«Греция променяла православие на деньги!» — уже которую неделю этот лозунг звучит и внутри страны, и за ее пределами. Христианский мир всерьез обеспокоен принятым в Греции законом, разрешающим гражданам с 15 лет менять пол. Жители Греции — православного государства — готовятся к худшему, обвиняя премьер-министра страны Алексиса Ципраса в потакании Берлину и Брюсселю.
«Церковь мощнее государства»
Многие греки встали на сторону Церкви, обладающей в стране большим авторитетом. В конституции статус православия закреплен как «господствующей в Греции религии». К нему себя причисляют более 70% граждан.
В стране действуют Константинопольская (север страны и острова) и Элладская православная церкви, последняя фактически является государственной — ее духовенство получает зарплату из госбюджета.
Однако, несмотря ни на что, законопроект был принят, хоть и с мизерным перевесом голосов. Обсуждение документа было жарким: в дебатах участвовали все самые влиятельные персоны Греции. Так, в ответ на упрек спикера парламента Никоса Вуциса в том, что Церковь «слишком активно выступает против», патриарх Афинский и всея Греции Иероним призвал не разграничивать политику и религию.
«Вы спрашиваете, какова роль Церкви не только в Европе, но и во всем мире? Отвечаю: наша Церковь может предложить больше, чем все посольства Греции», — осадил патриарх своего оппонента.
Действительно, возможности у Церкви в Греции колоссальные. Она объединяет миллионы этнических греков как внутри страны, так и за ее пределами. Греческое духовенство имеет доступ даже в Белый дом. И именно при ее посредничестве Ципрас завязал дружбу с исламским миром, начав с проекта реставрации часовни над Гробом Господним, спонсором которого выступила Иордания.
«Черная метка» для премьера
Между тем греческое духовенство давно выдало Ципрасу «черную метку». В 2015 году Греция стала первой в мире православной страной, узаконившей гей-браки. Тогда влиятельные епископы практически единодушно прокляли премьер-министра, пожелав ему «гореть в аду».
Тот в ответ не стеснялся публично заявлять, что не верит в Бога. Теперь же речь идет уже о политической судьбе премьера. Но до последнего момента политик уверенно держался в своем кресле.
«Я прошу политиков, которые голосовали за закон, прекратить посещать церкви и обманывать нас, чтобы получить голоса на выборах. Зачем они нам нужны?» — заявил в одной из проповедей митрополит Феотидский Николай.
Еще более радикально и последовательно против политики Ципраса выступают афонские монахи. Святая Гора фактически является государством в государстве, и ее «граждане» имеют огромный вес в общественной жизни страны. Афонские монахи разъезжают по всей Греции с проповедями, выступают на телевидении и даже ведут ток-шоу. К их мнению апеллировали во время дебатов по закону даже члены «Независимых греков» — партнеров премьерской СИРИЗЫ.
«В нашем православном отечестве законодательно и неприкрыто бросают вызов божественному закону», — Священный Кинот (управляющий орган) Афона предрек Греции «катастрофу».
А простые монахи называют греческих политиков иудами — за то, что те выменяли у ЕС скандальный закон на финансовую помощь. И заявляют, что будут «до конца отстаивать» многовековое правило: на Святую Гору допускаются только мужчины.
Впрочем, Элладская церковь официально ведет себя в лучших традициях легендарной византийской дипломатии: то высшее духовенство ругает Ципраса, то на следующий день может пожелать ему «больших успехов во внешней политике». Такое «виляние» раздражает не только Афон, но и простых верующих. А некоторые эксперты даже заговорили о большом церковном расколе.
Интересно, что в 2016 году монахи Афона с радостью приняли Владимира Путина, но не пустили с ним на Святую Гору Ципраса. И если в российском президенте православные Греции видят блюстителя «традиционных ценностей», то свой премьер-министр для них уже «политический мертвец».
В сотрясаемой экономическими неурядицами Греции это может вновь вылиться в массовые акции протеста. Только на этот раз на баррикадах окажутся самые уважаемые в стране люди.
«Церковь уже вступала в конфликты с правительством Ципраса, когда власти резко ограничивали финансирование Церкви в ходе кризиса. Но к падению премьера это не привело. В данном случае ситуация немного другая, так как затронут моральный вопрос, который вступает в явное противоречие с христианским учением, разрушает христианскую идентичность Греции», — полагает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
Православное духовенство уже предприняло «яркий политический демарш» — несколько дней по всей стране в знак возмущения звонили колокола. Кроме того, отмечает политолог, в Греции есть православные общественные движения, которые «играют определенную роль в политике и социальном служении, защищая консервативные ценности».
Так или иначе, православное большинство Греции посылает в Брюссель и Берлин четкий сигнал: если ЕС ударит православных по правой щеке, другая подставлена не будет. Будут баррикады.
Антон Скрипунов
.
.
.