Обращение к патриарху Московскомуи всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Мы с душевной пользой слушаем и читаем Ваши проповеди. Особенно нас вдохновила Ваша проповедь от 6 сентября нынешнего 2024 года на празднике перенесения мощей святителя Петра митрополита Киевского и Московского, Ваши слова в проповеди о Российском Государстве как Удерживающем от пришествия в мiр антихриста (2 Сол. 2:7)

Однако, в своей проповеди 16 июля 2024 года в Успенском Соборе Московского Кремля Вы сказали, что якобы Царь Иоанн Васильевич Грозный якобы собственноручно убил митрополита Московского и всея Руси Филиппа.

Видимо, Вы оговорились или Ваши помощники, готовя материалы для Вашей проповеди, допустили ошибку. Ни один исторический источник, ни один профессиональный историк подобного никогда не утверждал. Более того, относительно недавно, в августе 2021 года, Президент России Владимир Путин на встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей, а затем на Восточном экономическом форуме в том же году справедливо заметил, что недостоверны сведения и о том, что в смерти митрополита Филиппа якобы виновен один из руководителей Опричны Малюта Скуратов. Наш Президент в этом своем выступлении опирался на надежные данные современной исторической науки, основанные на первоисточниках.

Обвинения о якобы виновности опричников в смерти святителя Филиппа первоначально еще в XVI веке выдвигали враги России и Русской Церкви. Это были немецкие бароны, наемники Иоанн Таубе и Эрик Крузе, служившие в русском войске (но не бывшие опричниками, так как они не были православными). Они изменили Царю и перешли на сторону врагов России. В своем клеветническом сочинении, ориентированном на неосведомленного иноземного читателя, они писали о походе Царя Иоанна Васильевича на Новгород в декабре 1569 года несуразную ложь: Царь якобы уничтожил все население города Клина, а в Твери якобы убил 90 тысяч человек, остальных тверичей уничтожил голодом, а святитель Филипп якобы был веревкой задушен Малютой Скуратовым и тело его было утоплено в Волге. Все это явная ложь. Население Твери составляло всего 30 тысяч человек. Ни одна русская летопись не сообщает о каких-то опалах Царя на жителей Клина и Твери. В Новгородскую епархию, где была обнаружена измена Царю, эти города не входили и наказывать их жителей было не за что. Профессор Руслан Скрынников особо отмечал, что отсутствуют какие-либо опальные из этих городов в так называемом Царском Синодике опальных, за исключение одного человека в Клину. А профессор Александр Филюшкин относил сочинения Таубе и Крузе к черному пиару Западных стран во время их войны с Россией за Ливонию. Как известно, честное тело святителя Филиппа не было утоплено в Волге, а с благоговением было захоронено монахами Тверского Отроча монастыря у стен монастырского Успенского Собора, где через 20 лет и были обретены его мощи. То есть, ложью являются все сообщения Таубе и Крузе о действиях Опричного войска в Твери, да и не только в Твери.

Другим источником мифа о якобы состоявшемся убийстве митрополита Филиппа опричниками является сочинение изменника и клятвопреступника князя Андрея Курбского, который именовал священнослужителей Русской Православной Церкви «иереями вельзевула» и требовал подчинения Русской Церкви Константинопольскому Патриарху. Курбский писал, что митрополит был якобы убит в Александровской Слободе или в Тверском Отроче монастыре кем-то из опричников. Курбский же утверждал, что в январе 1570 года в Новгороде опричники якобы убивали по 15 тысяч человек в день. Сочинения изменника Андрея Курбского тоже были частью лживой «пиар-кампании» против России и рассчитаны были на западного читателя. Новгородцы же прекрасно знали, что в их городе живет около 30 тысяч человек. Как установил еще профессор Руслан Скрынников, за изборскую (Псковскую) и новгородскую измены в Царскую опалу тогда попало 1505 человек в Новгороде, Пскове и окрестностях. Последние исследования современных историков (в том числе, Павла Петина) выявили, что в большинстве своем опальные были не казнены, а переселены из этих городов в центральные области нашего государства. Именно изменник Андрей Курбский был автором черной легенды о душевной болезни Царя, которой, конечно, не было, иначе Царь не смог бы сорок лет успешно управлять государством, лично возглавлять успешные военные походы с 1547 до 1577 годов и позже командовать обороной государства, укрепить наше государство так как, по Вашим словам, ни один Царь не укреплял.

На основе указанных двух явно недостоверных и клеветнических источников и попала информация о кончине митрополита в первые редакции жития святителя Филиппа – Тулуповскую и Колычевскую. В наиболее распространенной Тулуповской редакции вина за смерть святителя возлагалась на Малюту Скуратова, а не на Царя. Известная исследовательница этих редакций жития митрополита Филиппа И.А. Лобакова называет их скорее политическими памфлетами, чем агиографическими сочинениями, особо отмечая грубые исторические ошибки в описании московского и тверского периодов жизни святителя Как установил кандидат исторических наук Павел Петин, причина этого в том, что эти сочинения были, видимо, написаны в период шведской оккупации Новгородской епархии в 1611-1617 годах и были призваны опорочить русских Царей с целью приведения к присяге населения шведскому королю.

Сочинитель, беллетрист, масон Николай Карамзин без какого-либо критического разбора вставил все рассказы изменников А. Курбского, И. Таубе и Э. Крузе в свою «Историю Государства Российского» (1823 г.), с тех пор эта клевета на Царя Иоанна Васильевича кочует по страницам многих сочинений либерального XIX и богоборческого XX веков. Лишь в наше время трудами профессиональных историков, профессоров Игоря Фроянова, Александра Боханова, Александра Филюшкина, кандидата исторических наук Павла Петина, историка Сергея Фомина, и ряда других удалось рассеять эту клевету. Исторические первоисточники, не замутненные антироссийской пропагандой, говорят о мирной кончине святителя Филиппа. Об этом пишет келарь Соловецкого монастыря, сопостник митрополита Филиппа в Соловецком летописце конца XVI века Петр (Ловушкин). Имя митрополита Филиппа отсутствует в Царском Синодике опальных. В древнейших рукописных Николо-Коряжемских святцах (1621 г.), в первых русских печатных святцах 1640-х годов, в служебнике 1659 года говорится о преставлении святителя, а не об убиении. В службах святителю Филиппу, составленных в первой половине XVII века и возносившихся в православных храмах два с половиной века, ни слова не звучало в обвинении Царя в смерти митрополита. И только в 1893 году без соборного решения в службу было вставлено о каких-то «свирепствах» Царя и одновременно убрана особая молитва за правящего Царя (Императора Александра III). Именно эти указанные достоверные первоисточники и позволили нашему Президенту Владимиру Путину сделать заявление в августе 2021 года о невиновности Малюты Скуратова в смерти митрополита Филиппа, не говоря уже о том, что Царь тем более не имел к этому отношения.

Ваше Святейшество, Вы как мудрый и сильный руководитель способны признавать и исправлять допущенные неточности, которые бывают у всех. В том числе и выдающихся деятелей. Как это уже было, например, в вопросе об участии Русской Православной Церкви в Критском Соборе 2016 года, когда по Вашему справедливому решению и решению Синода было отменено намечавшееся участие нашей Церкви в этом мероприятии, в котором также отказались участвовать Болгарская, Грузинская, Антиохийская Православные Церкви. Это Ваше решение не позволило Константинопольскому Патриарху поставить под свой контроль Русскую Православную Церковь и позволило изобличить ряд еретических положений в документах, рассматриваемых на Крите в 2016 году.

Мы знаем, что Вы высоко оцениваете деяния Царя Иоанна Васильевича Грозного как государственного деятеля. Мы помним Ваши слова, сказанные Вами в проповеди на освящении храма равноапостольной Марии Магдалины в Майкопе в 2016 году, что «Царь Иоанн Васильевич укрепил Россию как ни один Царь не укреплял». Конечно, Грозный Государь утвердил решение Собора епископов о низложении святителя Филиппа с Митрополичьего Престола, но в смерти его виновен не был. Именно в низложении, а не в убийстве, за Царя Иоанна Васильевича как за своего прародителя каялся Царь Алексей Михайлович при переносе мощей святителя с Соловков в Москву в 1652 году. Именно Царь Алексей Михайлович на Соборе 1666/1667 годов прямо заявлял о невиновности Царя Иоанна Васильевича Грозного в смерти святителя Филиппа, о чем указано в протоколах Собора и Патриарх Никон в этом ему не возражал, хотя спорил по другим вопросам с Царем на этом Соборе.

Просим Вас, дабы не смущать умы православных, публично поддержать позицию и Царя Алексея Михайловича, и современной исторической науки, и Президента России Владимира Путина о невиновности ни Малюты Скуратова, ни тем более Царя Иоанна Васильевича Грозного в смерти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси.

Выражаем Вам сердечную благодарность за Ваши труды во славу Святой Живоначальной Троицы.

Список использованной литературы:

Р.Г. Скрынников «Иван Грозный». М.: АСТ. ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

И.Я. Фроянов «Драма русской истории. На путях к опричнине». М.: Изд-во «Парад», 2007.

А.Н. Боханов «Царь Иоанн Грозный». М.: Издательство «ФИВ», 2013.

Филюшкин А.И. Изобретая первую войну России и Европы: Балтийские войны второй половины XVI века глазами современников и потомков. СПб: Дмитрий Буланин, 2013.

С.В. Фомин «Правда о первом русском Царе». М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2017.

И.А. Лобакова Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб. Дмитрий Буланин, 2006 г.

В.В. Бойко-Великий, П.Г. Петин. «Царь Иоанна Васильевич и митрополит Филипп. Вновь открывшиеся обстоятельства смерти святителя Филиппа». М. РИЦ, 2023 г.

Историк Леонид Болотин

Военный историк Борис Галенин

Кандидат исторических наук Павел Петин

Член Союза Писателей России Нина Карташова

Политолог, православный публицист Игорь Друзь

Руководитель просветительного общества  Евгений Матвейчук

«Царский Венец»

.

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники