью, ни даже свободой)? Кто возвысил свой голос в защиту веры после абсолютно беззаконной встречи в Гаване (когда, по сути, плюнули в лицо всему Архиерейскому собору, грубо нарушив его бесспорные канонические права)? Кто из авторитетных и влиятельных архиереев, процветающих священников и статусных мирян противостоял беззаконному сборищу на Крите?.. В той же Греции, в других Поместных Православных Церквях выступали известные епископы, духовники, богословы, в нашей же число таких активных и ревностных людей можно буквально пересчитать по пальцам. Кто из, так сказать, статусных церковных авторитетов противостоит нашествию церковного модернизма и неообновенчества? Более того, эти вписанные в мейнстрим, преуспевающие люди еще и постоянно держат под подозрением тех немногих, кто свой голос в защиту веры все-таки возвышает [в Белоруссии это буквально полыхнуло при митрополите Павле].
“Не надо обострять, главное – дело” – вот лейтмотив этой “взвешенной” (по сути, конъюнктурной) позиции? Ну и? Неужели не ясно, что