Беседа с иереем Александром Вихаревым о труде, предпринимательстве и церковной жизни
Мы пообщались с батюшкой о жизни сельского прихода и сохранении духовной памяти, о труде и трудничестве, о выборе человеком жизненного пути, о чтении и просвещении посредством книги.
Иерей Александр Вихарев на богослужении в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Лянгасово
Судьбы храма и страны
– Отец Александр, вы являетесь настоятелем Троицкого храма в Пищалье. Расскажите о храме и приходе, который окормляете: чем он уникален?
– Год назад владыка Марк мне дал послушание быть настоятелем храма Святой Троицы Живоначальной в селе Пищалье. Церковь действительно уникальна. Если говорить о начале зарождения церкви и села, то и в Оричевском районе, и на Вятской земле это один из стариннейших приходов.
Так, возникновению самого села Пищалье способствовали верующие жители Истобенска. Там был храм, монастырь, и люди ходили крестным ходом через это место, где еще не было села Пищалья, и в один из моментов икона, которую они несли, вдруг дальше не захотела двигаться. Паломники расценили это как волю Божию, и на этом месте основано село Пищалье. Это была середина XVII века, сейчас селу примерно 360 лет. При его основании была воздвигнута церковь Зосима и Савватия Соловецких. Церковь поначалу была деревянная. Ее несколько раз перестраивали, потому что она ветшала. И в 1801 году было принято решение о постройке каменного храма.
Храм строился достаточно долго. На продолжительное строительство повлияла, конечно, и наполеоновская война, которую вела наша страна, и многие работники – трудники, каменщики – были задействованы на военных действиях, поэтому только в 1821 году храм был полностью достроен и уже открыт, как это известно из архивных источников. Недавно мы отмечали двухсотлетие храма. Уникальность прихода не только в его старине, но и в том, что он неразрывно связан со всем Оричевским районом.
– Каким образом судьбы страны, Вятского края и Оричевского района взаимосвязаны с церковью в небольшом селе?
– Приход храма перенес все трудности нашей страны. Когда в XIX веке храм был выстроен, приход насчитывал порядка 9000 человек, сейчас это даже трудно представить: 4700 мужчин и 4250 женщин. Храм окормлял сто окрестных деревень. Сейчас от них осталось примерно тринадцать-пятнадцать населенных пунктов. И конечно, это был центр сосредоточения вообще всей православной религиозной жизни этого края. На приходе несли служение три священника, один диакон, четыре псаломщика, два хора (для второго хора в храме был сооружен балкон). Церковь была украшением всего Орловского уезда, к которому она относилась.
К сожалению, его не пощадило советское безбожное время. В отличие от храмов близлежащих крупных населенных пунктов в Спасо-Талице, Быстрице, этот храм закрывался на тридцать лет. Он пережил политику Ленина, Троцкого, пережил политику Сталина по закрытию церквей и по уничтожению монастырей, но он не смог пережить богоборческую власть Хрущева. В 1961 году храм был закрыт полностью.
Это, конечно, было не так просто сделать, ведь местные люди не хотели, чтобы закрывался храм, и основные гонения на церковь прошли, при Сталине уже начались послабления для приходов. Но пришел к власти Хрущев и возобновил политику по закрытию церквей. У верующих людей известие о возможном закрытии церкви вызвало стремление отстоять храм, но местные заинтересованные лица пошли на хитрость и нашли из жителей иуд, которые собрали и поставили подписи о закрытии храма. Просьба была удовлетворена, в 1961 году закрыли храм, все иконы вывезли в лес и сожгли, к огромному сожалению.
В других церквах была практика, что иконы при закрытии храма можно было забрать верующим, и спустя годы они возвращались в храм. Но здесь все было сожжено: и иконы, и богослужебные книги. Когда читаешь об этом в документах, сердце кровью обливается. Однако предание оставило нам и историю о чуде. Когда верующие пришли на пепелище после сожжения икон, увидели под грудой пепла одну икону, оставшуюся целой и невредимой. Это была икона святителя Николая Чудотворца. Все-таки Николай Чудотворец не зря считается защитителем и покровителем нашей Вятской земли. К сожалению, сейчас эта святыня также не сохранилось, и где она находится – неизвестно.
В 1991 году храм был уже открыт и передан верующим.
Духовная память
– Расскажите о традициях прихода, которые, возможно, связаны с историей Православия в Пищалье и объединяют прихожан, верующих гостей села, паломников в нынешнее время.
– В этом году мы совершили первый полноценный крестный ход до озера Лопатовского, в окрестностях которого прежде находился женский монастырь, разрушенный при советской власти. Это был красивейший монастырь с высокой деревянной колокольней, несколькими строениями и мастерскими.
Местные жители из села Лопаты само озеро считают святым, берут из него себе воду. Это озеро идеально круглой формы, в нем вода находится в любое время года на одном уровне, не убывает, не прибывает, хотя в него не впадает ни одна речка. Местные жители в прежние времена пытались измерить его глубину, и, как написано в архивных документах, с этой целью они связали шесть вожжей и не могли достать до дна. Поэтому называли его озером без дна. Сейчас, конечно, определили, что глубина озера порядка 35–40 метров. Причиной происхождения считают либо попавший в это место метеорит, потому что оно идеально круглой формы, либо – что оно карстового происхождения, и внизу протекают подземные источники.
В начале XX века там была большая женская обитель, у них были свои мастерские, монастырь находился на самообеспечении. Сестры делали кирпич, заготовляли древесину, но при советской власти монастырь постигла участь многих обителей на Руси. В середине 20-х годов XX века монастырь был полностью разрушен, часть деревянных корпусов раскатали по бревнам и увезли в Оричи, где из них сделали клуб. Всех монахинь выселили, игумению отправили в ссылку, где она и пропала.
Огромную роль в восстановлении памяти монастыря в нынешнее время играют исследовательские труды краеведа Надежды Шевелевой, которая собрала факты об обители, составила список насельниц, которых было примерно 150 человек. Она уже обнаружила имена 90 сестер. Надежда Викторовна каждый год добавляет в свое исследование новые архивные документы.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Лянгасово
И в сентябре месяце мы с паломниками впервые сходили туда крестным ходом от Троицкого храма до монастыря. Путь составил примерно четыре километра, но для всех крестоходцев это стало настоящим молитвенным шествием. Всего паломников было около ста человек, добирались из разных мест. Я очень благодарен всем прихожанам из Мирного, с Филейки, где я служил, из Лянгасово, где я сейчас служу, которые откликнулись пройти крестным ходом и почтить память и монастыря, и сестер обители. Надежда Шевелева, когда увидела, сколько человек приехало, была удивлена, призналась, что не ожидала такого количества паломников. На месте обители мы отслужили панихиду по почившим монахиням. Участием Надежды Викторовны в память об обители и подвижнических трудах монахинь, их страданиях там установлен поклонный крест.
И мы надеемся, что этот крестный ход, который впервые совершили в 2023 году в память о насельницах, живших в монастыре и служивших Богу, продолжится и в дальнейшем. Также постараемся максимально расширить список имен – для восстановления памяти и молитвенного поминовения.
– С именами каких подвижников еще исторически связан приход храма в Пищалье?
– Есть один наш знаменитый односельчанин, который здесь родился и прославил село Пищалье на всю русскую православную землю – это иеросхимонах Сергий (Веснин), автор книги «Записки Святогорца». Он родился в селе Пищалье, закончил Вятское духовное училище. Семен Авдеевич Веснин (иеросхимонах Сергий, в малой схиме – Серафим) уже на Афоне написал свои известные записки о Святой Земле. В память о нем у нас на приходе есть информационная доска, на которой написано, что здесь родился и крестился иеросхимонах Сергий (Веснин).
В планах сделать при приходе музей памяти этого духовного писателя, сейчас пока находимся на стадии обдумывания проекта, собираем документы. Но самое главное, что уже есть архивные материалы и документальные свидетельства. Поэтому надеюсь, что здесь появится музей нашего земляка, который прославил нашу землю на Афоне и по всей Русской земле.
Примечательно, что верующие о нем помнят, современными православными издательствами в наше время переизданы его произведения.
– Каким образом получается восстанавливать церковь в отдаленном от города небольшом селе? Почему и для кого это важно в немноголюдном населенном пункте?
– На данный момент жителей села порядка 100–150 человек. В прежние времена село населяло несколько тысяч человек. Постепенно количество жителей уменьшалось. Еще совсем недавно там была одиннадцатилетняя школа, в каждом классе которой училось по 20–25 человек, а сейчас школа закрыта, детских садиков нет, потому что детей в Пищалье нет. И все же для людей, которые ныне живут в селе, действующий приход очень важен.
Заметил, что храм облагораживает все село и тех людей, которые живут вокруг него. Человек может даже не ходить в церковь, но утром выходит из своего дома – и у него всегда перед глазами храм (а он виден из любой точки села), и человек, взирая на крест на куполе, обращается мыслями к Богу. Даже если он заходит в церковь только по большим праздникам (на Рождество, например, или чтобы набрать святой воды на Крещение), присутствие рядом храма, а значит – и Бога, не может не влиять на него.
Духовная память жива и тем, что на территории прихода находятся могилки служивших прежде священников отца Валерия и отца Гурия, за которыми мы ухаживаем, служим панихиды. В начале 1990-х храм отдали прихожанам, и с 1996 года там начал служить протоиерей Валерий Конев. Он прослужил восемнадцать лет, проживал в селе с матушкой Галиной. В декабре у матушки был день рождения – 85 лет. Я послал ей поздравление в Москву, перед этим мы с ней встретились и говорили о храме, о служении отца Валерия, как они первые начали восстанавливать храм, как матушка пела в холодном храме. После его кончины начал служить игумен Гурий (Родыгин), и уже после его преставления владыка благословил меня трудиться на этом приходе.
В северной стороне от храма находятся семь могилок жителей села XIX века.
Самое главное то, что храм и сегодня живет. Он востребован жителями села, паломниками и родственниками тех, кто прежде проживал в Пищалье. Многие люди пишут мне о том, что сейчас живут в Кирове или Нижнем Новгороде, а у них тут бабушка крестилась или сами они из такой-то окрестной деревни, которая уже не существует. И они все с благодарностью говорят о том, что так рады, что духовная жизнь продолжается, поскольку это память о их близких сродниках и молитва о них. И мечтают побывать здесь, помолиться. Поэтому каждый храм важен и нужен Богу и людям.
Особая благодать
– Ощущаете ли вы помощь Бога, святых, людей в деле поддержания храма, восстановления? Откуда она приходит?
– Без помощи Бога ничто невозможно. Когда я первый раз приехал в этот храм – а это был ноябрьский вечер, быстро переходящий в черную осеннюю ночь, – и я вошел в пустое холодное пространство, меня в некотором смысле охватило уныние. Поначалу я не знал, за что взяться. Но с помощью прихожан, которые меня очень хорошо приняли, работников храма и главы администрации, Марины Васильевны Монако, потихоньку с Божией помощью началось благоукрашение храма. Деятельное участие в жизни храма принимает благочинный – протоиерей Николай Федько. Сейчас храм стал для меня больше, чем родной. Хочется, с Божией помощью, вкладывать всю душу и силы в его возрождение.
И я рад всем прихожанам, с которыми меня свел Господь, и которые сюда приезжают помолиться с Филейки, Лянгасово, Мирного и других приходов. Они все в один голос отмечают, что здесь ощущается особая благодать, чувствуется, насколько храм намолен поколениями прихожан.
Главный придел освящен в честь Троицы Живоначальной, но он холодный и еще очень далек от реставрации. Левый придел – в честь Сергия Радонежского, но мы в нем, к сожалению, тоже не служим. Поэтому богослужения на данный момент совершаются только в правом приделе – в честь Зосима и Савватия Соловецких. Молюсь о заступничестве и помощи Зосиму и Савватию, читаю им тропарь каждое утро, прошу у них помощи в восстановлении храма.
Восстановление храма и прихода
Троицкая церковь в Пищалье
– Можно обозначить то основное, что уже сделано и что предстоит сделать для возрождения храма? Есть ли планы по восстановлению храма полностью?
– Сложно говорить о восстановлении церкви полностью и вряд ли можно назвать храм, особенно старинный, который может быть восстановлен до конца. Если спросить любого настоятеля, даже городского храма, что нужно еще на приходе сделать, он перечислит массу предстоящих дел. Это процесс, который постоянен. Другое дело, что восстановление храма – это в первую очередь приход, когда люди знают, куда и когда могут прийти поговорить со священником, помолиться, попросить о помощи. Это самое главное. Стены можно быстро восстановить, а помочь людям быть с Богом и жить с Ним намного сложнее.
А если отмечать по работам… Конечно, с начала возрождения храма в 1990-х сделано было уже много: в окна вставлены стекла, половина пола залита. В этом году мы заменили иконостас, и то, как он у нас в храме появился, иначе как чудом не назовешь. Прежний иконостас мы перенесли в придел Сергия Радонежского. Иконостас нам пожертвовал настоятель Спасского собора города Кирова иерей Петр Машковцев. В храме на втором этаже собора устанавливается новый, постоянный иконостас, а этот, временный, они нам передали, и самая главная проблема была в транспортировке. Сейчас мы его полностью установили. И он нам идеально подошел, словно и был создан для этого придела.
В планах дальнейшего восстановления первоочередное дело – это утепление, потому что когда наступает зима, то в храме становится очень холодно. Когда был построен храм, по углам его стояли четыре каменные печи, которые отапливали всю церковь. Сейчас все они пришли полностью в негодность. Мы их разобрали. У нас есть одна маленькая печка, но ее мощности не хватает. И мы сейчас сделали еще одну большую железную печь. Даже просили помощи о том, чтобы прихожане нам помогли, кто сколько может, и эта новая печь дает тепла в два раза больше, чем прежняя. У нас сейчас есть две печи, но вопрос тепла остается вопросом первой необходимости.
Хочется восстановить второй придел преподобного Сергия Радонежского и освятить его, но об этом я даже боюсь пока думать.
И конечно же, нам очень помогают трудники, колют, пилят дрова, носят в поленницу, потому что дрова в сельском храме – проблема номер один, их требуется очень много. Когда в первый раз в прошлом году я увидел, сколько заготовлено дров, то подумал, что дров хватит на три-четыре года, но их уже осталась одна треть от того количества. Истопник говорит, что то количество дров, которое уходит за день в печах храма, дома ему хватает на отопление в течение двух недель.
«Труд направлен на упражнение в любви»
Трудники
– На приход несколько раз в год приезжают трудники по заготовке дров. По вашим наблюдениям, что подвигает людей ехать в выходной за дальние километры потрудиться?
– К трудникам у меня очень большое уважение, чувство благодарности. Они приезжают по зову сердца послужить Богу. Самое главное, что люди едут в свой выходной день далеко не в близкий путь. Тратят свое время, силы, а впереди у них снова рабочая неделя. Мы, чем можем, помогаем им в этом добром делании. Кормим горячим, вкусным обедом, который им варим. Я провожу молебен перед работой, всегда рассказываю историю храма. Последний раз мы все вместе поднимались на колокольню. У нас трудятся люди самых разных возрастов, некоторые приезжают с детьми, мужьями, женами. Все приезжают по разным причинам, но у каждого есть что-то свое, сокровенное, почему он хочет приехать потрудиться именно в храм.
Когда я с ними разговариваю, то благодарю их, они благодарят меня и просят приглашать потрудиться снова. Конечно, настолько радостно за людей, радостно видеть их готовность к участию, даже подвижничеству. Мое глубокое убеждение, что сейчас люди стали намного лучше, стали более открытые к добру, к чужой боли и страданиями других людей, более близки к Богу. Может, раньше я меньше сталкивался с такими людьми, но я часто восхищаюсь в беседах с прихожанами, особенно с трудниками, когда узнаю, как они через помощь храму приходят к Богу. А приезжают люди самые разные. Недавно была девушка, которая в первый раз потрудилась, а кто-то участвует в труднических экспедициях годами. Но каждый по-своему приходит к этой поездки и из каждой такой поездки возвращается преображенным. И каждый приходит к Богу своим путем.
– О чем чаще всего спрашивают батюшку участники экспедиций? Каким темам посвящаются беседы?
– Стараюсь общаться с трудниками регулярно, и они сами готовы к диалогу со священником. Часто бывает так, что человек просто не хочет говорить или ему не хватает в миру времени на общение со священником. А здесь, наоборот, другая ситуация. Люди сами хотят поговорить. Подчас ищут какого-то совета, чтобы священник помог разрешить сложный вопрос.
Темы различны. Многим интересна история храма, история прихода, которая многогранна. В последний раз, когда мы поднимались на колокольню, откуда видна вся округа, звонили в колокол, у всех был детский восторг, незабываемое впечатление. Показываю им старые росписи, которых, к сожалению, очень мало. При безбожной советской власти, когда в 1961 году был закрыт храм, соскоблили изображения ликов святых, евангельские сюжеты. И я вначале думал, что росписей вообще нет, но при внимательном рассмотрении нашел несколько уцелевших фигур: изображения Архангела Михаила, других ангелов, святых. Я показываю трудникам эти росписи, рассказываю про них. И каждый раз возникает особенная тема для беседы.
Трудники
– Если вернуться к вопросу труда, любой труд – физический, интеллектуальный, духовный – требует от человека внутреннего напряжения, вложения сил, знаний, навыков. Почему же человеку так важно трудиться?
– Как мы знаем из книги Бытия, Богом в раю дана человеку заповедь: возделывать сад и хранить его. Уже в раю человек трудился, это было возделывание Эдемского сада и сохранение его. И постоянный труд заповедован человеку Богом. В то же время, как сказал Афанасий Великий, Адам создан Богом не для того, чтобы трудиться, а чтобы быть, самое главное, человеком, а уже после этого он пришел к заповеди о труде.
Труд, конечно, составляет основу человеческого существования. Противоположностью труду является леность, а леность – это грех. И человеку невозможно не трудиться, потому что как человеку необходима ежедневная пища, так необходим ежедневный труд. Например, в монашеской аскезе труду отводится главная и ключевая роль, потому что именно через труд человек приобретает терпение, смирение, воздержание. Неслучайно на латыни есть выражение: «Ora et labora» – то есть «молись и трудись».
И мне еще нравится мысль Василия Великого о том, что труд должен быть направлен не на стяжание богатства, но на упражнение в любви. Это часто забывается в нынешнее время, потому что в современном обществе есть установка, что богатство – это главное, к чему должен стремиться человек: быть успешным, независимым, свободным. Свободным от чего? Если мы трудимся только для обогащения себя, не забывайте, что мы служим греху. Мы запутываемся в сетях греха, когда мы трудимся только для денег. Потому что деньги ради денег опустошают человека, он становится жестким, у человека развивается эгоизм, ощущение вседозволенности. Деньги нужно правильно распределять в жизни, чтобы они приносили добро. А через грамотное управление деньгами приходит понимание, что если Господь дал тебе большие деньги, значит, Он поверил, что ты можешь грамотно распорядиться ими, используешь для помощи кому-то, для каких-то добрых дел и не будешь замыкать богатство на самом себе.
– Как вы отметили, труду противоположно состояние лени. Есть ли такое понятие, как «лень», в духовном измерении? Чем чревато продолжительное «ничегонеделание», когда это не время отдыха, а образ жизни?
– У Питера Брейгеля есть картина «Страна лентяев». И на этой картине он изобразил дерево с яблоками – плодами, а под этим деревом лежат несколько человек, и они просто лежат с открытым ртом, ждут, что эти плоды упадут им в рот. Лентяй – это вообще активный потребитель, его главная цель – брать, не созидая. То есть он хочет брать, ничего не давая взамен. Грех лени в христианстве – это нежелание использовать те таланты, которыми Господь наделил каждое Свое Творение для Своей радости.
И если разбираться, то по большому счету лень – стремление к смерти, в то время как труд – это радость к жизни, которая является противоположностью лености. Поэтому леность – это опять же обманка дьявола, это его искушение, которым он показывает человеку, что можно малыми усилиями или вообще отсутствием их достичь многого.
Лени бывают подвержены все христи