Уважаемый Андрей Юрьевич, уважаемые коллеги!
За последнее время в России принято много хороших законов, начиная от запрета пропаганды половых извращений и введения ответственности за фальсификацию истории, до документов стратегического планирования (Стратегия национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, Указ Президента №809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” от 9.11.2022, Указ Президента №314 “Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения” от 8.05.2024 года, Указ №63 “О мерах социальной поддержки многодетных семей” от 23.01.2024 и др.
Казалось бы, все это должно задавать новый вектор государственной политики в сфере регулирования информационного пространства в сторону защиты семейных и иных российских традиционных ценностей. Примером такого регулирования может быть законодательство КНР, где выстроена система государственного контроля за информационной средой во главе с САС- Администрацией киберпространства Китая (национальный интернет-регулятор и цензор Китайской Народной Республики). Основными элементами этой системы является базовый Закон Китая о кибербезопасности (2017 г.) а также Законы Китая о защите несовершеннолетних (2020 г.) где прямо прописаны тотальный запрет порнографии, сцен насилия, азартных игр и др. Напряду с четкой идентификацией пользователей, китайский законодатель предусмотрел ответственность операторов соц.сетей и иных интернет площадок, а также учителей, опекунов и даже родителей которые обязаны прививать детям правильные, с т.зрения китайской политической системы, установки и алгоритмы поведения. Также в Китае есть отдельные законы о патриотическом воспитании, о регулировании интернет-рекламы (для всплывающих окон в Интернете в Китае требуется лицензия САС), о регулирование контента создаваемым генеративным интеллектом и др.
В России, как уже говорилось, законы и тем более документы стратегического планирования в большинстве своем носят декларативный характер, не предусматривая ответственности операторов. Так, в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей есть понятие «деструктивной идеологии», которая противоположна по своей содержательной стороне «традиционным российским ценности», но в остальном законодательстве этот термин отсутствует, равно как и ответственность за насаждение такого рода идеологии. При этом, по оценкам экспертов, в деструктивные течения через информационно-телекоммуникационные сети (далее – ИТКС) сегодня вовлечено от 5 до 14 миллионов аккаунтов российских подростков.
Есть и более конкретные примеры. Так, в частности, П.6 ч.4 ст 11 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» исключает Интернет из сферы действия ст.5 этого закона (возрастные ограничения).
Дословно это выглядит так:
«Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:
1) учебников и…
6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов;»
В результате, например, ВК вообще не ставит возрастной маркировки, а на рекламных постерах по всей стране с Инстасамкой указана взятая с потолка маркировка 12 +. При этом в ВК в открытом доступе находится огромное количество откровенно деструктивного и прямо запрещенного законом контента – достаточно сказать что подтверждение личности пользователей одного из крупнейших ресурсов пропагандирующих порнографию, «порнохаб», осуществляется через логин и пароль от ВК. Учитывая что Минпросвет активно принуждает всех школьников регистрироваться в Сферуме, который работает на базе ВК мессенджера (а его вообще нужно скачивать например на Гугл плэй, где не действуют никакие возрастные ограничения-скажем приложение «все о наркотиках» там промаркировано 3+), данный пробел в законодательстве приводит к тому что Минпросвет втягивает детей в деструктивную и опасную идеологию.
Кстати, хорошим примером тут могла бы послужить политика компании Рутуб – которая не стесняется ставить возрастное ограничение 18+ на свою продукцию.
На наш взгляд (и эта позиция вполне коррелирует с публичными выступлениями Президента, пожеланиями Церкви и родительских организаций, экспертного сообщества и др), если на инф. Платформе присутствует хоть один файл с контентом 18+, вся платформа должна получать возрастное ограничение 18+. Понятно что это не гарантирует защиты детей в автоматическом режиме, но по крайней мере Минпросвет уже не сможет ссылаться на ВК и продвигать его продукты
Еще сложнее ситуация с Яндексом—который вообще никак не ограничивает поисковую выдачу порнографии и т.п. деструктива, притом что технологически сделать это просто и не потребует значительных вложений.
Представляется что и ВК и Я призваны стать отечественными технологическими лидерами, составить конкуренцию зарубежным аналогам, образовать ядро импортозамещения. Однако на практике мы видим, что пользуясь монопольным положением, данные компании не торопятся выполнять задачи в национальных интересах, а в основном руководствуются собственными коммерческими интересами. Мало того, не понятна место и роль этих компаний в обеспечении информационной безопасности страны (особенно в период СВО и санкций), которые они должны занимать в том числе и в соответствии с доктриной информационной безопасности. Мало того, “Яндекс” стал еще и рассадником антироссийских идей среди своих сотрудников, многие из которых выступают против СВО, поддерживают запрещенное в РФ и признанное экстремистским движение половых извращенцев и т.п.. Об этом в частности, свидетельствует недавнее задержание бывшего сотрудника «Яндекса», который финансировал ВСУ и в итоге стал фигурантом уголовного дела о госизмене.
Предложения:
- Необходимо отменить указанный пункт ст. 11 ФЗ 436
- Возрастные ограничения нужно вводить для всех социальных сетей и мессенджеров
- Необходимо ввести изменения в ФЗ о рекламе обязав рекламодателей указывать изображение семьи с не менее чем тремя детьми
- Выйти с инициативой в Государственную Думу о разработке и принятии федерального закона о защите традиционных российский духовно-нравственных ценностей, в котором будет содержаться перечень традиционных ценностей, определение этим дефинициям и раскрыт механизм их правовой охраны.
С уважением, А.Б. Цыганов
.
.