Царский вопрос и народно-архиерейское покаяние выходят на первое место в судьбе России

 Дорогие друзья, предлагаем к прочтению статью нашего постоянного автора Дмитрия Куницкого, написанную в 2019 году, но не потерявшую своей актуальности.

Важнейшим духовным событием уходящего месяца (и одним из главных в целом году) для всей Руси неоспоримо является церковный День памяти святых царственных мучеников царя Николая, царицы Александры и пяти их царственных чад по случаю очередной годовщины их мученической кончины. Отметим отдельно – не просто мучеников, но мучеников-искупителей, принесших умилостивительную жертву за отступивший от Бога русский народ! Да-да, именно так – вопреки всему гвалту, который поднимают так называемые «борцы с царебожниками», которые, по сути, сами являются цареборцами. И вопреки их клевете, заключающейся в приписывании «царебожникам» еретической чуши типа чуть ли не «веры во второе искупление царем Николаем II первородного греха». Впрочем, как правило, прицерковные обновленцы сами-то и не верят и в «первое» искупление первородного греха Христом как «ложное понимание Евангелия».

Но давайте обо всём по порядку. Итак, прежде всего, необходимо осознать, что большинство даже православных людей (не говоря уже обо всех остальных) толком не осознают сущности истории с личностью царя Николая II (хотя большинство простых верующих эту сущность чувствуют сердцем). Ибо в этой личности, связанных с ней понятиях и событиях сходятся многочисленные богословские тайны и истины – и «тайна беззакония», и «мерзость запустения», и учение об «Удерживающем», и весь Апокалипсис, и даже тайна спасения рода человеческого.

Прежде всего, нужно понять, что история со святым царем Николаем и его семьей – ни в коем случае не завершенная история, оставившая нам после себя очередных небесных заступников и очередное поучительное житие. Нет! История 1917-го года, которая, сама по себе, венчала (терновым венцом) предыдущую эпоху истории России как Третьего Рима и страны богоизбранного народа (то есть, Святой Руси), – народа заблудившегося и особенно в лице его первосвященников и князей-старейшин, – а также, вместе с тем, и эпоху «от Рождества Христова» всего человечества и сугубо богооступнической западной цивилизации, – эта история достигла своего апогея, но совершенно не завершилась, напротив, – замерла, зависла в пространстве и во времени! Для русского народа (а во многом – для человечества) 1917 год стал, без преувеличения, годом уподобительного повторения Адамова грехопадения и изгнания из рая в преддверие ада. И так же, как всё человечество после падения Адама живет в застывшем седьмом дне творения (с открытыми дверями в новосотворенный восьмой день), так и Русь: можно сказать, что мы живем в застывшем 1917-м году – в том плененном и порабощенном состоянии (лишь усугубленном) народа, государства и даже во многом самой Русской церкви, в которых они оказались в тот год. Хотя, казалось бы, столько всего произошло за это время! Но не сущностно! Люди не понимают, что космические ракеты, компьютеры, роботы и прочие полезные (да и то не всегда) игрушки – лишь те же самые бытовые приспособления, которые свой яркостью создают обманчивое впечатление неких качественных изменений и переходов (чуть ли не безвозвратных) человечества.

В 1917 году «успешно» завершились «Ренессанс/Возрождение» и «Просвещение» во всем бывшем христианском мире, последним и величайшим очагом которого являлась и является Россия. Европа давно отвергла Бога в себе и повела наступление на Него и Его Церковь по всему миру – в том числе католической и протестантской лжепроповедью на всех континентах, – и главным образом в православной России и против православной России. Запад не устроила простая и одновременно премудрая Истина Христианства, но с презрением к таковой и к самой благодати Божией, «Возрождая» дохристианское язычество, Европа под чутким талмудическо-каббалистическим руководством потомков христоубийц возгордилась падшим умом человека и стала утверждать его «незалежность» и высший примат во всем (рационализм) и его главную «Просвещенную» «мудрость» – самодостаточность человека, его самоценность, высший во Вселенной и неподсудный статус его желаний, удовольствий и земного счастья в его субъективном восприятии (гуманизм). Сатанинская идея свободы и независимости от Бога, Его Заповедей и в целом Его воли при пренебрежительном отвержении Его благодати как ненужной – вот краткая и исчерпывающая формула всей цивилизации Запада, которую легко усваивают (притом на наших глазах) и, несомненно, усвоят и все остальные древние языческие цивилизации. Россия – с находящимися в союзе с ней немногими другими народами и странами (прежде всего, в славянском мире) – единственная, кто могла и была для того, в частности, избрана Богом, чтобы рассмотреть и узреть это искушение и падение Запада, отвергнуть его, обличить его, наконец, противостать ему.

И во многом Святой Руси и Третьему Риму это удавалось, – несмотря на непреодолимое коварство их врага. Удавалось даже после безрассудностей Петра I и последующего «женского» во всех смыслах XVIII века. Но важнейшим условием, частью и органом этого противостояния, – ибо, как известно, даже глубоко верующий человек и народ сами по себе не могут избежать козней дьявола, – был (и есть!) Удерживающий. Коим, наряду со Святым Духом в целом, в общественном измерении является, по учению Церкви, православный Царь-помазанник (в более узком смысле – даже законный царь-язычник и законная государственность как таковая). Благодать удержания от зла себя и окружающего мiра получает не только сам Царь, но и подцарственный народ, которые, своевольно отрекаясь от Помазанника Божья, лишается и соответствующей благодати. Благодать православного царства дополняется и мудрыми достоинствами самого монархического государственного строя, для которого естественным является стремление к торжеству справедливости (а для православной монархии – вообще высокой правды и милосердия), к долгосрочному и даже многопоколенному планированию процветания, к всесословному согласию, к возвышению на всех уровнях и во всех учреждениях людей достойных и лучших, патриотов-государственников. В отличие от демократии и олигархии, которые как раз по своему естеству ведут к обратному.

Однако благодатность православного Царства даже важнее премудрой логики его устройства, ибо основана на духовном, а не душевном начале. Ибо, вспомним: что есть такое демократия? Это утверждение примата власти народа, не говоря уже о том, что даже не народа – а народного большинства в его мгновенных волеизъявлениях, что всегда ведет к олигархическому господству тех, кто этим большинством способен манипулировать. Таким образом, сознательное утверждение монархии народом (как и отдельными людьми) – это самоотречение, признание высшей воли над собой, и, прежде всего, – воли Божьей. То есть, это – смирение. А ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), и снова: «также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5). Соответственно, демократия во всех ее проявлениях (от которых следует отличать участие народа в управлении) – уже по одному своему определению суть противление Богу, которое влечет за собой противление Бога человеку и народу.

Таким образом, поддавшаяся либерально-демократическим умствованиям и посулам значительная часть российской аристократии, затем и интеллигенции, мня себя «просвещенными», «говоря “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”», на самом деле «не знали, что они несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги» (Откр.3:17). И таковыми, в основном, и пребыли сквозь весь XX век по сей самый день. Ко времени революции 1917 года к ним присоединилось и немалое число простого народа: они хоть и не грезили «революцией достоинства» и «освобождения», но относились к монархии чисто потребительски, ожидая от нее выполнения своей демократической, а не Божьей воли. Посему, когда и возник момент испытания (пусть и максимально подогретый извне, когда значительное число патриотов были на фронте), не вступились за Царя и царскую семью, не выступили против бόрзых самозванцев как в былые века. Но сначала решили отсидеться под «свободной» властью масонского Временного правительства, а потом еще и ринулись вслед воинственных сатанистов-большевиков. Дойдя в своем помешательстве до того, что в упор не видели, что костяк «новой власти», почти всю верхушку и особенно в «силовых органах» составляют извечные враги Христианства и русского народа – талмудисты. И, к слову, по сей самый день в упор не видят и не ходят этого видеть, пытаясь найти у таковых правду и патриотизм. Это помешательство и позволило сатанистам (как некогда сатане в раю) решительно, спокойно и безпрепятственно совершить своё ритуальное убийство святого царя, которое их нынешние либеральные преемники пытаются подменить простым расстрелом с захоронением.

Об этом точь-в-точь писал еще полвека назад высоко почитаемый архиепископ Аверкий (Таушев), духовный преемник святителя Иоанна Шанхайского (писавшего то же самое): «Страшная ночь!.. Этой наступающей ночью исполняется точно 54 года со страшного злодеяния, которое совершилось на Русской земле при попустительстве православного русского народа: Увы! Как это ни страшно, как это ни больно, как это ни скорбно сознавать! Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской семьи совершено было нерусскими руками – руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном, беспримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось естественным выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей, начиная с “низов” и кончая самыми “верхами” – высшей знатью. Злодеяние это – совершенно беспримерное в истории не только России, но и всего человечества по своему крайнему напряжению злых сил, по своей невероятной, можно сказать, даже бессмысленной жестокости…

Это убийство было продумано и организовано не кем другим, как слугами грядущего антихриста – теми продавшими свою душу сатане людьми, которые ведут самую напряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова – антихриста. Они отлично понимали [и, добавим, понимают], что главное препятствие, стоявшее на их пути, – это православная царская Россия. А поэтому надо уничтожить Россию православную, устроив на месте ее безбожное богоборческое государство, которое бы постепенно распространило свою власть над всем миром. А для скорейшего и вернейшего уничтожения России надо было уничтожить того, кто был живым символом ее, – Царя православного, нашего благочестивейшего Государя, который был поистине благочестивейшим не только потому, что такова была формула поминовения его за богослужением, но и по-особенному, действительно, благочестивому настроению его подлинно христианской души. Вот почему так ненавидели его особенной лютой ненавистью все эти сатанисты – слуги антихриста, скрежетали зубами на него, клеветали… Изверги рода человеческого уготовили для царской семьи такую ужасную, жестокую, мучительную смерть. Поистине, только сам сатана мог так ополчиться со всею своею злобою на эту благочестивейшую семью и только потому, что она была символом Православной России, символом Святой Руси, которая была оплотом истинной, православной веры для всего мира, для всего человечества. Наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский неоднократно высказывался прямо и решительно, что до тех пор антихрист не придет, пока существует в России самодержавная царская власть, которая “сдерживает бесчинное шатание безбожников”. А когда царя не будет, тогда антихрист и явится».

Но всё это – еще полбеды! Здесь мы переходим к самому ее очагу. Владыка Аверкий опустил в проповеди кое-что весьма важное (о чем он изобильно свидетельствует в других проповедях). Мирской человек слаб и, охваченный мирской суетой, склонен пропускать духовные нападения, поддаваться бесовским внушениям и прельщениям. Поэтому мы находим несуразнейшие заблуждения у православных людей вплоть до великих Смут даже в самые духовные эпохи – типа Московского княжества-царства XV-XVI-XVII вв. Но вот священнослужители и особенно архиереи! Люди, облеченные особой благодатью ведения! Изо дня в день повторяющие вслух и про себя, на Литургиях и молебнах, с амвона и на плацах, евангельские истины и заповеди, имеющие непосредственное отношение ко всему происходившему (как и происходящему ныне) в государстве – прежде всего, о смирении и покаянии, почитании богоустановленных властей (Рим.13:1) и паче всего царской (1 Пет.2:13), о «кротости, алкании и жаждании правды» (Мф.5:5) и персонально каждому епископу (и через него – всем членам Церкви) – о необходимости «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим.2:1-2)! Люди, для которых страх Божий, страх исказить Его слова и волю, казалось бы, должный срастись с дыханием! Которые, конечно, жили в тот период (при царях), когда церковные должности могли манить, сулить вполне обеспеченный достаток (которого, как и «свободы», многим архипастырям и «передовым богословам» всё равно оказалось мало!), – но всё-таки не могли же совсем утратить разум и веру с памятью о посмертном суде и воздаянии! И которые всё же в большом числе, как и предвозвещал преподобный Серафим Саровский, впали в глубокое помрачение!

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13) – сказал Христос сквозь векам многим российским пастырям начала XX века (да и начала XXI века)! Вместо того, чтобы духовно укреплять народ и особенно высшее сословие, далее – строго обличить смутьянов (и обличать их идеи и дела многие годы) и воздвигнуть народ против них (как при Иоанне Грозном, при Минине и Пожарском или при избрании рода Романовых на царствование), они, наоборот, разглагольствовали о «необходимости свободы Церкви от государства» и при первой же возможности надели красные революционные банты, прямо на «торжественном» заседании, страшно сказать, «Святейшего Синода» выбросив протрет царя Николая II, вынеся его Престол из зала Синода и, приветствовав масонское Временное правительство, отслужили за него молебен (уж точно не Богу!) и постановили на богослужениях (!) совершать ектении и молебны за здравие банды Милюкова и Керенского! Не безумие ли?! И ведь очевидно, что случилось оно не внезапно, что оно лишь завершило продолжительный процесс духовного помутнения (в чем можно убедиться, прочтя тревожно-обличительные письма к архиереям еще святителя Игнатия (Брянчанинова)).

Более того, за всё революционное время многие заблудшие пастыри совершенно не вздумали раскаиваться в содеянном! Как известно, даже Поместный Собор 1917-1918 гг. – даже уже при захвате власти ленинско-троцкистскими террористами – был превращен во многом в балаган, на котором львиная доля споров велась вокруг «прав Церкви (то есть, клира) в условиях свободного государства» и распределения финансов. О чем свидетельствовал и сам святитель Тихон, который стал на том соборе патриархом не благодаря, а вопреки собору, – и никогда не стал бы, если бы не чудом сохранившееся решение вопроса о патриаршестве жребием.

Но, быть может, исполнение пророчеств старцев (над которыми вкупе с верящими им и тогда посмеивались «прогрессивные» профессоры академий и даже некоторые епископы) и приход к власти откровенных сатанистов с террором против Церкви образумил церковных либералов? Как бы не так! Напротив, большинство (!) апостольских преемников-участников Поместного Собора поддержали и лично прошли через организованный большевиками обновленческий раскол, а уж решительно отвергли его – и совсем немногие. Ненавистное (в эпоху Империи) «сращивание государства и церкви» их при этом совершенно не смутило.

Теперь мы перейдем, можно сказать, к развязке и самой глубине тайны мученичества святого царя Николая II и его семьи, памяти их и их страданий и притом в связи с нынешним днем, в котором мы живем, с нынешними событиями и их ближайшими перспективами. Ведь правда в том, что при всём вкладе в революцию и цареубийство талмудистов и масонов, подконтрольных им правительств и спецслужб западных держав, местных их вольных и невольных многообразных пособников (гордой вольнодумной аристократии и интеллигенции, жадных капиталистов, мятежных политиканов, бунтарских суфражисток, всевозможных сектантов и раскольников, нацменов-сепаратистов, террористов, обезбашенной черни, раздухарившихся или, напротив, отстраненно взиравших представителей простого трудового народа) главными цареубийцами оказались российские пастыри! И разве впервые в истории! Потрясающе то, что безчисленное число раз прочтя евангельские повествования о Страстной Седмице, они так и не увидели в себе своих прямых коллег и предшественников – фарисеев и непосредственно «предавших Христа первосвященников и начальников наших [тогдашних алексеевых и милюковых] для осуждения на смерть и распявших Его» (Лк.24:20). Именно так: не пилаты и, при всей жестокости и ритуальности, не ленины-свердловы-троцкие, и уж тем более не кричащие толпы иерусалимских обывателей и российских рабочих и крестьян, по сути, предали на осуждение на самую жестокую смерть, соответственно, Христа и царя Николая II! Кстати, происходило свержение царя с предательством Синода в первую неделю Великого Поста, в дни чтения канона Андрей Критского: Господь буквально макал «Святейший Синод» (и с ним весь русский народ) лицами в разведенную ими же либеральную жижу – подобно как на Тайной Вечере Иуду, который также «не восхоте разумети».

Глубочайшее подобие страданий Христа и царя Николая II, их обстоятельств и значения уже отмечено высокой богословской мыслью, хотя и всячески опровергается «прогрессивными богословами», в рационалистическое мировоззрение которых оно решительно не вписывается, а нередко и прямо бередит совесть. Действительно, нет и не было в человеческой истории более подобных на евангельские, нежели события российской революции 1917 года. 2,5 тысячи лет тому назад богоизбранный еврейский народ, народ-церковь, постепенно отступал и отступил от Ветхого Завета, увлекшись «прогрессивными» западно-гностическими идеями и чаяниями, откуда во многом и произошли саддукейство, фарисейство, национализм и гностический оккультизм. И когда пришел Христос и настало решающее мгновение в истории всего израильского народа и человечества, то вместо Спасителя и Мессии, Которого они распознали бы, если бы хранили чистоту веры, они увидели «мешающего жить» нудного (да еще и стрёмного – перед лицом римских властей) нравоучителя. И этими «они» более всего оказались первосвященники, и далее – связанные с ними книжники (ученая интеллигенция) и фарисеи (политические активисты). Они-то ожидали мессию, который придет исполнять их прихоти, приносить им национальную славу и богатство. А тут пришел кроткий Царь, который призвал к самоотречению, смирению. Не к господству над низшими сословиями, а к служению им. Не к господству над другими народами, а к служению им – в проповеди Истины своей верой и жизнью. Который, наконец, намеревался принести себя в жертву, в том числе ради них самих, – жертву, в которой они даже не считали себя нуждающимися.

Всё то же самое вполне необходимо сказать и про царя Николая II и богоизбранный русский народ, попавший под сильное духовное рабство Западу (как, к слову, и ранее и по сей день богоизбранный греческий народ), и его духовных и политических вождей. Бог послал ему в конце времен (тысячелетней эпохи Святой Руси и одновременно перед временем антихриста) такого именно царя, который, несмотря на определенные политические ошибки (также допущенные не без Промысла свыше), был способен своей кротостью, смирением и жертвенностью вывести его из данного рабства, скрепить между собой все сословия и народы Империи и, наконец, духовно поразить окружающие языческие народы. Не говоря уже о том бурном улучшении материальной жизни всего народа, который и происходил в начале XX века (не без препятствий со стороны капиталистов). С одним только условием – чтобы сам народ принял такого царя. Но, в итоге, они – и паче всего архиереи – так же, как и иудейские «первосвященники, которые отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15), говорили: «нет у нас царя, кроме Конституции». Естественно, лукавя: ибо под именем «кесаря» тогда и «Конституции» сейчас они всего лишь скрывали свою собственную волю и свободу жить по ней. Случившееся в 1917 году, как и в 33-м, повторило случившееся за 2900 лет до того: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар.8:7). Нынешние «прогрессивные богословы» выводят отсюда якобы несовершенство или даже богонеугодность монархии. Но Богу была неугодна не монархия, а гордое своеволие и самонадеянность народа, – вот Он им и послал царя Саула, от которого все взвыли. И выли, пока не смирились до «не наша будет воля, а Твоя», и получили святого царя Давида (которого, к слову, также не раз предавали). Вот так и русский народ хотел свободы и получил себе «демократических царей» Ленина, Хрущева, Горбачева и Ельцина. А веками подначивавший Русь и всю Европу к революциям еврейский народ получил Гитлера.

Много еще подробностей следовало бы отследить в духовном историческом подобии и вкупе единстве 30-х и 1910-х годов от Рождества Христова. Но суть такова: как отпавшее от Бога человечество в целом нуждалось в искупительной жертве и покаянно-смиренном принятии этой жертвы, точно так же и вошедший в необратимую стадию духовного разложения (хоть и еще во многом благочестивый – точно как и древнееврейский) русский народ-богоносец (от судьбы которого точно также зависели и зависят судьбы всего человечества) нуждался в таковой искупительной жертве, которая бы одновременно омывала бы кровью накопившиеся тяжелые грехи народа-отступника и одновременно духовно (да и душевно) сотрясала бы сам народ. Как и в случае с Крестом Христовым, вершина грехопадения русского народа премудро совпала и с самой искупительной жертвой его царя – в цареубийстве. И, заметим, царь-богослов Николай II хорошо провидел духовным разумом, понимал необходимость и выражал желание принесение этой «жертвы за Россию», о которой нередко говорил словами: «Если Богу нужна искупительная жертва за грех моего народа, для спасения России, я согласен быть ею! Да свершится воля Божия». «Прогрессивные» богословы оценивают это как некую прелесть святого царя (точно так же оценивали слова и намерения Христа его «прогрессивные» современники!). Но не они ли сами находятся в своей рационалистической прелести (хрестоматийным примером здесь служит история с «крещением на смертном одре» равноапостольного царя Константина)!

Обратимся здесь к проповеди в последний день Царственных мучеников современного русского Златоуста протоиерея Александра (Шаргунова): «Год назад наша Православная Церковь торжественно вспоминала столетие со дня убиения Царя Николая II и его Августейшей Семьи. Но надо, чтобы эта память всегда благоговейно хранилась нами, чтобы мы ясно сознавали, что и как, и почему совершилось тогда, и в свете этого события видели все происходящее ныне с нами, и то, что скоро грядет.

Государь Николай Александрович воспринимается нами сегодня как ангел, посланный Богом на землю накануне апокалиптических бурь в России и во всем мире. Он был дан