В редакцию поступило письмо с образцом обращения по поводу цифровизации учебных заведений.
В нем содержаться крайне тревожные данные о том, что прокуратурой поймано немало чиновников Минобразования, которые торговали личными данными детей. Отмечено также, что после создания крупных баз данных учащихся число пропавших без вести детей увеличилось втрое.
Редакция портала «Русский путь»
Генеральному Прокурору РФ
Чайке Ю.Я.
Адрес:125993, ГСП-3, РФ, г. Москва, ул.
Большая Дмитровка,15а
От: Граждан Российской Федерации
(нижеподписавшихся)
Адрес для ответа: ______
Для Ивана Ивановича Иванова
ЗАЯВЛЕНИЕ
Сегодня мы являемся свидетелями глубокой трансформации российского образования, которая осуществляется в соответствии с форсайт-проектом «Образование 2030», конечной целью которых является «слом-ликвидация традиционных моделей образовательной системы» и замена их «цифровым образованием». Ярким выражением этого стал национальный проект «Образование», утверждённый в сентябре 2018 г., которому уделяется приоритетное значение.
Цифровизация образования проходит в несколько этапов.
1) Введение электронного образования началось с внедрения Московской электронной школы (МЭШ) в виде пилотного проекта в начале 2016 г. в 6 образовательных учреждениях г. Москвы (хотя отдельные её элементы начали внедрять ещё в 2010 г.). В сентябре 2017 г. она распространилась на 608 учреждений, а в 2018 г., по заявлениям мэра г. Москвы С. Собянина, должна охватить все школы Москвы.
МЭШ представляет собой электронные дневники, журналы и уведомления родителям, аппаратную часть – интерактивную школьную доску, доступ Wi-Fi, ноутбук, планшет учителя, сервер в школе, структурированные кабельные сети; программную часть – обеспечение сетевого доступа для работы с контентом, загрузки учебных материалов, демонстрации и модерирование их на уроке, а также наличие электронной библиотеки с материалами.
Это означает, что на уроках школьники, начиная с начальной школы, должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми. Каждый урок должен быть подготовлен учителем в электронном виде, и, под видом избавления учителей от рутинной работы вводится также автоматизированная проверка письменных работ, при которой проводить срез знаний с автоматическим выставлением оценки в электронный журнал должен компьютер. Учитель же будет «наставником, направляющим и ориентирующим детей в цифровом образовательном пространстве».
2) Параллельно с проектом МЭШ по заказу Минобрнауки был разработан проект «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС), паспорт которого был утверждён президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г.[1] Этот проект также не обсуждался с широкой родительской и педагогической общественностью. В соответствии с ним к 2018 г. должно быть создано цифровое образовательного пространство, которое позволит довести число обучающихся с помощью дистанционных (онлайн) курсов к 2020 г. до 6, а к 2025 г. – до 11 млн. человек. Это пространство должно содержать информационный ресурс (портал) для всех категорий граждан, который будет обеспечивать доступ к дистанционным (онлай) курсам для всех уровней образовании и будет интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации. Там же спланировано обеспечить хранение и передачу в электронном виде информации об образовательных достижениях – так называемое цифрового портфолио, что собирались обеспечить за счёт государственной информационной системы «Контингент обучающихся».
3) С началом реализации программы «цифровой экономики» стало ясно, что МЭШ – это готовая структура для реализации более широкого проекта, поскольку в сентябре 2017 г. было подписано соглашение о взаимодействии Минобрнауки России и правительства Москвы по вопросам, связанным с формированием открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» (РЭШ). В соответствии с ним правительство Москвы должно предоставить Министерству электронный образовательный контент, информационное обеспечение и сервисы, сформированные в рамках МЭШ.
4) В декабре 2017 г. на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр РФ Д.Медведев заявил о запуске приоритетного проекта «Цифровая школа», предполагающего внедрение цифровых технологий со школьного периода, оснащение каждой школы высокоскоростным интернетом и создания условий для дистанционного обучения и онлайн-образования.
Тогда же министр образования и науки О.Васильева указала, что данный проект будет реализован в рамках большого проекта «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС), а в качестве большого контентного ресурса «Цифровой школы» будет использована РЭШ, разрабатываемая на базе МЭШ. Подчеркнув, что это один из самых масштабных проектов в нашей образовательной сфере за последние годы, О.Васильева выделила три момента. Во-первых, цифровое образование потребует содержательных изменений и должно войти во все предметные сферы, то есть цифровая среда должна присутствовать везде. Во-вторых, материально-техническое оснащение потребует больших затрат, так как охватит 42 тысячи школ. И в-третьих, необходимо подготовить и переподготовить педагогов, поскольку только 30-40% педагогов могут легко общаться с новым инструментарием.
5) В марте 2018 г. Минобрнауки разработал рабочую версию паспорта проекта «Цифровая школа», в соответствии с которым его бюджет может составить 507,3 млрд. рублей, а итогом выполнения должно стать создание «информационно-образовательной среды общего образования», в которую будет входить одноименная Государственная информационная система (ГИС). Показательно, как указывают эксперты, что в документе, отдельные положения которого Мипросвещения отказался комментировать, не даётся определения ни «информационно-образовательной среды», ни ГИС, а также не описаны их назначения и функции.
По плану, к декабрю 2020 г. планируется внедрить «цифровые учебно-методические комплексы» по 11 предметам, а также по 40 дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе. Эти комплексы должны «частично или полностью» заменить традиционные бумажные учебники. У учеников будут «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа», дети смогут дистанционно участвовать в уроке при нетяжёлом заболевании. Проект направлен на создание индивидуальных траекторий обучения, и по итогам окончания школы выпускники должны использовать для поступления в средние и высшие учебные заведения цифровые образовательные портфолио.
6) Подготовка к этому уже идёт полным ходом. В том же марте месяце 2018 г. глава Департамента образования г. Москвы Исаак Калина торжественно заявил о необходимости ликвидации ЕГЭ, однако за этим долгожданным со стороны общественности решением оказалось скрыто намерение приступить к полной отмене выпускных экзаменов и испытаний знаний по окончанию школы, вместо которых должна быть введена электронная биография ученика, которая будет собирать и хранить данные о его достижениях на протяжении всего периода обучения. По словам Калины, «в случае объединения всех современных технологий в единое целое, потребности в одноразовой проверке знаний в форме экзаменов не будет. Уже через несколько лет не будет никаких технических препятствий для завершения школьного образования подобным образом. Написанием последней контрольной работы учащийся будет завершать этап многолетнего непрерывного формирования своей электронной биографии».
«Электронная биография» или «электронное портфолио» – это другое название «индивидуального профиля компетенций» для обеспечения «персональной траектории развития». Очевидно, что это цифровое досье в дальнейшем привяжут к «сквозному идентификатору» (личному номеру гражданина), который станет ключом к сведениям в ЕСИА и ЕБС. С окончанием школы биографию человека никто закрывать не будет, и тотальный контроль и отслеживание любых карьерных, образовательных изменений продолжатся до конца жизни. По сути, Калина говорит об открытии на каждого юного россиянина электронного персонального досье или личного дела, содержимое которого (оценки, личные характеристики, семейное положение) и определит его социальную роль в государстве.
Как заявил по этому поводу академик Г. Фурсей, «предложение Калины – это настоящее безумие и преступление против народа. Он хочет заменить образование страшной фискальной системой, что гораздо страшнее ЕГЭ».
В случае реализации этого решения, система передачи фундаментальных знаний будет полностью ликвидирована. Качество знаний заменят навыки и компетенции, которые будут оцениваться исходя из активности на уроках, среднего уровня успеваемости, участия в различных проектах, дополнительных курсах, кружках, которые будут скоро доступны только богатым, отсутствия конфликтности с администрацией школы, общих замечаний по поведению, конформизма и готовности к быстрому переобучению по системе модулей, которые должны заменить традиционные школьные предметы.
Именно это планируется Департаментом образования Москвы в рамках обнародованной весной «Стратегии развития московского образования до 2025 г.» (не утверждённой!). Он собирается вводить эксперимент по замене школьных оценок по предметам «оценками личности» и рейтингами, которым уже придумали звучные названия: ПОТОК – «персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах» (учитывается обучение не только в своём классе, но и в соседней школе, технопарке или в спортзале) и РОСТ – «распределённое оценивание в системе талантов» (каждое достижение ребёнка на олимпиадах, в кружках и спорте будет складываться в «копилку») [23]. Пятибалльная шкала отметок здесь заменяется стобалльной системой оценивания ученика, в которой учитываются следующие составляющие: посещение уроков (до 10%), домашние задания (20%), активность на уроке (10%), индивидуальный прогресс обучения (10%), текущий контроль (20%) и итоговый контроль (30%). В некоторых школах вместо оценок уже негласно вводится Европейская (Болонская) система кредитов (ECTS).
7) Все указанные шаги стали основой для большого национального проекта «Образование», о котором О.Васильева рассказала на встрече с учителями Хакасии в июле 2018 г. По её заявлению, он «сыграет системообразующую роль, и регионы должны будут привести в соответствие с ним свои отраслевые программы развития образования»[2]. По словам Голиковой, на реализацию проекта, рассчитанного до 2024 г., будет потрачено 674 млрд. рублей.
Паспорт проекта был утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 г. (протокол № 10)[3]. В его структуру будут входить 10 федеральных проектов, часть которых курирует Минпросвещения, за другую отвечает Министерство науки и высшего образования, и один проект реализует Росмолодёжь. Все проекты носят межведомственный характер. Этими 10 проектами являются следующие:
- «Современная школа» (реформа обучения). Введение новых методов обучения и образовательных технологий, обновление образовательных программ, внедрение новой системы оценок на основе международных исследований, внесение изменений в отраслевое законодательство, в том числе в части права привлечения в общеобразовательные организации специалистов из других сфер, то есть без педагогического образования, для обучения предметной области «Технология» на базе высокооснащённых организаций, в том числе детских технопарков «Кванториум».
- «Успех каждого ребёнка». Внедрение механизмов обучения детей по индивидуальным планам, предусматривающих снятие правовых и административных барьеров для реализации образовательных программ в сетевой форме, ранней профориентации и индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями в рамках реализации проектов «Билет в будущее» и «Проектория». центры поддержки для талантливых детей.
- «Поддержка семей, имеющих детей». Оказание комплексной психолого-педагогической и информационнно-просветительской поддержки родителям (с созданием единого портала), создание условий для раннего развития детей до трёх лет.
- «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) предусматривает создание к 2024 г. «безопасной цифровой образовательной среды», Центра цифровой трансформации образования (на базе которого будет осуществляться организационно-управленческая, методическая, аналитическая и экспертная деятельность), профилей «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, индивидуальных учебных планов (с правом зачёта результатов прохождения онлайн-курсов); оптимизацию деятельности образовательных учреждений, перевод отчётности их деятельности в электронный вид и её автоматическое формирование; формирование федеральной информационно-сервесной платформы ЦОС и непрерывное наполнение её образовательным контентом в том числе за счёт частных средств самими физическими и юридическими лицами; все образовательные организации обеспечат интернетом, а на уроках будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников»; создание сети из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб» (для обеспечения «технологического прорыва»).
- «Учитель будущего». Внедрение единых оценочных требований и стандартов для учителей и система карьерного роста, учитывающая достижения педагога (не менее половины учителей должны пройти переподготовку); обновление содержания программ повышения квалификации; введение системы аттестации руководителей общеобразовательных учреждений.
6.«Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования). Введение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Вордлскиллс в 2019 году в Казани и Европейский чемпионат по профмастерству в Санкт-Петербурге; с учётом опыта Союза Вордлскиллс России обновление ФГОС и, совместно с работодателями сформирована региональная целевая модель развития системы профобразования.
- «Новые возможности каждого». Система непрерывного обновления профессиональных знаний и приобретение новых навыков включая компетенции в области цифровой экономики; внедрение интеграционной платформы непрерывного образования.
- «Социальная активность». Развитие наставничества, общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтёрства; формирование сети центров поддержки волонтёрства на базе образовательных организаций, НКО и пр.
- «Экспорт образования» обеспечивает преемственность с проектами «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Увеличение не менее, чем в два раза обучающихся иностранных граждан и трудоустройство лучших в РФ; формирование модели поддержки экспорта образования; расширение количества университетов и образовательных программ, прошедших международную аккредитацию.
- Социальные лифты для каждого (описания проекта в паспорте нет).
Таким образом, проект МЭШ/ РЭШ предполагает предоставление обязательных образовательных услуг в электронном виде без права выбора получателей этих услуг.
В связи с этим необходимо указать, что данный проект несёт в себе серьёзные угрозы и грубо нарушает статьи Конституции и действующего законодательства РФ, а именно:
Во-первых. Согласно законодательства РФ – родитель, является законным представителем ребенка и представляет его интересы в школе, суде и т.д. без доверенности и любого иного документа. Соответственно именно у родителя превосходство (и обязанность) в воспитании ребенка, учебном процессе и жизни в целом.
В частности, согласно Семейному кодексу Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018):
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
- Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
- Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Статья. 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона:
- Родители (законные представители)несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями. В Комментариях к ст. 43 Конституции РФ:
Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты).
Решение о внедрение МЭШ/РЭШ прошло без учёта мнения родительской общественности, которая оказалась абсолютно не посвящена в планы Департамента образования г. Москвы и Минобрнауки и не в курсе содержания, целей и задач указанного проекта, что т.ж. является грубым нарушением типового Положения об Управляющем совете образовательного учреждения (школ). Статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ