7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
Вместе с праведными Захарией и Елисаветой, и всею Церковью мы радостно празднуем день рождения младенца, предназначенного к исключительному служению Богу и людям. О Захарии и Елисавете в Евангелии сказано, что у них не было детей, и они были уже в летах преклонных. За этими краткими словами — великое страдание. В Ветхом Завете рождение ребенка было Божиим благословением.
Более того, все иудеи надеялись стать отцом или матерью чаемого Мессии. Захария и Елисавета были благочестивы. И они знали примеры бесплодного супружества в Священной истории: прежде всего Авраама и Сарры, родителей Исаака, а также Елканы и Анны, родителей Самуила. Елисавета должна была узнать себя в страданиях Анны. «Что ты плачешь? И отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» — говорил ей любящий супруг. Но Анна была безутешна: «Господи, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и дашь мне дитя, то я отдам его Тебе на все дни жизни его» (1 Цар. 1, 11). Бог вспомнил о ней, и она зачала сына. Такая же молитва не раз, наверное, исходила из уст Захарии и Елисаветы, но, как в случае с Авраамом, Бог, казалось, не слышал их. Бог никогда не спешит. Проходили годы, и надежда их ослабевала. До дня, когда Захария совершал торжественное служение в Храме, и ему явился один из начальников небесного воинства, сугубым образом участвующий в истории человечества — архангел Гавриил. «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются». Так Елисавета узнала радость держать на руках сына. Родители, друзья и соседи, которые собрались в этот день в ее доме, исполнились радости и страха от этого рождения.
Святой Иоанн Предтеча — дитя от Бога, дар Божий, нечаянная радость, обретенная сверх надежды и ожидания. Сознаем ли мы, что всякий ребенок — дар Божий? Благодарим ли Бога за детей, которых Он нам дал? Для всех ли сегодня рождение ребенка — источник ожидания и радости? Прежде чем доставить нам утомление и заботы, новорожденный младенец — весь улыбка. Прежде чем стать трудной обязанностью, он просиявает для нас лучом, открывающим смысл жизни. И первый крик его при появлении на свет — молитва. Насколько желанным является сегодня рождение ребенка для большинства людей? Не слишком ли многие переживают его приход почти как несчастье? Не является ли он помехой — тем, кто разрушает все наши планы? Не в нашей ли стране сегодня без конца говорят о небывалой демографической катастрофе? Каждый день мы переживаем невосполнимые утраты. Не нужны никакие войны, все идет как бы само собой, и слишком многие участвуют в этой кровопролитнейшей войне против собственного народа. Не трудно предсказать будущее страны, прирост населения которой непрестанно сокращается. Никакая нищета не может быть оправданием убийства еще не рожденных детей. Разве в Китае, в Африке, в Азии или в Закавказье живут намного богаче?
Сколько молодых пар откладывают рождение ребенка на неопределенное будущее, чтобы было у них время пожить в свое удовольствие. Пока где-нибудь годам к сорока не увидят, как страшно не достает им в их позолоченной клетке пения этих птенцов, одним своим присутствием непрестанно славящих жизнь. Сколь многие сегодня сознательно отказываются от брака, чтобы избежать ответственности за семью. Мы помним, как в 90-е годы прошлого века (и не только) средства массовой информации вели настойчивую пропаганду свободного сожительства и случайных связей — вместо брака. Хотя каждому ясно, что разрушение семьи — разрушение самой жизни. Одной из величайших трагедий для народа, для человечества является утрата понимания важности и величия рождения ребенка. Дети — благословение небес, дарованное земле. Может ли быть большая радость для семьи и для всего общества? Дети — земные ангелы Церкви.
Что же происходит в доме Захарии и Елисаветы? Как только Елисавета родила, встал вопрос — каким именем назвать младенца. Все советуют назвать его Захарией, по отцу. Кажется, Захарии это должно было быть приятно. Но, несмотря на свою немоту, он отвергает это имя. С твердостью он просит дать ему дощечку, чтобы написать на ней имя, данное Ангелом — Иоанн. И тогда Господь возвращает ему дар слова. Иоанн на древнееврейском значит «Божие благоволение, Божия благодать». Мы знаем, что в Ветхом Завете наречение имени было исполнено глубокого смысла. Бог изменил имя «Аврам» на «Авраам», что означает «отец множества», имя «Иаков» на «Израиль», то есть «сильный против Бога». Он дал Своему Сыну имя «Иисус» — «Спаситель». И не без причины сын Захарии получил имя «Божия благодать». Он — благодать для своих родителей, ибо Бог явил благоволение к их молитвам. Но он прежде всего тот, чье имя открывает, что приходит время, когда Бог явит благодать Своему народу. Сроки ожидания Мессии исполнились, и теперь Он осуществляет превечный замысел Воплощения. Имя Иоанн дает возможность тем, кто постигает его значение, понять, что Бог начинает говорить, и спасение приблизилось. Получая имя, Иоанн ясно призывается Богом для исключительного служения. Захария уже узнал об этом от Архангела. Он будет пророком, подобным Илии, оставившим столь глубокий след в памяти богоизбранного народа. Он будет Крестителем, который «возвратит сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников». Он будет Предтечей, «дабы представить Господу народ приготовленный». И он будет тем малым светом, который приведет к видению «Света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего в мир».
Подобно Иоанну Предтече, мы получили при крещении святое имя. Имя христианина. И наше призвание — в том, чтобы следовать за Господом, Который показал нам самый прекрасный человеческий путь на земле. В очах Божиих мы, христиане, — особые существа в мире. У каждого из нас свое служение и свое предназначение. Замысел Божий о нас не исполняется автоматически, но Господь оставляет нам нашу свободу. В этом смысле, наше имя может быть приглашением следовать по предназначенному нам пути, подобно тому, как Иоанн последовал по своему. Александр — ты будешь «защитник людей», Дария — ты «побеждающая», Евфросиния — ты «радость», Андрей — ты «мужественный». Как бы то ни было, мы должны исполнить свое призвание, и помочь нашим детям увидеть и осуществить замысел Божий о них. Будем внимательны к тому, чтобы не направить их по пути, который не их путь.
Праздник Рождества святого Иоанна Предтечи — по старому стилю 24 июня — один из самых длинных дней года, вершина лета, хотя дни уже начинают идти на убыль. Иоанн — переход между двумя Заветами. Взоры многих устремлены на него, но он направляет всех ко Христу. Потому что он призван также умаляться, с тем, чтобы истинный свет — Христос — воссиял ровно через шесть месяцев после его рождения, и стал расти, подобно тому, как растут дни после самых длинных зимних ночей. Надо, чтобы каждый из нас, какое бы имя он ни носил, мог сказать сегодня со святым Иоанном Предтечей: «Мне должно умаляться, чтобы Христос мог расти во мне».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
.
.