Дело митрополита Леонида показало: загнать болезнь внутрь теперь вряд ли удастся
На фото: патриарх Кирилл и митрополит Леонид. Еще недавно они были вместе…
Итак, по делу митрополита Леонида договорились: следующее заседание Высшего общецерковного суда отложено на неопределенный срок. Это означает, что вопрос подвесили. Суд не отменен, но просто отложен. Ясно, что после вмешательства каких-то влиятельных сил установлено равновесие элитных кланов, так или иначе связанных с этим делом.
Разбираться во всем этом сейчас не входит в нашу задачу. Для нас важно напомнить о тех глубинных проблемах нашей Церкви, о которых мы говорили уже давно и которые нынешняя история обнажила со всей остротой.
Прежде всего это искаженное понимание природы церковной власти. В ряде предыдущих работ мы подробно разобрали этот вопрос.
Власть богоустановленного священноначалия имеет харизматическую природу; все мы, люди Церкви, веруем, что в ней проявляется действие Святого Духа. Это, в свою очередь, означает, что восприятие данной власти как сугубо административной, бюрократической (то есть чисто человеческой, лишенной этой божественной составляющей) – явный грех против Церкви. Таким образом, бюрократизация Церкви, когда церковная бюрократия почитает себя и свои распоряжения выше Божией благодати – хуже, чем раскол, это мутация, несущая в себе, по сути, более или менее скрытое богоборчество.
Тенденция к бюрократизации в Церкви всегда была, однако качественно новый этап ее начал митрополит Сергий (Страгородский), который, не обладая харизмой патриаршей власти, а будучи всего лишь назначенным администратором – заместителем местоблюстителя патриаршего престола, стал вести себя так, как будто он был патриархом, избранным собором и поставленным на свое место богодухновенным действием церковной полноты. Таким образом, сергианство с точки зрения экклезиологической – это подмена харизматической власти священноначалия, так сказать, чистой бюрократией, отождествление того и другого.
Следующий важный этап в данном процессе – это деятельность известного митрополита Никодима (Ротова), который произвел настоящую революцию в кадровой политике РПЦ, инициировав назначение на епископские должности людей, хотя и образованных, но часто мало духовных, чуждых духу подлинного Православия, не имеющих самых элементарных навыков монашеского послушания. Именно такие люди с его подачи и под кураторством советских спецслужб часто продвигались наверх. Никодим оправдывал это необходимостью спасать и восстанавливать церковные кадры в период хрущевских гонений. Продвигаемые им назначенцы еще дальше продвинулись по пути бюрократической подмены харизматической власти в Церкви, будучи чистыми администраторами, да при этом еще и с неуемной жаждой власти, как бы это ни прикрывалось рассуждениями про верность канонам и т.п.
Здесь уже приходится говорить о том, что налицо обмiрщвление самой церковной власти, а не просто жизнь по законам «мiра» отдельно взятых людей, будь то клирики или миряне, входящие в состав земной Церкви. Иными словами, перед нами – клерикальный вариант секуляризации, как бы это ни прикрывалось всякими сложными или не очень рассуждениями.
У тех, кто в теме, давно уже навязли в зубах перемещения правящих архиереев, викариев, благочинных, а также простых настоятелей с места на место так, словно они офицеры Советской армии. Стоит где-то сформироваться какой-то живой общине, где связь духовенства и народа являет собой единство любви, а не административного подчинения, как происходит очередное перемещение, и связь эта обрывается. Словно кто-то специально задается целью подменить живой церковный организм бездушным бюрократическим механизмом. При стиле управления, сложившемся сегодня в нашей Церкви, страдают в первую очередь лучшие, те, кто, собственно, своим энтузиазмом и созидает церковную жизнь, а худшие, напротив, процветают.
Важно подчеркнуть, что церковная бюрократия, как и любая другая, лишь потребляет созданный кем-то ресурс, но не создает его, поэтому тотальная бюрократизация, превращение всех (в том числе и иерархов) в винтики гигантской машины «РПЦ» приводит к его, ресурса, полному истощению.
Другая острейшая проблема, которую высветило дело митр. Леонида – это, конечно же, продолжение экуменического сближения с Ватиканом. Даже после того, как папа Франциск, по сути, легализовал внебрачное сожительство гомосексуалистов, одобрив документ о «благословении» гомосексуальных пар, со стороны ОВЦС и других официальных структур РПЦ не последовало никакой реакции! Более того, экуменические контакты продолжаются как ни в чем ни бывало! Остается предположить, что весьма специфическая любовь патриаршего окружения к своим коллегам-экуменистам для них превыше принципов… Добавим к этому общеизвестное: подвергнутый столь странным и несправедливым гонениям митрополит Леонид последнее время весьма недвусмысленно критиковал Ватикан, в том числе и по вышеозначенной проблеме.
Наконец, еще одно «преступление» опального митрополита – его критические высказывания в адрес зарубежных клириков РПЦ, отличающихся особой склонностью к модернизму и неообновленчеству, а также порой высказывающих мнения, весьма далекие от патриотизма. Правильно ли это в период СВО? Вопрос риторический.
Более подробно обо всех этих проблемах читайте в моей новой книге «Как разрушают Церковь: годы спустя», презентация которой состоится в «Кириллице» 6 февраля в 18.00.
Владимир Семенко
.
.